Студопедия — Основные принципы буддизма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные принципы буддизма






Впоследствии буддизм распространился по всему Востоку. В Японии буддизм называют букке. В Индии эта религия не нашла особенно широкого распространения. Во-первых, мировоззрение, предлагаемое в буддизме, противоречило установке, связанной с традиционной системой варн. Во-вторых, официальные власти индийских государственных образований не способствовали развитию буддизма в Индии. Однако буддизм привлёк множество людей в Китае, Шри-Ланке, Корее, Японии, странах Юго-Восточной Азии. В этих регионах буддизм очень сильно повлиял на культуру народов. Собственно говоря, неторопливый ритм жизни является своего рода следствием убеждения людей в том, что в мире всё повторяется, возвращается на круги своя, а поэтому нет смысла торопить события. Понятие милосердия в этих культурах также своеобразное. Если существу по его дхарме положено страдать, то не имеет смысла облегчать его страдания.

Тем не менее у буддистов редко можно встретить агрессивное поведение. Распространению буддизма способствовало не только его толерантное отношение к другим религиям, но и понимание того, что каждый человек индивидуален и у него есть возможность достичь просветления. Следовательно, проповедник, беседуя с человеком об учении Будды, должен уважать собеседника и учитывать его индивидуальные особенности. Что касается нравственно-эмоциональной сферы, то в буддизме господствующими оказываются понятия терпимости и относительности, с позиций которых нравственные предписания не всегда являются обязательными и могут быть нарушены при определённых условиях. В буддизме нет развитых понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного, а наглядным отражением этого является отсутствие в буддизме чёткой грани между идеалами религиозной и светской морали. Данные факторы привлекли к буддизму многих людей. Адептов буддизма насчитывается примерно 250 миллионов человек.

Буддизм, возникнув в среде индуизма, достаточно много взял из доктрины этой религии. Так, буддизм перенял идею закона кармы и сансары. Закон сансары, или перерождения, в буддизме называется бхавачакра.

На стенах буддистских храмов по-прежнему можно увидеть изображение бога Ямы, который держит в руках «колесо жизни». В некоторых трактовках учения Будды бог Яма является властелином подземного мира. Несмотря на внешне ужасный вид, Яму не следует называть злым божеством. Вообще, для буддизма понятия злого или доброго божества не имеют существенного значения, поскольку жизнь человека определяется его собственными поступками, а боги лишь направляют человека на тот путь, который он сам себе предначертал своими помыслами, словами и действиями. Более того, боги и духи сами подчинены закону кармы. Иногда на рисунках в «колесе жизни» можно увидеть змей, кусающих друг друга за хвосты. Такая комбинация нарисованных фигур обозначает то, что одни грехи порождают другие, обуславливая перерождения человека. Голову бога Ямы украшают пять черепов. Они символизируют страсти человека, от которых он зависит. Именно из-за своей привязанности к страстям индивид оказывается подчинённым закону бхавачакры, и его жизнь, как колесо, оказывается в руках бога Ямы, который не выпускает душу человека из цикла перерождений, отправляя её на следующий круг жизни, так или иначе наполненной болью и страданиями. В центре «круга жизни» изображены петух, змея и свинья, символизирующие похоть, злобу и невежество. Именно эти страсти наиболее губительны для человека. В среднем круге бхавачакры изображены шесть миров бытия: мир богов; мир асуров (полубогов, воюющих между собой); мир людей; мир животных; мир претов (голодных духов); мир ада. В каждом мире есть свой Будда, проповедующий путь к спасению.

В таком круге невозможно представить себе вероятность сохранения вечного постоянства. В буддизме обращается внимание на то, что в мире всё обусловлено и изменчиво. Ум, являясь непрерывным потоком сознания, сохраняет впечатления пережитых страстей и желаний. От характера последних зависит форма будущего перерождения и, соответственно, суть изменения. Даже душа человека после смерти частично разрушается и перерождается в соответствии с помыслами и поступками самого индивида. В данном случае важно учесть то, что буддизм рассматривает жизнь как выражение различных дхарм – потоков нематериальных частиц. Сочетания дхарм определяют сущность материи. После смерти организма происходит рекомбинация дхарм.

Чтобы уйти из цикла перерождений, Будда предложил своё учение, в котором первостепенное место занимают «четыре благородные истины»:

1. Всё существование человека наполнено страданиями. Соответственно, центральная этическая категория буддизма – это сострадание ко всему живому. Особенная развитость идеи сострадания отличает этику буддизма от остальных религиозных и философских учений (например от христианства, где на первом месте стоит чувство любви, а первая и вторая новозаветные заповеди начинаются со слова «возлюби…»; или же от ислама, где всякий человек, прежде всего, должен быть покорным воле Аллаха, от которого зависит всё мироздание). Так, если в буддизме индивид достигает просветления посредством своих сил, то в исламе человек заслуживает спасения, которое, однако, осуществляется не самим правоверным, а исключительно Аллахом.

2. Страдания имеют свою причину, связанную с привязанностями людей к жизни в этом мире.

3. Страдания порождены самим человеком, а значит, им же могут быть преодолены и устранены. Для прекращения страданий необходимо избавиться от желаний и страстей.

4. Избавиться от желаний и страстей можно в том случае, если соблюдать «восьмеричный благородный путь». На этом пути человеку необходимо руководствоваться: правильными взглядами; правильными намерениями; правильной речью; правильными действиями; правильным образом жизни; правильными усилиями; правильным осознанием; правильным сосредоточением. Таким образом, этот путь включает в себя культуру поведения, культуру мудрости, культуру медитации. Культура медитации представляет собой систему упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения и просветлению. В культуре поведения провозглашены общие принципы морали. Культура мудрости заключена в знании четырёх благородных истин.

По учению Будды, любой человек, соблюдая эти истины, способен стать Буддой, то есть достигнуть просветления. Тем не менее не все люди, ставшие Буддами, уходят из сансары. Некоторые остаются для того, чтобы проповедовать путь к просветлению и спасению. Такие люди называются бодхисаттвами.

Для того чтобы понять путь к спасению, необходимо выполнять такие условия:

1. Полагаться на смысл, а не на рассудок.

2. Полагаться на Изначальную Мудрость, а не на обычный ум.

3.Полагаться на абсолютную истину, а не на относительную истину.

4. Полагаться на учение, а не на личность.

Таким образом, несмотря на значительную роль наставников в постижении учения, буддизм акцентирует внимание на индивидуальной, субъективной, рефлексивной активности человека.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 404. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия