Студопедия — УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ.






В предыдущих главах учебного пособия мы анализировали основы философии: предмет философии и ее функции, категорию материи и ее основные свойства, рассматривали сознание как высшую, свойственную лишь человеку, функцию идеального, активно-преобразующего отражения действительности. В данной главе мы рассмотрим диалектику как учение об универсальных связях и развитии, выступающее всеобщим философским методом познания и преобразования действительности.

Диалектический анализ положения дел в современном обществе позволяет осознать объективную необходимость реформирования всей его социально-экономической и политической структуры, определить значимость взаимосвязи объективного и субъективного факторов в жизни страны, определить задачи каждого коллектива, выработать научно-обоснованные решения по всем вопросам социально-экономического и духовного развития Российской Федерации.

Диалектика - наука. Это означает, что она выступает систематизированным знанием, основные компоненты которого находятся в определенном соотношении друг с другом. Отсюда вытекает необходимость выяснения исходных понятий, основных звеньев диалектики и связей, соединяющих их в единую развивающуюся систему. Это важно в плане дальнейшего развития диалектики как науки. Рассмотрение диалектики как системы предполагает определение ее основ, т.е. характера законов, категорий и принципов, раскрытие их взаимосвязи и взаимообусловленности.

 

 

7.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА.

 

При рассмотрении объективного мира мы исходим из принципа материалистического монизма. Данный принцип предполагает в качестве основы мира - единое материальное начало. Признание материальности мира не исчерпывает всей глубины содержания научной философии.

Другим важным вопросом, разделяющим философов на два лагеря (диалектики и метафизики), является вопрос: «Находится ли мир в движении, изменении, развитии, или в нем преобладает покой, устойчивость, неизменность»?

Понятие диалектики (от греч. dialektike techne - искусство вести беседу, рассуждать) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения ученой беседы, приводящей к истинным определениям понятий. Вслед за своим учителем Сократом, Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей. Софисты придали термину «диалектика» извращенный смысл, называя диалектикой искусство представлять ложное и сомнительное истинным. У Г. Гегеля диалектика - это своеобразный и единственный метод познания, противоположный метафизике.

В истории философии сложились три основные формы диалектики.

1. Наивная диалектика древнегреческой философии.

В ней - зародыш последующего, более широкого понимания диалек-тики как учения о движении, развитии. Ярким представителем наивной диалектики являлся древнегреческий философ Гераклит, который трактовал развитие мира как борьбу двух начал: борьба добра и зла, любви и ненависти, огня и воды, воздуха и земли. Мир представлялся ему в образе «живого огня» или потока (реки), в убегающие струи которого нельзя «войти дважды». Его диалектике присущи идеи становления, единства и борьбы противоположностей. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, превращения в свою противоположность. В этом подвижном мире со временем все утрачивает прежние черты, переходит в свою противоположность: влажное высыхает, а сухое становится влажным; переходят друг в друга холодное и горячее, живое и мертвое и т.д.

Постановка диалектических проблем имеет место и в философии Зенона из Элеи, которого Аристотель называл «изобретателем диалектики». Зенон поставил проблему выражения движения в логике понятий. Так, в частности, он показал, что понятие движения содержит противоречия: прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного.

Выдающиеся умы активно искали ответы на вопросы о характере развития, стремились выразить данный процесс в понятиях. Аристотель даже предпринял попытку свести философские понятия в определенную систему. Вклад античных мыслителей в разработку диалектики получил высокую оценку философов более поздних эпох.

Несмотря на разнообразие взглядов, присущих представителям античной философии, для их воззрений характерны: диалектичность, стихийность и мифологизированность. И это не случайно: научные знания и диалектика вместе с ними только начали отделяться от мифических представлений и оформляться как наука. Этот процесс быстро развивался в процветающих государствах того времени, какими были Древний Египет, Греция, Римская империя.

Развитие диалектики продолжалось и в средние века, однако смена рабовладельческого строя феодальным во многом прервала диалектическую традицию.

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии.

Данная форма диалектики связана с формированием немецкой философии конца XVIII – первой половины XIX в. В работах И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля диалектика развивалась на идеалистической основе и превратилась в универсальный метод познания. В рамках идеалистической философии они стремились преодолеть односторонность метафизичности, выразить противоречия реальности через противоречия мышления. Диалектический характер самого мышления был подробно исследован И. Кантом.

В наиболее систематизированной, ясной и полной форме идеалистическая диалектика была выражена в немецкой философии Г. Гегелем. В его философской системе диалектика была способом конструирования мира из первичной по отношению к нему, развивающейся абсолютной идеи. «Диалектикой мы называем разумное движение, в котором такие кажущиеся совершенно раздельными определения переходят друг в друга через самих себя, через то, что они есть», - отмечал он. Именно у Г. Гегеля диалектика получила наиболее полное, систематическое развитие и содержала в себе то «рациональное зерно», которое было критически усвоено и творчески развито представителями материалистической диалектики.

Развитие - основной принцип диалектики Г. Гегеля. Развитие, по его мнению, возможно только потому, что оно содержит в себе противоречие. Вследствие этого основу его диалектики составляет учение о противоречии как жизненной силе всего сущего. Однако развитие в гегелевской диалектике есть саморазвитие понятия. Г. Гегель сформулировал основные законы диалектики (противоречия, количественных и качественных изменений, отрицания отрицания) и определил ее категориальный ряд (причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, возможность и действительность, тождество и различие, сущность и явление, логическое и историческое, свобода и необходимость и т.д.).

Важную роль в развитии диалектики сыграли русские революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Они, правда, не создали систематизированного учения о диалектике, но правильно поняли ее методологическое значение.

 

3. Материалистическая диалектика.

Значительный вклад в ее разработку внесли К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на идеи Г. Гегеля о диалектике как методе познания, а также на достижения античной диалектики, диалектические взгляды философов Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, они их переработали практически и создали учение о всеобщей связи и развитии объективной реальности.

Для данной формы диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, вещей, процессов бытия в их взаимосвязи и развитии. Если в идеалистической диалектике мышление и его движение выступает творцом действительности, то в материалистической - движение природы и общества представляет собой объективный, закономерный и реальный процесс развития.

Характерными чертами материалистической диалектики являются: универсальный характер диалектики, ее распространение на всю объективную действительность, на все формы бытия (природу, общество и мышление), наличие объективной и субъективной диалектики.

Объективная диалектика - это связи и отношения окружающей действительности, которые существуют объективно, вне и независимо от нашего сознания.

Субъективная диалектика - это процесс и результат отражения объективной диалектики в сознании человека. Это - отражение в сознании объективных законов движения, развития и взаимосвязи материального мира. Субъективная диалектика является лишь идеальным отражением диалектики материального мира, объективной по своей сущности; это диалектика мышления, диалектика духовного мира в целом.

Объективная диалектика существует извечно. Субъективная же диалектика формировалась исторически в соответствии с законами объективной диалектики. Отсюда вытекает единство законов бытия и мышления, их совпадение по содержанию и различие по форме. Это два ряда законов, которые по сути - тождественны, а по своему выражению - различны.

Иными словами, объективная диалектика (движение природы и общества) определяет субъективную диалектику (движение понятий).

Диалектика - есть наука о всеобщих связях и наиболее общих законах развития бытия и мышления. Диалектика - не просто теория, учение, это еще и метод творческого осмысления всех граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика как метод определяет отношение субъекта к действительности, представляющей собой процесс непрерывных, взаимосвязанных изменений.

В настоящее время термин «диалектика» употребляется в следующих четырех измерениях:

учение о развитии;

учение о всеобщей связи;

теория и методология познания;

метод мышления, противостоящий метафизическому методу.

Диалектика как наука выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются:

1. Функция всеобщей теории развития.

Диалектика стремится понять саму сущность развития, установить характерные черты развития. Главная задача при этом - выяснить источник, движущие силы, понять механизм развития окружающей нас действительности.

2. Функция теории познания.

Теория познания материалистической диалектики раскрывает характер и уровни процесса познания, указывает на безграничность познания человеком объективной реальности.

3. Функция диалектической логики.

В этой функции диалектика охватывает две группы проблем: с одной стороны, анализирует соотношение содержания и формы мышления (содержание мыслительной деятельности человека - объективно, форма этой деятельности - субъективна), а с другой стороны, изучает систему методов познавательной и практически преобразующей деятельности (определяет методы и формы научного познания, способы постижения истины).

Рассмотрение функций диалектики дает нам возможность утверждать, что диалектика применима к теории развития, теории познания и логике мышления. В этом состоит суть важнейшей черты материалистической диалектики - единство диалектики, логики и теории познания. Это единство заключается в совпадении их основного содержания, их законов, принципов и категорий. Однако каждая из них изучает бытие и познание под своим определенным углом зрения, поэтому имеет свои особенности. Диалектика вскрывает наиболее общие законы всякого движения и развития, взаимосвязь явлений и процессов действительности. Теория познания исследует эти же законы как законы познавательной деятельности. Диалектическая логика стремится свести все законы и категории в единую систему, показать их роль как орудия, метода познавательной и преобразовательной деятельности людей. Диалектическая логика теоретического познания имеет своим содержанием именно законы диалектики.

Альтернативой диалектике выступают метафизика, догматизм и релятивизм. В древней философии складывается противоположное диалектике направление, получившее в XIX веке название метафизика.

Метафизика - учение, понимающее мир как неизменный в своей основе.

Метафизический взгляд на мир был высказан философами элейской школы в Древней Греции (VI - V вв. до н.э.): Парменид, Мелисс Самосский.

Понятие «метафизика» также имеет греческое происхождение. В переводе на русский язык оно означает: «то, что идет вслед за физикой». Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н.э.), стремившийся расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной связью, так озаглавил группу трактатов, помещенных в собрании сочинений после «Физики». Так как в этих трактатах (т.е. в «Метафизике») излагались рассуждения Аристотеля об умозрительно постигаемых началах бытия, то впоследствии возник обычай обозначать понятием «метафизика» все подобные рассуждения. Вплоть до конца XVIII в. термин «метафизика» применялся как название такой философии, в которой исследуются якобы высшие, недоступные органам чувств, выходящие за пределы опыта начала всего существующего.

С XIX в. под метафизикой стали понимать концепцию развития, противоположную диалектике. Метафизический метод мышления характеризуется абсолютизацией устойчивости, повторяемости в развитии. Процесс познания рассматривается как простая непротиворечивая последовательность количественных изменений (увеличения или уменьшения) и изучения объекта вне богатства его взаимосвязей с окружающим миром.

Метафизический тип мышления представляет собой также продукт обыденного человеческого мировосприятия, ибо люди обычно имеют дело не с миром в целом, а с отдельными его явлениями, событиями и предметами. Метафизика - тот тип мышления, который достаточно четко предполагает определенную сферу анализа, обычно не очень широкую. Метафизика вполне отвечала потребностям развития человеческих знаний до тех пор, пока их не попытались объединить в целостную картину мира. С этого момента возникли первые вопросы, на которые метафизическое сознание не давало уже удовлетворительного ответа. Диалектическое сознание могло выйти на первый план, оттеснив метафизическое, тогда, когда человечество избрало предметом своего анализа мир в целом, а не его отдельные части (вторая половина XIX - начало XX вв.). Метафизика, рассматривающая в первую очередь собственно явления, а не их всеобщую связь, анализирует ряд предметов последовательно, и ход ее использования дискретен в той же мере, в какой дискретны познаваемые объекты.

В эпоху бурного развития механики, статики, динамики, теории упругости, когда аналитический этап исследования был связан, главным образом, с описанием и классификацией явлений (XVI - XIX вв.), господствовал метафизический метод. Он был актуален как у естествоиспытателей (И. Ньютон, Б. Паскаль и др.), так и у философов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Р. Декарт, Г. Лейбниц и др.).

Отмечая положительные моменты метафизического метода, необходимо видеть и его слабые стороны, которые проявляются со всей очевидностью при исследовании широкомасштабных явлений, процессов, резких и быстрых качественных изменений. Жизнью доказано, что метафизический способ мышления и метод познания оказываются малоэффективными, и поэтому неприемлемыми при появлении новых открытий, при больших и глубоких переменах в стране, в обществе в целом или отдельной сфере его жизни. В то время, когда происходящие изменения уже не могут быть объяснены с позиций устоявшихся традиционных взглядов, выход из трудностей может быть найден благодаря диалектическому пониманию происходящего и возможных перспектив на будущее. Поэтому не случайно возрождение диалектики совпало по времени с периодом значительных изменений в различных областях жизни общества.

Вместе с тем следует признать, что, как в обществе имеют место отрезки эволюционного развития и эпохи социальных революций, так и в науке существуют, сменяя друг друга, периоды преобладания диалектического и метафизического типов познания. Отличительной чертой нашего времени является неуклонное взаимопроникновение диалектики и метафизики.

Одним из конкретных проявлений метафизического метода служит догматизм.

Догматизм - это тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производятся без учета конкретной реальности, места и времени.

Гносеологической основой догматизма выступает одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютности момента при одновременном игнорировании ее относительности. Для догматизма характерны: жесткое противопоставление взаимосвязанных сторон процесса, отрицание компромиссов и переходных состояний. Жесткое следование определенным подходам и принципам без учета вновь возникших внешних и внутренних факторов их реализации, в конечном счете, неминуемо приводит к нежелательным последствиям. Особенно это характерно для таких динамичных процессов, как военное дело и спорт.

Альтернативой диалектики выступает также релятивизм.

Релятивизм - принцип, состоящий в абсолютизации момента изменчивости и отрицании относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма заключены в отказе от признания преемственности в развитии. Релятивизм может оказывать негативное влияние при решении теоретических и практических проблем.

Материалистическая диалектика как наука - это довольно сложное по своей структуре учение, представляющее собой совокупность принципов, законов и категорий.

Исходные принципы диалектики - это наиболее общие представления о мире и требования к его познанию, основополагающие идеи, научно выведенные правила подхода к постижению явления. «Исходными» они являются лишь в относительном смысле. Это - не только плод умственной деятельности человека, но и результат длительного практического и теоретического познания мира. Статус принципов диалектики подтверждается всей совокупной общественно-исторической практикой, достижениями естественных, технических и гуманитарных наук. К ряду диалектических принципов относятся также принцип развития и принцип всеобщей связи.

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.

 

Принцип - (от латинского «principium» - начало, основа) - первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.

В науке представлены различные подходы к пониманию принципа как категории:

1. принципы - исходные положения теории, учения, науки, мировоззрения, т.е. универсальные положения, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности;

2. внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности; норма поведения и деятельности;

3. основная особенность устройства механизма, прибора.

Материалистическая диалектика рассматривает предметы и явления в изменении, движении и развитии. Развитие нередко считают простым синонимом изменения. Однако этот процесс более сложный. Изменения могут носить количественный характер.

Развитие - особый тип изменений, закон существования, изменение всего сущего. В этом значении оно выступает в диалектике в виде научного принципа, предполагающего особый вид изменения (движения), являющегося необратимым и включающим в себя обязательно качественные преобразования. Развитие - это связь состояний предмета во времени, т.е. это проявление всеобщей связи, изменение мира. Но не каждое изменение есть развитие, поэтому важно выяснить содержание и соотношение понятий движение, развитие, прогресс и регресс.

Движение - наиболее общее понятие, отражающее любые изменения действительности независимо от их характера, направления и результатов.

Развитие - особого рода изменение, которое предполагает определенную направленность, необратимый характер, тенденцию восхождения от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие - не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи», «Вселенной в целом». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретной системы нет никакого развития. О развитии материи (Вселенной в целом) можно говорить, подразумевая под этим бесконечное множество возможностей к новообразованиям, заключенным в материи.

Развитию как высшему типу движения присущи, по мнению Д.И. Грядового, следующие особенности:

- системность и структурность;

- саморазвитие и противоречивость;

- направленность и поступательность;

- преемственность и повторяемость на новой качественной основе;

- взаимный переход количественных и качественных изменений;

- отрицание старого и появление нового;

- разнообразие конкретных видов и форм;

- временные характеристики (как жизнедеятельность объекта);

- развитие есть процесс;

- историзм.

Полярность диалектики и метафизики в Новую эпоху выражается, прежде всего, в противоположности двух концепций развития: метафизической и диалектической.

Метафизика:

- понимает развитие как уменьшение или увеличение, как повторение ряда замкнутых качественно неизменных состояний (циклов), закономерно сменяющих друг друга («движение по кругу»);

- уделяет недостаточное внимание источнику движения, движущей силе, т.е. не понимает или отрицает внутренние противоречия как источник развития всего бытия (природного, социального, духовного);

- абсолютизирует в ряде случаев количественные изменения путем отказа от признания качественных изменений материального и духовного мира;

- занижает роль и значимость всеобщей взаимной связи явлений в мире, т.е. рассматривает предметы, явления, отдельные фрагменты бытия вне их неразрывной связи;

- отрицает историческое развитие, что зачастую принимает форму категоричного антиисторизма.

 

Диалектика:

- понимает развитие, идущее по спирали, как повторяющее уже пройденные ступени, но на новой качественной основе, на более высоком уровне («отрицание отрицания»);

- рассматривает внутренние противоречия как причину, источник развития; дает ключ к пониманию «самодвижения» всего сущего;

- признает взаимный переход количественных и качественных изменений; дает ключ к пониманию «скачков», уничтожения старого и возникновения нового;

- утверждает взаимосвязь и взаимозависимость всех сторон каждого явления и между явлениями, которые дают в совокупности единый закономерный процесс развития мира;

- признает единый процесс прогрессивного исторического развития природы и общества.

Процесс развития в философии понимается диалектически: не как простое, гладкое, чистое изменение от низшего к высшему, а как внутренне противоречивый процесс с зигзагами и отступлениями, движением вспять, временным отклонением в ту или иную сторону. Такое представление о процессе развития находит выражение в категориях прогресс и регресс.

Прогресс - категория, обозначающая те изменения, которые выражают движение от низшего к высшему, от старого к новому, более совершенному.

Регресс - категория для обозначения движения вспять, возврата к прежним формам, нисхождения к предшествующим ступеням развития.

Соотношение прогрессивного и регрессивного проявляется по-разному: прогрессивное в целом развитие связано с регрессом в частностях, с временным движением назад (контрреволюции, установление реакционных диктатур, милитаризация общественной жизни, в том числе и спорта). Развитие в военном деле имеет свою специфику: детерминированность социальными факторами, а также его вынужденный характер. В историческом процессе развития философской мысли сформировались две концепции развития: диалектическая и метафизическая. Определенный рубеж между концепциями составляет различное понимание источников движения и развития, характера изменений и развития, направленности, форм и тенденций развития мира.

Принцип развития требует от познающего субъекта при исследовании всех явлений:

применять процессуальный подход, который также называют

историческим или диалектическим;

опираться при процессуальном анализе всех явлений на соот-ветствующий понятийный аппарат в виде таких основных терминов, как: «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и др.;

учитывать действие основных законов диалектики таких, как:

развитие путем становления и разрешения внутренних противоречий; действие в процессе развития механизмов перехода количественных изменений в качественные; развитие через отрицание и др.;

выявлять в ходе развития противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и т.д.

Методологический смысл диалектики состоит в том, что она, устанавливая подвижность, изменчивость всех предметов и явлений, стремится сделать таким же и наш процесс познания.

Научный анализ явлений и процессов действительности предполагает их рассмотрение в движении, изменении и развитии. В каждом предмете, процессе при его исследовании всегда можно обнаружить остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего.

Физическая культура имеет дело, прежде всего, с развитием физических возможностей людей, физического состояния населения в целом. Она переживает этап особенно интенсивного развития, связанного с бурным развитием общества, с последствиями научно-технической революции. Поэтому принцип развития имеет большое значение для исследования физкультурной деятельности. Все специфические методы физической культуры выступают по своей сути и содержанию конкретизацией и развертыванием этого методологического принципа.

При этом под развитием понимается движение от низшего к высшему, от простого к сложному, переход к новому, появление таких черт, которые дают возможность развивающемуся предмету совершать процессы, недоступные ему в его прежнем состоянии. Физическая культура имеет дело с физическим, телесным развитием человека, с формированием у него новых качественных характеристик, делающих его способным совершать предметно-двигательные действия, недоступные ему раньше. Физическое развитие выступает как развитие отдельных людей, из чего складывается физическое развитие широких общностей - классов, народов, всего человечества.

Виды и формы развития разнообразны: рост, размножение (филиация), деление целого на части (дифференциация), объединение разрозненных частей воедино (интеграция, синтез), преобразование низшего в высшее (трансформация). В физической культуре имеют место все виды развития. Простым примером развития может служить физический рост человека в детстве и юности.

Задача физической культуры при этом состоит в обеспечении наиболее благоприятных условий для такого роста, в их рациональной организации, основанной на знании объективных законов биологического роста организма, в создании условий для максимального проявления этих законов.

К такому же виду развития можно отнести и количественное увеличение числа физкультурников в результате охвата физической культурой все более широкой массы людей. Филиация и дифференциация проявляются в создании новых физических упражнений и видов физической культуры путем их усложнения и последующего деления. Так, из единой в прошлом гимнастики выделились: спортивная, художественная, производственная и т.п. Из единого бега - бег на различные дистанции. Имеет место и противоположный процесс - интеграция, объединение, синтез разных упражнений и их видов в единый вид, примером чему могут служить многоборья. Это весьма перспективный вид развития физической культуры, обеспечивающий всесторонность физического развития людей. Происходит и преобразование, трансформация одних упражнений в другие.

Важнейшими требованиями диалектического принципа развития к теоретической и практической деятельности специалиста в сфере физической подготовки и спорта являются:

- рассмотрение системы физической подготовки войск с точки зрения ее непрерывного изменения и развития;

- подход ко всем процессам и явлениям действительности конкретно-исторически;

- обеспечение непрерывности управления, руководства социальными процессами в военном деле, в физической подготовке войск.

Принцип развития неотделим от принципа всеобщей связи.

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

 

Принцип всеобщей связи отражает единую основу, универсальную взаимосвязь и взаимообусловленность явлений действительности. Он нацеливает на выяснение этой единой основы и многообразных связей между явлениями. Сущность принципа всеобщей связи выражается категориями связь, отношение и взаимодействие.

Связь - это исходная, одна из самых общих и поэтому трудно определяемых категорий. Она служит для обозначения любой формы соединенности, взаимозависимости предметов и процессов. Связь - специфическое отношение, выражающее взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени.

Отношение - категория для обозначения частного класса связей, позволяющая видеть не только родство, единство, но и обособленность, различие в предметах, процессах и явлениях.

Взаимодействие - категория, которая служит для обозначения прямой и активной формы связи тел и явлений, в результате которой осуществляется их взаимное изменение.

Общая характеристика категории «связь»:

1. объективность связей их бесконечное многообразие;

2. всеобщий, универсальный характер связей.

Существование, возникновение и исчезновение связей - объективная закономерность движущейся материи. В мире существует всеобщий, универсальный характер связей. Нет такой области действительности, которая не была бы связана с другой областью. В природе, обществе и мышлении человека встречаются в бесконечном многообразии виды связей, которые классифицируют по различным основаниям.

По материальному носителю выделяют: механические, физические, химические, биологические и социальные связи.

По характеру формы бытия материи связи подразделяются на пространственные и временные (исторические).

Исходя из характера и содержания связей, выделяют: существенные и несущественные связи, необходимые и случайные связи, прямые и косвенные связи.

Исходя из закономерностей возникновения, развития и функцио-нирования процессов и явлений, выделяют:

а) генетические связи, выражающие законы возникновения явлений, их родство, (связи между родителями и детьми, между войной и политикой; между системой социально-политических и экономических отношений и организацией физической подготовки и спорта в обществе и в Вооруженных Силах РФ).

б) структурные связи - связи между элементами определенной системы, (совокупность связей в системе производственных отношений, характеризующих экономическую сферу общества).

в) причинные связи - причинно-следственные связи, когда одни явления вызывают другие (связь между взрывом заряда и полетом снаряда).

г) функциональные связи - связи, которые обеспечивают нормальное функционирование явлений и процессов (связи между элементами политической надстройки в обществе; между должностными лицами в системе управления и др.).

Познание многообразных связей и умение использовать их в интересах дела является одной из важнейших задач военных кадров в их познавательной и практической деятельности. Диалектический принцип всеобщей связи нацеливает специалистов на всестороннее рассмотрение явлений и процессов в физической подготовке войск, требует обеспечить системный, комплексный подход к военному делу, к решению любых научных и практических задач. Данный принцип ориентирует их на познание закономерностей военного дела, на творческое использование военными кадрами познанных законов в своей практической деятельности.

 

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ЗАКОНА.

 

Содержание исходных принципов диалектики находит конкретное выражение в законах диалектики.

Закон - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие порядок строения и функционирования, тенденции возникновения и развития явлений и процессов.

Законы диалектики носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, явлений. Однако следует учитывать, что законы науки представляют собой абстрактное и обобщенное отражение законов действительности. Они характеризуют связи, отношения как бы в чистом виде, в некоторой изолированности друг от друга. Поэтому законы науки отражают действительность, как правило, неполно. В этом смысле всякий закон науки узок и нуждается в постоянном дополнении, уточнении, развитии.

В учебнике «Основы философских знаний» Д.И. Грядовой выделяет следующие характерные черты закона:

- закон является формой всеобщности;

- закон выражает необходимые связи;

- закон выражает существенные связи;

- закон беднее явления, зато он глубже, чем явление, раскрывает внутреннюю сущность процессов;

- закон выражает устойчивые, постоянные связи;

- законы природы и общества имеют объективный характер.

Многообразие различных видов отношений, взаимосвязей, взаимодействий в реальной действительности - объективная основа существования многих видов законов, которые классифицируются по тому или иному основанию (критерию).

По области действия законы подразделяются на законы природы, законы общества и законы мышления.

По характеру отражения форм движения материальных систем: законы механики, законы физики, законы химии и социальные законы.

По степени общности законы подразделяются на частные, общие и всеобщие законы.

По тому, какую сторону объекта они характеризуют, выделяют: законы структуры (строения), законы функционирования и законы развития.

По механизму детерминации различают законы: динамические и статистические, причинные и непричинные; по статусу в научном познании, значимости и роли: основные и неосновные, эмпирические и теоретические и т.д.

Законы диалектики выступают в первую очередь как законы развития. В научной литературе наряду с категорией «закон» употребляется понятие «закономерность». Это близкие, но неоднозначные понятия. Закон выступает как определенная сторона закономерности, а закономерность - как совокупный результат действия законов. Закономерность - есть подчиненность явления в своем развитии действию некоторой совокупности законов. В этом и состоит суть закономерности развития явлений. Закономерность выражает общую тенденцию процесса, тот факт, что в его основе лежат законы. Категория «закон» конкретизирует представление о закономерности.

Научно-обоснованное руководство войсками, высокая боевая готовность, физическая подготовленность личного состава воинских частей к выполнению служебно-боевых задач могут быть обеспечены только на основе глубокого знания и использования диалектики, законов вооруженной борьбы с учетом глубоких преобразований, происходящих в военном деле.

Физическая культура как сложное социальное явление также функционирует и развивается в рамках определенных законов, среди которых можно выделить:

закон социально целесообразного развития физической культуры;

закон свободного взаимодействия интересов участников физкуль-турной деятельности;

закон повышения эффективности физкультурной деятельности;

закон взаимообусловленности продуктов физкультурной деятельности и потребности в них;

закон справедливого возмещения затрат физкультурной деятельности;

закон возвышения потребностей.

В физической культуре действуют две разновидности объективных законов: биологические и социальные. Это обусловлено тем, что изменения, происходящие в организме человека, носят биологический характер, а цели, достигаемые в результате формирования физической культуры личности - социальны.

Физическая культура в своем функционировании и развитии зависит от ряда факт







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия