О признаках тоталитарности секты
Во избежание недоразумений сразу уточним, что не все секты являются тоталитарными по методам своей деятельности. Напомним, что согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля секта — это «братство, принявшее свое, отдельное учение о вере». Понятие «секта» связано с отступлением меньшинства от догм (вероучительных правил поведения), принятых большинством в основных мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме, иудаизме). Любой культ несет веру в «нечто хорошее», но граница между тоталитарными сектами и сектами, скажем так, условно «не тоталитарными» существует объективно. Порой она кажется довольно размытой и субъективно устанавливаемой. Человеку, поверхностно знакомому с духовно-нравственными критериями поведения (заповедями и догматами), диктуемыми основными мировыми религиями, трудно разобраться в истинности или ложности предлагаемого вероучения и, следовательно, адекватно оценить потенциальную опасность для своего физического и психического здоровья от вступления в секту. Это позволяет тоталитарным сектам маскироваться под традиционные конфессии, оспаривать точку зрения на себя как на тоталитарную секту, представлять противодействие тоталитарным сектам как нарушение прав на свободу совести и т. д. Тем не менее если отчетливо наблюдается совокупность известных признаков тоталитарности, то можно и нужно говорить об асоциальной направленности, деструктивности данного культа. Главное при выделении признаков тоталитарности — это сравнение методов деятельности секты с методами деятельности основных религиозных конфессий. Можно выделить ряд признаков в деятельности секты, позволяющих назвать ее тоталитарной. К неспецифическим (вторичным) признакам относятся: 1) мимикрия — подстраивание под одну из мировых религий (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) с использованием ее символики и терминологии; 2) претензия на самую современную и учитывающую так называемые «самые последние достижения науки» интерпретацию положений Евангелия, Библии, Корана или Махабхараты; 3) весьма сильно выраженная для сколько-нибудь внимательного наблюдателя коммерческая направленность деятельности. Специфическими (основными) признаками являются: - 1) сокрытие адептами секты условия полного и безоговорочного подчинения верующих дисциплине организации; отсутствие у новообращенных информированного (осознанного) согласия на методы контроля сознания, которые будут к ним применяться. Для противозаконного формирования абсолютной зависимости верующих от секты тоталитарные культы прибегают к духовно-психологическому насилию; 2) использование руководящим звеном секты методов психического воздействия (так называемого зомбирования) и психотропных средств,в результате чего у последователей происходит и сохраняется искажение восприятия собственных социальных связей как с близкими и родственниками, так и с обществом в целом. Главное — это разрушение личности верующих, вытравливание их индивидуальности и воспитание в них крайней нетерпимости к взглядам среды, не относящейся к секте; 3) требование публичности исповеди верующего или (при формальном декларировании принципа соблюдения тайны исповеди) системное доведение до руководства секты информации, полученной на исповеди (тотальное доносительство); 4) высокая степень конспиративности деятельности руководства секты от участников, находящихся на нижестоящих уровнях иерархии (под предлогом того, что они еще не прошли достаточное количество ступеней посвящения в таинства культа), и, уж тем более, от людей из «внешнего» мира; 5) стремление лидеров секты к незаконному обогащению через злостное уклонение от уплаты налогов государству и фактическую обязательность пожертвований (в то время как традиционные религии предполагают добровольность и посильность пожертвований). Для достижения своих целей представители секты часто стравливают супругов, вызывая их на развод с разделом имущества, управляют конфликтом родителей и детей в свою пользу, стремятся взять опеку над несовершеннолетним ребенком новообращенного; 6) претензии лидеров культа на обладание окончательной и непререкаемой Истиной. Все, кто не принимает лидера секты как носителя истины в последней инстанции, объявляются «демонами», «слугами сатаны» или «заблудшими» людьми, не достойными «спасения» (причем с соответствующими проклятиями и обещаниями скорой мучительной смерти от неизлечимых болезней); 7) внушение лидерами секты крайних форм негативного отношения верующих к «внешнему» социуму. Деструктивные культы воспитывают в своих адептах абсолютную нетерпимость к людям из «внешней» среды, утверждают, что цели секты выше мирского закона, так как жизненно важны для спасения и счастья всего человечества. В отношениях сектантов с внешним миром ложь, «кража для Бога» и физическое насилие считаются средствами, вполне приемлемыми и оправдываемыми Великой Целью; 8) доведение верующих до готовности к противоправным действиям,в том числе экстремистского характера. Террористов, в том числе самоубийц, готовят именно в сектах тоталитарного толка; 9) пресечение методами физического насилия попыток ухода верующих из секты. Для контроля за поведением адептов и отражения возникающих из «внешнего» мира угроз деструктивные культы создают свои «неформальные» службы безопасности, зачастую комплектуя их кадры из числа бывших сотрудников правоохранительных органов; 10) патологическое стремление руководства секты к незаконной власти и независимости от механизмов общественного контроля. Тоталитарные секты стремятся к скрытому проникновению в органы государственной власти на максимально высоком уровне и совершают действия, подпадающие под понятие антигосударственного заговора (как в случае секты «Аум Синрикё»). Обобщенная характеристика деятельности тоталитарной религиозно-оккультной секты — использование ее руководством жестких манипулятивных техник изменения и контроля сознания адептов. Общий алгоритм подобных техник включает в себя следующие этапы: 1) сознательное введение в заблуждение вступающих в секту, то есть целенаправленное формирование положительной по отношению к деструктивному культу установки через саморекламу и отклики адептов; 2) внезапное или постепенное шоковое дезорганизующее воздействие на психику человека с целью подавления контроля сознания и достижения так называемых измененных состояний сознания; 3) внедрение в психику адепта, погруженного в измененное состояние сознания, деструктивных установок с помощью гипнотических процедур, введения в транс, приемов медитации, психотропных, наркотических средств, за счет физического и психического изнурения. Результатом становится стойкое изменение сознания человека с разрушительными последствиями для его личности и психики в целом — превращение в зомби, потеря адекватного восприятия и оценки окружающей среды и самоконтроля поведения. Такой человек может оказаться социально опасным, способным по команде своего «духовного» руководителя совершить преступление — вплоть до ритуального убийства, индивидуального и коллективного самоубийства. История тоталитарных культов полна ужасающих примеров. Достаточно упомянуть об одной из самых крупномасштабных трагедий, произошедшей 18 ноября 1978 года в гай-анском поселке Джонстаун. Тогда по приказу руководителя американской религиозной организации «Народный храм» Джима Джонса 912 сектантов, в том числе 276 детей, покончили с собой или были убиты единоверцами. Как показывает психотерапевтическая работа с бывшими адептами деструктивных сект, их психологическая реабилитация и возвращение к нормальной жизни требуют многомесячных упорных усилий. Нередко такая работа оказывается в результате малоэффективной или совсем безуспешной. Из того, что в современной России пока еще не зафиксировано носящих массовый характер самоубийств «по приказу Живого Бога», вовсе не следует вывод о том, что асоциальных культов в нашей стране нет или что они являются теоретической абстракцией, не имеющей отношения ни к одной из действующих в России тоталитарных сект. В ходе первого контакта с представителями секты вы скорее всего узнаете лишь имя ее лидера или название организации — возможно, это поможет вам сориентироваться в том, стоит ли разговаривать дальше. Впрочем, название секты вполне может оказаться «обновленным» — руководство деструктивных культов стремится избегать названий, уже ставших в той или иной степени одиозными в конкретной стране. Среди «титульных» названий сект, частично потерявших по сравнению с последним десятилетием прошлого века свою привлекательность для россиян (но не активность в привлечении новых адептов), стоит упомянуть: • «Церковь Сайентологии», весьма популярную до дефолта 1998 года в кругах российской управленческой элиты (это оккультное направление использует также названия «Движение веры», «Теология процветания», «Дианетика», «Нарконон», «Криминон», «Хаббард-колледж» и т. д.); • «Аум Синрикё», от которой, после известных террористических актов с применением химического оружия в токийском метро, отшатнулось большинство российских новообращенных; • «Белое братство», лидеры которого в ноябре 1993 года едва не устроили массовое самосожжение в киевском соборе Св. Софии (тогда милиции пришлось задержать и поместить в СИЗО 616 адептов секты); • «Церковь Последнего Завета» (секта Виссариона), лидер которой Сергей Тороп оккультно-психологическими технологиями принудил несколько тысяч человек из разных уголков России продать квартиры и имущество ради переезда в минусинскую тайгу для строительства «Города Солнца»; • «Богородичный центр» — глубоко законспирированная воинствующая секта, стремящаяся к установлению в России теократии: согласно ее учению, во главе государства должны стать «богородичные пророки», а министры и губернаторы должны быть из числа «богородичных рыцарей и генералов»; • Общество сознания Кришны — вопреки довольно широко распространенному в России мнению это не восточная индуистская, а западная по своему происхождению религиозная организация, возникшая в Нью-Йорке в 1966 году. Список культов, которые подпадают под указанные выше специфические признаки тоталитарных сект, весьма обширен. Но мы не будем вдаваться в их подробное перечисление. Важнее научиться своевременно распознавать тоталитарность религиозной организации, а не заучивать перечень их названий. Тем более что, по данным некоторых экспертов, этот список вместе с «дочерними» и «внучатыми» структурами содержит около 2000 позиций. Понятно, что при первом контакте с вербовщиком тоталитарной секты вы не узнаете о наличии или отсутствии отмеченных выше признаков. Для асоциальных культов вообще характерно сокрытие от вербуемых немалой части критически значимой информации. Разумеется, никто вам не будет признаваться в использовании зомбирования, готовности лидеров к противоправным действиям или том, что рядовые члены секты лишаются не только своего имущества, но и свободы личности. Все это вы сможете узнать из личного опыта общения с сектантами только позднее — и то при условии, что у вас сохранится способность сколько-нибудь критичного восприятия своего положения.
|