Студопедия — Понятие всеединства в концепции В.С. Соловьева
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие всеединства в концепции В.С. Соловьева






 

Аспекты всеединства Содержание всеединства
онтологический всеединство реальное – Абсолют (Бог), Всеединство в становлении – мир
гносеологический свободная теософия (цельное знание) – единство теологии, философии, науки
антропологический единство добра, истины, красоты как ори- ентиров человеческой жизни
социологический свободная теократия (власть священни- ка, царя, пророка), объединение церквей

 

Немаловажное значение мыслитель придавал и искусству, будущее которого усматривал в возникновении «свободной теургии» – творчестве по воле Бога, призванном одухотворить жизнь, воплотить в ней идеи Добра, Истины, Красоты.

Философия всеединства XX в. представлена в творчестве П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, С.Л. Франка и др. Основываясь на идеях В.С. Соловьева, эти авторы уделяли особое внимание софиологии и вопросам нравственного развития человека.

Так, П.А. Флоренский утверждал, что София является идеальной основой и Ангелом-Хранителем сотворенного мира; душою всего существующего; идеальной личностью. В человеке софийность проявляется, прежде всего, как любовь, ведущая к объединению людей. Истина для Флоренского – абсолютная сверхреальность, то есть Бог. Она сверхразумна, а потому представляется человеку полной неразрешимых противоречий. Поэтому постижение Истины возможно только с помощью мистической интуиции, своего рода слияния человека с познаваемой реальностью.

Русская философская антропология. Русская философская антропология связана с именем В.В. Розанова, в центре внимания которого был человек в качестве телесного существа, обладающего полом. Пол и жизнь для Розанова тождественны. Все в человеке оказывается пронизанным половым началом. В ходе жизни пол «вибрирует», делая людей живыми и отличающимися друг от друга. Именно пол формирует индивидуальность, тело и душу, он создает личность. На основе этих рассуждений Розанов сформулировал свой центральный антропологический принцип: «человек есть только трансформация пола».

Розанов высоко оценивал древние языческие религии, имевшие культы половой любви и плодородия. Отношение же его к христианству большую часть жизни носило критический характер. Розанов считал, что христианский аскетизм ведет к образованию особой психики, а утверждение монашества с его обетом безбрачия – к формированию «людей лунного света», людей «третьего пола». Поскольку же для Розанова пол и жизнь тождественны и, сле­довательно, потеря пола тождественна потере жизни, то христианство оценивалось им как религия отрицания всякой плоти, религия смерти. Впрочем, Розанов допускал и иное прочтение христианства: есть религия Голгофы, но может быть и религия Вифлеема, «свято умереть, но свято и родиться». Однако подлинное отражение эта сторона христианства нашла не в Церкви, а в семье и браке, поэтому Розанов считал необходимым их религиозное освящение.

Специфический взгляд на человека был предложен другим русским мыслителем – Н.А.­Бердяевым. Он подчеркивал, что философия вовсе не должна сосредотачиваться на традиционных абстрактных вопросах – о сущности бытия, законах мира и т.п. Ее задача – обращение к личности и жизненным проблемам, ее предназначение – помочь человеку прожить жизнь.

Личность для Бердяева – уникальная, духовная и абсолютно ценная реальность. Она не может рассматриваться как часть какой-либо целостности (общества, коллектива). Ее важнейшая характеристика – свобода. В разные периоды творчества Бердяев выделял три вида свободы:

– первичная, иррациональная свобода – коренится в «ничто», из которого Бог, согласно Библии, создал мир. Такая свобода абсолютна, никто, даже Бог не властен над ней. Однако именно в силу своей безграничности она может превращаться в произвол. Человек при этом обретает способность выбирать, творить не только добро, но и зло;

– рациональная свобода – выражается в осмысленном и добровольном отказе от зла и под­чинении, моральному закону. Однако это фактически означает ограничение свободы, появление элемента принудительности;

– свобода, пронизанная любовью к Богу. Именно это – подлинная свобода.

Высшее воплощение свобода находит в творчестве, которое оценивалось Бердяевым с этической точки зрения. Он выделил три этапа нравственной эволюции человечества:

– «этика закона» (Ветхого Завета) – имеет повелительный характер, позволяет различать добро и зло, приспособлена к требованиям общественной и повседневной жизни;

– «этика искупления» (Нового Завета) – выражает трагическую любовь Бога к человеку, предполагает раскаяние и покаяние;

– «этика творчества» – основана на свободной любви человека к Богу. Бог есть творец, и уподобление ему предполагает именно творчество, которого Бог ждет от человека. Творчество искупает все грехи, оно позволяет преобразить мир.

В поздних работах Бердяев, фиксируя внимание на уникальности человека, пришел к выводу, что нет ничего более значимого отдельной личности. Руководствуясь любовью к Богу, она самостоятельно принимает любые решения, которые никто не вправе оспорить.

Таким образом, специфика русской философии в значительной степени определялась осуществлением специфического синтеза и переосмыслением идей восточного мистического христианства и западной рационалистической философии. Разработанные отечественными мыслителями учения имели важное значение для понимания всемирно-исторического процесса и роли в нем России, для углубления представлений о человеке, его свободе и ценностных установках, его нравственном самосовершенствовании и жизненном предназначении.

Предложенные здесь решения во многом дополняли трактовки, характерные для западной философии, но во многом были альтернативными по отношению к ним. Именно поэтому русская философия сыграла важную роль в обогащении мировой философии, а выдвинутые в ее рамках идеи сохраняют философское значение и в наши дни, по-прежнему влияют на мировоззренческие поиски как отечественных, так и зарубежных исследователей.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 428. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия