Студопедия — Взаимоисключающие концепции развития и взаимосвязи
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взаимоисключающие концепции развития и взаимосвязи






В истории философии сложилось две альтернативные концепции развития – диалектика и метафизика, которые принято называть основными философскими методами. Философский метод – это система наиболее общих принципов (развития и взаимосвязи) и подходов к теоретическому анализу действительности.

Философский метод – это отражение определённого уровня научного познания мира. На всех этапах развития философии диалектика и метафизика сменяли друг друга, становясь господствующими философскими методами.

Различают три исторические формы диалектики: 1) античная (все течет, все изменяется), представленная в учениях Гераклита, Платона, Зенона; 2) немецкая идеалистическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание), разработанная Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем; 3) материа-листическая которая представляет собой целостную систему принципов, законов и категорий объективной действительности, основы которой заложены Марксом, Энгельсом, Лениным.

Основной альтернативой диалектики является метафизика, что буквально обозначает, следующий после физики. В метафизике различают следующие исторические формы: 1) «старая метафизика» – XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия и др.); 2) новая метафизика XX века, которая проявляется в концепциях замкнутого круга (Тойнби), простого поступательного движения и др.

Смена диалектики и метафизики в истории философии происходила закономерно и была связана с качественными изменениями в науке и естествознании. Античная диалектика была первой в объяснении мира, но была вынуждена уступить место метафизике, когда естественные науки занялись изучением конкретных явлений в их статике и метафизика была прекрасным методом для их исследования. Новый виток в развитии диалектики был связан с бурным развитием научных знаний, когда основное внимание переносится из собирательного и описывающего анализа на систематизирующее, сравнивающее и классифицирующее (Линней, Дарвин, Менделеев).

В основе философского метода лежат ответы на следующие ключевые вопросы: 1) что является источником развития? 2) по какой причине происходит развитие? 3) что является движущей силой развития?

Для метафизики источником развития является внешняя сверхъприродная, сверхъестественная причина (Бог, Мировой разум и т.д.), которая проявляет себя в виде внешнего толчка. Для неё характерно противопоставление нового и старого, причём новое или совершенно отрицается, или если признаётся, то причины выносятся за пределы действительности. Движение рассматривается как простое перемещение тел в пространстве и чаще всего по замкнутому кругу.

Диалектика рассматривает старое и новое как противоположности, которые в результате развития способны превращаться друг в друга. Для неё источником движения и развития является внутреннее противоречие в результате борьбы противоположностей. Если для метафизики новое отождествляется со старым (оно есть не что иное как увеличивающееся или уменьшающееся старое, то есть старое и новое различаются только количественными параметрами: новое возникает в процессе количественного изменения старого), то диалектика рассматривает возникновение нового в процессе качественного скачка – взрыва, переворота, катастрофы. При этом новое появляется на месте разрушенного старого или является внешним дополнением старого. Источником развития диалектика считает взаимное превращение противоположностей – количества в качество. Если метафизика рассматривает развитие как идущее по замкнутому кругу (концепция исторического круговорота), либо как движение по прямой, по восходящей линии, либо как движение вспять, то диалектика представляет его как процесс поступательного движения, когда старое отрицается новым, а новое – новейшим, то есть развитие рассматривается как бесконечный прогресс. Если в метафизике абсолютизируется момент сохранения в процессе развития, то в диалектике – момент отрицания и постоянного изменения.

Функции философии

 

Философия выполняет две следующие основополагающие функции:

1. Мировоззренческая функция: в ходе усвоения философских знаний формируется ми­ровоззрение человека, осуществляется приобщение к мировой культуре. Можно выделить следующие ас­пекты мировоззренческой функции философии:

гуманистический аспект – философия помогает каждому человеку определить свое место и роль в ок­ружающем его мире;

социальный аспект – философия способствует образо­ванию общественного идеала, на который каждый человек в той или иной степени должен ориентироваться, и приспособ­лению этого идеала к изменяющимся условиям исторического развития общества;

культурно-воспитательный аспект – философия содей­ствует воспитанию основных качеств человеческой личнос­ти и формированию ее творческого, критического отноше­ния к миру и самой себе.

2. Методологическая функция: философия разрабатывает систему методов познания мира, философские положения, которые направляют и ориентируют научные поиски. Методологическаяфун­кция философии по отношению к науке проявляется в следующих аспектах:

координирующем – взаимодействии методов в процессе научного исследования;

интегрирующем – объединении теоретических результатов, получаемых в отдельных дисциплинах, в соответствии с прин­ципом единства мира;

логико-гносеологическом – выработке нормативных принципов и логических оснований научного знания в целом.

Данными функциями определяются место и роль философии в культуре. Она тесно связана с естественными и гуманитарными науками, причем эта связь имеет двусторонний характер. С одной стороны, философия опирается на материалы конкретно-научных исследований, что и позволяет ей разрабатывать систему знаний о всеобщих связях и закономерностях мира. С другой же стороны, философские представления (о материи, движении, развитии, социальных отношениях и др.) оказывают существенное влияние на формирование базисных положений соответствующих научных теорий, а философская методология регулируют развитие научного познания.

Аналогичный характер имеют и связи философии с искусством. Анализ художественного творчества той или иной культуры способствует развитию философии (прежде всего, эстетики, философской антропологии, социальной философии). Вместе с тем любой художник неизбежно выражает в своих произведениях убеждения, идеалы, а значит, и философско-мировоззренческие установки, свойственные как ему самому, так и его эпохе. В рамках же эстетических концепций осуществляется обоснование программ тех или иных направлений и стилей в искусстве.

Специфическими являются связи философии с религией: если философия базируется на рациональных рассуждениях, то религия – на вере, которая считается более значимой, чем разум. И все же, именно поэтому идеи и принципы идеалистической философии могут использоваться в ходе теоретизированного обоснования того или иного религиозного вероучения. Для материалистической же философии признание Бога как нематериального Творца и основы мира оказывается невозможным, поэтому в рамках материализма создаются атеистические концепции.

Что же касается соотношения философии с идеологией, то важно иметь в виду: социально-философские концепции, раскрывающие закономерности функционирования и развития общества, позволяют оценивать его состояние и прогнозировать тенденции изменения общественной жизни. Такие концепции разрабатываются конкретными людьми, принадлежащими, однако, к определенным социальным группам, а потому данные концепции могут использоваться для разработки идеологических программ, выражающих интересы этих групп. Кроме того, освоение философских знаний об общественном бытии способствует осознанию людьми собственного положения в нем, а значит, и выработке ориентации на те или иные способы социально-политической деятельности.

Таким образом, философия аккумулирует в себе основные достижения духовной культуры и одновременно является ее мировоззренческой и методологической базой. Именно поэтому приобщение к философии способствует формированию индивидуального мировоззрения каждого человека и лежит в основе становления личности.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 622. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия