Студопедия — Единство мира и его многообразие
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Единство мира и его многообразие






Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии форм бытия. По способу существования бытие подразделяется, прежде всего, на две реальности: на материальный мир и идеальный мир. Материальная действительность существует сама по себе, независимо от воли и сознания людей и называется объективной реальностью. К ней относятся, например, звездное небо, Солнце, космическое излучение, магнитное поле, радиоволны, наше собственное тело, горы и долины, реки и моря, флора и фауна, электроны и планетные системы и т.д.

Существует реальность и другого рода. Например, наши мысли, знания, предрассудки, традиции, находящийся в стадии замысла проект дома, изложенные в книгах и рукописях идеи. Они существуют не в объективной реальности, а в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности. Субъективная реальность – это продукт деятельности человеческого мозга в виде мыслей, понятий, мнений, образов, предрассудков, научных и ненаучных знаний. Субъективным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.

В философском учении о бытии мы сталкиваемся с рядом кардинальных проблем, различные решения которых определяют различия в философских воззрениях. К важнейшим из них относится вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что ими принималось за исходное, определяющее, они составили два противоположных направления. Учение, согласно которому материальный мир объясняется исходя из идеального, получило название идеализма. Учение же, которое берет за основу миропонимания материальный мир, объективную реальность называют материализмом. Как идеализм, так и материализм прошли долгий путь развития, имели много разновидностей и в истории философии представлены в равной степени великими мыслителями.

На каждом шагу мы наблюдаем дифференцированность видимого мира, включающего качественно своеобразные области и отдельные явления, связь между которыми далеко не так очевидна, как присущие им различия. Это многообразие мира еще в древности стало предметом размышлений человека: древние философы предприняли попытку представить видимое многообразие явлений как проявление некоего единого начала, лежащего в основе этого многообразия. Поиски единого начала природных явлений велись в различных направлениях, соответственно идея единства мира воплощалась в различных философских течениях в разные конкретные формы. И хотя все попытки обосновать единство мира у древних философов были еще во многом наивными, поскольку материя так или иначе отождествлялась у них с ее конкретными видами, тем не менее за наивной формой этих первых концепций единства мира скрывалось богатейшее идейное содержание. В их рамках постепенно формировалось и зрело представление о материальном единстве мира, формировалось понятие материи как основы такого единства.

Древними философами было замечено, что всем вещам свойственно нечто общее, сохраняющееся при всех происходящих с ними изменениях, нечто пребывающее на фоне этих изменений. Это общее и сохраняющееся, то, что лежит в основе этих изменений, эта несотворимая и неуничтожимая основа всех явлений получила название субстанции. Поиски источника и глубинного основания наблюдаемого многообразия явлений привели к тому, что было выработано представление о материи как субстанции мира, как вечной и бесконечной основе всех конкретных изменений. Однако материя понималась в древней философии как исходный строительный материал или субстрат, из которого «сделаны» все вещи, но который, вообще говоря, может существовать и в «чистом виде», не будучи воплощен в конкретную форму конкретных вещей.

Материализм Нового времени, продолжая в целом традиции античного материализма, придерживался представлений о материи как субстанции, как универсальном субстрате мира, понимая под этим бесконечную совокупность неделимых атомов. Для него характерно стремление определить материю заданием конечного множества присущих ей неизменных и всеобщих свойств. С этой точки зрения, материя - то и только то, что обладает определенным набором фундаментальных свойств, число которых может быть велико, но непременно конечно. Поэтому возможно в принципе исчерпывающее познание мира.

Идея единства мира принимается и в идеалистической философии, однако идеализм считает субстанцией мира духовное начало и соответственно выводит единство мира из его идеальной природы. Мир един постольку, поскольку он идеален, он порожден идеальной силой.

В противоположность идеализму, который исходит из признания идеальности мира, диалектический материализм утверждает, что мир в основе своей материален, что именно материя есть первооснова всего существующего. Отсюда – из понимания материи как субстанции всего многообразия явлений мира – естественно вытекает вывод о том, что материальность мира и представляет собой внутреннее основание единства мира. Это означает, что существует одно единственное начало – материя, а все бесконечно многообразные явления суть лишь различные проявления одной и той же материи. Все вещи, как бы велики ни были различия между ними, имеют то общее, что все они материальны; все многообразные явления представляют собой взаимосвязанные и переходящие друг в друга формы одной и той же материи. Естественно поэтому считать, что в материальности всего сущего и состоит внутреннее основание единства мира.

Рассмотрим основные проявления материального единства мира.

Атрибутивное единство мира выражается в том, что все вещи характеризуются общими для них свойствами: все они объективны, существуют в пространстве и во времени, обладают определенной структурой, движутся, характеризуются внутренней противоречивостью. Атрибутивное единство мира проявляется не только в универсальности, но и во взаимной связи всех атрибутов материи, в невозможности сохранить один из них, исключив другие.

Структурное единство мира проявляется в том, что в основе всех многообразных форм материи лежат некоторые общие принципы структурной организации материи, такие как неоднородность, атомистичность, многоуровневость, единство прерывности и непрерывности.

Номологическое единство мира т.е. общность фундаментальных законов природы и общества, выражается, во-первых, в том, что существуют всеобщие законы, которым подчинены все природные и социальные процессы и явления (принципы и законы диалектики), во-вторых, во всеобщем характере закономерной связи явлений, существующей в той либо другой форме повсеместно.

Важнейшим проявлением материального единства мира является всеобщая связь явлений, которая выражается как в целостности мира, в отсутствии в нем абсолютно изолированных вещей, процессов и явлений, так и в целостности отдельных материальных объектов, каждый из которых представляет собой систему, а не простое скопление элементов.

Взаимопревращаемость материальных явлений также представляет собой выражение материального единства мира: способность качественно различных систем превращаться друг в друга говорит об общности их внутренней природы, их внутреннем единстве.

Итак, мир бесконечно многообразен в своих проявлениях и в то же время един, ибо все конкретные вещи и отдельные явления, как бы велики не были различия между ними, есть формы существования материи.

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1532. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия