Студопедия — Счастье и смысл жизни
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Счастье и смысл жизни






«Вопрос о смысле жизни я считаю самым

неотложным из всех вопросов»

(А.Камю)

 

Проблемы счастья и смысла жизни испокон веков привлекали внимание людей. Существует огромное количество подходов к их решению. Буддизм, немецкие философы А.Шопенгауэр и Э.Гартман (1842-1906) вообще отрицали возможность счастья. В христианстве возможность достижения счастья, по крайней мере подлинного, признаётся только в загробном мире, а земная жизнь рассматривается лишь как приготовление к вечной загробной жизни. Большинство же людей, даже религиозных, желают достижения счастья в своей земной жизни. Поскольку способом существования человека служит деятельность, то научный подход к проблеме счастья должен основываться на анализе структуры деятельности.

Чтобы существовать и нормально развиваться человек должен удовлетворять свои потребности – телесные, межличностные, познавательно-эстетические. Потребности вызывают отрицательные эмоции, которые и стимулируют человека к действиям (см.§4). В их процессе отрицательные эмоции исчезают, а возникают положительные. Эмоции (неудовольствие и удовольствие) – это единственный непосредственный стимул к действию и единственная награда за совершённое действие. Эмоции – единственный эквивалент стоимости, признаваемый нервной системой. Поэтому всё живое ориентировано к минимуму отрицательных эмоций и к максимуму положительных. Это один из законов деятельности и поведения.

Человек может совершать и такие действия, которые доставляют ему отрицательные эмоции, т.е. неудовольствие. Но это всегда делается ради удовлетворения какой-либо другой, более важной для данного человека, потребности. Например, молодой человек хочет получить образование и приобрести специальность, но ему не нравится утром вставать и приходить на лекции к 8 часам. Однако потребность получить образование заставляет его, преодолевая отрицательную эмоцию, рано вставать ради будущего удовлетворения этой более важной потребности. Поэтому отмеченное обстоятельство не отменяет общего положения о том, что деятельность человека направлена к максимуму положительных эмоций и минимуму отрицательных.

Потребности бывают разумными и неразумными. Последние либо тормозят развитие человека, либо даже разрушают его организм и личность (например, потребности в алкоголе и наркотиках у соответствующих лиц). Очевидно, что человек будет находиться в оптимальном состоянии тогда, когда его основные разумные потребности будут удовлетворяться, что станет сопровождаться максимумом положительных эмоций. Это оптимальное состояние и можно принять за счастье. Итак, счастье – это состояние радости, полноты жизни, возникающее в процессе удовлетворения основных разумных потребностей человека.

Напомним, что под потребностями следует понимать все имеющиеся у человека потребности: телесные, межличностные, познавательно-эстетические. Конкретные представления человека о счастье зависят от иерархии его потребностей, от того, какие из них являются для него главными в это время. Поэтому иногда, упрощая проблему счастья, говорят, например, что для одного счастье в труде, для другого – в детях, для третьего – в любви, для четвёртого – в спорте, для пятого – в искусстве и т.п. Потребности людей меняются в процессе индивидуальной жизни и исторического развития, поэтому изменяются содержание счастья и представление о нём. У одних людей эти изменения носят прогрессивный характер: происходит увеличение удельного веса высших потребностей, и личность развивается. В других случаях, наоборот, личность может деградировать. Счастье – это такое психологическое состояние, которое представляет собой положительную в целом оценку человеком своей жизни. В этом состоянии производится бессознательная оценка всех проявлений собственной жизни (учёбы, дружбы, работы, отношений с родителями, любви, спорта, здоровья, занятий искусством и др.), всё синтезируется в одном комплексном ощущении – удовлетворённости или же неудовлетворённости человеком своей жизнью.

Счастье – не статическое состояние, а динамическое. Положительные эмоции, характеризующие счастье, существуют в основном в процессе удовлетворения потребностей, т.е. в процессе успешной борьбы с препятствиями, стоящими на пути достижения цели. После удовлетворения потребности эмоции угасают: человек испытывает наибольшую радость в момент достижения цели. Поэтому устойчивое счастье невозможно в результате достижения какой-то одной, даже очень высокой и важной, цели, а предполагает развитие разумных потребностей, постановку всё новых и новых жизненных целей и их достижение.

Счастье можно охарактеризовать такими показателями, как полнота и глубина. Полнота счастья зависит от широты круга потребностей (интересов) и от их характера, качества. Говоря словами А.П.Чехова, «чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь». Глубина счастья определяется степенью удовлетворения потребностей: чем больше они удовлетворяются, тем более сильные эмоции вызывает это удовлетворение и тем более глубокое счастье испытывает человек.

Сказанное позволяет выделить два типа несчастья – бессилие и бесцельность. При первом из них в наличии неразрешимое противоречие между желаемым и действительным; у человека имеются потребности, притом они могут быть очень выраженными, но нет реальных возможностей для их удовлетворения. Бесцельность – это такой тип несчастья, когда у человека нет больших, поглощающих его интересов, когда они или не сложились или исчезли в результате каких-то обстоятельств. Это такое состояние, когда человеку ничего не нужно, ни что его не интересует и не волнует, ни что не приносит ему искренней радости. Впечатляющим примером такого несчастного человека, находящегося в состоянии депрессии, может служить Мартин Иден (герой одноимённого романа Д.Лондона) в конце своей жизни накануне самоубийства. В поэтической форме такой вид несчастья хорошо выражен А.С.Пушкиным:

 

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

И при счастливой и при несчастной жизни человек испытывает и положительные и отрицательные эмоции. При счастливой жизни совокупность удовольствий и наслаждений перевешивает страдания и горечи, а при несчастной жизни – наоборот.

В недемократических обществах удовлетворение многих потребностей, особенно высших, большинства людей оказывается невозможным. В связи с этим Э.Гартман сделал вывод, что наименее страдающими являются народы, состоящие из дикарей, а в цивилизованном обществе таковыми являются наименее образованные и наименее развитые люди. Действительно, чем выше уровень притязаний, тем труднее человеку удовлетворить свои потребности и тем выше вероятность несчастья. Вместе с тем, если он всё же реализует свои цели, то он достигнет и более полного счастья. Поэтому для большого счастья человеку нужно иметь и высокий (но разумный) уровень притязаний, и бороться за удовлетворение своих потребностей.

Однако Гартман не сделал такого вывода. Полагая счастье невозможным, он считал возможным только состояние «безболезненности», которое отождествлялось им с нирваной буддистов и для достижения которого, по его мнению, необходим отказ от основных потребностей. Такую позицию принять нельзя: по существу Гартман предлагал один вид несчастья – бессилие – заменить другим – бесцельностью и пустотой существования.

В чём же на самом деле заключается смысл жизни? Отметим, что смысл любой деятельности состоит в её цели – в том, ради чего она осуществляется. В своей жизни человек ставит разные цели и при успешной деятельности достигает их. Например, он ставит цели окончить школу, приобрести профессию, трудоустроиться, создать хорошую семью и т.п. Такие цели имеют место на конкретных ограниченных этапах жизни, и их можно назвать частными. Наряду с этим можно выделить общую, интегральную цель человеческой активности. Такую цель и можно именовать смыслом жизни. В чём же он заключается?

При обсуждении этой проблемы нередко приходят к такой альтернативе: либо признаётся, что жизнь возникает сама и тогда она не имеет цели и смысла, либо считается, что она дана Богом с определённой целью и тогда в ней есть смысл. В какой-то мере эта альтернатива представлена в известных строках А.С.Пушкина

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?»

и ответе на них митрополита Московского Филарета

«Не напрасно, не случайно

Жизнь от Господа дана»,

с которым Пушкин согласился. Но можно обосновать и третью позицию: жизнь возникает сама и имеет особый субъективный смысл.

Поскольку жизнь, согласно научным данным синергетики и биологии о глобальной эволюции, возникает естественным путём в результате закономерного повышения уровня организации материальных систем, то никакого объективного, внешнего по отношению к организмам смысла в ней нет, как нет его в явлениях неодушевленной природы. Нет смысла в течении реки, выпадении дождя, образовании гор, росте деревьев и т.п. Биология также показывает, что возникновение каждого конкретного организма, в том числе и человеческого, - результат случайно возникшей комбинации генов. Но всё это не значит, что смысла человеческой жизни нет. Когда у организмов появляется психика (внутренние переживания, душа), то вместе с ней возникает и смысл существования, но это не объективный, а субъективный, внутренний смысл, и состоит он в переживании счастья как максимума положительных эмоций, что будет соответствовать наиболее полному развитию живого существа. Смысл жизни всех одушевлённых существ (человека, кошки, собаки, птицы и т.д.) един – достижение счастья, и человек здесь совсем не уникален.

Принцип, согласно которому смысл жизни человека, его интегральная цель состоит в достижении счастья, называется эвдемонизмом (от греч. «эвдемониа» – счастье, блаженство). Он обосновывался Демокритом, Сократом, Аристотелем, Гельвецием, Дидро и другими мыслителями. Счастье же, как было показано выше, определяется широтой круга потребностей и степенью их удовлетворения. Следовательно, смысл жизни человека заключается в расширении им круга своих разумных потребностей и в борьбе за их удовлетворение, т.е. смысл жизни состоит в саморазвитии и самореализации деятельной сущности человека. Таким образом, смысл жизни не привносится в неё извне (Богом или ещё кем-то), а заключён в ней самой и состоит в её максимальном развитии, но без ущерба для жизни других людей. И этот смысл жизни сохраняется и при условии смертности человека.

Смысл жизни может быть как неосознанным, так и осознанным. Если некоторых деревенских жителей спросить, в чём смысл их жизни, то они могут и не сформулировать свой ответ. Но всё же смысл их жизни имеется. Его легко выявить, если конкретизировать вопросы, например, в таком плане: «Чего вы хотите добиться в жизни?», «Ради чего вы так усердно работаете?», «Что бы вам хотелось осуществить?», «В чём вы видите своё счастье – высшее из желаемых состояний?».

Выработанное выше определение счастья относится к любому человеку, в том числе и к альтруисту и к эгоисту. Но счастье может быть разным. Опыт показывает, что наибольшую радость и набольшее счастье человеку приносит удовлетворение высших межличностных потребностей (при условии, конечно, что они у данного индивида сформированы воспитанием). К ним относятся потребности приносить благо своим детям, родственникам, друзьям и, наконец, всем людям.

Наличие указанных потребностей и соответствующих им чувств делает человека частью целого, интересы которого становятся для этого человека его личными интересами. В этом случае все горести, беды его индивидуального существования не являются для него непоправимой трагедией. Ему не страшна даже и его личная смерть, поскольку целое (его социум – дорогие ему люди и дела) продолжают существовать. Он способен на самопожертвование, которое доставит ему радость. Проявляя любовь к людям, человек испытывает и ответную любовь. Поэтому альтруист чувствует психологическую защищённость и не страшится будущего, каким бы оно ни было. Он сам добр, и мир добр к нему. Говоря словами Платона, «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное».

Общество будет по-настоящему гуманным тогда, когда каждого человека удастся воспитать так, что эти потребности будут доминирующими среди его мотивов. Главный момент смысла жизни такого человека будет заключаться в удовлетворении этих альтруистических потребностей, т.е. в служении своим близким и всему обществу. Такие люди встречались во все исторических эпохи. По мере социального прогресса их будет всё больше и больше.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 487. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия