Студопедия — Г. Саров 18 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Саров 18 страница






 

Генезис фрейдизма вновь сталкивает нас с тем "ди алогом" основных ориентаций психологической мыс-' Описание этого случая стало отправным пунктом при изучении экспериментальных неврозов в школе И. Л. Пав лова.

 

 

 

ли на природное, с одной стороны, и социальное - с другой, который неизменно служил открытию спе цифической детерминации психических процессов в качестве отличных как от физиологических, так и от социальных.

 

Поведение страдающих истерией указывало, что в заболевании "замешаны" особые межличностные отношения, которые представляют собой иной по рядок явлений, чем нарушение баланса энергии в организме. Введенное Фрейдом понятие о транс фере и было еще одним когнитивным "гибридом", синтезировавшим в новый продукт прежнюю вер сию о нервной энергии и прежнее представление о роли связей индивида с другими людьми в его пси хической жизни.

 

Сами по себе эти связи имеют объективные, не зависимые от сознания субъекта основания. Неза висимой от психики мыслилась и нейродинамика, представление о которой использовалось врачами как объяснительный принцип. Исторический же смысл шага, совершенного Фрейдом, заключался в том, что знание, отнесенное к разным полюсам - организму и социальным связям (и организм, и со циальные связи мыслились в непсихологических терминах), вошло в синтез, породивший знание о собственно психологических детерминантах пове дения человека. Это знание выступило в превра щенных формах, но за ним скрывалась психиче ская реальность.

 

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических забо леваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.

 

Фрейд считал, что психика состоит из трех сло ев - сознательного, предсознательного и бессозна тельного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практи чески ни при каких условиях. Содержание предсоз-нательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

 

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически явля-264

 

 

ется энергетической основой личности. В Ид содер жатся врожденные бессознательные инстинкты, ко торые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъ екта. Существуют два основных врожденных бессоз нательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических от ношениях, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознан ность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происхо дит в бессознательном слое, но и с тем, что поведе ние человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

 

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются ка налами, по которым проходит энергия, формирую щая нашу деятельность. Либидо, о котором так мно го писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстин ктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смер ти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также счи тал, что содержание бессознательного постоянно рас ширяется, так как те стремления и желания, кото рые человек не смог по тем или иным причинам ре ализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

 

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагает ся как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, на оборот, сужается, так как ребенок рождается, по вы ражению Фрейда, с "океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и ок ружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

 

Третья структура личности - Супер-Это - не врожденная; она формируется в процессе жизни. Ме ханизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Это. В

 

 

 

процессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалент ных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

 

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг дру гу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном об ществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы, предупрежда ет человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, при нятых в обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Это. Такое состоя ние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным не вротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не су ществует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здо ровье зависит от механизмов психологической за щиты, которые помогают человеку если не предот вратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Это.

 

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрес сия, рационализация, проекция и сублимация.

 

Вытеснение является самым неэффективным ме ханизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в дея тельности, но остается в человеке, вызывая рост на пряженности. Желание вытесняется в бессознатель ное, человек о нем совершенно забывает, но остав шееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих на ши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. Символ, по мнению Фрейда, является не непосред ственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Поэтому он придавал такое значе ние "психопатологии обыденной жизни", т. е. тол-266

 

 

кованию таких явлений, как ошибки и описки, сно видения человека, его ассоциации. Отношение Фрей да к символике было одной из причин его расхожде ния с Юнгам, который считал, что существует не посредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкова ний, придуманных Фрейдом.

 

Регрессия и рационализация являются более ус пешными видами защиты, так как они дают возмож ность хотя бы частичной разрядки энергии, содер жащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ вы хода из конфликтной ситуации. Человек может на чать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т. д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связа на со стремлением Супер-Это хоть как-то проконт ролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "доб ропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемле мыми мотивами.

 

При проекции человек приписывает другим те же лания и чувства, которые испытывает сам. В том слу чае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сде ланную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно.

 

Наиболее эффективным является механизм, ко торый Фрейд назвал сублимацией. Он помогает на править энергию, связанную с сексуальными или аг рессивными стремлениями, в другое русло, реализо вать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом суб лимации и с этой точки зрения рассматривал произ ведения искусства, научные открытия. Наиболее ус пешным этот путь является потому, что на нем про исходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

 

Либидозная энергия, которая связана с инстинкт том жизни, является также основой развития лично сти, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе

 

 

 

жизни человек проходит несколько этапов, отлича ющихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фикса ция и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три боль ших этапа.

 

Первый этап - либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до одного года и носит название оральной стадии, так как удов летворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реа лизовать свои либидозные желания. Для этого ти па личности характерна определенная зависимость, инфантильность.

 

Второй этап, который длится до начала полово го созревания, называется либидо-субъект и харак теризуется тем, что для удовлетворения своих инс тинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл эту стадию нарцис сизмом, считая, что для людей, у которых произош ла фиксация на этой стадии, характерна ориента ция на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность. Этап состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится при мерно до трех лет, - анальная, при которой ребе нок не только учится навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный ха рактер, который характеризуется упрямством, час то жесткостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фалли ческую стадию, на которой дети начинают осозна вать свои сексуальные отличия, интересоваться сво ими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал кри тической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсут ствием у них полиса. Это открытие, считал он, мо жет привести к позднейшей невротизации или аг рессивности, которая вообще характерна для лю дей, фиксированных на этой стадии. В этот период

 

 

 

нарастает напряженность в отношениях с родите лями, прежде всего с родителем своего пола, кото рого ребенок боится и к которому ревнует родите ля противоположного пола. Эта напряженность ос лабевает к шести годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созре вания, дети обращают большое внимание на уче ние, спорт, игры.

 

В подростковом возрасте дети переходят на тре тий этап, который также называется либидо-объ ект, так как для удовлетворения сексуального инс тинкта человеку опять необходим партнер. Эта ста дия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет спо собы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

 

Либидозную энергию Фрейд считал основой раз вития не только индивида, но и человеческого об щества. Он писал, что вождь племени является сво его рода отцом рода, к которому мужчины испы тывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя прихо дят вражда, кровь и междоусобица, и такой нега тивный опыт приводит к созданию первых зако нов, табу, которые начинают регулировать соци альное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических кон цепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основ ных этапов в развитии либидо.

 

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы ко торого и были собственно созданы остальные час ти его теории. В своей психотерапии Фрейд исхо дил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение кото рого пациент признает безусловно. При этом уста навливается канал, по которому происходит бес препятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благо даря этому терапевт не только проникает в бессоз нательное своего пациента, но и внушает ему оп ределенные положения, прежде всего свое пони-269

 

 

манне, свой анализ причин его невротического со стояния. Этот анализ происходит на основе сим волической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т. е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом сво ими наблюдениями, но внушает ему свое толкова ние, которое пациент некритично принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка тарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления свя зана с внушением, эта терапия была названа ди рективной-в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

 

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили на учное признание, а многие его положения на сегод няшний день кажутся принадлежащими скорее ис тории, чем современной психологической науке, не возможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой куль туры - не только психологии, но и искусства, меди цины, социологии. Фрейд открыл целый мир, кото рый лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

 

Ни одно течение в истории психологии не вы зывало таких взаимоисключающих суждений и оце нок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свиде тельству многих писателей (Д. Олдриджа, С. Цвей га), настолько проникли в "кровь" западной культуры, что многим ее представителям значитель но легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вме сте с тем во многих странах психоанализ подверга ется резкой критике.

 

Несмотря на существенную модернизацию мно гих положений Фрейда его последователями основ ные подходы к психическому развитию, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним отно сятся прежде всего следующие положения:

 

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

 

2) представление о развитии как адаптации к сре де; хотя среда и не является всегда и полностью враж дебной, однако она всегда противостоит конкретно му индивиду;

 

 

 

3) представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;

 

4) идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не пре терпевает.

 

Швейцарский психолог К. Юнг Карл Густив Юнг: (1875-1961) окончил университет в аналитическая Цюрихе. Пройдя стажировку у психология психиатра Л. Жане, он открывает

 

собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, открывая для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказа ло решающее влияние на научные взгляды Юнга. Однако вскоре выяснилось, что несмотря на бли зость позиций и стремлений между ними сущест вуют и значительные разногласия, примирить ко торые им так и не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анали зу бессознательного. Юнг в отличие от Фрейда ут верждал, что "не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимым были и разногласия в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что сим волы являются заместителями других, вытесненных предметов и влечений. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ явля ется самостоятельной, живой, динамической еди ницей. Символ ничего не замещает, но отражает психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент. Поэтому Юнг был про тив символической интерпретации снов или ассо циаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

 

Определенные расхождения у ученых были и по вопросу психокоррекции. Фрейд считал, что зависи мость пациента от психотерапевта постоянна и не

 

 

 

может быть уменьшена, т. е. он придерживался кон цепции директивной терапии. В то же время Юнг полагал, что зависимость пациента от врача должна уменьшаться со временем, в последней фазе тера пии, которую он называл трансформацией.

 

Окончательный разрыв произошел в 1912 году, после того как Юнг опубликовал книгу "Символы трансформации". Разрыв был болезненным для обе их сторон.

 

Постепенно Юнг пришел к мысли, что его интер претация символа дает ему ключ к анализу не только сновидений, но и мифов, сказок, религии, искусст ва. Он исследовал не только европейскую, но и ин дийскую, китайскую, тибетскую культуры, их симво лику. Это и привело Юнга к одному из важнейших его открытий - открытию коллективного бессозна тельного.

 

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, инди видуального бессознательного и сознания. Если ин дивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретени ями, то коллективное бессознательное - своего ро да "память поколений", то психологическое наслед ство, с которым ребенок появляется на свет. Юнг писал: "Содержание коллективного бессознательно го лишь в минимальной степени формируется лич ностью и в своей сущности вообще не является ин дивидуальным приобретением. Это бессознатель ное - как воздух, которым дышит все и который не принадлежит никому".

 

Содержание коллективного бессознательного со стоит из архетипов, которые являются формами, ор ганизующими и канализирующими психологический опыт индивида. Юнг часто называл архетипы "пер вичными образами", так как они связаны с мифиче скими и сказочными темами. Он также считал, что архетипы организуют не только индивидуальную фан тазию, но и коллективную. Они лежат в основе ми фологии народа, его религии, определяя его само сознание.

 

Основными архетипами индивидуального бессоз нательного Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго и Персона находятся в

 

 

 

основном в сознательных пластах психики индиви да, в то время как другие главные архетипы распола гаются в индивидуальном бессознательном.

 

Эго является центральным элементом личного со знания, как бы собирая разрозненные данные лич ного опыта в единое целое, формируя из них цело стное и осознанное восприятие собственной лично сти. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

 

Персона - та часть нашей личности, которую мы показываем миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежды, способы самовыражения. Персона имеет и позитивное, и не гативное влияние на нашу личность. Доминирующая Персона может подавить индивидуальность челове ка, развить в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона и защищает нас от давления сре ды, от любопытных взглядов, стремящихся проник нуть в нашу душу, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми.

 

Тень является центром личного бессознательно го. Как Эго собирает данные о нашем внешнем опы те, так Тень фокусирует, систематизирует те впечат ления, которые были вытеснены из сознания. Со держанием Тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его Пер соной, с нормами общества. При этом чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем боль ше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количест во желаний.

 

Фактически расхождения между Юнгам и Фрей дом больше всего относились именно к роли Тени в структуре личности. Юнг считал ее одной из состав ляющих этой структуры, в то время как Фрейд ста вил ее в центр личности, исследуя главным образом именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным избавиться от Тени, не признавать ее, ибо она является законной частью личности и чело век без Тени так же неполноценен, как и без других

 

 

 

частей души. Самое вредное, с точки зрения Юн га, - не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, то, что Юнг пазы-. вал "техникой обращения с Тенью", помогает пре одолеть ее негативное влияние.

 

Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) - те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать-у мальчика и отец-у девочки). Этот архе тип оказывает большое влияние и на поведение, и на творчество человека, являясь источником проек ций, новых образов в душе человека.

 

Самость, с точки зрения Юнга, является централь ным архетипом всей личности, а не только ее созна тельной или бессознательной части; это "архетип по рядка и целостности личности". Ее главное значе ние в том, что она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную) друг другу, но соединяет их так, чтобы они дополняли друг дру га. В процессе развития личность обретает все боль шую целостность и, индивидуализируясь, становит ся все более свободной в своем выражении и само познании.

 

Идеи о необходимости сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности Юнг раз вивал уже в 50-е годы. К этому же времени относят ся его положения о роли сознания в духовном росте и организации поведения. Такая трансформация не которых положений психоанализа, принимавшихся Юнгам в начале века, была для него особенно важ на: Юнг постоянно подчеркивал открытость своей концепции для нового в отличие от ортодоксально сти теории.Фрейда.

 

Исходя из структуры души Юнг создает и свою типологию личности, выделяя два типа: экстравер ты и интраверты. Интраверты в процессе индиви дуализации обращают больше внимания на внут реннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориен тированы на Персону, на внешнюю часть своей ду ши. Они в отличие от интравертов прекрасно ори ентируются во внешнем мире и в своей деятельно-274

 

 

сти исходят главным образом из его норм и пра вил. Если интраверту угрожает полный разрыв кон тактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью является потеря себя. В сво их крайних проявлениях экстраверты являются дог матиками, а интраверты - фанатиками.

 

Однако Самость, стремление к целостности лич ности, как правило, не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить другую. Поэтому эти две части души как бы делят сферы своего вли яния. Как правило, экстраверты хорошо строят от ношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы; в то же время в узком кругу близких людей они открываются другой стороной своей личности, интравертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мне ния и позиции других людей. Общение с широким кругом мало знакомых людей чрезвычайно затруд нительно для интраверта, который исходит только из своих позиций и не всегда может выстроить ли нию поведения, понять точку зрения собеседника. Интраверт либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теп лым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллю стрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так, он относил Л. Н. Тол стого к типичным экстравертам, а Ф. М. Достоев ского - к интравертам.

 

Развитие Самости связано не только с типоло гией личности по линии интроверсии - экстравер-сии, но и с развитием четырех основных психиче ских процессов-мышления, чувствования, инту иции и ощущения. У каждого человека, считал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в со четании с интро-или экстраверсией и индивидуа лизирует путь развития личности. Мышление и чув ствование являются альтернативными способами принятия решения. Мышление ориентировано на логические посылки: люди с доминирующим мыш лением превыше всего ценят абстрактные принци пы, идеалы, порядок и системность в поведении.

 

 

 

Чувствующие люди, напротив, принимают реше ния спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпо читая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку. Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют скорее спо собы получения информации, и люди этого типа более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие ти пы, как правило, лучше реагируют на непосредст венную ситуацию, в то время как интуитивные - на прошлую и будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящей. Хотя все эти функции и присутствуют в человеке, домини рующей является какая-то из них, которая частич но дополняется второй.

 

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отри цал возможность их осознания, но и считал этот про цесс одним из важнейших в личностном росте чело века. Один из вариантов такого осознания себя - психотерапия, и врач-психотерапевт является помощ ником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность.

 

А. Адлер (1870-1937) окончил

 

Альфред Адлер: медицинский факультет Венско-индивидуальная го университета, начав работу как психология врач-офтальмолог. Однако вско ре его интересы перемещаются в сторону психиатрии и неврологии.

 

В 1902 году Адлер становится одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг со здателя нового психологического направления - Фрейда. В 1910 году по предложению Фрейда он ста новится первым президентом Венского психоанали тического общества. Однако вскоре Адлер начал раз вивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обост рились, ему было предложено изложить свои взгля ды, что он и сделал в 1911 году, отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое вре мя Адлер официально оборвал свои связи с психо анализом, выйдя из общества вместе со своими сто ронниками и организовав собственную группу, ко-276

 

 

тора> получила название Ассоциации индивидуаль ной психологии.

 

После первой мировой войны Адлер заинтере совался вопросами образования, основав первую воспитательную клинику в рамках венской систе мы школьного образования, а затем и эксперимен тальную школу, где претворялись в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер при давал работе с учителями, которые формируют ум и характер юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консуль тативные центры при школах, где родители и дети могли получить нужный им совет и помощь. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

 

В 1935 году Адлер переезжает в США, где продол жает работать в качестве врача-психиатра, одновре менно занимая пост профессора медицинской пси хологии.

 

Адлер стал основателем нового, социально-пси хологического направления. Именно в развитии этих своих новых идей он и разошелся с Фрейдом. Его теория очень мало связана с классическим психо анализом и представляет целостную систему разви тия личности.

 

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о до минировании индивидуальных бессознательных ин стинктов в личности и поведении человека, инстин ктов, которые противопоставляют человека обществу и отделяют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людь ми, стимулирующее социальные контакты и ориен тацию на других людей, - вот та главная сила, кото рая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

 

Однако было и нечто общее, объединявшее кон цепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, прису щую ему одному природу, которая оказывает влия ние на формирование его личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг-первичным типам мышления, а Адлер под черкивал роль общественных интересов. В то же вре мя Адлер был единственным из них, кто считал важ нейшей тенденцией в развитии личности стремле-277







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 296. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия