Студопедия — Наука и религия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Наука и религия






XVIII век европейской культуры называют «веком просвещения» и даже «эпохой Просвещения». По мысли просветителей – Вольтера, Гельвеция, Гольбаха, Дидро, Локка, Юма – свет в общественную жизнь несет наука. Некоторых просветителей называют «энциклопедистами». И действительно, много сил и труда Дидро и его единомышленники отдали делу создания энциклопедии и словарей, в которых систематизировали научное знание своего времени, подвели итог научной работе почти четырех векового развития европейской науки «нового времени». И этот свод научного знания, по мысли просветителей, должен быть противопоставлен церковному «мракобесию». Наука, по их логике дает свет, просвещает, а христианская церковь – наоборот, является источником мрака. Но все зло идет, в конечном итоге, от незнания истины, в том числе и зло неравенства, ставшего основой существующего политического устройства.

Просветительская работа велась во всех слоях общества, что, безусловно, дает основание говорить о демократическом характере данного направления. Просвещение, по мысли передовых людей эпохи, позволит мирно осуществить должное переустройство общества. Государство абсолютной монархии давало просветителям известные возможности для осуществления своих планов, ибо монарх не был прямо и непосредственно связан с одним из сословий общества. Он был над сословиями, и он обладал абсолютной властью. Естественно, что просветители попытались использовать данный политический ресурс, завязать «просвещенные отношения» с монархами. Достаточной известностью пользуется факт переписки одного из самых знаменитых просветителей Вольтера с прусским королем Фридрихом и русской императрицей Екатериной II. Но на этом пути преуспел не один только Вольтер. Знаменитый энциклопедист Дидро также вел переписку с русской императрицей, стал ее библиотекарем, несколько раз приезжал в Петербург и беседовал с нею. Вообще, поначалу, вплоть до трагических событий Великой Французской Революции, просветители были весьма популярны не только в придворных кругах, но и в светских салонах. Нужно признать, что и придворные круги и аристократы в XVIII веки были, по общему правилу, нерелигиозными, светскими людьми. Они весьма серьезно интересовались наукой. Но довольно скоро, в период разразившейся гражданской войны, данный слой общества был, тем не менее, подвергнут жесточайшим репрессиям.

Задача просвещения простых людей, составляющих основную часть населения страны, выглядела более сложной в плане ее практического осуществления. Необходимо было, развернуть работу печатных изданий, и, пожалуй, главное – существенно усовершенствовать систему массового образования народа. Но образование это контролировала христианская церковь. Народ был верующим, христианским. В силу данных обстоятельств церковь становится главным врагом просветителей, объектом их жесточайшей и, надо признать, весьма талантливой, хотя и несправедливой, критики. Просветители убеждали - церковь враждебна науке. Опирается в своей деятельности на Священное писание, она требует веры, аргументируя это требование рассказами о чудесах, недоступных науке не только в плане повторения, но и простого познания, понимания. Главное чудо христианского мира – явление в мире богочеловека Иисуса Христа, его воскрешение и проч. Понятно, что именно данный момент библейской истории становится основным объектом критики со стороны просветителей, а их критика религии, фактически свелась к критике христианской церкви.

Но проблема христианской церкви для просветителей имела еще один – и весьма существенный аспект. Церковь, по мысли просветителей, своей проповедью Царства Божьего на Небесах, мешает установить просвещенное, справедливое общество на земле. Церковь, обманывая людей «баснями о Царстве Небесном», вводит в реальный мир несуществующий элемент справедливости – равенство людей перед Богом. Суд Божий, по мысли христианства, устанавливает вечную справедливость, является своего рода компенсацией за земные несправедливости. Но, с точки зрения науки, а значит, и для просветителей, «чудес не бывает!», поэтому нет Царства Божьего и нет Божественной справедливости. Более того, христианская церковь, на основании того, что Иисус Христос был бедным, обманом культивирует бедность среди прихожан, будучи весьма и весьма богатым социальным институтом. Церковь, таким образом, является реакционным началом, источником лжи и оправданием несправедливо устроенного социального мира. Справедливое общество необходимо строить на Земле с помощью разумного переустройства социальных отношений, с помощью науки и техники, в условиях демократического государства, обеспечивающего права и свободы граждан.

Отказ от традиционного христианства в среде просветителей сопровождался созданием новой, тайной церкви, которую принято называть масонской, а ее членов – «масонами». Смысл создания данного церковного ордена заключается в следующем: следует привлечь к общественной жизни самые талантливые силы страны. Талантливые люди вовлекались и испытывались масонской церковью, а затем эти люди с помощью тайных сил, так называемой «закулисы», продвигаются по служебной лестнице, по иерархически организованной лестнице государственной жизни. Эти люди занимают господствующее положение в социальных институтах. С помощью их масоны организовывают контроль за жизнью общества.

Масонский орден лишь по видимости был христианским. Орден был тайным не только для внешнего мира. Иерархия в нем соответствовала различной степени посвященности его члена в собственно масонские тайны. Самые массовые слои – первые три степени посвященности – не догадывались об антихристианской направленности ордена. Христианство здесь было, конечно, не церковным, но в целом, основные его идеи не отвергались. Новичку предлагали лишь более тонкое видение религиозных проблем, и в соответствие с ним, с «более тонким» представлением, обсуждается вопрос о смысле жизни, о роли и месте человека в социальном мире, т. е. вопрос о его социальном предназначении.

Критика религии сопровождалась всемерной поддержкой науки. И нужно признать, что просветителям было кого поддерживать. Ньютон, Лейбниц, Лавуазье и проч. жили в данную благоприятную для развития науки эпоху.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия