Студопедия — Важнейшие категории философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Важнейшие категории философии






Один из признаков профессионализма – владение языком избранной области, ее специальным жаргоном. Для философии, которая вся лежит в плоскости языка, это тем более важно. Если вы способны не запинаясь произнести слова «эмпириокритицизм» или «трансцендентальный», то философы примут вас за своего. Ну, а уж если вы даже способны кое-как сказать, что означают эти слова, то вы – титан духа! Овладение философским языком является необходимым условием вхождения в философское сообщество. Ниже дан самый минимальный набор философских категорий. Это – не словарь, не энциклопедия, а всего лишь 30 слов Эллочки-людоедки.

Абстракция – процесс отвлечения от некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и явлений, от реальных носителей интересующих нас характеристик, а также результат этого отвлечения, представляющий собой некоторый абстрактный объект.

Агностицизм – философское учение, утверждающее непознаваемость внешнего мира. Термин «агностицизм» был введен в 1869 г. английским естествоиспытателем Т.Гексли, однако сомнения в способности человека познать окружающие его вещи были выражены уже античными софистами и скептиками. Крупнейшими представителями агностицизма в философии Нового времени считаются английский философ Д.Юм (1711 – 1776) и немецкий философ И.Кант (1724 – 1804).

Анализ и синтез. Анализ – процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства. Синтез – объединение полученных в результате анализа частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.

Антропология философская – философское учение о человеке как исходном пункте мировоззрения, раздел философии.

Апостериори и априори. Апостериори – знание, полученное из опыта, на основе опыта, обоснованное опытом. Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него. В современной философии под априорным знанием обычно понимают основоположения, исходные постулаты науки и научной теории, которые задают предмет исследования, определяют осмысленность научных проблем, являются теоретической основой постановки экспериментов и интерпретации полученных результатов.

Бытие – все то, что существует: материальный, или физический, мир; социальный мир; мир сознания, духа.

Власть – способность и возможность навязывать свою волю другим людям с помощью каких-либо средств: авторитета, права, насилия.

Возможность и действительность – соотносительные философские категории, характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов, явлений, окружающего мира в целом. Действительность есть такое состояние предмета или мира, которое реально, актуально существует в данный момент времени. Возможность – это то состояние предмета или мира, которое в данный момент не существует реально, но может осуществиться в будущем. Возможность есть будущая действительность. Процесс изменения предметов и явлений можно представить как процесс превращения возможности в действительность, как актуализацию потенциального состояния мира. Например, у молодого человека, поступившего в вуз, есть возможность закончить его и получить диплом; действительностью в данный момент является его состояние в качестве первокурсника, получение диплома – это лишь возможность, которая станет действительностью через 5 лет успешной учебы.

Категории возможности и действительности взаимосвязаны не только потому, что возможность – это будущая действительность, но и вследствие того, что возможность уже существует в действительности – именно как возможность, т.е. в самой действительности сейчас существуют условия и действуют закономерности, которые в будущем приведут к актуализации ныне лишь потенциального состояния. Возможность есть аспект действительности, настоящее содержит в себе зародыш будущего. Однако в действительности существуют предпосылки реализации не одной, а многих возможностей. Если бы в действительности существовала лишь одна возможность, то развитие мира было бы фатально предопределено, в нем не было бы места случайности и свободной деятельности человека: наш первокурсник был бы обречен на получение диплома. Но это не так: у него есть возможность заняться бизнесом и бросить вуз; он может заболеть или не сумеет осилить программу и будет отчислен за неуспеваемость. Действительность одна, но возможностей ее последующего изменения – много.

Время – форма бытия материальных объектов, выражающая длительность их существования и последовательность смены их состояний.

Гносеология (теория познания) – раздел философии, исследующий предпосылки и общие условия познавательной деятельности человека, природу знания, условия его достоверности и истинности.

Государство – основной институт политической власти, осуществляющий управление обществом.

Движение – любое изменение или взаимодействие материальных и идеальных объектов. Выделяют три основных вида движения: в неорганическом мире – пространственное перемещение, движение элементарных частиц и полей, тепловые процессы, изменение космических систем и объектов и т.п.; в мире живой природы – совокупность жизненных процессов в организмах и видах; в социальном мире – все формы деятельности людей.

Детерминизм – философское учение, утверждающее универсальность причинно-следственной связи.

Деятельность – целенаправленная активность человека, служащая для изменения окружающего мира и самовыражения личности. Деятельность людей представляет собой также условие существования человеческого общества. К наиболее важным видам социальной деятельности относят: производственную деятельность; коммуникативную деятельность; деятельность, создающую духовные блага; организационную и управленческую деятельность.

Диалектика – философское учение о наиболее общих законах и формах движения и развития. Создателем диалектики считается немецкий философ Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831); материалистическую диалектику развивали немецкие философы К.Маркс (1818 – 1883) и Ф.Энгельс (1820 – 1895), русский философ Г.В.Плеханов (1856 – 1918), а также философы России советского периода.

Добро и зло – важнейшие категории этики, выражающие нравственную оценку человеческих действий. Добро – то, что согласуется с нравственным идеалом, зло – то, что противоречит ему.

Дуализм – философское учение, признающее равноправное сосуществование двух субстанций – материи и духа, материального и идеального.

Знание – логически или эмпирически обоснованный результат познания, к которому применима истинностная оценка (т.е. который может оцениваться как истинный или ложный).

Идеализм – философское направление, объявляющее дух, идею, мысль субстанцией мира, исходным, определяющим и порождающим материальные вещи и процессы. Основными представителями идеализма считаются Платон, Д.Беркли, Г.В.Ф.Гегель, все религиозные философы.

Измерение – представление свойств реальных объектов в виде числовой величины, эмпирический метод познания.

Индетерминизм – философская позиция, отрицающая либо универсальность причинной связи, либо ее объективный характер.

Истина – гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто истиной), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной называют ту мысль, которая не соответствует своему предмету, т.е. представляет его не таким, каков он есть на самом деле, искажает его. Например, мысль о том, что Иртыш есть приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш вливается в Обь; а мысль о том, что на березе растут бананы, искажает реальное положение дел, поэтому является ложной.

Истолкование истины как соответствия мысли действительности восходит к античности, поэтому его называют «классической» концепцией истины (или «теорией корреспонденции» – от correspondence (англ.) – соответствие). Основную идею классической концепции выразил еще Платон: «…Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, - лжет» (Платон. Соч. в 4-х т., т.1. М., 1968, с.417). Важной особенностью классической концепции является то, что в этой концепции истина объективна – в том смысле, что она не зависит от признания людей, от их воли и желания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Поэтому, скажем, мысль о том, что тела состоят из атомов, была истинна и во времена Демокрита, хотя признание она получила лишь в ХУ111 в.

Качество – философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет.

Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с ее сущностью: «…сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу» (Метафизика, 1063а25). В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Д.Локк, в частности, называет качеством «силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами» (Опыт о человеческом разумении. – Джон Локк. Соч. в 3-х т. Т.1, М., 1985, с.183). Локк разделяет все качества на первичные – присущие самим телам, к ним относятся: плотность, протяженность, форма, движение или покой и число; и вторичные – не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта: цвета, вкусы, звуки и т.п.

В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т.е. форма, величина, цвет, объем и т.п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.

Критерии научности – признаки научного знания, отличающие его от других результатов духовной деятельности: систематичность, проверяемость, логическая или эмпирическая обоснованность.

Личность – человек, обладающий особой уникальной структурой сознания, которая выражается в определенной устойчивости его поведения.

Материя – вещество и поле, субстрат всех тел и их систем, свойств и взаимодействий. Материя существует в пространстве и времени, ее существенным свойством (атрибутом) считается движение.

Материализм – философское направление, считающее материю единственной субстанцией мира. Материя вечна, несотворима и неуничтожима, в своем эволюционном развитии она порождает мыслящий дух, сознание. Таким образом, духовное материализм считает производным от материального. Крупнейшими представителями материализма считаются Д.Дидро, П.Гольбах, Л.Фейербах, К. Маркс и Ф.Энгельс, а также их последователи в России – Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, философы советского периода.

Метод – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность.

Мировоззрение – совокупность (иногда система) наиболее общих взглядов человека или группы людей на окружающий мир, на общество, на самих себя и на свое место в мире и в обществе.

Монизм – рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построение философской концепции в виде последовательного логического развития исходного положения. Различают материалистический и идеалистический монизм. Материалистический монизм постулирует в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, например, воду (Фалес), огонь (Гераклит), атомы (Демокрит), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический монизм исходит из некоторого духовного первоначала – идеи (Платон), абсолютного духа (Гегель) и т.п. Перед любой монистической концепцией встает проблема рационального объяснения отношения материального к духовному: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны? Трудности в решении этой проблемы привели к возникновению дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц), которые постулируют существование двух и более независимых субстанций.

Наблюдение – чувственное восприятие предметов и явлений с целью их познания, один из методов эмпирического познания.

Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка знаний о мире. Наука является также одним из важнейших институтов современного общества, объединяющим миллионы и людей и оказывающим влияние на все стороны общественной жизни. Различные стороны науки исследует философия науки, науковедение, социология науки.

Нация – исторически сложившаяся общность людей, объединенных единой территорией, языком, экономическими связями, некоторыми особенностями культуры и стереотипами поведения.

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие меру обусловленности предметов и явлений. Необходимо - то, что существует в силу действия законов природы, то, что не может не существовать. Случайно – то, что может быть, а может и не быть, существование чего не обусловлено действием законов. Необходимое явление можно предсказать, случайность предсказать нельзя. Например, отложила курочка яичко – из него по необходимости вылупится цыпленок, а не вороненок или крокодиленок, но будет это петушок или курочка зависит от случайности.

Общество – способ жизнедеятельности людей: человек может стать и быть человеком только в обществе себе подобных. Сам термин «общество» чрезвычайно многозначен. В самом общем смысле под обществом понимают выделившийся из природы и противостоящий ей мир человеческого общежития. Об обществе можно говорить и как об определенном этапе человеческой истории, например, «феодальное общество». Говорят также об обществах разных стран и народов в тот или иной период их истории, например, «русское общество конца Х1Х в.». Наконец, под обществом можно иметь в виду любую группу людей, объединенных происхождением, общей целью или интересом.

Объяснение – одна из важнейших функций познания, заключающаяся в том, чтобы сделать для нас ясными, понятными окружающие вещи и явления. В естествознании наиболее широко распространена дедуктивно-номологическая схема объяснения, согласно которой объяснить некоторое явление значит указать его причину и подвести его под действие того или иного закона природы. Например, выглянув утором в окно, вы замечаете, что лужи во дворе покрылись льдом. Почему? Термометр показывает вам, что ртуть опустилась ниже 0 градусов. Вы строите объяснение: Если температура падает ниже 0 градусов, вода замерзает. На улице температура ниже 0 градусов. Вот поэтому-то лужи и замерзли. В данном случае наблюдаемый факт вы подводите под закон и тем самым объясняете его. В общественных науках широко используются также телеологические или интенциональные объяснения, указывающие на цель или мотив действующих людей. Почему, например, Каблуков сбежал вчера с лекции по философии? – Потому, что он спешил на свидание с любимой девушкой. Почему Цезарь перешел Рубикон? – Потому, что стремился захватить власть в Риме.

Онтология – учение о бытии; раздел философии, исследующий наиболее общие особенности мира. Философское учение о наиболее фундаментальных особенностях бытия иногда называется также метафизикой.

Опровержение – (в логике) установление ложности или недоказанности выдвинутого тезиса; (в философии науки) установление ложности одного из следствий теории, закона.

Подтверждение – установление истинности одного из следствий теории, закона или любой теоретической концепции.

Покой – отсутствие какого-либо вида движения, необходимое условие устойчивости материальных тел и систем.

Предсказание – выведение из теории или закона следствия, говорящего о том, какие события или явления должны возникнуть в будущем, происходили в прошлом или происходят сейчас в местах, недоступных наблюдению. Одна из важнейших функций научной теории и вообще человеческого познания.

Причина и следствие – философские категории, выражающие взаимосвязь и взаимозависимость вещей и явлений. Причиной называют явление, которое порождает или изменяет какое-либо другое явление, называемое следствием. Всякое явление по отношению к порожденным им явлениям выступает как причина, но по отношению к тем явлениями, которыми оно само было порождено, оно характеризуется как следствие. При равных условиях одни и те же причины, порождают одни и те же следствия. Причинно-следственные связи выражаются в законах природы.

Пространство – философская категория, выражающая протяженность материи, ее структурность и сосуществование материальных тел и систем. Пространство трехмерно, однородно и изотропно.

Прогресс – аксиологическое понятие, характеризующее процесс развития как приближение к чему-то лучшему, более высокому, более ценному. Оценка какого-то процесса как прогрессивного определяется субъективным пониманием блага и тех критериев, согласно которым мы оцениваем приближение к нему.

Революция – сравнительной быстрый, резкий переход системы из одного состояния в другое. Социальная революция – резкая смена общественных отношений и учреждений, например, Великая французская революция, Великая Октябрьская социалистическая революция и т.п. Научная революция – смена фундаментальных теорий, картин мира, методов исследования, например, коперниканская революция, революция в физике на рубеже Х1Х – ХХ вв

Развитие – в самом общем смысле - направленное движение, но не простое перемещение в пространстве, а закономерный переход тела, системы из одного состояния в другое. Различают прогрессивное и регрессивное развитие, т.е. переход к лучшему или худшему состоянию.

Рационализм – гносеологическая позиция, согласно которой источником достоверного знания может быть только разум.

Рефлексия – способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Различают несколько видов рефлексии. Элементарная рефлексия заключается в рассмотрении и анализе индивидом собственных убеждений и поступков. Такой вид рефлексии присущ почти каждому человеку: каждый из нас задумывается над причиной собственных неудач и ошибок, с тем чтобы исправить, изменить свои представления о мире и об окружающих людях, исправить ошибки и постараться не допускать их в будущем. Научная рефлексия направлена на критическое исследование научного знания, методов и приемов получения научных результатов, на процедуры обоснования научных теорий и законов. Такая рефлексия находит выражение в специальных дисциплинах – логике, методологии научного познания, психологии научного творчества и т.п. Высшим видом рефлексии является философская рефлексия – размышления о предельных основаниях человеческой культуры и о смысле человеческого существования. Со времен Сократа рефлексия считается важнейшим средством самопознания человека и основой его духовного совершенствования. По сути дела, именно способность к рефлексии, к критической самооценке является важнейшей отличительной особенностью человека как разумного существа. Благодаря рефлексии, вскрывающей и устраняющей человеческие предрассудки и заблуждения, оказывается возможным духовный прогресс человечества.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своей собственной волей и желаниями. Низшая ступень свободы – способность и возможность выбора. Высшая ступень свободы – способность творческого самовыражения.

Семья – самая маленькая социальная группа, объединенная браком или кровным родством, совместной жизнью и бытом.

Собственность – закрепленное в нормах права отношение между людьми по поводу владения и распоряжения объектами собственности. Повседневный язык под собственностью чаще всего понимает сами вещи. Однако вещь сама по себе не является собственностью, собственностью ее делает согласие всех остальных на то, чтобы данной вещью владел и распоряжался какой-то конкретный индивид или группа индивидов. Различают две важнейших формы собственности. Общественная собственность – то, чем владеет и распоряжается общество в целом. От имени общества в таком случае выступает государство и общественная собственность приобретает вид государственной собственности. Частная собственность – то, чем владеет и распоряжается отдельный индивид или группа индивидов.

Сознание – «это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительом мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972, с.83).

Субстанция – единая основа многообразия вещей и явлений окружающего мира.

Сущность и явление – философские категории, выражающие расщепление объектов на глубинные, фундаментальные, законосообразные свойства и связи и поверхностные, внешние проявления этих свойств и связей. Сущность – глубинная основа вещи, ее фундаментальное качество, ее основа. Явление – внешнее, видимое проявление сущности. Познание вещей движется от явлений к сущности, именно по явлениям мы узнаем о сущности вещей. Сущность всегда проявляется, но в зависимости от условий может проявляться по-разному.

Теоретическое и эмпирическое – принятое в философии науки разделение научного знания и методов науки на два уровня. К эмпирическим методам познания относят наблюдение, измерение и эксперимент, и знание, полученные посредством этих методов, называют эмпирическим. Во всех эмпирических процедурах присутствует чувственное восприятие, поэтому эмпирическое знание – это знание о чувственно воспринимаемых объектах и свойствах. Теоретическими методами познания являются гипотетико-дедуктивный метод, моделирование, аксиоматический метод, формализация и т.п. Особенностью теоретического знания является то, что это знание непосредственно относится к идеализированным, абстрактным объектам, представляющим в чистом виде глубинные, существенные стороны и свойства изучаемых объектов. Поэтому применение теоретического знания к чувственно воспринимаемым вещам порой вызывает трудностии требует специальных средств.

Теория – совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования. Такое предельно общее и наиболее абстрактное определение теории дает логика. С логической точки зрения, теорией можно назвать любое высказывание, рассматриваемое вместе с его логическими следствиями. Например, из высказывания «Сегодня вторник» следуют такие высказывания: «Завтра будет среда», «Вчера был понедельник», «Сегодня второй день недели» и т.п., поэтому данное высказывание вместе с перечисленными следствиями можно назвать теорией. Столь широкое употребление термина «теория» может показаться несколько необычным, однако оно вполне соответствует его обыденному использованию. Научной теорией называют наиболее развитую форму организации научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Примерами научной теории являются классическая механика Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, теория биологической эволюции Дарвина, электромагнитная теория Максвелла, специальная теория относительности и т.п.

Факт – 1) синоним понятий истина, событие, результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего; 2) в философии науки – особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факты противопоставляются теории или гипотезе. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей научной теории является описание фактов, их объяснение и предсказание ранее неизвестных фактов. Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам – одно из наиболее существенных требований, предъявляемых к научной теории. Расхождение теории с фактами рассматривается как важнейший недостаток теоретической системы знания.

Фатализм – философская позиция, постулирующая предопределенность и детерминированность смены событий, отрицающая наличие случайностей и способность человека своими действиями изменить свою судьбу или ход истории.

Философия – систематизированное рациональное мировоззрение и теория мировоззренческих систем.

Философия науки – область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания философия науки опирается на те или иные гносеологические представления, на историю науки и современное научное знание. Поэтому несмотря на то, что в философии науки возникали и конкурировали различные образы науки, создаваемые под влиянием различных гносеологических установок, многие результаты философии науки имеют общезначимый характер.

Хотя на те или иные особенности научного познания философы и ученые обращали внимание еще со времен Галилея и Декарта, рассмотрение науки до начала ХХ в. было вплетено в контекст общих гносеологических рассуждений. Только в работах У.Уэвелла, Д.С.Милля, Э.Маха, П.Дюгема, А.Пуанкаре анализ собственно науки постепенно отделяется от гносеологических рассуждений. Логический позитивизм уже четко отделил анализ науки от анализа вненаучных форм познания и создал целостную теорию, описывающую структуру, функции и развитие научного знания. Концепция логического позитивизма господствовала в философии науки до конца 50-х годов ХХ в. В начале 60-х годов широкую известность приобрели фальсификационистская концепция К.Поппера и теория научных революций Т.Куна. Несколько позже выступили со своими оригинальными концепциями С.Тулмин, И.Лакатош, П.Фейерабенд и др. В настоящее время в философии науки нет общепризнанной концепции научного знания и его развития, однако существует признанный набор проблем и результатов.

Холизм – позиция в философии и науке, решающая проблему соотношения части и целого, указывая на качественное своеобразие целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно, его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей. Эти исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма, совокупность предметов, образующих целостность, обретает некоторое новое качество, проявляющееся в свойствах, отсутствующих у входящих в нее предметов. Так, например, толпа людей, собравшихся на митинг, способна крушить витрины магазинов, переворачивать автомобили и автобусы, вступать в схватки с представителями правоохранительных органов и т.п., чего не позволит себе ни один человек, входящий в эту толпу.

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как правило, разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в своем учении об идеях, воплощенных в конкретных, преходящих вещах, в своей концепции государства, которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей, стоял на позициях холизма. В философии Нового времени холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма был витализм, настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; теория эмерджентной эволюции, подчеркивавшая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; гештальтпсихология, показавшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холистская позиция выразилась в разнообразных доктринах, обосновывающих примат общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в так называемом «тезисе Дюгема – Куайна», в методологических концепциях Т.Куна, П.Фейерабенда и др.

Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность.

Человек давно научился выделять в окружающем мире отдельные объекты, а в объектах – составляющие их элементы, например, лес состоит из отдельных деревьев, а у дерева, в свою очередь, выделяются крона, ствол и корни. Поэтому понятия части и целого присутствовали в философии с самого начала ее возникновения. Одно из первых определений целого принадлежит Аристотелю: «целым называется (1) то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а также (2) то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно» (Метафизика, 1023в25). Категории части и целого определяются посредством друг друга: часть – это элемент некоторого целого; целое – то, что состоит из частей.

В каком отношении находятся целое и его части? Со времен античности эта проблема не только обсуждалась на протяжении всего исторического развития философии, но в той или иной форме возникала во многих сферах науки и общественной жизни. В философии эта проблема формулировалась в самом общем виде: что является более фундаментальным, исходным, важным – целое или его части? Решения этой проблемы постепенно оформились в виде двух альтернативных позиций, противоположные исходные принципы которых образовали так называемые «антиномии целостности». Важнейшие из этих антиномий таковы: 1) тезис: целое есть не более чем сумма своих частей; антитезис: целое есть нечто большее, чем простая сумма его частей; 2) тезис: целое познается через познание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей; 3) тезис: части предшествуют целому; антитезис: целое предшествует своим частям. Философская позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей, получила наименование меризма. Противоположная позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств по сравнению с его частями, называется холизмом.

Эксперимент – один из важнейших методов научного познания, заключающийся в воздействии на изучаемый объект или окружающие его условия с целью его познания.

Эмпиризм – одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один лишь чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового. Эмпиризм, с одной стороны, был рожден протестом против схоластического жонглирования понятиями, отрванного от реальной жизни и практики, с другой стороны, он выражал опытный, экспериментальный характер нарождающегося естествознания. В качестве целостного направления в теории познания эмпиризм существовал в течение ХУ11 – ХУ111 вв. Крупнейшими его представителями были Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Э.Б.Кондильяк. Они вели полемику с представителями рационализма (Декарт, Лейбниц), настаивавшими на том, что достоверное знание, в частности, всеобщие и необходимые истины, способен получить только разум, но не ограниченный и конечный опыт.

С точки зрения эмпиризма, душа человека представляет собой «чистую доску», воздействуя на которую, природа рисует своей портрет. Большая часть идей, имеющихся в сознании человека, порождена именно чувственным восприятием. «Наши чувства, - писал, например, Локк, - будучи обращены к отдельным чувственно воспринимаемым предметам, доставляют уму разные, отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разными путями, которыми эти предметы действуют на них. Таким образом мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького и сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум, я и называю ощущением» (Локк Дж. Соч. в 3-х тт. Т.1., М.,1985, с.154 – 155). Человеческий разум не принимает никакого участия в возникновении идей, он способен лишь исказить их, поэтому для достижения достоверного знания следует сначала очистить разум от «идолов» или «призраков» (Бэкон), вносящих искажения в чувственное восприятие мира.

Представители эмпиризма резко отделяли разум от чувственного восприятия, полагая, что в процессе познания они действуют независимо друг от друга. Однако уже Д.Юм осознал, что противопоставление разума чувствам ошибочно, ибо разум всегда принимает участие в образовании чувственных впечатлений, а И.Кант уже прямо истолковывает опыт как результат взаимодействия чувственности и рассудка. Тем не менее, характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, полученное посредством органов чувств, и не доверять построениям разума сохранилась до сих пор и нашла выражение в различных формах позитивизма.

Эстетика – раздел философии, исследующий природу прекрасного и способы его создания.

Этика – раздел философии, исследующий мораль, природу нравственных норм, представления о добре и зле, о долге, об ответственности и т.п.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия