Студопедия — Вера и знание. В управлении деятельностью человека участвуют не только достоверные знания, но и вера
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вера и знание. В управлении деятельностью человека участвуют не только достоверные знания, но и вера






 

В управлении деятельностью человека участвуют не только достоверные знания, но и вера. Во время существования СССР отечественными философами роль веры в жизни людей недооценивалась, всякая вера нередко отождествлялась с религиозной, считалось, что вера в жизни людей несущественна, что людям достаточно просто знаний и убеждений. В настоящее время устанавливается представление о многообразии форм веры и её связи со знанием (5). Сейчас всё более выявляется, что вера, особенно разумная и истинная, - это необходимый, ничем незаменимый, элемент в структуре как познавательной, так и практической деятельности. Веру следует противопоставлять, с одной стороны, достоверному знанию (убеждению), а с другой стороны - неверию.

Вера – это заключение о существовании чего-либо в условиях недостатка знаний и отсутствия достаточного логического и опытного обоснования и соответственно признание утверждения об этом существовании истинным. Предметом веры могут быть явления настоящего, прошлого и будущего. Вера выполняет три взаимосвязанные функции: информационно-компенсаторную (восполняет недостаток знаний), смыслообразующую (даёт человеку основание жить ради осуществления того, во что он верит) и активирующую (мобилизует все силы человека для достижения жизненных целей).

Вера незримо присутствует во многих обычных познавательных и практических действиях. Когда студент, например, изучает учебник, то он не повторяет эксперименты учёных, на основе которых сделаны теоретические выводы, а просто верит в результаты этих экспериментов. Отдавая какие-то распоряжения своим детям, мы верим, что они их выполнят. Впрочем, если у человека в повседневной жизни возникают сомнения в предмете веры, то он сразу же прибегает к разным видам проверки («доверяй, но проверяй»).

Значение веры особенно заметно тогда, когда путь к цели не совсем ясен, имеется значительный риск, отсутствуют полные сведения о способах действий, ситуация в целом является неопределённой. Будучи интуитивной оценкой перспектив деятельности и жизни, вера компенсирует недостаток информации. Если бы существовала полная информированность, то необходимость в вере отпала бы. Поскольку же полная информированность недостижима (образ всегда беднее оригинала), то вера принципиально неустранима из структуры деятельности. Недостижимость абсолютного знания является постоянным условием существования веры.

Роль веры возрастает во всех случаях, когда увеличивается нестабильность и неопределённость ситуации, как это, например, произошло в последние десятилетия ХХ века в странах СНГ. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, она питает энергию, волю. Неверие, разочарование, напротив, парализуют волю. Особенно существенна роль веры в наиболее трудных фазах творческой деятельности, а также в экстремальных условиях (в том числе и в условиях тяжёлой болезни), когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил чтобы преодолевать неопределённость, противоречия, разнообразные препятствия на пути к цели. В §9 главы 12 мы уже говорили о роли исцеляющей веры. Исключительная роль чувства веры в жизни человека обусловлена тем, что она интегрирует все другие психические процессы (волю, эмоции, знания, потребности) в единую ценностно-смысловую структуру, направленную на реализацию цели. Без веры нет счастья и смысла жизни.

Нередко приходится слышать, что людям для счастья необходимо во что-то верить. В действительности же им для этого необходимо верить не во что-то, а во многое: в доброту своих родителей, в благородство своего супруга, друзей и детей, порядочность коллег и соседей, в возможности науки и социальных преобразований, в гуманизацию международных отношений, искоренение насилия и предотвращение мировой войны и во много другое. Представим себе, каким бы нам показался мир, если бы мы вдруг лишились этих видов веры. Для религиозных людей определённую роль играет ещё вера в существования Бога и его помощь людям.

Особое место среди всех видов веры занимает вера в себя как способ самооценки своих качеств и возможностей. Вера в себя – неотъемлемая часть самосознания, она существенно влияет на активность человека и результативность его деятельность. Хорошо об этом сказано Л.Мартыновым:

 

Да будет твой путь неспокоен,

Но знай: побеждают в борьбе

Учёный, художник и воин,

Сумевшие верить себе.

Однако не всякая вера играет положительную роль в жизни. Вера имеет внешний и внутренний источники: знания о предмете веры и потребность в существовании этого предмета. В зависимости от того, какой из этих источников преобладает, вера бывает разумной и слепой. Разумная вера основывается главным образом на всестороннем анализе ситуации, сопоставлении различных мнений, на собственных размышлениях и интуиции. Такая вера способна к коррекции со стороны разума при наличии аргументов.

Слепая вера питается в основном эмоциями, вызванными потребностью в предмете веры: желаемое принимается за действительное. Даже если человек чувствует, что такая вера не имеет достаточных оснований, он хочет её иметь. Например, Цицерон писал: «Если я здесь заблуждаюсь, веря в бессмертие человеческой души, то заблуждаюсь я охотно и не хочу, чтобы меня лишали этого заблуждения, услаждающего меня, пока я жив» (8,с.30).

Чем более выражена потребность и связанная с ней эмоция, тем сильнее слепая вера. Например, усиливающийся с возрастом страх перед смертью бессознательно склоняет человека к вере в бессмертие души. Раньше атеизм в нашей стране был обязательным, поэтому страх лишиться жизненных благ перевешивал страх перед смертью, и большинство наших обществоведов считали себя неверующими в существование Бога. Теперь обязательность атеизма снята, и многие наши обществоведы перешли на религиозные позиции. Разум здесь не сыграл никакой роли: не изменились способности и эрудиция этих обществоведов, не придумано за это время и новых «доказательств» существования Бога. Всё дело в изменении мотивационно-эмоциональной сферы. Процессу перехода бывших атеистов на религиозные позиции способствовали ещё другие факторы: 1) ситуация общей нестабильности в стране в 90-е годы, когда ни низы, ни верхи не были уверены в завтрашнем дне, и все уповали на Бога, 2) вакуум веры – крушение веры в гуманность социальных преобразований порождает веру в помощь Бога, поскольку без веры жизнь лишается смысла, 3) массовое внушение – когда большинство говорило, что Бога нет, то и другие верили этому, когда же теперь многие говорят, что Бог есть, то и другие начинают этому верить.

Слепая вера либо глуха к голосу разума, либо сильно избирательна к информации – приемлемые сведения принимает, неприемлемые – игнорирует. Она склонна к некритическому восприятию авторитета и формирования культа личности. Одно из отрицательных следствий такой веры состоит в том, что она снимает с верящего личную ответственность и перекладывает её на предмет веры (вспомним: «За солдата думает и отвечает фюрер»). В этих условиях могут наблюдаться массовые деструктивные явления, такие как терроризм и фашизм.

В зависимости от характера содержания – адекватного или неадекватного – вера бывает истинной или ложной (иллюзорной), хотя это выясняется лишь со временем, в конечном счёте посредством практической проверки. Причинами ложной веры могут быть чрезмерное влияние на неё потребности, односторонние знания и дезинформация. Например, беспрецедентная вера людей в мудрость и благородство Сталина была сформирована путём систематической многолетней дезинформации. Деление на истинную и ложную веру не совпадает с делением на разумную и слепую. Разумная вера обычно бывает истинной, хотя иногда может быть и ложной. Пример последнего – вера, которая оказалась научным заблуждением (вера в существование флогистона, теплорода, эфира и др.). Слепая вера чаще всего оказывается ложной, хотя в некоторых случаях бывает и истинной (например, вера ребёнка в доброту матери).

Когда человек, имевший истинную веру, получает достаточные знания о предмете веры, то его вера превращается в убеждение, т.е. знание, которое человек считает несомненно истинным. Поэтому, например, Коперник при выдвижении своей гипотезы мог говорить: «Я верю, что Земля вращается вокруг Солнца». Современный же астроном говорит: «Я убеждён, что Земля вращается вокруг Солнца». Но он имеет веру уже другого содержания, скажем, в пульсирующую Метагалактику. В процессе развития познания субъективно неопределённое знание, знание-сомнение (некоторая гипотеза) может переходить в знание-веру, а знание-вера – в знание-убеждение.

Отнесение знания к истинному осуществляется человеком посредством учёта объективного и субъективного оснований. Объективное основание включает в себя логические доказательства и эмпирические подтверждения. В субъективное основание входят ощущения согласованности данного знания с прежним опытом субъекта, со всем его мировоззрением, а также с его потребностями, идеалами, стремлениями, ожиданиями. Сомнение можно охарактеризовать как такое состояние, когда нет достаточного ни объективного, ни субъективного основания для признания чего-либо истинным. Вера – состояние, когда имеется достаточное субъективное, но недостаточное объективное основание для принятия истинности какого-либо положения. Наконец, убеждение – состояние при достаточном и объективном и субъективном основании. Само субъективное основание есть итог бессознательной и сознательной обработки предшествовавших объективных данных. Так, например, если вера касается другого человека, то её субъективное основание зависит от поведения последнего в прошлом: если ранее он всегда сообщал правильные сведения, т.е. не лгал и не ошибался, совершал поступки в соответствии со своими обещаниями, доводил порученные ему дела до конца и т.п., то степень веры в такого человека будут высокой. И наоборот, человек, ранее скомпрометировавший себя и имеющий плохую репутацию, веры не вызывает. Когда объективные сведения находятся в резком противоречии с субъективным основанием, а последнее сильно выражено, то эти сведения человеком могут игнорироваться. По этой причине, например, даже крупные учёные иногда не принимают вполне резонных аргументов представителей иного научного направления.

Если в процессе индивидуального творчества вера – необходимый элемент научного познания, то по-другому обстоит дело с научным сообществом. Последнее ничего не принимает на веру. Аргумент верой исключается нормами научного познания, которое требует логического доказательства и практического подтверждения выдвигаемых положений. В индивидуальной деятельности учёный может руководствоваться чем угодно, в том числе может опираться на веру. В науке же действует организованная критика, которая ставит жёсткий фильтр на пути общественного признания идей. Благодаря ей в науку не проникают произвольные, недостаточно обоснованные аргументами, положения.

Когда человек получает адекватное знание об объекте, которого касалась ложная вера, то наступает разочарование, и эта вера рушится, переходя в неверие, но упорно при этом сопротивляется, особенно если она была слепой. Чем более важные потребности личности затрагивает эта рухнувшая вера, тем более тяжёлыми будут для неё последствия потери веры. Крайним случаем может быть утрата смысла жизни и самоубийство. Истинная вера ведёт человека по правильному пути и не грозит разочарованием. С ложной верой дело обстоит прямо противоположным образом. Поэтому человеку нужна разумная истинная вера, служащая одним из условий его счастья.

По вопросу о соотношении религиозной веры и знания идёт многовековая дискуссия, обозначившая 4 основные позиции: 1)вера выше разума и в обосновании знанием не нуждается (Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно», сейчас эта позиция не отстаивается); 2)исходное знание – не подлежащие доказательству и критике догматы веры, на основе которых разум познаёт мир (Августин и Ансельм Кентерберийский: «Верую, чтобы понимать»); 3)разум посредством знания должен обосновывать догматы веры (Абеляр: «Понимаю, чтобы верить»), вторую и третью позиции объединил Фома Аквинский: разум должен обосновывать доступные ему догматы, а «сверхразумные» истины постигаются актом веры в виде божественного откровения; 4)религиозная вера есть слепая ложная вера, она не совместима с разумом и объективным знанием (современные атеисты). В демократическом обществе отношение к религиозной вере есть личное дело каждого человека, и каждый из нас сам для себя решает этот вопрос.

Литература

1.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981

2.Губанов Н.И. Чувственное отражение. М.,1986

3.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М.,1997

4.Интуиция//Философский энциклопедический словарь. М.,1983

5.Евстихеева Е.А. Феномен веры и активность сознания//

Философские науки.1987.№7

6.Халин С.М. Познание и метапознание (Проблема топологического
единства). Тюмень,1998

7.Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ.

М.,1994.

8.Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.,1974.

9.Гордеев Ю.В. Методические рекомендации по курсу философии
(тема «Теория познания»). Тюмень, 2000.

10.Суворова Л.Г. Смысл лжи//Современная Россия: смыслообразующие факторы развития (Тезисы докладов межрегиональной философской конференции. 16-17 декабря 1998 года). Тюмень,1998

11.Маркова Л.А. Теология в эпоху постмодернизма//Вопросы философии.1999.№2

12.Селиванов Ф.А. Ошибки. Заблуждения. Поведение.

Томск, 1987

13.Энциклопедия философских знаний в 6-ти томах. М.,1999

14.Рачков П.А., Платонов Г.В. Порядок и хаос//Вестник МГУ.
Серия 7. Философия. 2000.№6

15.Аристотель. Соч. в 4-х т. Т.1.М. 1975. С.250.

16.Декарт Р. Соч. В 2-х т. Т.1.М. 1989. С.604.

17.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М. 1993.

18.Философия в вопроса и ответах. Учебн.пособие./Е.В.Зорина, Н.Ф.Рахманкулова и др.; под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой.
М. 2004.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 405. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия