Студопедия — Герберт Уэллс. Страна Слепых
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Герберт Уэллс. Страна Слепых

Однако, большинство философов оказалось настроенными более радикально. В кантовской критике рациональной мысли они увидели лишь первый, причем весьма робкий и во многом непоследовательный шаг на пути к коренному пересмотру традиционных представлений о статусе и подлинном смысле познавательной деятельности. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, К Маркс, С. Кьеркегор, З. Фрейд - все эти, на первый взгляд не просто разные, а абсолютно противоположные мыслители 19 века, на самом деле с различных сторон и разными методами подходили к обоснованию одного и того же - к обоснованию совершенно нового образа сознания и мышления человека, а значит, и к обоснованию принципиально новой, названной впоследствии «неклассической», взаимосвязи этого сознания с миром объективного, материального бытия. Соответственно, совершенно по-новому зазвучала в их произведениях и вековечная проблема философии - проблема свободы. В итоге, по мере развития этого многопланового и противоречивого процесса, происходило вызревание и формирование совершенно новой философской парадигмы, принципиально порвавшей с прежней рационалистической традицией и сориентировавшей мыслителей на поиск ответов на высшие вопросы человеческого бытия уже за пределами познавательного отношения к миру.

Для нас – людей, оказавшихся свидетелями и участниками совершенно новых событий и социо-культурных потрясений, буквально прогремевших в мировой истории на рубеже тысячелетий, весьма принципиально, что формирование основных направлений послекантовской философии оказалось неразрывно связанным не только с фундаментальными парадигмальными сдвигами, но и с коренным изменением статуса социальной философии, да и социального познания вообще. В отличие от классического периода, когда социальные разделы, как правило, служили лишь некоей конкретизацией и дополнением разделов метафизических, в рамках которых и решались основные проблемы, в учениях послекантовской философии определенные представления о социальном контексте человеческого бытия все чаще начинают выступать в качестве основы и для гносеологических, и для онтологических построений. Однако, наличие подобной тенденции не покажется удивительным, если учесть, что мир, исследуемый философами - неклассиками, весьма напоминает мир явлений Канта - мир, создаваемый и творимый самим человеком, задающим своей практической и теоретической деятельностью его основные характеристики.

Таким образом, мы завершаем наши очерки в весьма естественном и методологически обоснованном пункте. Кратко рассмотренная нами история классической философии, с одной стороны, задала основное проблемное поле поиска, с другой - исчерпала определенные, в основном рационалистически ориентированные способы его описания и разрешения. Новая парадигма философского развития, равно как и совершенно нетрадиционное положение в ней философско-экономических разделов - все это предполагает отдельную, специальную беседу, которую мы и надеемся реализовать в следующей – третьей части нашей книги. Однако, с мыслителями, чье творчество составило основной материал представленных выше разделов, нам и там придется встретиться еще не раз. И это не удивительно: ведь чем фундаментальнее характер научной революции, тем исторически более длительный период захватывает разворачивающийся в ходе нее критический анализ. И если в случае с неклассической философией мы имеем дело с попыткой преодоления всей предшествующей, более чем двадцатипятивековой традиции, то стоит ли удивляться тому, что Сократ и Платон, Парменид и Аристотель, Тертуллиан и Августин вновь окажутся центральными персонажами дискуссий, развернувшихся в мировой философской мысли в течение последних полутора столетий?

 

Содержание

 

Введение............................................................................................с. 1

 

Часть I. Античная философия: путь исканий.......………..............с. 6

 

Очерк 1. Мир природы......................................................................с. 9

 

1.1. В поисках начала........................................................................с. 9

1.2. Философия числа........................................................................с. 11

1.3. Парадоксы бытия........................................................................с. 16

1.4. Философия как вызов.................................................................с. 24

1.5. Атомы и пустота.........................................................................с. 27

 

Очерк 2. Мир человека............................................................…......с. 33

 

2.1. Великие спорщики.....................................................................с. 33

2.2. В мире идей................................................................................с. 48

2.3. Систематизатор античной мысли...............................................с. 61

 

Глава 3. Мир самосознания...............................................................с. 80

 

3.1. Свобода и природа.....................................................................с. 83

3.2. Свобода мудреца........................................................................с. 90

3.3. Скептицизм: раскол двух миров................................................с. 98

3.4. Философский поиск на рубеже двух эпох...............................с. 102

 

 

Часть 2. Философия христианского мира..............……….............с. 105

 

Глава 4. Патристика: ученость Афин и

откровение Иерусалима....................................................с. 111

 

4.1. Истина как абсурд....................................................................с. 112

4.2. Аврелий Августин: человек в мире Христа............................с. 107

 

Глава 5. Философия европейского средневековья:

духовное рабство или духовный прорыв?.......................с. 125

 

5.1. Великое доказательство Ансельма...........................................с. 131

5.2. Фома Аквинский: философия на службе теологии.................с. 136

 

 

Глава 6. Философия Возрождения: обретение покинутого мира...с. 144

 

6.1. Рождение «Утопии»..................................................................с. 148

6.2. Никколо Макиавелли: политический цинизм

или политическая наука?..........................................................с. 153

 

Глава 7. Философия эпохи Нового времени:

между разумом и чувством..............................................с. 158

7.1. Френсис Бекон: апология опыта..............................................с. 160

7.2. Рене Декарт: от достоверного самопознания

к достоверной науке..................................................................с. 169

7.3. Эмпиризм и рационализм.........................................................с. 187

 

Глава 8. «Коперниканский переворот» Иммануила Канта............с. 197

 

Заключение….……………………………………………………….с. 225

 

 


[1] Впомним, хотя бы, что нерушимой клятвой богов была клятва водами священной реки Стикса.

[2] Более подробно о христианском триединстве мы поговорим в разделе 2.

[3] В число этих девяти небесных сфер входили: пять видимых планет, плюс Солнце, Земля, Луна, а также «сфера неподвижных звезд» - Млечный путь.

[4]. Кант И.. Критика чистого разума. Спб, 1993, с.150.

[5]. Одна из основных проблем теории множеств - нахождение соответствия между множествами, содержащими в себе бесконечное число элементов. Частным случаем этой проблемы и является вопрос о соотнесении бесконечного числа точек на отрезке, пройденным Ахилесом, и бесконечного числа точек на отрезке, за то же время пройденным черепахой.

[6] Один из самых известных афоризмов этого философа -”Все течет, все изменяется, и дважды нельзя войти в одну и ту же реку, ибо в ней будут течь уже новые воды.”

[7] Что касается Левкииппа, то о его жизни нам практически ничего не извествно. Сохранились лишь отрывочные сведения, согласно которым он был связан с Милетом, Элеей и родиной Демокрита Абдерами. Что касается последнего то, напротив, дошедшие до нас его биографические данные весьма подробны и разнообразны. Рассказывают, в частности, что за созданное им учение он пользовался огромной славой и еще при жизни на родине в Абдерах была в честь него воздвигнута его золотая статуя.

[8] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.. 1986, с. 346

[9] Не случайно, согласно целому ряду свидетельств, Анаксагор был даже учителем Демокрита. Но даже те историки, которые оспаривают данный факт, признают безусловной взаимное влияние обоих мыслителей.

[10] Диоген Лаэртский. Ук. соч., с. 95.

[11] Аристотель. Соч., т. 1, М., 1976, с. 108

[12] Платон. Горгий. Соч., ч. 2, Спб., 1863 г, с. 246

[13] Платон. Соч.,

[14] В Древней Греции, например, согласно мифологии, на страже многих законов и обычаев стоял сам верховный бог -громовержец Зевс.

 

[15] По сообщению некоторых историков, за столь дерзкие слова Протагор был осужден к пожизненному изгнанию из Афин, а книга его подвергнута публичному сожжению. Если эти сведения действительно верны, то вполне возможно, что это была первая (но, увы, не последняя) в истории книга, подвергшаяся подобной участи.

[16] Так, например, в ряде греческих полисов существовал обычай наказания камня (!), по той или иной причине оказавшегося причастным к гибели человека.

[17] Отсутствие собственных произведений Сократа породило немалую историко-философскую проблему: что именно принадлежит в воспоминаниях его учеников самому мыслителю, а что привнесено их собственным творчеством? Наиболее крайняя позиция в этом вопросе, правда не получившая серьезного признания в историко-философской науке, вообще отвергает существование реальное Сократа, объясняя появление его образа литературно-мифологическим творчеством современников.

[18] По сведениям ряда историков, этот афоризм, принадлежавший одному из «семи мудрецов» Хилону, был высечен на стене храма Апполона в Дельфах. Посетивший в юности этот храм Сократ был настолько потрясен глубиной этой фразы, что, в конечном итоге, сделал ее принципом своего философского учения.

[19] См. Платон. Федр, Федон, Менон.

[20] В современной психологии подобное явление называется «латентной памятью».

[21] Прекрасный образец подобного обучения демонстрирует Сократ в платоновском диалоге «Менон». Желая доказать усомнившемуся собеседнику существование врожденного знания, он подзывает к себе неграмотного мальчика-раба и, умело задавая ему вопросы, шаг за шагом вынуждает его на совершенно строгое доказательства одной из сложных геометрических теорем.

[22] Читатель сам может убедиться в сказанном, полистав основные сократические диалоги Платона - «Менон», «Теэтет», «Кратил» и др. - ни в одном из них он не найдет окончательного вывода, сделанного Сократом за собеседника - вывод этот предоставляется сделать слушателю философа, в том числе и тому, кто примет участие в беседе спустя две с половиной тысячи лет.

[23] Платон. Соч. в 4-х тт., т. 3.- М., 1994, с. 235 (Курсив наш.-К.С.)

[24] Гегель. Лекции по истории философии. Т. 2, с. 119

[25] Как мы уже сказали, основные положения физики Стагирита оказались весьма близки фундаментальным выводам естествознания нашего времени. Так, представление о внутреннем, органическом единстве Космоса и пространства, их неразрывной и существенной связи находится в явном родстве с основополагающими принципам общей теории относительности Эйнштейна. Возникшая на основе последней концепция «замкнутой Вселенной», активно обсуждаемая в современной литературе, и, более того, получившая после открытия массы покоя у нейтрино серьезное косвенное подтверждение, также в гораздо большей степени тяготеет к парадигме Аристотеля, нежели к постулатам классического естествознания. Что же касается учения об отсутствии пустоты, то и оно обрело «второе дыхание» после открытия всего несколько десятилетий назад так называемых «нелинейных явлений в вакууме». Над этой новой жизнью физического учения Стагирита следует всерьез задуматься будущим экономистам: кто бы мог подумать, что развенчанная столь беспощадно мыслителями Возрождения и Нового времени парадигма возродится спустя несколько веков, да еще и в эпоху столь неслыханного развития научной мысли? Так не следует ли, исходя из опыта истории, быть сегодня поосторожнее с «окончательным» ниспровержением экономических концепций, на первый взгляд бесповоротно ушедших в прошлое, а на деле, быть может, просто значительно опередивших и свое, и даже наше время?

 

[26] Данте Алигьери всего в двух строках своей великой поэмы поразительно точно сумел зафиксировать эту особенность аристотелевского перводвигателя:

«Движенье здесь не мерят мерой взятой,

Но всё движенье меру здесь берет»

[27]

[28] Гегель. Лекции по истори философии./ Гегель. Соч., М. 1936, т. 9 с. 47.

[29] Цит. по Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1986, с.402

[30] т. 2,с. 338-339

[31] Парадоксально, но факт: представление об атомах, возникшие уже в учениях классической физики эпохи Нового времени, с точки зрения абсолютной подчиненности корпускул фундаментальным законам механики, тяготело, бесспорно, к модели Демокрита. Однако, открытие уже в начале двадцатого столетия фундаментального закона квантовой физики, известного как «принцип неопределенности Гейзенберга», согласно которому в траектории мельчайших частиц мироздания всегда присутствует некая, принципиально непреодолимая неопреленность, вновь заставило вспомнить великое провидение Эпикура.

[32] Что касается родоначальника логической науки - Аристотеля, то последний видел в ней не только науку о формах мышления, но и определенное учение о законах самого бытия.

[33] Цит. По Рассел Б. История западной философии. М., 1997, с. 254.

[34] Цит. по Гегель. Лекции по истории философии. т. 2, М., 1994, с. 389.

[35] Опасность даже частичной утраты человеком ценности предметного мира весьма неожиданно была обнаружена два тысячелетия спустя в ходе формирования основ современной социологии. Один из будущих классиков этой дисциплины - Э. Дюркгеймом, при исследовании статистики самоубийств среди живших в Германии католиков и протестантов обнаружил, что при прочих равных условиях, число самоубийств всякий раз оказывалось значительно выше именно в протестантской среде. И одно из наиболее правдоподобных объяснений данного факта исходит из особенности протестантской религиозности, лишающей человека возможности предметного контакта с чувственными воплощениями божества - иконами, мощами, фетишами, снимающей со священнослужителя статус живого посредника между мирянином и богом, и оставляющей человеку лишь сугубо интеллектуальный, духовный контакт с абсолютным началом бытия.

[36] А.М. Лобок. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997 г., с. 660

[37] Соответственно, различают авторов, признанных обоими церквями (например, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) и тех, кто был возведен в этот высший статус только одной из них (например, св. Афанасий, нашедший признание только в католицизме)

[38] Эти мысли Тертуллиана впоследствии были сведены в известный афоризм, нередко ошибочно приписываемый ему: «Credo quia absurdum» - «Верую, ибо абсурдно».

[39] Так, например, если мы обратимся к гегелевским лекциям по истории философии, относящимся к первой половине 19 века, мы не найдем в них даже упоминания имени Тертуллиана, притом, что патристика в этом произведении анализируется весьма детально. (см. Гегель. Лекции по истории философии. М., 1995, т. 3 с.151-169)

 

[40] Августин А. «Истинная религия».

[41] С явлением, когда человек проецирует господствующие в его обществе отношения на мир природы, мы уже сталкивались при анализе философии Эпикура. Но, как видим, подобная ситуация оказалась далеко не такой уж редкостью в истории философской мысли. Однако, специальный разговор об этом интересном явлении у нас состоится лишь тогда, когда мы подойдем к анализу учений 19-20 вв., исследовавших социальную детерминацию человеческого познания.

[42] Гегель. Лекции по истории философии. Т 3, с 219

[43] «Поэтому если то, больше чего нельзя себе представить, можно представить себе как нечто несуществующее, тогда то, больше чего нельзя представить себе, не есть то, больше чего нельзя себе представить; противоречие. Значит, нечто, больше чего нельзя себе представить, существует так подлинно, что нельзя и представить себе его несуществующим.»// Ансельм Кентерберийский. Соч., М., 1995, с. 129

[44] Впоследствии, некоторые авторы, поддерживая позицию Гаунилона, даже объясняли появление онтологического доказательства слабой известностью в 11 веке аристотелевской логики, что, якобы, и позволило, сделать столь грубую логическую ошибку.

[45] «Христианин, - писал Ансельм, - должен идти от веры к разуму, а не от разума к вере, и еще менее того он должен перестать верить, если он не способен понять разумом эту свою веру, а должен поступать так: если он в состоянии проникнуть до познания, то он находит в этом удовольствие, а если нет, то он просто поклоняется». // Цит. по Гегель. Лекции по истории философии. М., 1994, с. 198

[46] Так, например, Б. Рассел остроумно указывает, что этот априори принятый Стагиритом тезис опровергается существованием уже обычного математического ряда отрицательных чисел - ряда, хотя и имеющего явный конец (ноль), однако, своим началом уходящего в бесконечность.

[47] Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991, с. 193

[48] Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрожденя. М., 1986, с. 41

[49] Бруно, например, в одном из своих сочинений вполне серьезно заявлял, что пора людям подумать о замене на небе Луны.

[50] Вершины этот заимствованный из математики рационализм несколько веков спустя достигнет в творчестве знаменитого утописта 19 столетия - Кабэ: в описанной им стране Икарии идеально прямыми оказываются не только улицы в городах, но так же и протекающие в этих городах реки!

[51] Туган-Баранеовский М.И. Утопический социализм // Туган-БарановскийМ.И. К лучшему будущему. - М., 1996, с. 85-86.

[52] Любителям приключенческой литературы напомним, что по версии А. Дюма, именно сокровища отравленного Александром VI кардинала Спада были найдены беглым узником замка Иф Эдмоном Дантесом, ставшим, благодаря этому кладу, таинственным графом Монте-Кристо.

[53] Макиавелли Н. Государь. - М., 1997г., с. 22-23. Здесь же можно вспомнить и Эпикура, как раз в следствие подобной политики сына Филиппа Александра оказавшегося изгнанным из родного Самоса.

[54] Рассел Б. История Западной Философии. Новосибирск, 1997, с. 471

[55] Наиболее подробно данная проблема рассмотрена Беконом в работе «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620), явившегося частью более обширного и незавершенного произведения «Великое восстановление наук».

[56] Другое дело, что в последующей философии, как мы увидим, со всей остротой был поставлен вопрос о причине данной самоочевидности геометрических аксиом и постулатов.

[57] См. напр. «Появляется же искусство тогда, когда на основании приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы»,. (Аристотель. Соч. в 4-х тт., т. 1, М., 1976, с. 65-66)

[58] Декарт. Соч. т.1, с. 255.

[59] Там же с. 314

 

[60] Там же с. 315

[61] Там же с. 316

[62] Как мы увидим, последующие критики, в частности Гегель, обратят внимание на принципиальную непоследовательность Декарта в этом рассуждении: стремясь осуществить сугубо теоретическое доказательство божьего бытия, философ кладет в основание своих рассуждений идею Бога, найденную в сознании человека всецело эмпирически. Другими словами, выводя необходимость бытия Бога из его идеи, философ не показывает необходимость появления самой этой идеи в голове человека, а, следовательно, в основе всего рассуждения лежит некая случайность. Но преодоление этой слдабости было уже уделом последующей - прежде всего немецкой классической философии, сделавшей следующий шаг в раскрытии колоссального методологического потенциала онтологического доказательства Божьего бытия.

[63] Там же с. 326.

[64] Пожалуй, ярче всего это видимое противоречие принципов поведения живых и неживых систем проявляется в несовместимости двух фундаментальных законов - закона роста энтропии (по-другому - закона Больцмана), согласно которому, любая предоставленная себе система, стремится к максимому неорганизованности и беспорядка, и закона эволюции Дарвина, утверждающего способность живых существ к самопроизвольному прогрессивному развитию. Впервые это противоречие в столь категоричном виде было сформулировано знаменитым физ. химиком И. Пригожиным - создателем «неравновесной термодинамики» и одним из основоположников целой новой науки о самоорганизации - синергетики. Нобелевская премия увенчала научную карьеру выдающегося ученого, однако, окончательного разрешения поставленной им перед собой задачи - найти способ соединения законов Больцмана и Дарвина, а, значит, химии и биологии - ему получить так и не удалось.

[65] Декарт. Ук. соч., с 282-283

[66] Там же, с. 283

[67] Там же, с. 260.

[68] Спиноза Б. Избранное, М., 1998, с. 315

[69] Там же, с. 341

[70] Гегель. Лекции по истории философии, т.11, Спб. 1994, с. 347.

[71] Локк Дж. Соч., т. 1, М., 1985, с. 154

[72] См. Рассел Б. Ук. соч., с. 568

[73] Лейбниц Г.В. Соч., т. 2, М., 1983, с. 51

[74] Локк Дж., ук. соч., с. 157

[75] Локк Дж.. ук. соч., с.110

[76] Беркли Дж. Сочинения. М., 1978, с. 204

[77] Там же

[78] Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 1995, с.100 -101

[79] Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995, с..99

[80] Однако, заметим, что многие последователи и критики философа найдут это его утверждение голословным. Так, например, Гегель не без оснований заметит, что Кант лишь постулирует наличие трех уровней познания, никак не обосновывая и не объясняя необходимость именно такой организации мыслительной деятельности человека.

[81] Вопрос о том, каким образом в эту концепцию вписывается неевклидова геометрия нами будет рассмотрен во второй части данного пособия.

[82] Полноценное проникновение в суть данного аспекта кантовского учения предполагает знакомство читателя с основами логической науки. Однако и неискушенный в логике человек, опираясь просто на здравый смысл, сможет почувствовать, что суждение «данная роза является красной» не только по содержанию, но и по форме принципиально отличается от суждений типа «данных роз пять штук» или же «причиной роста розы является свет». Первое из этих суждений Кант определяет как суждение качества, второе - как суждение количества, третье - как суждение причины. Выделенные, в итоге, двенадцать видов суждений, Кант группирует по четырем блокам, каждый из которых содержит в себе по три суждения, близких друг к другу по типу связи. Этими блоками являются: суждения количества, качества, отношения и модальности. Суждения количества бывают, в свою очередь, суждениями общими, частными, или единичными; суждения качества - утвердительными, отрицательными или же бесконечными; суждения отношения - категорические, гипотетические или разделительные; и, наконец, по модальности, проблематические, ассерторические или аподиктические.

 

[83] Виндельбанд В. Ук. соч., с. 88-89

[84] Согласно данным современной антропологии, эту цифру необходимо увеличить, по крайней, мере вдвое, ибо, как было установлено в ходе многочисленных раскопок, уже неандертальцы использовывали определенные магические ритуальные элементы при захоронении своих усопших.

[85] Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986, с.63

[86] Уму дикаря, - утверждал Кант, - по силам лишь наполнить мир множеством демонических сил, но представление о Боге - Творце, занимавшее философскую мысль на протяжении всей истории последней, не имеет к этим невежественным построениям донаучной мысли никакого отношения.

[87] Так, исходя из универсальности пространственных свойств наблюдаемых вещей, многие мыслители утверждали бесконечность пространства и невозможность существования у Вселенной какой-либо границы; на основании принципа сохранения субстанции утверждалась неуничтожимость, а следовательно, и бессмертность души; а распространение принципа причинности на сверхчувственные реалии приводило, например, к космологическому доказательству божьего бытия.

[88] Правда, необходимо заметить, что в отношении к самому глубокому и спекулятивному из этих силлогизмов - в отношении к знаменитому онтологическому аргументу, он оказался наименее оригинален, в конечном счете воспроизведя при его критике хорошо нам известную парадигму Гаунилона.

[89] Кант И. Критика чистого разума. Спб., 1993, с. 271

[90] Кант И. Ук.соч., с. 294

[91][91] «И действительно, - писал Кант, - если бы поступки человека, поскольку они принадлежат к определениям времени, были определениями человека не как явления, а как вещи самой по себе, то свободу нельзя было бы спасти. Человек был бы марионеткой или автоматом Вокансона, сделанным и заведенным высшим мастером всех искусных произведений; и хотя самосознание делало бы его мыслящим автоматом, но сознание этой спонтанности в нем, если считать ее свободой, было бы лишь обманом». / Кант И. ук. соч., с. 208

 

[92] Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Критика практического разума. Спб., 1995, с. 90.

[93] Кант И. Критика практического разума. Спб., 1995, с. 211

[94] Там же, с. 257

Герберт Уэллс. Страна Слепых

За триста с лишним миль от Чимборасо, за сто миль от снегов Котопахи, в самой глуши Эквадорских Анд, отрезанная от мира человеческого, лежит таинственная горная долина - Страна Слепых. <…> Поселенцам, что и говорить, жилось привольно. Их скот тучнел и множился. Одно только омрачало их счастье. Но и этого одного было довольно, чтобы отравить горечью их дни. Странная болезнь напала на них, поражая слепотой всех новорожденных, а иногда и детей постарше. Поколение сменялось поколением. Они многое забыли, многое изобрели. Предание о широком мире, откуда они пришли, приобрело для них туманную окраску мифа. …Он был уроженец горной страны по соседству с Квито, человек, ходивший в море и повидавший свет, по-своему начитанный, ловкий, предприимчивый. Группа англичан, приехавшая в Эквадор лазать по горам, взяла его взамен одного из трех своих проводников-швейцарцев, который заболел. Он лазал с ними повсюду, но при попытке взойти на Параскотопетл - Маттергорн Анд - исчез и считался погибшим. Когда рассвело, они увидели следы его падения. А упавший остался жив. От края склона он пролетел вниз тысячу футов и в снежном облаке упал на снежный склон, еще более крутой, чем верхний. Дальше пошли более отлогие склоны, и по ним он скатился до самого конца и лежал, погребенный в мягких белых сугробах, сорвавшихся с ним вместе и спасших его… Его разбудило пение птиц на деревьях далеко внизу. Нуньес осмотрелся и решил пойти вверх по ущелью, так как увидел, что там оно расширяется, переходя в зеленую луговину, посреди которой он теперь ясно различал скопление каменных хибарок необычного вида. <…> Вид у них был странный, да и вся долина, чем дольше он на нее смотрел, тем она ему казалась удивительней. Большую часть ее занимал сочный, зеленый луг, точно звездами, усыпанный красивыми цветами и обводненный с редкой заботливостью; покосы, видимо, производились здесь планомерно по участкам. <…> Дома в деревне не жались в кучу, как в знакомых ему горных деревнях, - они выстроились двумя сплошными рядами по обеим сторонам центральной улицы, на диво чистой; тут и там их пестрые фасады прорезала дверь, но не видно было ни одного окна. Фасады были пестры какой-то беспорядочной пестротой - обмазаны цементом, где серым, где бурым, где аспидно-черным или исчерна-коричневым. Эта нелепая обмазка и вызвала у Нуньеса впервые мысль о слепоте. "Ну и наляпал человек! - подумал он. - Верно, был слеп, как летучая мышь". Он спустился по круче и подошел к стене и каналу, окружавшим долину, к тому месту, где канал каскадом тонких колеблющихся струй выбрасывал избыток воды в глубину ущелья. Теперь Нуньес видел в дальнем конце луговины много мужчин и женщин, которые сидели на стогах скошенной травы, как будто отдыхая; поближе к деревне - ватагу валявшихся на земле детей, а еще ближе, совсем неподалеку, - трех мужчин, несших на коромыслах ведра по дорожке, что тянулась от окружной стены к домам. … Они шли гуськом, медленным шагом и позевывая на ходу, точно не спали всю ночь. Их осанка была так степенна и такой у них был успокоительно-благополучный и благопристойный вид, что Нуньес после минутного колебания выпрямился на своем уступе во весь рост, стал на самом видном месте и крикнул что есть силы. Эхо раскатилось по, долине. Трое остановились и завертели головами, как будто озираясь. Нуньес опять закричал, потом еще раз, вновь замахал руками - все так же безуспешно, и тут вторично слово"слепой" всплыло в его сознании. "Дурачье! Слепые они, что ли?" - подумал он. Когда наконец, накричавшись и позлившись вдосталь, Нуньес пересек по мостику канал, отыскал в стене калитку и подошел к ним, он убедился, что они и в самом деле слепы. - Человек, - сказал один на языке, в котором Нуньес едва узнал испанский. - Это человек - человек или дух, вышедший из скал. А Нуньес подходил уверенным шагом юноши, вступающего в жизнь. Старые сказания о затерянной долине и Стране Слепых всплывали в памяти, и в мысли вплеталась припевом старая пословица: "В Стране Слепых и кривой - король". Очень учтиво он поздоровался со слепцами. Он с ними говорил, а сам глядел в оба. - Откуда он, брат Педро? - спросил один. - Я пришел из-за гор, - сказал Нуньес, - из страны за горами, где люди - зрячие. Из окрестностей Боготы - города, где живут сто тысяч человек и который тянется так далеко, что глазу не видно, докуда. Они напугали его, двинувшись разом навстречу, каждый с вытянутой вперед рукой. Он отпрянул на шаг от этих наведенных на него растопыренных пальцев. - Поди сюда, - сказал третий слепец, подступив к нему так же на шаг, и мягко обхватил его. Слепцы держали Нуньеса. Ни слова не добавив, они принялись его ощупывать. - Осторожно! - крикнул он, когда ему ткнули пальцем в глаз. И убедился, что глаз с трепещущими веками кажется им странным. Они ощупали его глаза вторично. - Странное создание, Корреа, - сказал тот, кого звали Педро. - Какой у него жесткий волос! Как у ламы. - Итак, ты пришел в мир? - спросил Педро. - Пришел из мира. Из-за гор и ледников; прямо из-за тех вершин, что на полдороге к солнцу. Из большого, большого мира, который простерся на двенадцать дней пути, до самого моря. Они как будто и не слушали его. - Отведем-ка его к старейшинам, - предложил Педро. - Сперва покричим, - сказал Корреа, - чтобы нам не напугать детей. Ведь это - чудище. Они стали кричать, а Педро пошел впереди и взял Нуньеса за руку, чтобы повести его к домам. Нуньес отдернул руку. - Я же зрячий, - сказал он. - Зрячий? - переспросил Корреа. - Да, зрячий, - повторил Нуньес, обернувшись к нему, и споткнулся о ведро Педро. - Его чувства еще несовершенны, - сказал третий слепец. - Он спотыкается и говорит бессмысленные слова. Веди его за руку. - Как хотите, - сказал Нуньес и, усмехнувшись, дал себя вести. Как видно, они ничего не знают о зрении. Ладно, придет время, он им покажет, что это за штука! Послышались возгласы, и он увидел толпу, собравшуюся на главной улице. Эта первая встреча с населением Страны Слепых обернулась для него тяжелым испытанием нервов и терпения - куда более тяжелым, чем он ожидал. Деревня была больше, чем казалась ему издалека, а штукатурка домов выглядела еще несуразней. Дети, мужчины и женщины (он с удовольствием отметил, что иные женщины и девушки были хороши собой, хотя глаза и у них были закрыты и вдавлены) обступили его толпой, хватали, ощупывали мягкими ладонями, обнюхивали, вслушивались в каждое слово. Все же многие девушки и дети пугливо сторонились его. Да и в самом деле голос его был резок и груб по сравнению с певучими голосами слепцов. Его совсем затолкали. Три его проводника с видом собственников не отступали от него ни на шаг и беспрестанно повторяли: - Дикий человек со скал. - Богота, - сказал он. - Богота. За горным хребтом. - Дикий человек говорит дикие слова, - пояснил Педро. - Вы когда-нибудь слышали такое слово - "богота"? Его ум еще не сложился. Речь у него только в зачатке. Маленький мальчик ущипнул его за руку. - Богота, - передразнил он. - Его имя - Богота, - решили слепцы. - Он спотыкается, - сказал Корреа. - Когда мы шли сюда, он два раза споткнулся. - Отведем его к старейшинам. Его вдруг втолкнули через дверь в комнату, где было темным-темно и только в дальнем углу слабо тлел огонь. Толпа ввалилась за ним, закрыв последний доступ дневному свету, и Нуньес с разлету грохнулся прямо на вытянутые ноги сидящего человека. Еще кого-то его вскинутая рука, когда он падал, задела по лицу. Он ощутил под ладонью что-то мягкое, услышал сердитый окрик и с минуту отбивался от множества схвативших его рук. Он понял свое положение и затих. - Я упал, - сказал он. - У вас тут не видно ни зги. Наступило молчание, как будто невидимые люди вокруг старались понять его слова. Потом послышался голос Корреа: - Он лишь недавно сотворен, он спотыкается при ходьбе и пересыпает свою речь бессмысленными словами. Чей-то старческий голос стал допрашивать его, и Нуньес попробовал рассказать о большом мире, откуда он упал к ним, о небе, о горах, о зрении и других подобных чудесах - рассказать о них этим старейшинам, сидевшим во мраке в Стране Слепых. Но что он им ни говорил, они ничему не верили и ничего не понимали. На веку четырнадцати поколений эти люди были слепы и отрезаны от зрячего мира. Нуньес постепенно это понял; ожидание, что слепцы в изумлении склонятся перед его происхождением и дарованиями, не оправдалось; и когда его жалкая попытка объяснить им, что такое зрение, была отвергнута, сочтена за бессвязный бред вновь сотворенного человека, старающегося описать свои неясные ощущения, он сдался и, подавленный, слушал их назидания. И вот старейший среди слепых стал раскрывать ему тайны жизни, философии и веры. Он поведал Нуньесу, как время разделилось на жаркое и холодное (у слепых это значило день и ночь), и объяснил, что в жаркое время положено спать, а работать надо, пока холодно. И что сейчас весь город слепых не спит только по случаю его, Нуньеса, появления. Он сказал, что Нуньес, несомненно, для того и создан, чтобы учиться приобретенной ими мудрости и служить ей, и что, несмотря на недоразвитость своего ума и неловкость движений, он должен мужаться и упорствовать в учении, - и эти слова все столпившиеся у входа встретили одобрительным ропотом. Потом он сказал, что ночь (слепые день называли ночью) давно наступила и всем надлежит вернуться ко сну. <…> - Го-го! Сюда, Богота, сюда! - услышал он голос из деревни. Он встал ухмыляясь. Сейчас он раз навсегда покажет этим людям, что значит для человека зрение. Они его станут искать и не найдут. - Что же ты не идешь, Богота! - сказал голос. Он беззвучно засмеялся и, крадучись, сделал два шага вбок от дорожки. - Не топчи траву, Богота: этого делать нельзя. Нуньес сам еле слышал шорох своих шагов. Он остановился в изумлении. Человек, чей голос его кликал, бежал по черно-пегой мощеной дорожке прямо на него. Нуньес опять вступил на дорожку. - Вот я, - сказал он. - Почему ты не шел на зов? - спросил слепец. - Что, тебя надо водить, как младенца? Ты разве не слышишь дороги, когда идешь? Нуньес засмеялся. - Я вижу ее, - сказал он. - Нет такого слова "вижу", - сказал слепой, помолчав. - Брось свой вздор и ступай за мной на звук шагов. Нуньес, досадуя, пошел за ним. - Придет и мое время, - сказал он. - Ты научишься, - ответил слепой. - В мире многому надо учиться. - А ты слыхал поговорку: "В Стране Слепых и кривой - король"? - Что значит слепой? - небрежно бросил через плечо слепец. Прошло четыре дня, и пятый застал короля слепых все еще скрывающимся среди своих подданных в обличье неуклюжего, никчемного чужака. Удивительно, как уверенно и точно двигались они в своем упорядоченном мире. Все было здесь приспособлено к их нуждам, каждая из дорожек, расходившихся лучами по долине, шла под определенным углом к остальным и распознавалась по особой нарезке на закраине. Все препятствия, все неровности на дорожках и лугах были давно удалены, все навыки и весь уклад слепых, естественно, возникали из тех или иных потребностей. <…> Их обоняние было чрезвычайно тонко; они по-собачьи, чутьем распознавали индивидуальные различия; уверенно и ловко справлялись с уходом за ламами, которые жили в скалах наверху и доверчиво подходили к ограде, чтобы получить корм или укрыться под кровом. … Ему пришло на ум схватить лопату, повалить двух-трех из них на землю и в честной борьбе доказать им превосходство зрячего. Следуя своему решению, он уже схватил лопату, и тут он узнал о себе нечто для него самого неожиданное: что он просто не может хладнокровно ударить слепого. <…> - Вы не понимаете! - крикнул он громким голосом, который должен




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иммануила Канта. | СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 943. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.019 сек.) русская версия | украинская версия