Студопедия — диалектика процесса познания. интуиция
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

диалектика процесса познания. интуиция






Познание, развивающийся на единой основе практики, представляет собой сложный, противоречивый процесс отражения действительности в идеальных образах Но образы могут отличаться по характеру и глубине мульт ражения объекта Это связано с тем, что объект познания имеет как бы две стороны: внешнюю, что открытая нам, и внутреннюю, которая скрыта от нас Первая - это явление, вторая - это его сущность Задача субъекта познающего - не только изучить явление, но и раскрыть его сущность, открыть законы для того, чтобы поставить их на службу человеческой практикетиці.

Как же движется познающий субъект, от явления к сущности? является познание является начальным и вообще предпосылкой познания Оно возникает при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта, имея три формы: ощущения, восприятия и представления Ощущение - это отражение за вспом ощью пяти органов чувств, отдельных свойств, определенных сторон вещей Слух воспринимает звуки, перед глазами человека раскрывается пространство, расстояние в окружающем мире; вкусовой анализатор позволяет познавать вкусовые качества обонятельный - информирует о запахах; ощупь воспроизводит плотность, температуру, жесткость, формформу.

На основе ощущений формируется более сложная форма познания - восприятия Восприятие - это синтетический комплекс разного рода ощущений, что дает возможность также непосредственного создания единого образа п предмета, получения информации об объекте в его целостности Восприятие имеет выборочный характер Восприятие тех или иных свойств объекта зависит от потребностей и интересов субъекта Системность, качество ь восприятие формируется в процессе практиктики.

Многократное восприятие вещи может содержаться в сознании индивида и при ее отсутствии Это уже будет выше степень чувственного познания - представление Представление - это обобщенный образ объекта, воспринятого ранее Спецификой представления является то, что, во-первых, оно может познавать объекты, которые не существуют в реальности, а представляют результат нашей фантазии, во-вторых, представление, как правило, воспроизводит обобщающие черты предмета В целом, формы чувственного познания воспроизводят объект в наглядно-образной формормі.

Но следует помнить, что ощущения отражают то, что лежит на поверхности явлений Они не в состоянии проникнуть в их сущность Вот здесь и приходит на помощь качественно новый уровень отражения действительности, который ди и стал название рационального познания, или мышление Формы рационального познания - понятие, суждения, умозаключения - позволяют найти закономерности в развитии природы и обществва.

Исходной формой рационального познания признан понятия Понятие - это форма мысли, в которой обобщены внутренние, существенные признаки предмета или процесса В понятии фиксируются закономерные связи и отнош ния, в нем должны содержаться общие и особенные признаки предмета Понятие предмета позволяет выделить те качества, которые невозможно представить с помощью наглядного образа В языке понятие обозначается с ловлей или сроковіном.

Понятие служат исходной форме абстрактного мышления Но мышление не происходит в форме изолированных понятий Чтобы выразить связь и взаимозависимость явлений, понятия должны быть взаимосвязаны и Такая связь образует вторую форму абстрактного мышления - суждения Суждение - это такая логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания словесной форме выражения суждения является предложение По объему различают суждения: единичные, где раскрывается взаимосвязь между отдельными предметами; особые, где утверждается или отрицается наличие свойств в пе ней группе предметов, общие, когда выделяются типичные закономерности взаимосвязи между процессами во Вселенной или в отдельных его сферасферах.

Сочетание нескольких суждений образует третью форму абстрактного мышления - умозаключение Умозаключение - это такой логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основе закономерных существенных и необходимых порт зкив выводится новое суждение По характеру умозаключение может быть индуктивного и дедуктивного плана Индуктивный - это такое умозаключение, когда процесс познания идет от единичного к общему, дедуктивный - когда на основе знаний всей сущности предметов доходят выводов об отдельных его стороны Познавательная роль умозаключения особенно велика при изучении явлений, недоступных непосредственному наблюдениюенню.

Таким образом, процесс познания опирается на совокупность чувственных и рациональных форм Абсолютизация одних и недооценка других форм приводит в конечном итоге к логической ошибки В философии наблюдается аються два направления такой абсолютизации - сенсуализм и рационализмазм.

Представители сенсуализма подчеркивают, что все знания, которыми человечество, выведены из чувственного опыта; что ощущения являются единой цепью, который объединяет человека с внешним миром Рациональные формы пиз знания сенсуалисты считают спекулятивными, надуманными, такими, что не соответствуют истине Но в противовес этому рационализм утверждает: только на основе рационального мышления можно познать сущность п роцесив и явлений Чувственные формы познания рационализм объявляет лишь предпосылкой возникновения знаний на ранних стадиях цивилизацийції.

Ограниченность сенсуализма и рационализма относительно познания в целом очевидна Рациональное и чувственное - это диалектически взаимосвязанные стороны единого познавательного процесса, только в единстве могут дават ты адекватную картину действительности Каждый момент чувственного отражения в познании опосредованное мышлением В свою очередь, рациональное познание получает свое содержание из чувственных данных, которые обеспечивают постой ный связь мышления с конкретными предметами и явлениями действительности и в мышлении человек не может абсолютно отделиться от наглядности, поскольку без этого невозможна проекция наших знаний на действительность и результативное осуществление предметно-практической деятельностиості.

Как известно, в процессе познания наряду с рациональными операциями и процедурами участвуют и нерациональные Попробуем выяснить их сущность

Для достижения своей цели людям приходится решать определенные задачи Одни из них могут быть решены с помощью рациональных приемов, для решения других требуется создание нестандартных, новых пра Авила и методов Именно здесь необходима творчество Творчество представляет собой механизм приспособления человека в бесконечно разнообразном и изменчивом мире, что обеспечивает ее выживание и развитие При этом речь идет не только о внешнем, объективный, но и о внутреннем, субъективном мире человека, который не может быть охвачен рациональностью Он охватывает огромное, но все же конечное число правил, норм, стандартов Итак, творчество не противоположна рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнениененням.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция Интуиция - это особая форма скачка от незнания к знанию, прерывание постепенности движения мысли, переплетение логического и психического механизмов мышления ния человека, скачок от исходных данных к результату Основными чертами интуиции являются внезапность и неосознанность процесса мышления Ничего таинственного в интуиции Есть Интуиция не является особой, третьей формо ю мышления, а составляет внутренний момент чувственного и логического в познании ее основными предпосылками являются: наличие у человека опыта деятельности в определенной сфере; владение его богатый фактический материал м; возникновения проблемной ситуации; развитость у человека способности к творческому мышлению, наличие одаренности, таланта в определенной областиалузі.

Сложное сочетание, единство уровней отражения действительности образующих такие высшие формы познания, как гипотеза и теория Гипотеза - это научно обоснованное предположение о существовании явлений, о внутренней 194 их структуру и функции, о причинах возникновения и развитие явлений, вероятность которых на современном этапе производства и науки не может быть проверена и доказана Примерами гипотез могут быть положения о происхождении жизни на Земле, о возникновении Солнечной системы и др. Теория - это наиболее адекватная форма научного познания, система достоверных, глубоких и конкретных знаний о действительности, которая имеет стр унку логическую структуру и дает целостное, синтетическое представление о закономерностях и существенные характеристики объекта Такова современная теория атомного ядра, теория относительности в физике, теория наследственности в б иологиогії.

Таким образом, познание в своем диалектическом развитии проходит долгий путь от простых ощущений к сложным научных теорий Диалектический процесс углубления человеческих знаний от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т д является общим законом познания, Высшим уровнем познания является логическое, теоретическое познаниення.

Успешное использование результатов познания в практической деятельности может быть только в том случае, когда полученные знания являются достоверными, является истиной Итак, вопрос об истине-одно из важнейших в теории пи и знания Что же такое истинаа?

Постижение истины в истории философии было неоднозначным Платон, например, понимал под истиной определенные неизменные качества идеальных объектов, Аристотель - соответствие наших знаний объективной реальности Кант видел истину в априорных формах бытия, Гегель - в процессе достижения абсолютной идеи через рациональные формы познания, Юм сводил истину ощущениям субъекта и практически ее отрицал В совр их философских концепциях тоже нет единого понимания истины.

18. Категории как формы философского познания.

Каждая наука вырабатывает свои понятия, чтобы точнее и глубже отражать исследуемые объекты Философия фиксирует с помощью категорий наиболее общие свойства, связи и отношения вещей, закономерностей сти развития, которые действуют и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении Как универсальные формы научного мышления категории возникли и развиваются на основе общественной практики По своему содержанию во ни отражают существующую вне их действительность, свойства и отношения объективного мира Благодаря категориям единичные вещи воспринимаются и осмысливаются как частичные проявления загальногного.

Категории философии является итогом познания обобщением опыта познания и практики всей предшествующей истории человечества Это узловые пункты познания \"ступеньки\" проникновения мышления в сущность вещей Они являются результатом движения мысли от конкретного, чувственно воспринятого к абстракции, от единичного к общему

Каждая наука, изучая определенные стороны действительности, обязательно приходит к выработке и формированию своих категорий и понятий Например, физика создала такие понятия, как вещество, масса, энергия, действие, против идия, тяжести и др. Математика связана с такими понятиями, как число, положительное и отрицательное, дифференциал и интеграл т.д. В арсенале химии является понятие: химический элемент, молекула, атом, атомная масса, ио ни, радикалы и др. Биология использует категории: вид, преемственность, изменчивость и др. Производит в процессе познания свои категории и философия В древности они выступали как исходные принципы понимания св и ту, в которых отображались \"истоки\" мира, то есть то, из чего состоит свискладається світ.

В истории философской мысли менялись и роль и место отдельных категорий особенно подвижным является содержание категорий Достаточно сравнить, например, как понимали материю в древности и как эта категория осмысливается я в системе современной картины миру.

Поскольку категории отображают общие свойства материального и духовного мира, то их применяют для исследования явлений природы, общества и мышления Методологическую роль выполняют и важнейшие понятия каждой науки Категории диалектики отличается яються от общих понятий отдельных наук тем, что когда последние применены только в определенной сфере мышления, то философские категории как методологические принципы пронизывают всю ткань научного мышления все отрасли знания Категории философии, постоянно аккум-люючи результаты развития отдельных наук, тем самым обогащают свой собственный смысл Вместе с тем никакие отдельные науки не могут обойтись без общих фи философского категорииорій.

Итак философские категории существенно отличаются от категорий конкретных наук Это отличие заключается в том, что философские категории отражают не просто существенные свойства и связи явлений объективного мира, а наиболее общие свойства и связи присущие всем материальным процессам Например, категория \"материя\" отражает такую??общее свойство процессов и явлений, как их объективное существование, характеризующий все материальные тела Отсюда в следует большая методологическая ценность философских категорий для всех наук Они применяются в познании в любой сфере действительностиері дійсності.

Категории конкретных наук отражают основные свойства небольшого класса предметов и явлений, они охватывают в процессе познания лишь какую-то их группу, часть Например, такая категория, как преемственность ь касается не всего материального мира, а лишь развития живых организмов; категории изотопа, изомерии, атомного веса применяются только к химическим процессам Итак, категории конкретных наук не имеет ют того общего, присущий философским категорияям.

Категории диалектики - формы мышления, отражающие неотъемлемые свойства (атрибуты) объективной действительности Отражая свойства и отношения объективной реальности, категории обнаруживают и з ономирности мышления, они узловыми пунктами связи субъекта и объекта под которые подводится все разнообразие предметов и явлений

Для правильного понимания той или иной категории недостаточно анализировать ее только как такую, т.е. вне связи с другими категориями В объективной действительности все взаимосвязано, находится в общей взаимодействия Поэтому категории, отражающие мир, определенным образом связаны между собой Каждая из категорий отражает какую-то сторону объективного мира, а все вместе они охватывают всю объективную действительностьсть.

Система категорий строится на основании принципа единства бытия и мышления наряду с единством субъективного и объективного, материального и идеального Принцип единства мышления и бытия как основу построения и системы категорий сформулировал выдающийся диалектик Гегельь.

Рассматривая категории диалектики, необходимо учитывать:

- во-первых, что категориальное освоение мира осуществляется через познавательный движение от категорий бытия к сущности и явления, на пути которого состоит совокупность философских понятий о мире;

- во-вторых, общим средством построения системы категорий является метод восхождения мышления от абстрактного к конкретному;

- п в третьих, система логический характер, т.е. ее предметом являются связи между категориями, с помощью которых воспроизводятся как целостность самой действительности, так и отношение мышления к ней

Универсальным связью, в котором для человека сочетаются все стороны действительности (природа, общество, духовный мир), практика, то есть предметно-практическая деятельность и социальное общение Категории д диалектики формируются на основе практики, через нее отражая всю действительность Поэтому ониь всеобщий и деятельный характер

Отражая окружающий мир и отношение человека к нему, категории выполняют мировоззренческую функцию, а как Найза-гальниши формы (средства, схемы) теоретической и практической деятельности - методологическую функцию

Категории диалектики находятся в тесной связи с ее основными законами Основные законы диалектики выявляются и формулируются только через определенные категории, а иначе они никак не могут быть обнаружены и Так, закон единства и борьбы противоположностей проявляется через категории противоположности, противоречия В свою очередь, законы диалектики определяют соотношение между категориями как таковыми, оказывающих общие стороны и отношения вещей Так, соотношение между содержанием и формой, сущностью и явлением, необходимостью и случайностью представляют собой специфическое проявление закона единства и борьбы протилежностестей.

Категории - основные и общие признаки, универсальные формы мышления и сознания, отражающие общие свойства и отношения объективной действительности, общие закономерности развития всех материальных, при иродних и духовных объявления.

Вопросам выработки философских категорий значительное внимание уделяли многие выдающиеся философы, обобщая развитие человеческого познания Так, уже Платон разработал пять категорий: сущность, движение, покой, т личность и разница Значительный вклад в разработку категорий сделал Аристотель, который рассматривал их как общую форму отражения реальных вещей и отношений, как высшее обобщение объективной реальности Он выделил десять философских категорий: сущность, количество, качество, соотношение, место, время, состояние, владение, действие, страдание Но для аристотелевского учения о категориях характерен формальных но-логический, метафизический подход Мыслитель считал, что категории неизменны, не переходят друг в друга, не превращаются во что-то более общемальне.

Значительное внимание анализу категорий уделил Кант Он рассматривал категории как априорные формы усмотрению, с помощью которых рассудок упорядочивает познавательный материал, получаемый с помощью ощущений К кант тивськои системы категорий входят: количество (единственность, множество, целостность), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (субстанция, причина, взаимодействие), модальность (возможность, действий снисть, необходимость) Кант глубоко поставил вопрос о логические функции категорий, однако его основное положение о том, что категории является определением не \"вещей в себе\", а только структура мышления, было хи бним и направляло его философию к идеализму Кант объявил категории субъективными формами умственной деятельности, присущие сознания к опытуі до досвіду, априори

Учение о категории наиболее развито в философии Гегеля, у которого «Наука логики» выступает как диалектическая система философских категорий Заслуга Гегеля состоит именно в создании диалектической логики где все категории взаимосвязаны, переходят друг в друга и все вместе воспроизводят закономерность поступательного развития В \"Науке логики\" он подает во взаимосвязи и взаемоопосередкування такие категории ее:категорії: бытия (качество, количество, мера), сущность (основание явления, действительность, в которую входят субстанция, причина, взаимодействие) понятие (субъект, объект, идея) Ограниченность гегелевского понимания категорий заключалась в том, что он рассматривал их как порождение и ступени развертывания мирового духа и поэтому истолковал как исключительно логические формы которые предшествуют самому материальной действительности и составляют ее внутреннюю сущностьь.

Категориальная структура мышления формируется на базе общественно-исторической практики Непосредственно категории мышления отражают универсальные схемы, формы общественно-политической деятельности Вместе с тем ка атегории является умственными формами постижения действительности, способамии подведение единичного, случайного под общее, необходимое Категории - узловые пункты познания действительности в голове человека никогда бы не возникла, например, категория необходимости, если бы люди на протяжении тысячелетий не наблюдали строгий порядок в явлениях природы и общества Вступая во взаимодействие с природой в процессе производства материальных благ, люди миллиарды раз убеждались в том, что многие явления природы происходит не случайно, не беспорядочно, а в силу определенной необходимости, закономерноститі.

Кроме того, в практической деятельности человек наблюдал и встречалась с такими явлениями, которые не имеют в своем развитии строгого, определенного порядка, определенных закономерностей, которые могут возникать а могут не возникать Изучая и обобщая эти процессы объективного мира, человек для отражения их произвела категории необходимости и случайности То же самое можно сказать и о других категории диал ектикы Все они являются обобщением практики, выделенные из практики и порожденные ею Практика выступает не только основой формирования и дальнейшего развития категорий, но и единственным критерием их истинностиості.

Всеобщность, применение категорий диалектики к различным тел и явлений природы, общества и мышления обусловливает использование их в любом научном исследовании Успех такого исследования заключается к конкретного учета специфики определенных сторон и связей, присущих данным качественно определенным материальным образованием и процессам, например химическим веществам и их преобразованием Но раскрытие лиц ливости выявления и действия формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, возможности абстрактной и реальной т.д. веществах и явлениях химической формы движения возможно лишь средствами и методами самой химиії.

Различные взаимосвязи и отношения тел и явлений, их внутренних сторон отображаются категориям, каждая из которых дает представление об отдельном сторону, аспект химического вещества, процесса, явления Общее же представлений влення возникает при изучении взаимосвязи всех категорий К этому приводит, например, установление содержания и форм существования вещества, явления, их структуры и связи ее со свойствами, выявления необ ходных и случайных связей и т.п. Все это помогает познать сущность химического вещества, явления, дает \"конкретное в его полнотеповноті".

Все философские категории и категории конкретных наук имеют целый ряд особенностей Во-первых, они объективны по своему содержанию поскольку в них отображаются определенные свойства, отношения и связи явлений объективного мира Они формируются в результате чисто умственной деятельности человека, а в процессе длительного познания объекты ивного мира Но хотя они объективны по содержанию, по своей форме они субъективны поскольку является продуктом абстрагирующей деятельности человеческого мышления, и в этом заключается их вторая особенность

Совсем иначе толкует сущность категорий идеалистическая философия, отрицая их объективный характер и считая их порождением сознания Кант, например, считал, что категории не являются Показ изображением объективного мира, а представляют собой формы мыслительной деятельности: они существуют в мышлении априорно, к опыту и совершенно не связанные с объективным миром Это только формы мышления, которые не отра жуют при этом никакой объективной действительности Некоторые современные субъективные идеалисты тоже толкуют категории как особый автономный мир идей, оторванный от материального объективного мира и даже от субъективного мира человека Неопозитивизм рассматривает категории как субъективную форму упорядочения опытвіду.

Третьей важной особенностью категорий является то, что они по своей сути изменчивы и подвижны, то есть не является каким-то застывшим и неизменным знанием Подвижность и изменчивость логических категорий следует из того, что изменчивый, подвижной сам материальный и духовный свит.

В чем же проявляется подвижность, изменчивость понятий, категорий?

- Во-первых, в том, что с развитием познания и его углублением меняется содержание понятий и категорий Они непрерывно наполняются новым содержанием, т.е. обогащаются Происходили коренные изменения в содержании т таких категорий как материя, пространство, время, расширился в связи с выводами теории относительности и других идетших ідей.

- Во-вторых, подвижность и гибкость категорий проявляется в том, что могут возникать новые категории и исчезать старые Поскольку познание проникает глубже в мир явлений, обнаруживает новые общие связи и стороны, то возникает необходимость в новых категориях Поэтому в последние десятилетия появились такие категории, как кибернетика, бионика, электроника, космонавтика и вовсе исчезли с науки \"теплород\", \"эфир\", \"флогистонір", "флогістон".

- В-третьих, категории в процессе познания взаимосвязаны и находятся в сложном взаимодействии Связь категорий настолько многообразное, разнообразен, что в каждом предмете, явлении можно обнаружить все ф философские категории (содержание и форму, сущность и явление, причину и следствие и др.) Благодаря взаимной связи категорий возможно схватить конкретное в его полнотео повноті.

мировоззренческое и методологическое значение категорий раз и заключается в том, что они пронизывают весь процесс научного мышления, все сферы знания и позволяют правильно отображать слишком сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира

Первое, что обращает на себя внимание, когда мы воспринимаем окружающий мир, - это его изменчивое качественное и количественное разно-маиття Мир един, но он существует в виде, совокупности различных вещей, явлений, событий, в имеют свои индивидуальные, неповторимые признаки Все эти характеристики предметов и явлений охватываются благодаря диалектике категорийй общее - особенное - единичное

Существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и времени предметов и явлений, имеющих индивидуальную качественную и количественную определенность, характеризуется категорией единичного В категории единичного (или отдельного, индивидуального) фиксируются отдельные вещи и явления, которые характеризуются соответствующими пространственными и временными границами Эта категория обнаруживает то, что отличает один объе объект от другого, что присуще только данному объекту Любой предмет и процесс есть только моментом какой-то целостной системы Ни одна вещь, ни одно явление не существуют сами по себе они не могут ни возникнуть, ни сб ерегтися, ни измениться вне связи с множеством других вещей, объявленияявищ.

Единичное существует как диалектическое противоположность и степень общего, как способ бытия общего Общность свойств и отношений вещей оказывается в категории общего фиксирующий объективно существующую сходство между предметами, явлениями и процессами, в рамках конкретной качественной определенности Категория общего отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами Общее может выступать в виде подобия свойств, отношений вещей, которые составляют определенный класс, численность, зафиксированных, например, в таких понятиях, как \"дерево\", \"животное\", \"человекварина", "людина".

Общее не существует до и вне единичного, так же единичное не существует вне общего Всякий объект является единством общего и единичного Любое общее, как правило, обнаруживает лишь часть, но саму сущность ь отдельного Поэтому отдельное неполное, оно входит в общее не всем разнообразием своих специфических индивидуальных единичных свойств, а лишь отдельными чертами Отдельное более богатое, разнообразное общ ального, но общее глубжеибше.

будто связующим звеном между единичным и общим выступает особое В категории особого отображается момент диалектического единства общего и единичного; особое выступает как конкретное проявление общей ьного В особом преодолевается односторонность как единичного, так и общего Особое обозначает дифференциацию качественной определенности, выступает как единство сущности и явленийища.

Общее не привносится в единичное из сферы чистой мысли И отличие, и единство (общее) свойственны самым предметам и явлениям реального мира Любая вещь и отличная от всех других, и вместе с тем в ч чем-то похожа на них, имеет свойства, общие с другими вещами Общность и различие - это отношение объекта к самому себе и к другим, которое характеризует постоянство и изменчивость, равенство и неравенство сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторюванисть, непрерывность и прерывность его свойств, связей, отношений, тенденций развития Общее может выступать как особое О единичного (например Шевченко) особенное (например, украинские) является общим, по отношению к еще большей общности (человечество) оно может быть единичнымичним.

Общее и его отношение к единичному по-разному толкуется в различных философских системах Метафизически мыслящие философы обычно отрывали единичное от общего и противопоставляли их друг другу В эпоху средних вековв номиналисты (Беренгар Турский, Росцелин, Оккам, Дунс Скотт) утверждали, что общее не имеет никакого реального существования, оно есть только слово, реально существуют только отдельные вещи с их свойствами, отношу еннямы Реалисты (Ан-Сельма Кентерберийский, Фома Аквинский), наоборот, считали, что общие понятия существуют реально как качество духовной сущности вещей, что они предшествуют отдельным предметам и могут существовать независимо от ни.

Объективный идеализм (Платон, Гегель, неотомисты и др.) рассматривает общее как самостоятельную духовную сущность, как бы порождает единичное Субъективный идеализм (Юм, Беркли, неопозитивисты и др.) вообще отрицает реальность общего, а единичное толкует как комплексы ощущений субъекткта.

Объективно единичное, особенное и общее не существуют изолированно друг от друга

Всеобщность отнюдь не нивелирует индивидуальность событий Она только свидетельствует о том, что эта неповторимая индивидуальность-конкретная форма обнаружения существенно общего

Конкретной формой своего существования единичная вещь обязана той системе закономерных, устойчивых связей, внутри которых она возникла и существует в своей качественной определенности Над единичным царит общее эта \"власть\" общего не является чем-то сверхъестественным Но, существуя и развиваясь по закону общего, единичное вместе с тем является предпосылкой общего Например, в развитии живой природы организм путем инд ивидуальнои изменчивости приобретает какой-либо новой признаки, а затем эта единичная признак может быть передана дальше и со временем стать признаком уже не отдельного лица, а их ряду, то есть стать свойством разновидности в рамках данного вида Далее этот вид тоже превращается в новый вид Итак, признак с единичной становится общей, видовым В развитии организмов происходят и прямо противоположные процессы, когда та или иная в идов признак начинает отмирать, атрофироваться Такой признак становится свойством лишь немногих организмов, а затем может существовать только как исключение - в виде атавизма Здесь общее превратилось в единичной еилось на одиничне. Действие общего как закономерности проявляется в единичном и через единичное

Правильное учета диалектики единичного, особенного, общего имеет огромное практическое значение Исследования в науке может идти двумя путями: путем восхождения от единичного как отправного пункта ру уху мысли до особого и от последнего к общему, а также восхождение от общего к особому и от последнего к единичному Принципиальное решение вопроса о диалектике единичного, особенного и общего указывает путь познания, движения мысли от конкретной, единичной свойства, стороны предмета, явления к выявлению общего Установка общего - одна из важнейших целей научных познаний ния, ибо форма \"всеобщности\" в природе - это закон, есть закон всегда оказывается в общем, через общее, посредством общего В этом заключается гносеологический содержание познания загальногння загального.

Итак, познание движется от единичного (конкретного) до особого и далее к общему (научной абстракции), к установлению закона, потом наоборот, исходя из общего, к объяснению и уточнения особенного и единичного Знание общего закона, его связи с единичным открывает возможность для научного предвидения Оно является необходимым условием для целенаправленного исследования и успешного разви ку наукки.

Учет диалектического взаимодействия единичного, особого имеет важное значение и в осмыслении общественной жизни Абсолютизация общих истин, неумение конкретно анализировать и учитывать особенности к каждого об \"объекта приводит к догматизматизму.

Таким образом, диалектическая взаимосвязь единичного, особенного и всеобщего проявляется в следующих моментах:

- Во-первых, каждый предмет, явление единство единичного, особенного и всеобщего В основе этого явления лежит материальное единство мира, всеобщую связь вещей, неисчерпаемость структуры и свойств ей окружающей действительности Однако над единичными и особенными чертами в конкретной вещи вроде \"господствует\" общемнує" загальне.

- Во-вторых, общее не существует без связи с единичным, отдельным и проявляется только через него Биологические виды животных мира существуют в конкретных индивидах

- В-третьих, единичное не существует иначе, как в той связи, что ведет к общему

- В-четвертых, любое общее приблизительно охватывает отдельные предметы, а любое отдельное неполно входит в общее Отдельное входит в общее лишь основными чертами, свойствами, закономерностями Поэтому в отдельное богаче, разнообразнее от общего, но последнее глубже, существеннее для понимания одиничногиничного.

- В-пятых, в процессе развития мира наблюдается превращение единичного на общее, а общего - на единичное

Сущность и явление - это категории, которые выявляют различные стороны вещей, ступени познания, разный уровень глубины понимания объекта Движение человеческого познания идет от внешней формы предмета к его внутренней организации Познание объекта начинается с установления внешних свойств предмета Установка их причин и других х глубинных, закономерных отношений и свойств и переходом к раскрытию сущности Логика развития познания и потребности общественной практики привели человека к необходимости строго отличать то, что в а новые сущность объекта, от того, каким он нам кажетсяься.

Что значит понять сущность какого-либо объекта? стивости Категория сущности проявляет главное, основное, определяющее в предмете, такое, что обусловлено глубинными, необходимыми, внутренними связями и тенденциями развития и познается на уровне теоретического мышления Сущность того или иного процесса можно раскрыть с разными ими степенями полноты Наше мышление движется не только от явления к сущности, но и от менее глубокой к более глубинной сущноститі.

В античной философии сущность толковалась как \"начало\" понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление - как видим, иллюзорный образ вещей или как то, что существует только \"во мнении\" С Согласно Демокритом, сущность вещей неотделима от самой вещи и происходит из атомов, из которых она состоит По Платону, сущность (\"идея\") не сводится к телесно-чувственного бытия, т.е. совокупности кон конкретные явлений; она сверхчувственный нематериальный характер, вечна и бесконечна В средневековой философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает Потомуищу: носієм сутності виступає Бог.

Идеалисты или вообще отрицают реальное существование сущности, или отвергают ее материальность не признавали существования сущности, например, Беркли, Мах, Авенариус, а также современные философы неопозитивис сти: Рассел, Шиллер и др. Рассел, например, так рассуждает по поводу того, имеет человек сущность или нет \"Что собой представляет мистер Смит?\" красок, когда мы слушаем его, мы слышим серию звуко







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 764. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия