Архитектурно-пространственная среда.Архитектурно-пространственная среда выставки должна быть своеобразным коммуникативным пространством, местом встреч и общения людей. При этом ставятся три основные задачи: показ достижений, обмен информацией и обмен опытом. По планировочной структуре можно выявить следующие типы построения выставочной экспозиции: - регулярное осевое; - радиально-кольцевое; - свободно-живописное. Выставочные павильоны, как правило, небольшие, площадь хранилищ определяется в зависимости от характера выставляемого материала. Постоянно меняющаяся экспозиция — главное отличие выставок от музеев. Требования осмотра выставочной экспозиции — те же, что для экспозиционных и выставочных залов музеев. Блок хозяйственных помещений выставок более развит, чем блок этих помещений в музеях: в его состав входят крупные мастерские (столярная, слесарная) для монтажа экспозиции. По пространственной структуре можно выявить следующие типы выставочных зданий: - централизованные отличаются компактностью плана и функционально - децентрализованные состоят из отдельных блоков, дифференцирующих Объемно-планировочное решение выставок должно выполняться таким образом, чтобы обеспечивать изменение тематики, должно быть гибким, предусматривать в случае необходимости расширение пространства павильона. На выставках, как правило, предусматривается принудительный график движения, исключающий пересечение встречных потоков. Высота павильонов не регламентируется, высота обслуживающих помещений выставок — 3,3 м. Объёмно-планировочное решение постоянно действующих выставочных павильонов должно обеспечивать возможность изменения тематики (универсальное использование пространства) и числа экспозиций (гибкая внутренняя планировка). Планировка выставочного здания должна отвечать тематическому плану, характеру экспонатов и замыслу экспозиционного показа, обладать рациональной организацией, чётким функциональным зонированием и обеспечивать простоту ориентации посетителей. Взаимосвязь помещений характеризуется интенсивностью и регулярностью потоков посетителей и персонала (рис. 6,7,8). Постоянная взаимосвязь между помещениями с интенсивными потоками требует их близкого и удобного взаиморасположения без пересечения с другими потоками. К этой группе связей относятся: 1. Вестибюль, экспозиционные залы; 2. Связь внутри группы экспозиционных залов. Эпизодическая связь: 1. Экспозиционные залы, хранилище; 2. экспозиционные залы, администрация; 3. Экспозиционные залы, мастерские.
4.2. Приёмы размещения экспонатов Одинаковые предметы и их частые повторения оказываются утомительными. Контрастное сопоставление предметов или групп предметов всегда интересно и способствует сопоставительному восприятию. Значение ведущих экспонатов может быть подчёркнуто их местом в зале, на стенде, стене. Сочетание различных по высоте, конфигурации, объёму и освещённости экспозиционных залов способствует обострению внимания посетителей. В этой связи важно использование природных условий – ориентации, рельефа, зелёных насаждений. Тесная связь выставки с окружающей средой, открытые экспозиционные площадки расширяют возможность экспозиции. Чтобы выделить отдельные экспонаты, подчеркнуть их значимость вокруг них оставляют большое пространство или располагают изолированно от других, исключённых из поля зрения, предметов. Это способствует концентрации внимания на определённых объектах показа. Для выявления характерных объектов, создания чёткого различия между предметом и окружением, между формой и фоном у объёмных предметов используются светотеневые эффекты, у плоскостных – контраст по яркости и цвету.
4.3. Требования к освещению экспозиционных помещений: − защита светочувствительных экспонатов от разрушающего действия света; − направленность основного светового потока на выставочную зону, что достигается правильным расположениям источников света (светопроёмов) по отношению к экспозиционной площади; − постепенное возрастание освещенности от зоны циркуляции посетителей к местам размещения экспонатов; − устранение отблесков от экспонатов; − ограничение ослепляемости зрителей; − обеспечение большей яркости экспонатов относительно фона (рис.9, 10).
|