Студопедия — Природа ценностей и их познание в социально-гуманитарных науках
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Природа ценностей и их познание в социально-гуманитарных науках






 

В социально-гуманитарных науках складывается особая сфера познания, которая получила название «аксиология» (от греч. аксио – ценность) – учение о ценностях. Автором термина «аксиология» является французский учёный П.Лапи (1869 – 1927). Эта отрасль знания является комплексной, практически все социально-гуманитарные науки вносят свой вклад в развитие аксиологии. Философия обобщает данные частных наук о ценностях и на основе этого создаёт общую теорию ценностей.

Ценности – это вещи и явления окружающего мира и человеческого существования, которые имеют положительную значимость для человека, социальной группы, общества в целом. Поскольку существование и счастье человека связаны с удовлетворением его потребностей, то ценности можно определить так: ценности – это вещи и явления, способные удовлетворять разумные потребности человека. Ценности выступают в качестве предметов разумных потребностей человека. В сознании человека ценности формируют стремление к обладанию ими - ценностные ориентации. Как писал В.Франкл, «ценности ведут и притягивают человека». Ценностные ориентации, в свою очередь, обусловливают направленность, способы и степень активности человека. Вещи и явления служат ценностями не сами по себе, а лишь в их отношениях к человеку, к его потребностям. Например, какой-либо природный пейзаж сам по себе ценностью не является, но если им любуется человек, то для него он представляет эстетическую ценность.

Многие авторы используют термины «положительные ценности» и «отрицательные ценности». Думается, что такая терминология является неудачной, поскольку к слову «ценность» надо постоянно добавлять приставки – «положительная» или «отрицательная». Чтобы избежать этих приставок, надо вещи и явления, обладающие положительной значимостью, называть ценностями, а обладающие отрицательной значимостью – антиценностями. Тогда язык социально-гуманитарных наук не будет усложнён. Мы можем тогда говорить, к примеру, «честность – это ценность», «лживость – антиценность», «верность – ценность», «измена – антиценность», «красота – ценность», «безобразие – антиценность», «слава – ценность», «позор – антиценность» и т.д.

Надо сказать о соотношение понятий «ценность» и «благо». Некоторые авторы различают эти понятия, другие считают их равнозначными. Мы полагаем, что правы авторы второй точки зрения: благо и ценность – это синонимы, эти термины обозначают одно и то же – то, что обеспечивает нормальное существование и развитие человека, что удовлетворяет его разумные потребности.

Перейдём теперь к вопросу о классификации ценностей. Вопрос этот очень далёк от своего решения. Предлагаемый нами вариант является одним из возможных. Основанием для классификации ценностей можно принять классификацию потребностей, поскольку ценности, как отмечалось, производны от потребностей. Базовым группам потребностей соответствуют свои группы ценностей. Телесным потребностям соответствуют материальные ценности (пища, одежда, жилища, транспорт и др.). Универсальной материальной ценностью, обеспечивающей удовлетворение всех других потребностей, служат деньги как всеобщий эквивалент стоимости.

Межличностным потребностям соответствуют следующие ценности: 1)нравственные (дружба, любовь, нежность, ласка, честность, доброта, верность в любви и дружбе, честность, великодушие и др.); 2)правовые и политические (справедливость, свобода, равенство, законопослушность, демократия, безопасность и др.).

Познавательно-эстетическим потребностям соответствуют следующие ценности: истина, или адекватные знания, способы и формы познания, творческие способности, красота, гармония, симметрия, ритм и др.

Существуют три очень важные ценности, которые не вошли в приведённую классификацию. Одна из них – семья. Семья – это комплексная ценность, включающая в себя другие ценности (любовь, заботу, ласку, нежность, защищённость и др.). Ещё одна комплексная, даже интегральная, ценность – это счастье. Эта ценность тоже включает в себя много других ценностей (любовь, дружбу, безопасность, здоровье, свободу, обеспеченность и др.). И третья особая ценность – здоровье. Эта ценность служит условием обладания всеми другими ценностями. А.Шопенгауэр писал: «Девять десятых нашего счастья основаны на здоровье… без него… никакое высшее благо не может доставить удовольствия».

Материальные ценности по отношению к межличностным и познавательно-эстетическим ценностям выступают как средства. Впервые Аристотель разделил блага на два вида: 1)к одним мы стремимся ради них самих, например, к здоровью, счастью, общению, справедливости; 2)к другим как средству для обладания первыми. Например, телефон обладает ценностью не сам по себе, а потому, что позволяет осуществлять общение; лекарство ценно постольку, поскольку оно может возвратить здоровье и т.п.

Большую роль в формировании ценностей сыграла и играет религия. В связи с этим рассмотрим основные ценности двух религий – буддизма и христианства. В буддизме нормы поведения и ценности сформулированы в виде запретов: 1)не говорить неправды (ценность – честность); 2)не брать чужой собственности (ценность – неприятие воровства); 3)не убивать никакое живое существо (ценность – жизнь людей и животных и любовь к ним); 4)не касаться чужой жены (ценность – супружеская верность); 5)не пить вина (ценности – ясный ум, трезвость, самообладание).

Приведём теперь основные христианские ценности, описание которых содержится в Библии. С этой целью мы будем указывать ценности и приводить соответствующие положения Библии.

Гуманизм, любовь к людям. «Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего как самого себя…Любовь есть исполнение закона» (Посл. к римл. Св. апост. Павла:13; 9,10).

Великодушие. «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (от Матфея: 5;44).

Бескорыстие, нестяжательство. «Кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»(от Матфея: 5;40); «Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад» (от Луки: 6; 30).

Верность в супружестве. «Но в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (Св. апост. Павла первое посл. коринф.: 7;2,3).

Неприятие пороков. «Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют» (Св. апост. Павла первое посл. коринф.: 6;9-10).

Милосердие и терпение. «Если брат семь раз в день согрешит против тебя и семь в день раз обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему» (от Луки: 17; 3,4).

По вопросу о происхождении представлений о ценностях, зафиксированных в религиозных текстах, в социально-гуманитарных науках имеются две точки зрения. Согласно первой из них, обосновываемой представителями религиозной философии, знания о ценностях даны людям Богом. Библия, Коран, другие религиозные произведения были созданы под прямым воздействием Бога, это – богодухотворенные книги: Бог передавал свои мысли апостолам, пророкам, а те их записывали.

Вторая точка зрения, которой мы отдаём предпочтение, обосновывается представителями атеистической философии. Согласно ей, представления о ценностях возникли и оформились в самой жизни людей. В этих представлениях отразилось то, что было для людей благом, что помогало им в жизни. А представители церкви осмыслили, обобщили народные идеи и оформили представления о ценностях в виде религиозных норм.

Ценностные ориентации, как отмечалось, обусловливают направленность и активность человеческой деятельности. Поэтому единая система ценностей, принятая большинством граждан, выполняет важнейшую интегративную функцию, обеспечивает данному социуму стабильность и мир. Наиболее обстоятельно это положение обосновывал Т.Парсонс. Он рассматривал представления о ценностях как высшие принципы организации социальных систем, которые поддерживают общественный порядок и направляют действия индивидов таким образом, что они не угрожают благополучию социальной системы.

В современной России имеет место значительная противоречивость в составе ценностей. Параллельно с новыми в стране продолжают существовать ценности советского времени. Отсутствие единой аксиологической системы создаёт условия для социальных конфликтов. Социологические исследования показали, что при сохранении безусловной значимости для россиян таких основополагающих ценностей, как семья, дружба, здоровье, общение, большую роль начинают играть новые ценности, стихийно возникающие или сознательно внедряемые. Особенно это проявляется у молодёжи – наиболее динамичной группы населения. Здесь же заметно прослеживается и конфликтное взаимодействие ценностей, транслируемых индивиду.

В число базовых ценностей советского общества входили коллективизм и взаимопомощь. Сейчас им противостоят предприимчивый индивидуализм, конкурентоспособность и личный успех. Раньше в качестве основной ценности труда признавалась общественная польза, то теперь – личное обогащение независимо от социальной значимости труда. Возникают профессии, ранее немыслимые, например, прислуга за собаками и кошками, парикмахеры для животных, стриптизёры-мужчины в ночных клубах и т.п. Наряду с патриотизмом, любовью к Родине, её истории и культуре, желанием жить в родной стране распространены космополитизм, приверженность вненациональной культуре и ориентация на эмиграцию за рубеж. Среди молодёжи бытует отрицательное отношение к армии, стремление к уклонению от воинской службы. В условиях кризиса, когда государство не выполняет возложенных на него обязательств перед гражданами, у части населения на первый план выступают ценности выживания, самосохранения и обеспечения семьи в ущерб общественным интересам.

К числу наиболее влиятельных субъектов трансляции ценностей для молодёжи относятся семья, школа, круг сверстников, СМИ. Транслируемые ими разновекторные ценности часто вступают в конфликт друг с другом, притом сами трансляторы могут одновременно распространять несовместимые ценности. Так, популярные фильмы советского времени продолжают утверждать ценности коллективизма и взаимопомощи, труда на благо людей, нестяжательства. Одновременно телевидение показывает ряд шоу-программ типа «Последний герой», «Слабое звено», «Голод», «За стеклом», правила которых опираются на принципы индивидуализма и достижения личного успеха любой ценой, а также пренебрегают скромностью, сохранением тайны личной и интимной жизни.

Трансляция разнонаправленных ценностей отрицательно влияет на граждан и общество в целом. Неустойчивая и противоречивая система ценностей снижает уровень адаптации индивида к трудностям жизни, поскольку является причиной возникновения внутренних и внешних конфликтов. В самые последние годы стала проявляться тенденция к новому утверждению общественно значимых (политических и правовых) ценностей - патриотизма, гражданственности, законности, общественно полезного труда. Хочется выразить надежду, что по мере дальнейшего установления стабильности в стране постепенно будет создаваться относительно единая система ценностей, в которой существенное значение будут иметь социально значимые ценности.

Различия в ценностных ориентациях наблюдаются не только у людей внутри конкретного общества, но и у представителей разных цивилизаций. Притом именно несовпадения ценностных ориентаций являются наиболее существенными различиями между цивилизациями разных типов. Существует большое разнообразие разных видов цивилизаций. Их можно отнести к двум основным типам. Исторически первый из них – тип традиционной цивилизации, второй тип – тип техногенной цивилизации, называемый ещё западной по месту возникновения. Сейчас второй тип представлен уже не только странами Запада. Указанные два типа цивилизаций отличаются своими базовыми ценностями, представленными в двух же типах культуры. Этот вопрос был глубоко изучен В.С.Стёпиным, на работу которого мы будем опираться в дальнейшем изложении [2].

Техногенная цивилизация начала формироваться в европейском регионе примерно в 14-16 веках. В эпоху Ренессанса, Реформации и Просвещения сложилось ядро её системы ценностей. Одна из главных ценностей в этой системе – это ценность преобразующей творческой деятельности. Человек – деятельное существо, которое противостоит природе и предназначение которого состоит в преобразовании природы и подчинении её своей власти. В традиционных культурах такой ценности не было. Им было присуще иное понимание роли человека, выраженное в знаменитом принципе древнекитайской культуры «у-вэй» (неделания). Это принцип провозглашал идеал минимального действия, основанного на чувстве резонанса ритмов мира. Традиционные культуры никогда не ставили своей целью преобразование мира и обеспечение своей власти над природой.

Природа понималась в техногенной культуре как закономерно упорядоченное множество объектов, выступающих материалами и ресурсами для человеческой деятельности. Предполагалось, что эти ресурсы безграничны, и человек неограниченно может черпать из них. Противоположностью этим установкам было понимание природы в традиционных обществах как живого организма, малой частичкой которого является человек.

Ещё одной важной ценностью техногенной цивилизации служит ценность активной суверенной личности. В традиционных цивилизациях ценность личности определялась прежде всего через её включённость в семейно-клановые, кастовые и сословные отношения, которые были часто заданными от рождения. В техногенной цивилизации в качестве ценностного приоритета утверждается идеал свободной индивидуальности, автономной личности, которая в зависимости от своей активности может включаться в различные социальные общности и обладает равными правами с другими. С этим пониманием связаны приоритеты индивидуальных свобод и прав человека, которых не знали традиционные культуры.

Очень большое значение в техногенной цивилизации имеет также ценность инноваций (новых идей, изобретений, производственных и социальных технологий, методов деятельности, способов коммуникации) и прогресса, чего тоже нет в традиционных обществах. Стоит вспомнить здесь древнее китайское изречение: «Самая тяжёлая участь – это жить в эпоху перемен». А для техногенной цивилизации инновации и прогресс – главное условие существования. В.С.Стёпин сравнивает её с двухколёсным велосипедом, который тогда устойчив, когда движется, а если остановится, то тут же упадёт. Поскольку инновации и прогресс основываются на знании законов природного и социального бытия, которое даёт наука, то в техногенной цивилизации наука тоже относится к числу приоритетных ценностей.

Техногенные общества сразу же после своего возникновения начинают воздействовать на традиционные цивилизации, заставляя их видоизменяться. Вступив в фазу постиндустриального развития, техногенная цивилизация начала новый цикл экспансии в различные регионы планеты. То, что называют сегодня глобализацией, является результатом экспансии именно техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация дала человечеству много достижений. Научно-технический прогресс и связанный с ним экономический рост привели к новому качеству жизни, обеспечили возрастающий уровень потребления, медицинского обслуживания, увеличили среднюю продолжительность жизни. Большинство людей связывало с прогрессом этой цивилизации надежды на лучшее будущее. Однако ко второй половине 20 века эта цивилизация породила глобальные проблемы (экологическую, военную, сырьевую, продовольственную и др.), которые продолжают обостряться и ставят человечество на грань самоуничтожения.

Обострение глобальных кризисов, порождённых техногенной цивилизацией, ставит вопрос: можно ли выйти из этих кризисов, не меняя базисной системы ценностей техногенной культуры? В.С.Стёпин убедительно обосновывает положение о том, что эту систему придётся менять, что преодоление глобальных кризисов потребует изменения целей человеческой деятельности и её ценностных ориентаций. А радикальное изменение ценностей будет означать переход от техногенного к новому типу цивилизационного развития, третьему по сравнению с традиционалистским и техногенным. В.С.Стёпин предполагает, что становление постиндустриального общества и есть начало перехода к новому типу развития. Какая же система базисных ценностей должна быть присуща этому новому типу развития? Ценности техногенной цивилизации полностью не оправдались, но и возврат к традиционалистскому типу развития тоже невозможен. Он смог обеспечить жизненными благами лишь небольшую часть населения Земли. В эпоху ренессанса, когда готовился старт техногенной цивилизации, на всей земле жило 500 млн. человек, тогда как сейчас – более 7-ми миллиардов. И без современных технологий невозможно даже минимальное их жизнеобеспечение. В.С.Стёпин полагает, что в основе нового типа цивилизационного развития будет лежать не западная и не восточная система ценностей, а нечто третье, синтезирующее достижения современной техногенной культуры и некоторые идеи традиционных культур, обретающих сегодня новое звучание [3].

Начало перехода к новому типу цивилизационного развития связано с формированием «точек роста» новых ценностей. Несомненно, что в цивилизации нового типа снизится ценность потребления и возрастёт ценность творчества и особенно ценность всестороннего развития личности, что уже отмечалось нами. Можно предположить, что ценность человеческой активности, его творческого духа и деятельности сохранится, но обретёт новое измерение. Отношение к природе в будущем не сведётся к созерцанию или адаптации к ней. Человек по-прежнему будет видоизменять природу. Преодоление экологического кризиса будет связано не с сохранением дикой природы в планетарном масштабе (что уже сегодня невозможно без сокращения в десятки раз населения Земли), а с расширяющимся окультуриванием природной среды. Важную роль будут играть не только природоохранные меры, но и созидание новых биогеоценозов для обеспечения устойчивости биосферы. В такой деятельности будут сочетаться свойственное традиционной цивилизации бережное отношение к природе с преобразовательной активностью, присущей техногенной цивилизации. Возможно, что в благоприятном для человечества сценарии будущего окружающая среда станет управляемой биотехносферой. Некоторыми аналогами такой среды служат искусственно созданный парк или сад, которые не могут уже воспроизводиться без целенаправленной деятельности человека и технических средств.

В настоящее время намечаются ещё некоторые направления ассимиляции современной наукой ценностей и идей традиционных восточных культур. Так, изучение сложных развивающихся систем, обладающих синергетическими характеристиками, формирует новые стратегии деятельности, которые алогичны принципу «у-вэй» китайской культуры и принципу ненасильственного действия индийской культуры. Это такие локальные, строго направленные, сравнительно слабые воздействия на систему, находящуюся в состоянии бифуркации, которые дают выраженный положительный результат. Ещё одно направление состоит в том, что современная наука соединяет поиск истины с гуманистическими идеалами и ценностями. Прежний принцип: «Ищи истину и наращивай истинное знание» недостаточен. Новый принцип: «Ищи истину только ради блага людей и человечества».

Сейчас ещё трудно представить, какой должна быть система ценностей цивилизации нового типа. Одна из самых важных задач современной философии заключается в анализе тех культурных инноваций, которые возникают в науке, экономике, искусстве, морали, политическом и правовом сознании. Такой анализ позволит выявить направления роста новых ценностей, что позволит создать синтетическую модель будущей системы ценностей. Эта модель, в свою очередь, будет способствовать переходу человечества к новому типу цивилизационного развития.


[1] Приводимые в этом параграфе примеры имеют цель проиллюстрировать способы объяснений и не

претендуют на научную новизну и решение конкретного вопроса.

[2] Стёпин В.С. Философия в эпоху цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. №2. С.19-29.

[3] Стёпин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. 2006. №2. С.24.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 350. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия