Студопедия — Научно-методическое руководство народным художественным творчеством. История зарождения и развития центров народного творчества. Функции научно-методической деятельности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Научно-методическое руководство народным художественным творчеством. История зарождения и развития центров народного творчества. Функции научно-методической деятельности.






Структура научно-методического руководства НХТ:

Федеральный уровень: Государственный Российский Дом народного творчества

Субъект РФ: Областной Центр народного творчества

Муниципальный уровень: районный или городской центр народного творчества, сельский дом народного творчества

Основными направлениями деятельности Центров народного творчества являются:

· Сбор первичной фольклорно-этнографической информации;

· Взаимодействие с носителями народной культуры, методическое и организационное содействие с целью обеспечения сохранности их опыта;

· Паспортизация, архивирование, систематизация и обеспечение доступа к систематизированной информации по фольклору;

· Пропаганда и популяризация опыта традиционной культуры, обеспечение конституционных прав граждан на пользование национальным достоянием;

· Учебно-методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений по направлениям использования народных традиций;

· Защита прав носителей и исполнителей традиционной культуры, разработка и применение нормативов деятельности по сохранению и использованию народных традиций, экспертиза культурных проектов в этой сфере.

Организационно-методическая деятельность:

· Архивация и паспортизация фондов;

· Выпуск научных, методических разработок, информационных материалов и пособий;

· Проведение учебно-методических мероприятий (семинары, мастер-классы, конференции);

· Проведение фестивалей фольклорных исполнителей;

· Проведение выступлений фольклорных коллективов (концерты, творческие встречи, мастерские, лаборатории по фольклору);

· Организация этнографических выставок;

· Проведение массовых народных обрядовых действий.

Из истории ГРДНТ: становление и развитие методической службы народного творчества России:

Поленовский Дом – первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Вокруг академика живописи В.Д.Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов. На средства В.Д.Поленова и при поддержке мецената С.И.Мамонтова для этой работы был сооружен необычный особняк, торжественно открытый в 1915 году. Деятельность Поленовского Дома не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. В Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Деревенский театр». 30-е годы – время формирования разветвленной централизованной структуры партийно-государственного управления культурой. К середине 30-х годов складывается и система головных органов и учреждений методического руководства художественной самодеятельностью. Сферы влияния четко разграничиваются: селом ведает ЦДИСК (позднее – ВДНТ им. Н.К.Крупской), художественной самодеятельностью профсоюзов – отдел культуры ВЦСПС, армейской самодеятельностью – Центральный Дом Красной Армии им.М.В.Фрунзе, некоторые из них имели соответствующие подразделения на местах – в республиках, краях, областях, военных округах. В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им.Н.К.Крупской В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. А в 1958 ВДНТ был переменован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.

В 1978 году вышло в свет постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества», которое среди прочих нововведений наметило объединение ДНТ с методкабинетами и создание на этой основе научно-методических центров народного творчества и культурно-просветительной работы с возложением на них методического руководства.

80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. В

1992 году на очередном совещании директоров Д(Ц)НТ было принято решение об образовании региональных ассоциаций домов (центров) народного творчества, которые успешно действуют по сей день. Это было вызвано необходимостью сплотиться, объединить всех коллег вокруг центра – ГРДНТ - и создать локальные объединения по региональному принципу, которые дадут возможность оперативных контактов и интеграции.

Функции научно-методической деятельности:

а) информационно-аналитическая деятельность (подготовка информационно-аналитических справок, методических материалов о деятельности учреждений культуры культурно-досугового типа, состоянии и перспективах развития различных направлений культурно-досуговой деятельности и народного творчества, мониторинг культурно-досуговых предпочтений населения, разработка положений массовых мероприятий, программ семинарской учебы, создание банка лучших сценариев культурно-досуговых учреждений области и т.д.);

б) Информационно-методическая, консультативно-методическая помощь (разработка нормативных документов (положений, сметной документации), сценарного материала, проведение учеб, семинаров, практикумов, и т.д.)

в) Издательская деятельность (подготовка к изданию научных и методических сборников по традиционной народной культуре, народному творчеству и культурного-досуговой деятельности разработка и издание методических

 

14. Нормативное обеспечение народной художественной культуры: Уставы, Положения, Инструктивные письма. Структура нормативных документов. Значение документов в развитии народного творчества.

К нормативным документам относится Федеральный закон «О народных художественных промыслах», который регулирует правовые отношения в области народного творчества.В нем говорится о том, что народные художественные промыслы представляют собойнеотъемлемое достояние и одну из форм народного творчества народов Российской Федерации.К нормативным документам относятся Уставы. Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Уставы имеют общественные организации (добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.). В Уставе должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Уставы имеют все учреждения культуры, дома, центры народного творчества.Типовой устав учреждения культуры содержит:- общие положения (на каком основании создано учреждение, форма организации, наименование, кто является учредителем или собственником, функции и полномочия);- предмет и цели деятельности учреждения;- организация деятельности, права и обязанности учреждения;- управление учреждением;- отчетность и контроль за деятельностью учреждения;- изменение типа, реорганизация и ликвидация учреждения.Существуют различные виды положений.Положение как нормативный акт, устанавливающий порядок образования, структуру, функцию, компетенцию, обязанности и организацию работы. В текст типового положения положения включаются такие разделы, как общая часть (преамбула), основные функции, права, порядок образования и организации работы и др. в зависимости от характера положения (Примерное положение о доме (дворце, центре) культуры, доме (центре) народного творчества, доме ремесел, доме фольклора, национально-культурном центре, Примерное положение об информационно-методическом центре, Примерное положение о клубе).Министерством культуры разрабатываются положения, например, о звании «Заслуженный коллектив народного творчества», Положение о «народном» («образцовом») коллективе самодеятельного народного творчества, Положение о присуждении премии за заслуги в сфере народного художественного творчества. Такие положения содержат: общие положения (что регламентирует Положение, цели данного мероприятия, условия), устанавливается порядок выдвижения кандидатур (присвоение и снятие звания, кем выдвигаются, какие документы требуется предоставить), Порядок присуждения премии, кто исполняет и на кого возложен контроль.Для подготовки и проведения фестиваля, смотра создаются оргкомитеты, которые разрабатывают Положения о проведении выставок, конкурсов.

Инструктивное письмо – письмо, направляемое вышестоящим органом по поводу допустимости тех или иных действий или запрещающее какие-либо действия. Приложение к инструктивному письму может содержать методические рекомендации.

 

Нормативно-правовые документы способствуют сохранению восстановлению, развитию и популяризации традиционной народной культуры, они регулируют деятельность домов, центров, коллективов народного творчества….

 

 

Роль народной художественной культуры в формировании и воспитании личности (на примере дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, центров эстетического образования, учреждений дополнительного образования).

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Знакомство с народной культурой является наиболее простым и в то же время мощным средством духовного развития подрастающего поколения. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей, развитию их духовного и творческого потенциала. Следует отметить и такую важную задачу НХК, как развитие у ребенка способности осознать свою принадлежность к определенной культуре. Среди детей и молодежи за последние годы явственно обозначился интерес к национальным культурным традициям и желание их освоить.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Дополнительное образование предполагает расширение воспитательного «социокультурного поля» детей. Важнейшим компонентом духовности любого общества является народная культура как неотъемлемая часть социокультурного творчества. Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Изучение традиционного национального искусства народов нашей страны, как в целом, так и региона - один из таких путей образовательной деятельности.

В Концепции Художественного образования в Российской Федерации отмечено, что художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры всего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

В современном учреждении дополнительного образования детей развиваются различные виды художественно-эстетической деятельности детей и подростков: пение (сольное, хоровое, народное, эстрадное, академическое), игра на музыкальных инструментах (в том числе, народных), хореография (народная, классическая, современная), фольклорные ансамбли, оркестры, театральная деятельность, изобразительное искусство, народное декоративно-прикладное творчество и другие. Занятия школьников в учреждении дополнительного образования детей не только дают им возможность углубленно изучать различные предметы и виды искусства, но и воспитывают их эстетическую культуру. В Центре детского творчества получили свое развитие такие направления народного творчества как: вышивка, роспись по дереву, соломоплетение.

Накопление и усвоение фольклорного материала идет по нескольким направлениям:

- Постижение красоты и богатства родного языка происходит через слушание, выучивание и исполнение текстов колыбельных песен, прибауток, загадок, сказок, скороговорок, пословиц.

- Ознакомление с образцами народной мелодики на примере напевов колыбельных, прибауток, загадок, музыкальных партий сказочных персонажей, игровых припевов.

Доступные восприятию народные песни всегда эмоционально насыщенны по содержанию и исполнению, это и частушки, и песни родного края, и песни о мире, и о дружбе, и любви к Родине, и о самом дорогом – маме. Изучая и исполняя песни на основе народного фольклора, дети одновременно учатся слышать музыку народных инструментов – баян, гармонь.

Народная хореография – это, прежде всего, выражение духа и характера народа. На занятиях воспитанники овладевают разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов. Изучение народных танцев в значительной степени расширяет и обогащет исполнительские возможности детей. В процессе работы педагог знакомит детей с национальными особенностями народных танцев, рассказывает о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа.

Каждое движение в народном танце несет в себе отзвук традиций народа, его образа жизни.

Учреждение дополнительного образования детей - неотъемлемая часть системы общего образования детей, призванная обеспечить дополнительные возможности для самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей личности. На сегодняшний день оно является комплексным центром, реализующим образовательные программы, дополняющие государственные стандарты, ведущим широкую просветительскую работу по приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к его духовным и нравственно-эстетическим ценностям, организующим рациональный досуг детей и подростков.

 

История изучения народного декоративно-прикладного искусства и народного декоративно-прикладного творчества. Основные отрасли научного знания, занимающиеся изучением народного декоративно-прикладного искусства и творчества.

Начало изучению народного, в том числе декоративно-прикладного творчества во второй половине XIX в. положил известный ли­тературный и музыкальный критик, идеолог и вдохновитель композиторов «Могучей кучки» и художников-передвижников - Владимир Васильевич Стасов (1824- 1906).

Стасова и его единомышленников интересовала самобытность рус­ского народного, прежде всего крестьянского, искусства, влияние на него восточных искусств, а также связь образного строя народного творчества с мифологическими представлениями древних славян, сохранившимися в орнаментах, фольклоре, в бытовой культуре.

Видную роль в изучении народного искусства сыграл Н. Д. Бартрам, художник по специальности, организатор уникального по своему собранию Музея игрушки. В прошлом деятель земства, работавший с кустарями, он уделял большое внимание изучению экономики промыслов. Он описал подмосковные промыслы — загорский и богородский, значительнейшие центры народного творчества, объединявшие мастеров резьбы и росписи по дереву.

В 1923 г. вышли в свет две книги: «Русская художественная живо­пись» Щекотова и «Бытовые мотивы и сюжеты народного искусства (в живописи и резьбе)» Малицкого. Щекотов сосредоточил внимание на сходстве и различиях творчества художников-профессионалов и народных мастеров. Т. П. Малицкого интересовал, пре­жде всего, коллективный характер народного творчества.

Таким образом, уже в начале 20-х гг. XX в. были заложены основы систематического изучения народного декоративно-прикладного творчест­ва. Рассматривались средства, которые используются в нем, стилистиче­ские особенности воплощения образов, композиции, колористический строй, их взаимообусловленность.

Особое значение для отечественного искусствоведения имеет работа «Крестьянское искусство» В. С. Воронова - искусствоведа, увлеченного собирателя и исследователя народного художественного творчества, одного из руководителей экспедиций и организаторов выставок в Историческом музее.

В. С. Воронов вырабатывает убедительный метод описания и анализа памятников народного искусства, позволяющий раскрыть его специфику. Воронов дает классификацию народного орнамента и устанавливает наличие школ художественной росписи: северодвинской, нижегородской, городецкой. Эта классификация сохраняется в искусствоведении до настоящего времени.

В 30-е годы наряду с обширной собирательской и научной деятельностью было положено начало большой практической работе непосредственно с существующими народными промыслами. В эти годы

развернул активную деятельность кустарный музей (ныне Музей народного искусства), на базе которого в 1931 г. был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, осуществлявший художественное руководство промыслами.

Этот период нашел наиболее яркое отражение в трудах крупного ученого А. В. Бакушинского,сочетавшего научную, литературную работу с практикой. Он нашел новую методику исследования и анализа произведений народного искусства. Возрождение искусства Палеха, Мстёры, Хохломы, Городца и Дымки проводилось под непосредственным руководствомА. В. Бакушинского. Он глубоко изучал историю этих промыслов, и, точно зная их художественные особенности, направлял творческие поиски мастеров. Как один из основоположников советской науки о народном искусстве А. В. Бакушинский стал автором многих научных трудов (среди них - книги «Искусство Палеха», 1934).

Огромный вклад в изучение декоративно-прикладного искусства внесли: российский археолог и историк, академик РАН Рыбаков Б.А. Значительным событием в исторической науке было издание труда Б. А. Рыбакова «Ремесло древней Руси».

Большим событием явилась организация в 1957 г. издания журнала «Декоративное искусство СССР», на страницах которого публикуются статьи по разным вопросам народного искусства. Первый номер журнала был целиком посвящен народному искусству.

В монографии С. Б. Рождествен­ской «Русская художественная традиция в современном обществе», обобщены материалы, опубликованные ранее в журналах и сборни­ках научных трудов многими отечественными этнографами, историками, археологами, фольклористами, а также материалы, полученные от коррес­пондентов из разных регионов страны, в том числе из Зауралья и Сибири, с Европейского Севера, а также отдельные зарубежные публикации (из Че­хословакии, Франции и др.).

Изучением народного искусства занимаются различные отрасли научного знания:

Этнография. Этнографов интересуют прежде всего история и современное состояние того или иного этноса. Народное декоративно-прикладное творчество для них оказывается объек­том исследований, поскольку через него раскрывается этническое миро­воззрение. Например, многочисленные и разнообразные изображения солнца, выполненные в разной технике и из разных материалов свидетель­ствуют о глубокой связи народного сознания с природой и солнцем, как носителем света, тепла, добра. Иначе говоря, этнограф, изучая образы на­родного декоративно-прикладного творчества, ищет их символическое значение, а самим процессом творения декора на бытовых предметах ин­тересуется попутно. Этнографы рассматривают народное искусство как этнографический источник или как один из элементов традиционной бытовой культуры. Этнографический анализ дает материал для рассмотрения народной художественной тради­ции как отражения этнической истории народа, запечатленной в произве­дениях народного искусства.

Искусствоведение. Для искусствоведов важно иное: процесс создания образа, образно-сюжетный строй декора на бытовых предметах; форма композиции, коло­рит, материал, техника исполнения.Бесспорно, искусствоведа, как и этно­графа, интересует символика образа, но его гораздо больше волнует само произведение, его жанр, стиль, вид, локализация того или иного художест­венного промысла, изобразительные средства.

Ис­кусствоведы изучают народное искусство, раскрывая его эстетическую ценность. Их интересуют в основном отдельные виды народного искусства - резьба по дереву, камню, кости, из­готовление художественной керамики, художественное ткачество, вышив­ка, народная живопись по дереву, роспись по ткани и т. д., либо отдельные центры народного искусства - хохломская или городецкая роспись по де­реву, лаковая миниатюра Палеха и Мстёры и т. д. Их труды - результат важных кропотли­вых исследований.

Фольклористика. Фольклористы разработали многие проблемы русского народного творчества, в частности, единство коллективного и индивидуального на­чал. Они широко показали единство фольклора и изобразительного твор­чества.

Однако для фольклористов народное изобразительное искусство не является предметом специального изучения. Оно интересует их чаще всего как источник определенных образов, сюжетов, дающих понятие об эстетических представлениях народа. Изобразительное творчество для фольклористов - дополнительный материал при изучении ими устно-поэтических произведений.

Народное декоративно-прикладное искусство близко соприкасается с археологией. Данные археологии позволяют говорить о степени развития народных ремесел в глубокой древности, их распространенности и многообразии.

Этнографические, фольклористические и искусствоведческие работы о народном искусстве или касающиеся народного искусства взаимно до­полняют друг друга. Этнографы, искусствоведы, фольклористы, археологи дали огромный материал, подводящий к рассмотрению народного творче­ства как системы.

Таким образом, теория народного декоративно-прикладного твор­чества формируется на «пересечении» знаний, осмысленных, оформив­шихся в смежных научных областях, каждая из которых имеет свою про­блематику, свои методы сбора материала, а главное, свои цели.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 3334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия