Студопедия — Возможности человека в его отношении к миру. Информационно-познавательное освоение мира человеком
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Возможности человека в его отношении к миру. Информационно-познавательное освоение мира человеком






Информационно-познавательное освоение мира человеком

Анализируя глубинные основания познавательной деятельности человека, мы прежде всего сталкиваемся с вопросам: нужно ли постигать, познавать мир? Значение познавательно-информационной активности человека, сама его способность к познанию, к получе­нию, хранению и переработке информации ни­когда не оценивалась в истории однозначно. Существовали це­лые эпохи (вспомним касту жрецов Древнего Египта), в кото­рые одни замкнутые группы людей скрывали знания от других групп и социальных слоев или старались как-то ограничить до­ступ к знанию непосвященных. {27}

В некоторых обществах обладание знанием отдельными людьми или социальными группами вызывало подозрение или даже страх, чувство опасности, зависть у других слоев населе­ния. Ведь знание — это сила, способная порождать превос­ходство одних людей над другими, вызывать не только добро, но и зло. По этой же причине люди всегда стремились получить доступ к знаниям, хотя его ценность, привлекатель­ность и необходимость определялась по-разному в различные периоды истории. Широко известны слова Екклесиаста о том, «что во многой мудрости много печали; кто умножает позна­ния, умножает скорбь», равно как и известны строчки Пушки­на: «Учись, мой друг! Наука сокращает нам опыты быстротеку­щей жизни».

Другая сторона вопроса: способен ли человек постичь, понять, познать мир, и, если да, то что может знать? Это вопрос о доверии к органам чувств человека и к возможностям его разу­ма. Одновременно это вопрос о том, устроен ли мир на основе каких-то более или менее доступных нам принципов, законов или в нем господствует некое таинственное, непостижимое начало? В различные времена проблема эта истолковывалась в соответствии с господствовавшим стилем мышления. Так, с точки зрения парадигмы средневековья, мир был полон зага­дочного, чего-то такого, что неподвластно человеческому ра­зумению. Мистика, иррациональность, вера в духов, химер, до­мовых, леших и т. п. вплетались в повседневную жизнь людей. Да и само познание понималось как «разгадывание знаков» вещей.

В культуре XVI в. познать нечто означало это нечто ис­толковать, т. е. перейти от видимой приметы к тому, что вы­сказывает себя в ней и что без нее осталось бы невысказанным словом, спящим в вещах. Истолкование мыслилось как пости­жение подобия в вещах. Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке, и эти обнаруживающие сходства и сродства знаки являются ничем иным, как формами подобия. {28}

Начиная с XVII в. мысль перестает двигаться в стихии та­кой структуры, как сходство. В последнем стали усматривать беспорядочную смесь, подлежащую анализу в понятиях тож­дества и различия, меры и порядка. От поиска подобий, анало­гий, симпатий вещей через истолкование перешли к поиску тождеств и различий через сравнение и измерение, через счет и число. Отныне познавать означало различать и выражать различие на языке математики. Отношения между вещами ос­мысливаются в форме порядка, через измерение. Истина нахо­дит свое проявление и свой знак в очевидном и отчетливом восприятии и в переходе от одной идеи к другой с помощью правил логики.

Новый сдвиг в понимании проблемы «что значит познать что-то?» наблюдается в истории науки в связи с революцией в физике на рубеже XIX и XX вв., а позднее под влиянием начав­шейся НТР.

Стало ясно, что история познания природы действитель­но проясняет природу познания — отсюда резко возросший интерес к эволюции науки, к ее методологическим и категори­альным основам. Вместе с тем пришло осознание и того, что гордая уверенность науки со времен Ньютона в своей способ­ности вырабатывать единую, непротиворечивую, целостную картину мира весьма призрачна, причем не вследствие огра­ниченности человеческого разума, а потому, что «природа не похожа на русскую игрушку «матрешка»» (П. Ланжевен), она многомерна, многоинтервальна, диалектична. Вообще в XX веке со всей очевидностью обнаружилась непомерность претензий сциентизма (от англ. science — наука) и принципи­альная ограниченность научной рациональности.

Для науки XX столетия «познать» все чаще означа­ет — создать, сконструировать нечто, что не существует в при­роде, но действует в соответствии с ее законами. {29}

Предметно-практическое освоение мира

Рассмотрим теперь предельные основания практического способа освоения мира человеком.

Способен ли человек активно влиять на окру­жающую его природную и социальную среду, целесообраз­но воздействовать на них, преобразовывать их в соответствии со своими нуждами и желаниями?

Фатализм и волюнтаризм

Как мы уже отмечали, в истории встречались две крайние мировоззренческие позиции — фатализм и волюнтаризм. Согласно фатализму, в мире все так жестко сцеплено (с точки зрения его устройства) и все так предопределено (с точки зрения перехо­да от одного состояния к другому), что лю­бые наши попытки как-то активно и целенапраленно вмешать­ся в естественный ход событий ни к чему положительному для нас привести не могут. Господствует ли в жизни неумолимый рок или жесткая закономерность истории — результат один: человек обречен на пассивное следование за потоком жизни.

Волюнтаризм, напротив, полагает, что человеку подвласт­но все, была бы у него сильная воля, страстное желание, ясная цель. Мир по своей природе пластичен, как мягкая глина, со­ткан из случайностей, он с легкостью принимает ту форму, те состояния, которые мы ему придаем. На практике, в реальной истории государств и отдельных судеб, волюнтаризм нередко ведет к авантюризму, нигилизму, экстремизму, безответствен­ным решениям и поступкам.

Стоит иметь в виду, что установка на активное отношение к природе, к потоку жизни, к историческому бытию отнюдь не обязательно свя­зана с волюнтаризмом, ибо может проистекать и не из столь крайних позиций. Великие исторические инициативы нередко рождались из религиозных убеждений (вспомним Лютера), когда сверхактивность понималась как исполнение воли свыше. В рамках марксистской тра {30} диции социальная активность рассматривалась как возможная и желательная, если она диктовалась «передовыми общественными интересами» и логикой социального прогресса.

Умонастроение, согласно которому человек не только может, но и должен активно вмешиваться в природу, преобразо­вывать ее по своему усмотрению и даже «покорять» с целью максимального удовлетворения постоянно растущих потреб­ностей социума, было широко распространено в конце XIX — первой половине XX в. Однако последовавший в результате развертывания НТР экологический кризис резко изменил мировоззренческие установки людей. Во весь рост встала задача сохранения природы (как условия выживания самого челове­чества), перед лицом глобальной опасности гибели животного и растительного мира, загрязнения мирового океана, земной атмосферы все больше теряет привлекательность стратегия «покорения», все чаще приходится переходить к стратегии осо­бого рода партнерства, основанного на идее «гармонии меж­ду природой и человеком».

Но если в отношении к природе экологическое сознание современной цивилизации претерпело глубокие положитель­ные сдвиги, то этого нельзя сказать, когда речь заходит об отношении к социуму. Можно ли с обществом делать все, что угодно, все, что нам представляется желательным и соблазни­тельным в данный исторический момент, или существуют не­кие запреты на определенные виды «преобразовательной дея­тельности» по отношению к социуму, нарушение которых рано или поздно мстит за себя (подобно тому, как существуют эко­логические запреты и ограничения на определенные виды тех­нологической активности по отношению к окружающей при­роде)? Любой ли социальный эксперимент над обществом и народом позволителен, — даже если для этого существуют воз­можности, например, политического характера? Сможем ли мы исторически оправдать ломку «старого», вековых традиций и образа жизни? Имеем ли право разрушать в угоду политичес {31} ким программам столетиями складывавшиеся культурные и эко­номические связи или должны считаться с неписанными пра­вилами «экологии социума?»

Но если наше общество во многих отношениях еще не доросло до понимания «экологии социума», то в еще большей мере это касается нашего отношения к «экологии человека». Вправе ли общество в лице государства «переделывать», «пере­ковывать» человека по своему усмотрению, ввергать его в пу­чину своих авантюристических «социально-экономических» преобразований? Не слишком ли велики масштабы манипули­рования человеческим сознанием со стороны ангажированной прессы и телевидения?

М. Горький в свое время, осуждая революционеров за тер­рор (убить легче, чем убедить!), подчеркивал, что революцион­ное жизнетворчество должно начинаться с личного духовного совершенствования, а не с насилия государственных институ­тов над индивидом.

Поспешность и жестокость совершаемых в XX веке соци­альных переворотов и трансформаций привели к тому, что мно­гие западные и отечественные философы называют «антропо­логической катастрофой», гуманистическим кризисом цивили­зации на рубеже тысячелетий.

«Ужас истории и несчастье человека заключаются в том, что человек жестоко оскорблен: оскорблен природой, которая, создав его, бросила в пустыню мира зверем среди зверей, предоставляя ему для развития и совершенствования те же условия, что и всякому другому зверю; оскорблен богами, которых он, в страхе и радости перед силами при­роды, создал слишком поспешно, неумело и слишком «по образу и подобию своему», бесконечно оскорблен хитрым и сильным ближ­ним и — всего горше — самим собою, своими колебаниями между древним зверем и новым человеком. (Горький М. Несвоевременные мысли. —Литературное обозрение, 1988, № 9, с. 6).

Превращение индивидуального бытия из высшего дара в средство манипуляций той или иной силой или социальной группой предельно драматизировали проблему смысла жизни человека и его места в Универсуме. Как сетует А. Камю, — {32} «... изгнанные из прекрасного мира природы, мы опять очутились в мире Ветхого Завета, зажатые между царством жесто­ких фараонов и неумолимыми небесами».

В XX веке под диктатом тоталитарного социального «творчества» оказалась уже не только жизнь, но и смерть. Как пишет Б. С. Крымский, — последняя была выведена «за пределы смысла, ценностного испытания и превращена в ору­дие геноцида, массового террора, стихию обезличенного погубления ойкумены жизни и культуры. Вековая традиция стои­цизма исходила из того, что, говоря словами Сенеки, у челове­ка можно отнять все, кроме смерти, ибо она является индиви­дуальным завершением жизни. На пороге смерти, когда у жиз­ни нет уже будущего, она открывает смысловые реализации прожитого. Но одно дело — погибнуть, свершая свои идеалы или даже в силу неизбежности, целесообразно сообразуемой смены поколений, а другое — исчезнуть в кровавой волне мас­сового террора, безразличного к индивидуальной судьбе, небе­сам, императиву жизни. Практика освенцимов создала в пря­мом смысле индустрию смерти, когда тщательно пронумеро­ванная продукция — тюки с женскими волосами и мешки с человеческим пеплом для капустных полей противополагали законам ноосферы конвейер обезличенной смерти (С. Б. Крым­ский. Контуры духовности: новые контексты идентификации. — Вопросы философии, 1992, № 2, с. 23).

Совершенно очевидно, что методология социальной дея­тельности, раскрывающая способы, технологию и средства реализации социальных проектов, должна опираться на уни­версальные общечеловеческие принципы гуманизма, социаль­ной справедливости, ненасилия, на идею фундаментальности прав человека и др. Поэтому любой ответственный политиче­ский лидер, предлагающий осуществить глубокие социально-экономические преобразования, должен предварительно ответить на целый ряд «метафизических» вопросов: что пред {33} ставляет собой — с сущностной точки зрения — то общество, в котором он живет? Желательны ли для людей те преобразования, которые предполагается провести? Приведут ли они к повышению жизненного уровня населения страны?

Если народ санкционировал проведение социально-эко­номической реформы, то каким образом должно действовать правительство — постепенно (шаг за шагом) или скачком (на­пример, путем «шоковой терапии»)? Любой ли ценой ускорять реформы или строго соблюдать меру, не превышать ту цену, которую готов заплатить за реформы «простой человек»? В со­ответствии с принципом «не навреди!» или по принципу «как получится»? С учетом принципа «обратной связи» на каждом шаге реформирования, т. е. постоянного корректирования не­желательных эффектов или на основе философской установки «а нам все равно...»?

Здесь, очевидно, возникают и такие вопросы: должны ли лидеры, начиная преобразования, четко указывать направление, конечный результат и конкретные сроки реализации социаль­но-экономического проекта или им позволительно руководство­ваться принципом «куда кривая вывезет!»? Должны ли они дей­ствовать, ломая все «до основанья», или по принципу «сначала сотвори лучше, чем было, а уж потом ломай то, что сделано до тебя»?

Трагический опыт многих социальных начинаний и исто­рических инициатив свидетельствует о том, что все эти и по­добные им вопросы носят отнюдь не праздный характер. Ведь заложником всех авантюристических проектов, «радикальных реформ», «перестроек», обновлений, «революций» всегда в ко­нечном счете оказывается народ.

Принцип «не навреди!» известный со времен Гиппократа как медицинская заповедь, ныне выглядит как универсальный экологический принцип всякой деятельности. Он относится не {34} только к технологической или к социально-политической дея­тельности, но и к тем ее видам, которые непосредственно на­правлены на человека («экология человека») — врачебной, пе­дагогической, эстетической, информационной, экономической и т. п.

Обратимся теперь к вопросу о ценностно-экзистенциаль­ном освоении мира.

Ценностное освоение мира

Главная проблема, которая здесь возникает, — это проблема ценности и смысла самой человеческой жизни. Есть ли у жизни смысл, и если да, то в чем он заключается? Должен ли человек противостоять судьбе, отстаивая свое право на счастье, и если да, то может ли он при этом рассчиты­вать на успех? И на что он может надеяться? Как мы видим, вопрос о должном необходимо дополняется вопросом о возможном. Способен ли человек удовлетворить свою потребность в осмысленном и полноценном существовании? Могут ли люди осознать подлинные ценности жизни в окружающем их соци­альном и природном бытии или они обречены довольствовать­ся миром жизненных иллюзий?

«И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!.. И возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!» (Книга Екклесиаста, или Проповедника).

Но если все же подлинное счастье в принципе достижи­мо, то допустимо ли за него бороться любой ценой, любыми средствами? Не обстоит ли дело таким образом, что использо­вание дурных средств в самых благих целях и намерениях не­минуемо ведет к дурному концу, к конечному жизненному по­ражению?

Следует иметь в виду, что любое ценностное освоение мира предполагает не только работу ума, но и духовных чувств, или, как говорят, работу сердца. И ощущение полноценности бы {35} тия, равно как и ощущение бессмысленности жизни, как правило, приходят в определенных жизненных ситуациях. В сущ­ности, невозможно оправдать ценность жизни и найти в ней позитивный смысл при помощи одного лишь размышления. Давно замечено: человек, активно реализующий свои личност­ные возможности самоосуществления и испытывающий ра­достный, волнующий интерес к жизни, к величественной кра­соте космоса, редко задается вопросом, есть ли в жизни смысл. Ибо в этом состоянии собственное существование восприни­мается как чудо, как, может быть незаслуженный, дар; здесь ценность жизни самоочевидна. Другими словами, для того, чтобы стать оптимистом, иной раз достаточно оказаться в та­ком состоянии, когда эмоционально и физиологически осоз­наешь жизнь как абсолютную и безусловную данность и ощу­щаешь радость от самого факта существования.

Как оптимистическое, так и пессимистическое мировоз­зрение складывается у людей под влиянием жизненных обсто­ятельств, исторических событий, социальных катаклизмов, ударов судьбы. В вопросах мировоззрения человеку недоста­точно понять и принять некий универсальный принцип только умом, чисто теоретически, он должен пережить его в своем жизненном опыте иногда как трагическое потрясение, иногда как волнующее открытие, как озарение. Здесь нужна мудрость и духовная практика, реализуемая через экстаз самораскрытия, через медитацию, через творческий труд... Только тогда миро­воззренческая истина войдет в сердце человека как жизненное убеждение, как императив, как «нравственный закон внутри нас» (И. Кант). {36}

?

1. Какие проблемы называются «метафизическими»? Почему? 2. «Ми­ровоззренческая ориентация» — это... (продолжить). 3. Какие ос­новные мировоззренческие координаты бытия людей Вы знаете? 4. Сущностное отношение к миру имеет три основных грани. Назови­теих. 5. Как Вы понимаете роль «антропного принципа» в новом космическом сознании современного человека? 6. Экклесиаст ут­верждал, что «во всякой мудрости много печали». Почему он так счи­тал? А как думаете Вы? 7. Каковы истоки пессимистического отно­шения к миру? А оптимистического? Кто прав — оптимисты илипессимисты? 8. На какие основные вопросы дает ответ любое разви­тое мировоззрение? 9. В чем заключается актуальность в современ­ных условиях экологии социума и экологии человека?

 

{37}







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 438. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия