Студопедия — Сложная трехчастная форма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сложная трехчастная форма






Это такая репризная трехчастная форма, в которой первая часть изложена в простой двух- или трехчастной форме, а остальные не содержат более развитых структур. Середина, как правило, контрастна крайним частям.

Термин «сложная» не обязательно предполагает большие размеры. Имеются очень скромные по масштабам произведения в этой форме.

Большое количество сложных трехчастных форм было создано в классическую эпоху, в частности с точными репризами, и это отвечало характерным представлениям европейского Просвещения. Крепость и устойчивость репризы в этой форме созвучна мажорному ладу, преобладающему у венских классиков.

Существуют два основных вида сложной трехчастной формы:

1. С серединой типа трио.

2. С серединой типа эпизод.

Исторически сложная трехчастная форма подготовлена традицией барочной сюиты с ее последованием танцев типа менуэт I – менуэт II – менуэт I. С конца XVII века менуэт и тому подобные стали выступать совместно с трио (два гобоя и фагот) или мюзетом.

Сложная трехчастная форма с эпизодом восходит к вокальному истоку и стоит ближе к арии da capo. С середины XIX века трио и эпизод перестают существенно различаться.

Область применения формы широка: средние части симфоний и сонат, отдельные пьесы, части сюит, номера балетов и опер.

Помимо основных частей в этой форме бывает вступление (редко) и кода (часто), а также связки (в основном к репризе).

Первая часть обычно замкнута тонально и имеет простую форму, тематически однородную. Но в качестве первой части могут выступать формы более высокого ранга:

1. Вариации (Allegretto из 7 симфонии Бетховена; II ч. «Шехеразады» Римского-Корсакова).

2. Рондо (II ч. Сонаты №9 Прокофьева).

3. Концентрическая форма («Порыв» Шумана).

4. Сонатная форма – полная или без разработки (Скерцо 9 симфонии Бетховена; Скерцо «Богатырской» симфонии Бородина).

Вторая часть – трио – обладает самостоятельной темой, тональной устойчивостью, самостоятельной формой. Трио может быть гармонически разомкнуто, содержать связку к репризе. Его самостоятельность выражается и в тональном соотношении: помимо главной избирается одноименная, S, VI, VIн (для мажора), III (для минора). Наиболее редка тональность доминанты. Изредка может быть однотерцовая (Чайковский, Andante из Второго квартета).

Форма трио – период, простая двух- или трехчастная форма. Возможна составная средняя часть – два трио подряд (Бетховен, Скерцо из 6 симфонии) или три трио подряд (Шопен, Мазурка C-dur ор. 56 №2). Связки от трио к репризе иногда строятся на переплетении окончившейся темы трио и ожидаемой темы репризы («Порыв» Шумана).

Вторая часть – эпизод – обладает самостоятельной темой, но имеет серединное строение с тонально-гармонической неустойчивостью и связкой к репризе. Наличие эпизода свойственно средним медленным частям циклов и отдельным пьесам (Бетховен, Largo из Четвертой сонаты).

Третья часть – реприза – имеет смысл утверждения первоначальной мысли и архитектонического уравновешивания формы. В связи с этим обязательно возвращение первой темы и тональности. Но структурные варианты репризы разнообразны:

1. Da capo – классический вариант точной репризы. Встречается не только в менуэтах из симфоний Гайдна и Моцарта, но и в более позднем периоде.

2. Варьированная – часто встречается в условиях медленного темпа (Рахманинов, Баркарола).

3. Сокращенная – связана с психологией: известное требует меньшего времени для восприятия. У Бетховена отбрасываются знаки повторения разделов внутри формы. Иногда сокращение переходит в коду.

4. Синтетическая – объединяет темы крайних и средней частей (Глинка, Хор из II действия «Ивана Сусанина»).

5. Инотональная (Прокофьев, Менуэт из балета «Ромео и Джульетта»).

6. Изредка встречается динамизированная реприза (Шопен, Ноктюрн c-moll).

Кода – необходимое обобщение. Отсутствие коды в некоторых классических менуэтах и скерцо создает эффект некоторой незавершенности. Обобщение может быть на теме A или B, или синтетически может вводиться новая тема (в сценических произведениях) (Бизе, увертюра к опере «Кармен»).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1496. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия