Студопедия — Г. Саров 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Саров 2 страница






 

Сократ считал своим долгом принимать актив ное участие в общественной жизни Афин. При этом он далеко не всегда соглашался с мнением боль шинства в народном собрании и в суде присяж ных, что требовало немалого мужества, особенно в период правления "тридцати тиранов". Свои не согласия с большинством Сократ считал результа том, того, что он всегда стремился к соблюдению законов и справедливости, о которых не всегда за ботится большинство людей. Он был обвинен в том, что "не чтит богов и развращает юношество", и приговорен к смерти 361 голосом из 500 судей. Со крат мужественно принял приговор, выпив яд и отверглуа планы своих учеников о побеге как спасении.

 

Сократ не записывал свои рассуждения, считая, что только живая.беседа приводит к нужному ре зультату-воспитанию личности. Поэтому трудно полностью реконструировать его взгляды, о кото рых нам известно из трех основных источников - комедий Аристофана, воспоминаний Ксенофонта

 

У 35

 

 

и сочинений Платона. Все эти авторы подчеркива ют, что именно Сократ впервые рассматривал ду шу прежде всего как источник нравственности че ловека, а не как источник активности тела (как это было принято в теориях Гераклита и Демокрита). Сократ говорил о том, что душа - психическое ка чество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому одновремен но с возникновением взгляда на связь души с нрав ственностью возникает и новый взгляд на нее, ко торый позже был разработан учеником Сократа Платоном.

 

Говоря о нравственности, Сократ связывал ее с поведением человека. Нравственность - это бла го, реализуемое в поступках людей. Однако для то го, чтобы оценить тот или иной поступок как нрав ственный, надо предварительно знать, что такое благо. Поэтому Сократ связывал нравственность с разумом, считая, что добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию. Например, храбр тот человек, который знает, как нужно вести себя в опасности, и поступает соот ветственно своим знаниям. Поэтому прежде всего надо обучить людей, показать им разницу между хорошим и плохим, а потом уже оценивать их по ведение. Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать и самого себя. Таким образом, Сократ приходит к важнейшему положе нию своих взглядов, связанному с переносом цен тра исследовательских интересов с окружающей действительности на, человека. Девиз Сократа гласил: "Познай самого себя". Под познанием самого себя Сократ разумел не об ращение "вовнутрь" - к собственным переживани ям и состояниям сознания (само понятие о созна нии к тому времени еще не вычленилось), а анализ поступков и отношений к ним, нравственных оце нок и норм человеческого поведения в различных жизненных ситуациях. Это вело к новому понима нию сущности души.

 

Если софисты приняли за исходный пункт отно шение человека не к природе, а к другим людям, то

 

 

для Сократа важнейшим становится отношение че ловека к самому себе как носителю интеллектуаль ных и нравственных качеств. Впоследствии даже го ворили, что Сократ был пионером психотерапии, пы таясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.

 

Во всяком случае, в его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления. Во-пер вых, работа мысли ставилась в зависимость от зада чи, создающей препятствие для ее привычного тече ния. Именно такой задачей становилась система воп росов, которые Сократ обрушивал на собеседника, пробуждая тем самым его умственную активность. Во-вторых, эта активность изначально носила харак тер диалога. Оба признака: а) направленность мыс ли, создаваемая задачей, и б) диалогизм, предпола гающий, что познание изначально социально, по скольку коренится в общении субъектов,-стали в XX веке главными ориентирами экспериментальной психологии мышления.

 

Об этом философе, ставшем на все века идеа лом бескорыстия, честности, независимости мыс ли, мы знаем со слов его учеников. Сам же он ни когда ничего не писал и считал себя не учителем мудрости, а человеком, пробуждающим в других стремление к истине.

 

После Сократа, в центре интересов которого бы ла преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, по нятие о душе наполнилось новым предметным со держанием. Его составляли совершенно особые сущ ности, которых физическая природа не знает.

 

Идеи, выдвинутые Сократом, были развернуты в теории его выдающегося ученика Платона.

 

Платон (428-348 гг. до н. э.)

 

Платон: душа родился в знатной афинской и царство идей семье. Его разносторонние спо собности стали проявляться очень рано и послужили основанием для многих ле генд, самая распространенная из которых приписы вает ему божественное происхождение (делает его сы ном Аполлона). Настоящее имя Платона - Аристокл, но еще в юности он получает новое имя - Платон,

 

 

 

что значит широкоплечий (в ранние годы он увле кался гимнастикой). Платон обладал поэтическим да ром, его философские произведения написаны вы-соколитературным языком, в них много художест венных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он ста новится в Афинах, отвлекло Платона от первоначаль ного намерения посвятить свою жизнь поэзии. Вер ность философии и своему великому наставнику Пла тон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву никогда больше не возвращаться в этот город.

 

Его путешествия длились около десяти лет и за кончились трагически - он был продан в рабство си цилийским тираном Дионисием, который вначале призвал Платона помочь ему в строительстве иде ального государства. Друзья Платона, узнав об этом, собрали необходимую для выкупа сумму, но Платон к этому времени был уже освобожден. Тогда собран ные деньги были вручены Платону, и он купил уча сток земли на северо-западной окраине Афин и ос новал там свою школу, которую назвал Академией. Уже в преклонные годы Платон делает вторичную попытку участия в государственных делах, пытаясь создать идеальное государство уже совместно с сы ном Дионисия - Дионисием младшим, однако и эта попытка окончилась неудачей. Разочарование в ок ружающем омрачило последние годы жизни Плато на, хотя он был до конца дней окружен многими уче никами и последователями, среди которых был Ари стотель.

 

Платон опирался не только на идеи-Сократа, но и На некоторые положения пифагорейцев', в частно сти на обожествление числа. Над воротами Акаде мии Платона было написано: "Не знающий геомет рии да не войдет сюда". Стремясь создать универ сальную концепцию, *объединяющую человека и

 

' Согласно воззрениям Пифагорейской школы (об ос нователе которой нет достоверных сведений) мироздание имеет не вещественную, а арифметически-геометрическую структуру. Во всем существующем царит гармония, имею щая числовое выражение.

 

 

 

космос, Платон считал, что окружающие предметы являются результатом соединения души, идеи, с не одушевленной материей.

 

Платон считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совер шенные образцы,, которые становятся прообразами реальных предметов. Совершенство этих образцов не досягаемо для предметов, но заставляет стремиться быть похожими на них. Таким образом, душа явля ется не только идеей, но и целью реальной вещи. В принципе идея Платона является общим понятием, которого нет в реальной жизни, но отображением которого являются все вещи, входящие в это поня тие. Так, не существует какого-то обобщенного че ловека, но каждый из людей является, как бы вариа цией понятия "человек".

 

Поскольку понятие неизменно, то и идея, или ду ша, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравст венности человека. Будучи рационалистом, Платон считал, что поведение должно побуждаться и направ ляться разумом, а не чувствами, и выступал против Демокрита и его теории детерминизма, утверждая воз можность свободы человека, свободы его разумного поведения. Душа, по Платону, состоит из трех час тей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделе ющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравст венным. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями. Черный конь - вожделеющая душа - не слушает приказов и нуждается в постоянной узде, так как он стремится перевернуть колесницу, сбросить ее в пропасть. Бе лый конь - страстная душа, хотя и старается идти своей дорогой, но не всегда слушается возницу и нуж дается в постоянном присмотре. И, наконец, разум ную часть души Платон отождествляет с возницей, который ищет правильный путь и направляет по не му колесницу, управляя конем. В описании души Пла тон придерживается четких черно-белых критериев, доказывая, что есть плохие и хорошие части души: разумная часть для него является однозначно хоро шей, в то время как вожделеющая и страстная - пло хими, более низкими.

 

 

 

Так как душа постоягага и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хра нятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совер шаемые человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мыш ления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути яв ляется мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ве дущим для творческого мышления).

 

Исследуя познавательные процессы, Платон го ворил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятель ном психическом процессе. Он дает памяти опреде ление-"отпечаток перстня на воске"- и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Сам процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания; таким образом, память являлась хранилищем всех зна ний, как осознаваемых, так и не осознанных в дан ный момент.

 

Однако Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мыш лению, подчеркивая его активный характер. Актив ность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Платон развива ет идеи Сократа, доказывая, что мышление есть ди алог души с собой *говоря современным языком - внутренняя речь). Однако развернутый во времени и осознанный процесс логического мышления не может передать всю полноту знаний, так как опи рается на исследование окружающих предметов, то есть копий настоящих знаний о предметах. Тем на менее возможность проникнуть в суть вещей у че ловека существует, и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, ко торая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком. (Этот мгновенный про цесс похож на"инсайт", который позднее будет описан гештальт-психологией. Однако несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления

 

 

 

с "инсайтом" они различны, по содержанию, так как озарение Платона связано не с открытием но вого, но лишь с осознанием того, что уже храни лось в душе.)

 

Исследования Платона заложили новые тенден ции Не только в философии, но и в психологии. Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, кото рая испытывает давление противоположных тенден ций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума. (Эта идея Пла тона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к проблеме познания отразится на позиции ра ционалистов.)

 

Знание о душе - от его зачатков на античной почве до современных представлений - развива лось, с одной стороны, в соответствии с уровнем знаний о внешней природе, с другой - в результа те освоения культурных ценностей. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область пси хического, однако последняя не может существо вать без взаимодействия с ними. Философы до Сократа, размышляя о психических явлениях, ори ентировались на природу, искали в качеств экви валента этих явлений одну из природных стихий, образующих единый мир, которым правят естест венные законы. Лишь сравнив это представление с древней верой в лущи как особые двойники тел, можно ощутить взрывную силу той философии, ко торую исповедовали Гераклит, Демокрит, Анакса гор и другие древнегреческие мыслители. Они раз рушили старое мировоззрение, где все земное, в том числе психическое, ставилось в зависимость от прихоти богов, сокрушили мифологию, которая в течение тысячелетий царила в умах людей, возвы сили разум и способность человека логически мыслить, попытались найти реальные причины яв лений.

 

Это была великая интеллектуальная революция, от которой следует вести отсчет научного знания о психике. После софистов и Сократа в объяснениях

 

 

 

сущности Лущи наметился переворот к пониманию ее как феномена культуры, ибо входящие в состав души абстрактные понятия и нравственные идеалы невыводимы из вещества природы. Они суть порож дения духовной культуры.

 

Для представителей обеих ориентаций - "природ ной" и "культурной" - душа выступала как внеш няя по отношению к организму реалия, либо веще ственная (огонь, воздух), либо бесплотная (средото чие понятий, общезначимых норм). Шла ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Пла тон)- предполагалось, что то и другое попадает в организм извне, со стороны.

 

Аристотель (384-322 гг. до

 

Аристотель: н. э.) преодолел эти воззрения, душа - способ открыв новую эпоху в понима-оргаиизации тела НИИ души как предмета психоло гического знания. Его источни ком стали для Аристотеля не физические тела и бес-телеснйе идеи, но организм, где телесное и, духов ное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, - не самостоятельная сущность, а фор ма, способ организации живого тела. Тем самым бы ло покончено и с наивным анимистическим дуализ мом, и с изощренным дуализмом Платона.

 

Аристотель был сыном медика при македон ском царе и сам готовился к медицинской профес сии. Явившись семнадцатилетним юношей в Афины к шестидесятилетнему Платону, он не сколько летзани№лся в его Академии, с которой в дальнейшем порвал. Известная картина Рафаэля "Афинская школа" изображает Платона указываю щим рукой на небо. Аристотеля - на землю. В этих образах запечатлено различие в ориентации двух великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто в чувственно восприни маемых земных вещах и раскрывается в прямом об щении с ними.

 

На окраине Афин Аристотель создал собственную школу, названную Ликеем (позже словом "лицей" стали называть привилегированные учебные заведе ния). Это была крытая галерея, где Аристотель, обыч но прогуливаясь, вел занятия. "Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому

 

 

 

представляется, что душа, не может существовать без тела и не является телом".

 

Кто же имелся, в виду под теми, кто "правильно думает"? Очевидно, что не натурфилософы, для ко торых душа - это тончайшее тело. Но и не Пла тон, считавший душу паломницей, странствующей по телам и другим мирам. Решительный итог раз мышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" - противоречил взглядам Платона на про шлое и будущее души. Выходит, что "правильным" Аристотель считал собственное понимание, соглас но которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. "Сказать, что душа гнева ется, - писал он, - равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома".

 

Аристотель был как философом, так и натуралис том-исследователем природы. Одно время он обу чал наукам юного Александра Македонского, ко торый впоследствии приказал отправлять своему старому учителю образцы растений и животных из завоеванных стран.

 

Накапливалось огромное количество фактов - сравнительно-анатомических, зоологических, эмб риологических и других, ставших опытной основой наблюдений и анализа поведения живых существ. Обобщение этих фактов, в первую очередь биологи ческих, стало основой психологического учения Ари стотеля и преобразования главных объяснительных принципов психологии: организации, закономерно сти, причинности.

 

Уже сам термин "организм" требует рассматри вать его под углом зрения организации, то есть упо рядоченности целого для достижения какой-либо це ли или для решения какой-либо задачи. Устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы. "Если бы глаз был живым существом, его душой бы ло бы зрение", - говорил Аристотель.

 

Душа мыслилась Аристотелем как способ орга низации живого тела, действия которого носят це лесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же вре-43

 

 

мя не является телом. Душу от тела отделить нель зя. Тем самым отвергались версии о прошлом и бу дущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе ду ша, но тело благодаря ей учится, размышляет и дей ствует. Первичный уровень этих отношений пред ставлен в процессах питания ("растительная душа") как ассимиляция живым телом необходимых для его существования материальных веществ. Это от ношение предполагает специфическую активность организма, благодаря которой внешнее поглоща ется живым телом иначе, чем неорганическим, а именно - путем целесообразного распределения "в пределах границы и закона". Такой специфический для живого организма способ усвоения внешнего и следует, согласно Аристотелю, считать душой в ее самой фундаментальной биологической форме. Ис ходным для жизни является питание как усвоение внешнего. Этот общий объяснительный принцип Аристотель распространил на другие уровни дея тельности души, прежде всего на чувственные впе чатления, на способность ощущать, которая трак туется им как особое уподобление органа чувств внешнему объекту. Однако здесь, в отличие от пи тания, усваивается не материальное вещество, а форма объекта.

 

Душа обладает различными способностями как сту пенями ее развития: растительной, чувственной и ум ственной (присущей только человеку). Применитель но к объяснелию души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жиз ни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерар хия уровней познавательной деятельности заверша лась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним.

 

Начало познания-.это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как "воск Принимает оттиск печати без железа и золо та". В таком процессе уподобления живого тела внеш ним объектам Аристотель придавал большое значе ние особому центральному органу, названному "об щим чувствилищем". Этот центр познает общие для всех ощущений качества - движение, величину, фи-44

 

 

гуру и т. л. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цве та, вкуса, запаха).

 

Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и дви жений посредством циркуляции крови. Внешние впе чатления организм запечатлевает в виде образов "фан тазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассо циации трех видов-смежности (если два впечатле ния следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. (Эти открытые Аристотелем законы стали основой направ ления, которое впоследствии получило имя ассоциа тивной психологии.)

 

Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно дей ствующую систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он учил, что спо собность высшего уровня возникает на основе пред шествующей, более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с разви тием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зре лое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в за чаточной форме была заложена идея, названная впос ледствии биологическим законом.

 

Аристотель разграничил теоретический и практи ческий разум. Принципом Такого разграничения по служило различие между функциями мышления. Зна ние как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от зна ния и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальней шем могут развиваться его качества. Они формиру ются в реальных поступках, придающих человеку оп ределенную чеканку. Это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам).

 

Поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуа ции соответствует оптимальная аффективная реак ция на нее. Когда она является избыточной или недостаточной, люди поступают дурно. Соотнося

 

 

 

мотивацию с нравственной оценкой поступка, Ари стотель сближал биологическое учение о душе с эти кой. "Всякий в состоянии гневаться и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не вся кий умеет и не легко делать это по отношению к тому, к кому следует и ради чего и как следует". Если аффект (эмоциональное состояние) и дейст вие адекватны ситуации, то расходование денег принято называть щедростью: если неадекватны - то либо расточительством, либо скупостью. Пра вильный способ реагирования необходимо выраба тывать опытом, изучением других и самого себя, упорным трудом. Человек есть то, что он сам в се бе воспитывает, вырабатывает.

 

Аристотель впервые заговорил о природосооб-разности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, ос новой которой явилась выделенная им структура души. Детство он разделил на три периода: до 7.лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определен ная система воспитания. Например, говоря о до школьном возрасте. Аристотель подчеркивал, что в этот период важнейшее место занимает форми рование растительной души; поэтому для малень ких детей такое значение имеет режим дня, пра вильное питание, гигиена. Школьникам необходи мо развивать и другие свойства, в частности движения (при помощи гимнастических упражне ний), ощущения, память, стремления. Нравствен ное воспитание должно основываться на упражне нии в нравственных поступках.

 

Если Платон считал чувство злом, то Аристо тель, напротив, писал е важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Боль шое значение он отводил аффектам, которые воз никают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэ тому он подчеркивал роль искусства. Особенно ис кусства драматического, которое, вызывая соответ ствующие эмоции у зрителей и слушателей, спо собствует катарсису, т. е. очищению от аффекта,

 

 

 

одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

 

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно правильное и совер шенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целями, уже являются про ступком.

 

В отличие от него Аристотель подчеркивал значе ние самого стремления к нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и неудачные, "быть хорошим", создавая тем самым дополнительную мотивацию.

 

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объ яснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля - не особая сущность, а способ орга низации живого тела, представляющего собой сис тему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действу ет на тело в данный момент, но и сообразовывать ся с будущей целью.

 

Аристотель открыл и изучил множество конкрет ных психических явлений. Но "чистых фактов" в на уке нет. Любой факт по-разному видится в зависи мости от теоретического угла зрения, от тех катего рий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную, сравни тельно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души.

 

Как уже говорилось, после по-Психологические ходов македонского царя Алек-воззрения в эпоху сандра (IV век до н. э.) возникла эллинизма крупнейшая монархиядревности.

 

Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллини стический - с характерным для него синтезом эле ментов культур Греции и стран Востока.

 

Положение личности в обществе коренным обра зом изменилось. Свободный грек утрачивал связь с родным городом, стабильной социальной средой и оказывался перед лицом непредсказуемых перемен. Со все большей остротой он ощущал зыбкость свое го существования в изменившемся мире. Эти сдвиги

 

 

 

в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на представления о ее душев ной жизни.

 

Вера в могущество разума, в великие интеллекту альные достижения прежней эпохи ставится под со мнение. Возникает философия скептицизма, реко мендующая вообще воздерживаться от суждений, ка сающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п. (Пиррон, конец IV.века до н. э.). Такая интеллектуальная установка исходила из эти ческой мотивации. Предполагалось, что отказ от по исков истины позволит обрести душевный покой, до стичь состояния атараксии (от греческого слова, оз начающего отсутствие волнений).

 

Идеализация образа жизни мудреца, отрешен ного от игры внешних стихий и благодаря этому способного сохранить свою индивидуальность в не прочном мире, противостоять потрясениям, угро жающим самому существованию, направляла ин теллектуальные поиски двух других доминировав ших в эллинистический период философских школ - стоиков и эпикурейцев. Связанные корня ми со школами классической Греции, они п-ереос-мыслили их идейное наследство соответственно ду ху новой эпохи.

 

Школа стоиков возникла в Стоики IVbeke до н. э. Она получила

 

свое название по имени того ме ста в Афинах ("стоя" - портик храма), где ее осно ватель Зоной (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модифика ций огненного воздуха - пневмы, стоики считали че ловеческую душу одной из таких модификаций.

 

Под пневмой (исходное значение слова-вдыха емый воздух) первые натурфилософы понимали еди ное природное, материальное начало, которое про низывает как внешний физический космос, так и жи вой организм и пребывающую в нем псюхе (т. е. область ощущений, чувств, мыслей).

 

У Анаксимена, как у Гераклита и других натурфи лософов, воззрение на псюхе как частицу воздуха или огня означало ее порождаемость внешним, матери-48

 

 

одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

 

Говоря о нравственности, Платон подчеркивал, что нравственно только абсолютно правильное и совер шенное поведение, а любые отклонения от правила, даже с самыми лучшими целями, уже являются про ступком.

 

В отличие от него Аристотель подчеркивал значе ние самого стремления к, нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и неудачные, "быть хорошим", создавая тем самым дополнительную мотивацию.

 

Итак, Аристотель преобразовал ключевые объ яснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля - не особая сущность, а способ орга низации живого тела, представляющего собой сис тему; душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действу ет на тело в данный момент, но и сообразовывать ся с будущей целью.

 

Аристотель открыл и изучил множество конкрет ных психических явлений. Но "чистых фактов" в на уке нет. Любой факт по-разному видится в зависи мости от теоретического угла зрения, от тех катего рий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную, сравни тельно с предшественниками, картину устройства, функций и развития души.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия