Студопедия — Проблема бытия и небытия в истории философской мысли.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема бытия и небытия в истории философской мысли.






Бытие – одна из важнейших категорий философии. (Слово «бытие» происходит от глагола «быть»). В современной философии существует два значения «бытия». В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания; а в широком – это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя».

Итак, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория, математика, религия или законы.

Бытие имеет свое противоположное понятие – небытие. И если бытие – это все, что существует, то небытие – это все, чего нет. Как соотносятся между собой бытие и небытие? Это философский вопрос! Элейский философ Парменид отвергал существование небытия: существует только то, что существует, а несуществующего нет. У Парменида бытие лишено движения; оно не возникает и не уничтожается, оно не имело прошлого и не имеет будущего, оно только в настоящем. Такого рода утверждения кажутся странными, так как вокруг происходит движение, возникновение и уничтожение разных предметов и явлений, как в природе, так и в обществе. Рядом с нами постоянно рождаются и умирают люди. Но у Парменида была своя логика рассуждений. Говоря о бытии, он имел в виду не ту или иную вещь, а бытие в целом. Кроме того, он полагал, что двигаться (быть в движении) – значит переходить из одного места или состояния в другое. А «другое» для бытия - это небытие. Небытия нет. Значит бытию некуда двигаться, не во что изменяться, значит оно всегда только есть, только существует.

Этот тезис можно по-своему защищать и оправдывать. С теоретической точки зрения, если под бытием иметь в виду только сам факт существования мира, природы, то да, мир существует и только существует. Но если выйти за рамки этой констатации, то сразу же попадаем в конкретный мир, где движение – всеобщий атрибут (неотъемлемое свойство) материи, субстанции, природы.

Философским противником Парменида был Гераклит из Эфеса. Он в противоположность Пармениду основное внимание уделял движению. Мир – это космос, не созданный никем из богов и никем из людей, он был, есть и будет вечно живым огнем. Вечность мира, вечность бытия для Гераклита несомненна, как и для Парменида. По Гераклиту, бытие и небытие неразрывны. Одно порождает другое, одно переходи в другое. «Смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, смерть воздуха – рождение огня и обратно», - говорил Гераклит.

Более поздние философы (Левкипп и его ученик – Демокрит) постарались преодолеть противоречия в учении и бытии и разработали концепцию атомизма. Атомы – это неделимые частицы. Все тела складываются из атомов. А то, что между атомами – пустота, т.е. то, что их разделяет. Пустота – условие существования многого и условие движения.

Однако в к. V в. до н.э. в древнегреческой философии большое развитие получили другие философские системы – идеалистические. Так, в философии Платона все перевернулось: материя была сведена до уровня небытия. Истинно сущим бытием было объявлено бытие идей. У Платона, реальный, исторически сложившийся мир, в котором живет реальный человек, - это отражение мира идей, это мир общественного сознания. Бытие последнего существенно отличается от бытия природных и созданных человеком материальных вещей. И можно было бы высоко оценить заслугу Платона в выделении мира идей, если бы он не отделил его от человека и не перенес бы на небо.

Средневековая эпоха – это время господства религии (теологии). Религиозная философия выделяла две принципиальные формы бытия: 1) бытие Бога, вневременное и внепространственное, абсолютное, надприродное бытие и 2) сотворенная им природа. Иначе говоря, главными видами бытия провозглашались творящее и сотворенное. Бытие и небытие, бог и человек – соотношение этих понятий определяло собой решение многих других философских проблем. Длительное господство религиозной идеологии, относительная слабость материальных учений в средневековье приводили к тому, что в течение длительного исторического времени даже в материалистических учениях бытие общества рассматривалось идеалистически, т.е. первичным (определяющим) считались идеи.

Принципиально иная ситуация сложилась в 40-е – 50-е гг. XIX века. В это время К.Маркс и Ф. Энгельс разработали основы диалектического материализма и сформулировали принципы материалистического понимания истории. В философию было введено новое понятие – «общественное бытие». Оно означает собственную, внутреннюю основу существования и развития общества, нетождественную его природной основе. Возникнув из природы и на основе природы общество представляет собой образование, которое живет своей жизнью (как бы надприродной). Появляется новый, прежде отсутствовавший, тип законов развития – законов саморазвития общества и его материальной основы – материального производства.

Таким образом, в ходе истории философы по-разному толковали бытие и его формы. В XX веке сложилось понимание трех форм бытия:

1). Бытие природы (вещей, процессов, состояний).

2). Бытие социальное (общества в целом и бытие отдельного человека).

3). Бытие духовное, идеальное (подразделяется на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное – надындивидуальные его формы).

Следует отметить, что существуют они только в абстракции, в теории для удобства анализа, чтобы лучше понять специфику этих явлений.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 4261. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия