Студопедия — Представления о человеке в иудаизме
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Представления о человеке в иудаизме






В иудаизме представления о человеке очень сложны. Антропологические установки иудеев стали отправной точкой в развитии христианской антропологии и детально изучаются не только в рамках иудаизма, но и в школах иных религий, прежде всего, православия, католичества, протестантизма. Анализ антропологических концепций иудаизма входит в учебную программу духовных учебных заведений как католических, так и православных.

Первым тезисом иудейской антропологии является то, что человек, как и весь мир, был создан Творцом. Причём человек создавался из души и уже сотворённой материи. Животные вбирали в себя исключительно материальную природу; ангелы – духовную природу; человек – и материальную, и духовную. Таким образом, человек является частью предметно-материального мира и вместе с тем возвышается над ним. В данном случае, говоря о жизни человека, можно согласиться с древнегреческим философом Фалесом, который одним из первых дал определение жизни, согласно которому жизнь – это имманентное свойство материи, которая существует сама по себе и вместе с тем одушевлённа. Однако в Торе понятие человек обозначено через слово Адам. Это имя происходит от слова адамыземля. Слово Адам на иврите состоит из трёх букв: א «алеф», с которой начинается слово, переводимое как Бог; далет и мем образуют слова дам кровь. Поэтому можно сказать, что Адам – это бог, облечённый в плоть и кровь. С этой установкой связано представление о призванности человека к богоподобию и святости. Как сказано в Библии, «будьте святы, потому что Я свят» (Левит 11:45). Создание человека завершает сотворение мира и придаёт ему смысл.

Тварность человеческой природы указывает на то, что человек имеет причину своего бытия. Причём акт сотворения человека не был чем-то обязательным и неизбежным, соответственно, человека могло бы и не быть. Стало быть, человек – открытое существо, которое не может мыслиться самим по себе, то есть безотносительно к каким-либо внешним категориям, а смысл его жизни, хотя и обращён на личное духовное совершенствование, но всё же трансцендентален. Специфика человеческой свободы лежит не столько в себе и для себя, сколько в бытии для другого.

Наиболее значимые термины языка Ветхого Завета, применяемые к человеку, – это nephes, basar, ruah, leb. Понятие nephes использовалось в значении горло, то есть связывалось с жизненно важными физиологическими функциями дыхания и питания (Исход 5:14). Также это слово относится к раненому человеку (Книга Пророка Иеремии 4:10). Впоследствии этот термин стали употреблять касательно индивида, который находится в нужде или опасности, а потому просящему о помощи (Псалом 41:2). Таким образом, nephes – существо одновременно и нищее, и обладающее желаниями, удовлетворение которых является вопросом выживания. В целом в библейской традиции под словом nephes следует понимать существо, не способное дать самому себе жизнь и не могущее сохранить её для себя.

Понятие basar свидетельствует о целостности человеческого тела (Числа, 8:7) и о его слабости, ограниченности, зависимости от внешней среды (Иеремии 17:5-7). Именно через тело (кожаные ризы) человек оказывается уязвимым и смертным в материальном мире. Более того, часто из-за телесных ощущений индивид оказывается подвластным греху. Это слово применяли только к живому человеку, то есть к тому, в котором есть nephes (желания). Иначе говоря, термин basar применяется к человеку как к таковому во всей его целостности и единстве множества элементов его природы.

Термин ruah обозначает дыхание, жизненную силу, которую Бог вдохнул в человека. Благодаря ruah человек онтологически имеет связь с Богом.

Чётвёртое понятие – leb – означает сердце человека, представляющее собой источник чувств, воли, стремлений к познанию, решимости. Leb соотносится с совестью человека, которая сокрыта для других людей, но доступна только для взгляда Бога (Притчи, 15:11).

Основные идеи, заложенные в природе человека, предполагают свободу выбора форм поведения и ответственности за свои поступки. Причём человек несёт персональную ответственность. Так, в Танахе описывается случай, где показывается, как пророк Иона по воле Бога сообщил жителям Ниневии, что они через 40 дней будут уничтожены за свои беззакония. Жители не стали ссылаться на вину других людей, а попытались оправдать себя. Далее они стали молиться о спасении, и Бог сохранил им жизни.

В данном случае поднимается вопрос о покаянии. Собственно говоря, человек в покаянии просит прощение за то, что своими действиями противоречит тому духу, которым наделил его природу Господь. На иврите покаяние произносится как тшува. Это слово имеет значения возвращения и ответа. Таким образом, человек, отойдя через грех от Бога, в покаянии возвращается к Нему и несёт перед Ним ответственность. Надо отметить, что в иудаизме была развита идея индивидуальной ответственности как в религиозном, так и в правовом смыслах.

Тшува состоит из осознания греха; из принятия решения об его исправлении; из принесения извинений и возмещения ущерба; из благих деяний.

В иудаизме также признаётся то, что мир сей несовершенен, он устроен так, что полностью изолироваться от нечистого невозможно, даже если человек и не совершает личного греха. Так или иначе, но в мире существуют болезни, смерть и, следовательно, есть больные, нуждающиеся в лечении и в прямом контакте с ними; существуют трупы, которые надобно хоронить и, соответственно, прикасаться к ним. Женщина естественным образом рожает ребёнка, значит, в ней нет девственности (абсолютной чистоты), и она при родах страдает. В самих по себе этих явлениях нет личного греха, но они свидетельствуют о несовершенстве физического мира, в котором живут люди. Поэтому эти естественные для животной природы, но не естественные для человека – образа Божия – явления, должны сопровождаться обрядами очищения. Данные обряды описаны в Торе (Левит 5:2-3, Левит 11:25-47, Левит 12:2-7, Левит 13:2-59, Левит 14-15).

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 379. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия