Студопедия — Г. Саров 19 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Г. Саров 19 страница






 

 

нив сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвер гал идею уникальности каждой человеческой лично сти, исследуя скорее то общее, что присуще бессоз нательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостно сти и Самости личности, но значительно позже, в 50-х годах.

 

Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о "творческом Я". В отличие от фрейдовского Эго, служащего врож денным инстинктам и потому определяющего путь развития личности в заданном направлении, Я Ад лера представляет собой индивидуализированную си стему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный-смысл. Более того, Я са мо предпринимает поиски такого опыта, который мо жет облегчить данному человеку осуществление его собственного, уникального стиля жизни.

 

Теория личности Адлера является хорошо струк турированной системой и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочислен ные варианты и пути развития личности. Эти ос новные положения: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполно ценности и компенсации; 4) общественный инте рес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творче ское Я.

 

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа Ганса Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жиз ни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерми нируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих по ступков определяются в большей степени надежда ми на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне ре альным стимулом, определяющим устремления че ловека. Здоровый человек в принципе может осво бодиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для

 

 

 

невротиков же это оказывается невыполнимым, и раз рыв между реальностью и фикцией еще больше уси ливает их напряжение.

 

Стиль жизни, по Адлеру, - та детерминанта, ко торая определяет и систематизирует опыт челове ка. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, со ставляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию сти ля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может ос таться неразвитым, что становится основой асоци ального стиля жизни, причиной неврозов и конф ликтов. Развитие чувства общности связано с близ кими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, рас тущих с холодными, отгороженными от них мате рями, чувство общности не развивается. Не разви вается оно и у избалованных детей. Уровень раз вития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует раз витие неврозов.

 

Формируя свой жизненный стиль, человек фак тически сам является творцом своей личности, ко торую он создает из сырого материала наследст венности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является-своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действитель ности и трансформирует их в личность человека, "личность субъективную, динамичную, единую, ин дивидуальную и обладающую уникальным стилем". Творческое Я сообщает жизни человека смысл, оно творит как цель жизни, так и средства для ее до стижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни яв ляются актами творчества, которые придают чело веческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противо вес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди - не пеш ки, но сознательные целостности, самостоятельно нетворчески создающие свою жизнь.

 

 

 

Если чувство общности определяет направление жиз ни, его стиль, то два других врожденных и бессозна тельных чувства-неполноценности и стремления к превосходству-являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для лич-ностногЬ роста, для самосовершенствования. Если чув ство неполноценности воздействует на человека, вы зывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех-не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуаль ное развитие, но и развитие общества в целом. Суще ствует и специальный механизм, помогающий разви тию этих чувств, - компенсация.

 

Адлер выделял четыре основных вида компенса ции: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь.

 

Соединение видов компенсации с жизненным сти лем и уровнем развития чувства общности дало воз можность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей.

 

Он считал, что развитое чувство общности, опреде ляя социальный стиль жизни, дает возможность ре бенку создать достаточно адекватную схему апперцеп ции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут ком пенсироваться при помощи других людей, при помо щи сверстников, от которых они не чувствуют отгоро женности. Это особенно важно при физических де фектах, которые часто не дают возможности полной их комвенсации и тем самым могут послужить причи ной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремле ние к превосходству не превращается в агрессию. При мером такой сверхкомпенсации при социальном жиз ненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодо левший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свой физический недуг.

 

При неразвитом чувстве общности у ребенка на чинают уже в раннем детстве формироваться невро-280

 

 

тические комплексы, которые приводят к отклоне ниям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноцен ности, который делает неадекватной схему апперцеп ции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тре вожным, неуверенным в себе, завистливым, конфор мным и напряженным.

 

Невозможность преодолеть свои дефекты, особен но физические, часто приводит и к мнимой компен сации, при которой ребенок (а позднее взрослый че ловек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочув ствия, которым его окружают. Такой вид компенса ции несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоисти ческую личность.

 

В случае сверхкомпенсации у детей с неразви тым чувством общности стремление к самосовер шенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Та кие люди используют свои знания для приобрете ния власти над людьми, для порабощения их, ду мая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцеп ции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозре вают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для Ад лера примерами такой личности были Нерон, На полеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны - не обязательно в масштабах це лого народа, но и в рамках своей семьи.

 

Таким образом, одним из главных качеств лично сти, которое помогает ей устоять в жизненных не взгодах, преодолеть трудности и достичь совершен ства, является умение сотрудничать с другими. Ад лер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недо статок кооперации является корнем всех невротиче ских и плохо приспособленных стилей жизни.

 

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психоте рапию и психологию личности.

 

 

 

 12. Неофрейдизм

 

К-Хорни (1885-1952) получи-Карен Хори>: Ла образование на медицинском обрел Я факультете Берлинского уни верситета. В 1918 году она посту пила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие из вестные немецкие ученые в связи с приходом к вла сти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя ди ректора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Пси хоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последо ватели Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ас социацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.

 

В отличие от Юнга и Адлера, которые подчер кивали, что разошлись с Фрейдом по принципи альным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые недостатки его те ории. Однако ее стремление раздвинуть рамки ор тодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда. Хорни приходит к выводу о доминирую щем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и раз виваться в течение жизни. Эта возможность опро вергает фатальную обреченность на невроз, о ко торой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть чет кая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невроти-зированных людей.

 

Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрес сии или либидо, а бессознательное чувство беспо койства, которое Хорни называет чувством корен ной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "име ющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему ми-282

 

 

PC". Таким образом, в ее теории сохраняется не толь ко идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

 

Хорни считала, что причинами развития трево ги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмер ная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слиш ком большое восхищение ребенком. Каким же об разом все эти противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот воп рос, Хорни выделяет прежде всего два вида трево ги: физиологическую и психологическую. Физио логическая тревога связана со стремлением ребен ка удовлетворить свои насущные потребности - в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вов ремя не перепеленают, не покормят, и потому ис пытывает такую тревогу постоянно в первые неде ли своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетво ряют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворя ются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физи ологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги - более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Введение понятия "образа Я" - одно из важнейших открытий Хорни. Она счи тала, что этот образ состоит из двух частей - зна ния о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитив ной частью, т. е. со знанием человека о себе са мом, которое должно отражать его реальные спо собности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" - Я реаль ное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В иде але эти три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нор мальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отлича ется от реального, человек не может к себе хорошо

 

 

 

относиться, и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неу веренность в себе, т. е. является основой невроти-зации. К неврозу ведет и несовпадение реального Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие о человеке луч ше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение, негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к раз витию тревоги, так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "обра зом Я".

 

Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологи ческая защита помогает разрешать внутренние кон фликты, возникающие между двумя структурами личности-Иди Супер-Это. С точки зрения Хор-ни, психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между обществом и челове ком, так как ее задача-привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружаю щих, т. е. два "образа Я". Хорни выделяет три ос новных вида защиты, в основе которых лежит удов летворение определенных невротических потреб ностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармониче ски сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к раз витию у человека того или иного невротического комплекса.

 

Защиту человек находит либо в стремлении к лю дям (уступчивый тип), либо в стремлении против лю дей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).

 

При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заме тят (или сделают вид, что не замечают) неадекват ность его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические по требности, как потребность в привязанности и

 

 

 

одобрении, потребность в партнере, который при нял бы на себя заботу о нем, потребность быть пред метом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других, человек ста рается получить все больше и больше похвал и при знания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобре ния. Такие люди совершенно не переносят одино чества, испытывая ужас от мысли, что их могут по кинуть. Это постоянное напряжение и служит ос новой раввития невроза.

 

Развитие защиты в виде ухода, стремления от лю дей дает возможность игнорировать мнение окружа ющих, оставшись наедине со своим "образом Я". Од нако и в этом случае развиваются невротические по требности, в частности, потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, потребность в само стоятельности и независимости, потребность быть со вершенным и неуязвимым. Не надеясь завязать теп лые отношения с окружающими, такой человек ста рается быть независимым от других. Из боязни критики он старается казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряжен ным. Все это приводит к полному одиночеству, изо ляции, которая тяжело переживается и также может приводить к неврозу.

 

Попытка преодолеть тревогу, навязав другим лю дям свой "образ Я", также не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации дру гих, стремление к личным достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружа ющих кажутся таким людям все более недостаточ ными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования.

 

Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекват ное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на по зиции современной психологии. Это признается боль шинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

 

 

 

Э. Фромм (1 900- 1 980) окончил Эрах Фромм: Франкфуртский университет. Он "бегство от был приглашен специализиро-свободы" ваться в области психоанализа

 

сначала в Мюнхенский универ ситет, а позднее - в знаменитый Берлинский пси хоаналитический институт. В 1933 году Фромм пере езжает в США, где он вначале становится лектором Чикагского психоаналитического института, в кото ром работала и К. Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается част ной практикой, параллельно читая лекции в ряде аме риканских университетов.

 

Фромм считается наиболее социально-ориентиро ванным из всех психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто услови ем, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал большое значение среде, Фромм под средой пони мал не только ближайшее окружение человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он живет. Фромм подчеркивал, что наи большее значение для него имели идеи Маркса и Фрейда, которые он и хотел.объединить в своей тео рии, особенно в ранний период. Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, то от Маркса-мысль о значе нии социальной формации для развития психики, а также идею о развитии отчуждения при капитализ ме, понимая под этим психологическое отчуждение, отчуждение людей друг от друга.

 

Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в со стоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к об ществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивиду ализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, ко-286

 

 

горни всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни.

 

Стремление примирить эти потребности явля ется, с точки зрения Фромма, двигателем не толь ко индивидуального развития, но и общества в це лом, которое также пытается уравновесить эти стремления.

 

Индивидуализация развивается в ущерб укоре ненности, о которой человек начинает тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бег ство от свободы, характерное для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в жела нии получить надежную работу, но и в идентифи кации, скажем, с политическим деятелем, который обещает надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объ яснял Фромм и приход фашизма, свидетелем кото рого он был в ЗО-е годы в Германии. Социализм тоже лишает людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления и мировоззрения.

 

Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить эти две про тивоположные потребности, является любовь в са мом широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к сво боде от других, от обязательств и догм, определяю щих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности заду маться над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэ тому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на уко рененность. В то же время есть и другая свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода тре бует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуаль ности не тяготит человека, но, наоборот, принима ется им с радостью. Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви. Она дает одновременно удовлетворение и потребно-287

 

 

ста в индивидуализации, и потребности в укоренен ности, примиряет их и гармонизирует жизнь челове ка, его личность и отношения с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Зем ле новое общество-"гуманистический идеализм", основанный на любви людей друг к другу.

 

Фромм также говорил о механизмах психологи ческой защиты, с помощью которых человек стре мится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм, мазохизм, конформизм и де - структивизм. При садизме и мазохизме происхо дит "укорененность" жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им некое ощуще ние собственной индивидуальности. При конфор мизме чувство укорененности берет верх, в то вре мя как при деструктивизме, наоборот, верх одержи вает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодо леть внутреннее несоответствие, они тем не менее не решают глобальных проблем.

 

Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь.

 

Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентиро ваны на внешнюю сторону, на укорененность в об ществе. Для них главное - продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значи тельность, чем они хотят обладать-знаниями, вла стью, любовью или религией. Главное - показать всем, что это их собственность. Отсюда их догма тизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверен ность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь не-насыщаемой и приводя ко все большей невротиза-ции и напряженности человека.

 

Развитие по принципу быть характеризуется внут ренней свободой и уверенностью в себе. Таким лю дям все равно, что о них думают другие, так как глав ное для них - не демонстрировать обладание зна-288

 

 

кием, религиозностью, властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным, зна ющим человеком. В этом и реализуется индивиду альность, понимание своей самоценности. Такие лю ди не стремятся рвать связи с окружающими, к сво боде от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы быть самими со бой. Они уважают и стремление других быть самим собой, а потому они терпимы и неагреесивны в от личие от тех, кто живет по принципу иметь. Эти лю ди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего сущест вования и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, искусства, религии, науки, ма териального производства.

 

Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Одна ко главное значение его работ в том, что они, ос таваясь в русле основных положений психоанали за, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать противоре чивость позиции человека в его общении с окру жающими, роль общества в развитии личности име ли большое значение не только для психологии, но и для смежных наук - истории, социологии, фи лософии, педагогики.

 

На фрейдистской почве возникло еще одно те чение, сторонники которого попытались истолко вать в понятиях психоанализа своеобразие культур но-исторического облика различных народов. Со гласно одному из главных сторонников этого направления, американскому психиатру и этноло гу Кардинеру, личность человека формируется куль турой. Кроме естественной среды существует не материальная среда, состоящая из мифов, верова ний, легенд, рационализированных влечений. Под ее действием складывается "основная структура личности", свойственная всем индивидам, принад-10 М. Г.Я1юа1евссва *q

 

 

лежащим к данной культуре. Эта "основная струк тура" - продукт специфического для каждой куль туры способа воспитания в детстве. Психологиче ское "строение" человека многопланово. Оно содержит уровень простейших биологических по требностей, над которым надстраивается "основ ная структура личности", заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается инди видуальный характер.

 

Кардинер исходил из фрейдистского понимания механизма развития личности и ее строения, до полнив его предположением, что влечения, отне сенные Фрейдом к разряду изначально присущих человеческому роду, свойственны отдельным фор мам культуры.

 

Развитие психоанализа не могло идти изолирован но от новых тенденций, возникающих прежде всего в русле социального бихевиоризма и гуманистиче ской психологии, предметом исследования которых также являлась структура личности. Влияние откры тий, сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях таких исследователей как Г. С. Салливен, Э. Берн, Э. Эриксон.

 

Американский психолог и Гарри Спок психиатр Г. С. Салливен (1892- Сааливен: *949), защитив докторскую дис-межличностные сертацию в 1917 году, начал свою отношения карьеру как военный медик в

 

первой мировой войне. Специа лизация в области практической психиатрии стиму лировала его интерес к теоретической психологии. С 1923 года он является профессором в университет ской Мерилендской медицинской школе, в 30-40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных университетах. В 1948 году он начинает издание двух журналов - "Журнала биологии и па тологии" и "Журнала для изучения интерперсональ-ных процессов".

 

Свою теорию Салливен назвал "интерперсональ-ной теорией психиатрии". В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного) существорания, принцип функциональной активности и принцип ор ганизации. При этом Салливен модифицирует и со-290

 

 

слиняет в своей концепции два наиболее распрост раненных в США психологических направления - психоанализ и бихевиоризм.

 

Личность человека, по Салливену, является не врож денным качеством, но формируется в процессе обще ния младенца с окружающими, т. е. "личность-это модель повторяющихся межличностных, интерперсо-нальных отношений". В своем развитии ребенок про ходит несколько этапов - от младенчества до юноше ства, причем на каждом этапе формируется опреде ленная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюно-шестве - на основе общения с представителями дру гого пола и т. д. Хотя ребенок не рождается с опреде ленными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, созда ваемого его потребностями.

 

Салливен считал, что потребность и создает на пряженность, и формирует способы ее преодоления - динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жиз ни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущи ми для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения раз ные, так как для реализации потребности в ласке су ществуют определенные динамизмы, помогающие ре бенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нель зя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни чело века. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и опре деляет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.

 

Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры - хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремле ние к персонификации себя как хорошего Я и избе гание мнений о себе как о плохом Я являются наи-10' 291

 

 

более важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тре воги. Для защиты своей положительной персонифи кации человек формирует специальный механизм) ко торый Салливен назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное вни мание регулирует не только собственную персони фикацию, но и образы других людей.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 305. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия