Студопедия — КАК ПОЛУЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КАК ПОЛУЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?






Идеализации, вопреки мнению Декарта, не даются нам от
рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением.
Идеализации, вопреки мнению Локка, невозможно вывести и из
эксперимента, поставляющего чувственные данные. Если бы
идеализации извлекались прямо из эксперимента, то эксперимен-
таторы, не дожидаясь теоретиков, сами открывали бы теорети-
ческие законы, т.е. идеализации. Идеализация — это итог боль-
шого поиска, удачи в упорядочении экспериментального и тео-
ретического материала, нахождения их гармонии друг с другом,
часто методом проб и ошибок, выдвижения и опровержения ги-
потез. Удача приходит к тем, кто упорен, кто дерзает, кому по-
везет. Когда Альберта Эйнштейна спросили, как ему удалось
открыть постулаты теории относительности (а эти постулаты так-
же представляют собой идеализации), он скромно ответил: «До-
гадался». Почему другие не смогли догадаться?

Идеализация, не любая, а научно оправданная, есть пости-
жение одинаковости изучаемых явлений.
К ней не ведет пря-
мая асфальтированная дорога, она не является результатом аб-
стракции.

выработка нового юридического мировоззрения

Новый стиль философствования, где бы его не применяли —
в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Но-
вации шли рука об руку с ясными и разумными началами по-
знания. Показательна в этом смысле выработка нововременно-
го юридического мировоззрения. В отличие от своих античных
и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились
защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для
юристов старых школ новая идея состояла в признании всех лю-
дей в юридическом отношении равноправными: «Перед законом
все равны». Эту идею развивали, в частности, Томас Гоббс
и Джон Локк.

На первый взгляд, идея юридического равноправия людей,
отличающихся полом, происхождением, богатством, умственны-
ми и физическими возможностями, кажется чуть ли не абсурд-
ной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать,
но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рож-


дению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родит-
ся больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди рав-
ны по своим возможностям, но и это не подтверждается прак-
тикой. Тем не менее положение о юридическом равноправии бы-
ло принято и имело в деле становления демократического и спра-
ведливого общества важнейшее значение. В чем состоит смысл
этого положения? Каким образом оно было достигнуто?

Положение о равенстве людей является идеализацией, кото-
рую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чув-
ственных представлений. Первоначально она возникла в качест-
ве гипотезы. Использование ее оказалось благотворным, поэто-
му гипотеза стала восприниматься как закон общественной жиз-
ни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и являет-
ся. Выходит, что юридическое равноправие выражает важней-
шую сторону общественной жизни людей, демократического
общества, забвение этого закона разрушает саму целостность
общества.

Обратите внимание на то, как реализуется новый стиль фи-
лософского мышления. Если физики Нового времени постули-
ровали посредством физических законов одинаковость механи-
ческих явлений при различных значениях физических пере-
менных, то правоведы настаивали на подчинении всех людей од-
ним и тем же юридическим законам при естественном несход-
стве разных индивидов.

Нечто аналогичное мы увидим и в теории морали. Обратим-
ся в этой связи к философии Иммануила Канта, бесспорно вы-
дающегося философа.

новации И. канта

В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу
знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант,
надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще
оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искус-
ство, мораль возможны благодаря уникальным способностям
души (сознания) человека. Схематически сам Кант изображал
свою философскую систему в следующем виде (два последних столб-
ца добавлены нами. — В.К.).

В первом столбце приведены три способности души, не суще-
ствует у души других способностей. Совокупная познавательная


Способности души в сово- купности   Познава- тельные способно- сти   Априор- ные прин- ципы   Примене- ние их к   Получае- мые суж- дения   Основ- ные цен- ности  
Познава- тельная способность   Рассудок   Законо- мерность   Природе   Теорети- ческие   Истина  
Чувства удовольст- вия и неудо- вольствия   Способ- ность суждения   Целесо- образ- ность   Искусству   Эстети- ческие   Красота  
Способность желания   Разум   Конечная цель   Свободе   Практи- ческие, или нрав- ственные   Добро  

способность состоит из трех познавательных способностей, кото-
рые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудо-
вольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверж-
дать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания со-
провождается разумом, разум определяет, что человек желает и ка-
ким образом он будет добиваться желаемого. Разум — это выс-
шая познавательная способность души.

В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, бла-
годаря которым человек является тем, чем он является, социаль-
ным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что
в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не
следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются
эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет
все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек при-
ходит к ним.

Первый принцип — закономерность, благодаря этому прин-
ципу существуют наука (как система знаний о природе), теория
и истина (смотрите первую строку).

Второй принцип — целесообразность; имеется в виду, что все
существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удов-
летворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек
принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетичес-
ких суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).


Третий принцип — конечная цель, если бы не было ее, то от-
сутствовало бы представление о свободе, о смысле практических
действий, а смысл этот — добро (смотрите всю третью строку·).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 444. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия