Студопедия — Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в русской культуре






В 2014 году отмечается одно из знаменательнейших событий, ключевых для дальнейшего развития нравственно-эстетических идеалов российской государственности.Это празднование памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского - выдающегося подвижника,с чьим именем связанаконсолидация патриотических сил Святой Руси и образование единого русского народа. Казаки считают его своим небесным покровителем. Преподобным Сергиембыла создана уникальная духовная школа, сформированауникальнаямонастырская культура.В эпоху преподобного Сергия происходило освоение новых территорий на севере и северо-востоке русских земель, в процессе которого заметную созидательную роль сыграло казачество. Считаем необходимым кратко освятить историко-культурный контекст поистине Золотой эпохи русского богословия и духовного подъема русского национального самосознания.

Начавшийся со второй половины XIV и продолженный в XV столетии период обособления и самостоятельного развития Русской Православной Церкви ознаменован особым расцветом монашества и самобытным характе­ром формирования православно-аскетической культуры. Отмечая симптома­тичность отличия монашеского возрождения Московского периода от иноче­ских традиций Киевской эпохи, следует упомянуть о значительных идеологи­ческих и морально-этических трудностях в социальном служении монасты­рей и монашества, возникших во время монгольского владычества. С точки зрения Д.В. Поспеловского, в эпоху татарского ига уважаемые завоевателями епископы выполняли функции сдерживающих посредников между татарами и Русью. Такое положение неизбежно порождало необходимость лицемерия, дипломатических маневров и нравственных компромиссов, что мало соответствовало монашескому служению. Желая удалиться от подобных искушений и двойственного поведения, характерного для светского государства, подвижники постепенно начинают создавать монастыри вдалеке от городов, продвигаясь в дремучие леса севера и северо-востока[1].

Говоря об изменении характера монастырской жизни со второй полови­ны XIV века, Н.В. Синицына называет причины и факторы дальнейшего раз­вития монашества: во-первых, было создано значительное число монастырей, основанных на общежительных принципах; помимо внутреннего устройства, изменилась специфика связей монастыря с миром в результате возникнове­ния монастырских приходов. Во-вторых, изменилось местоположение новых монастырей, их естественно-географическая среда: стали преобладать пусты­ни, расположенные вдали от города, часто в лесистой или заболоченной труднодоступной местности. В-третьих, основателями новых монастырей теперь гораздо чаще становились монахи-подвижники. Жизненный путь многих из них нередко сочетал пустынно-безмолвное отшельничество и пре­бывание в общежительном монастыре. Устроителями и духовными руководи­телями обители видные подвижники становились тогда, когда число иноков, поселявшихся рядом с их кельями, увеличивалось, и новые иноки нуждались в духовном наставничестве. Через определенное время наставник вновь удалялся в пустыню и орга­низовывал новую обитель. Уже в этот период под влиянием указанных обстоятельств началось движение пустынножителей, мощным импульсом ко­торому послужила деятельность преподобного Сергия Радонежского, его уче­ников и последователей[2].

 

Преподобный Сергий, игумен Радонежский


«С XIV века начинается у нас лучшее время для монашества, — отмечает
профессор П.В. Знаменский, — когда оно в полтора века успе­ло воздвигнуть до 200 новых обителей, выставило из своей среды целый сонм высоких подвижников и проявило необыкновенную общественную дея­тельность»[3]. В качестве одной из главных причин такого подъема монаше­ства следует выделить более активное приобщение лучших представителей русского общества к христианской вере в период тяжелых историко-культур­ных и политических обстоятельств, которые мобилизовали религиозный дух народа и призвали его к поиску нравственных сил в Православии. Называя данное обстоятельство, П.В. Знаменский указывает на то, что возрождение русского монашества началось лишь со второй половины – конца XIV века благодаря деятельности святителя Алексия Московского и преподобного Сер­гия Радонежского, что совпало с началом возрождения Руси и преодоления ордынского ига.

 

Святитель Алексий Московский

 

Монашество расширялось и строило свои новые обители преимуще­ственно в лесах Севера, где в это время господствующим явлением была ко­лонизация новых земель: таким образом, колонизация земская и колонизация монастырская стали развиваться практически одновременно, направляя в северные территории лучших подвижников Руси после монгольской интервенции. Сюда же переместился и центр русского монашества. В то время как Киевская Лавра находилась в развалинах и стала возрождаться только с 1420-х годов под владычеством Литвы, ее былое могущество наследовала новая обитель преподобного Сер­гия, который стал тем же для Севера, чем были Антоний и Феодосий Печер­ские для Юга[4]. Наиболее почитаемый русский святой, основатель Троице-Сергиевой Лавры и будущий реформатор русского монашества преподобный Сергий Ра­донежский, по сведениям, изложенным в «Житии Сергия Радонежского», на­писанном Епифанием Премудрым, родился в 1322 году в семье благочести­вых родителей: его отец — ростовский боярин Кирилл, при Иване Калите переселившийся из Ростова в московский город Радонеж, и мать по имени Мария. Младенец был назван в честь одного из апостолов Варфоломеем[5]. Духовная культура русской семьи, ее верность православной традиции были важнейшим условием рождения у благочестивой супружеской четы будущего светильника Руси: «Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен был воссиять, родился от неправедных родителей. Но сначала создал Бог и предуготовил таких праведных родителей его и потом от них произвел своего угодника. Ведь нужно было, чтобы дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы... Только тем избранным родителям Бог его даровал, что и случилось: соединилось добро с добром и лучшее с луч­шим» [6].

«Блаженный отрок», как сказано у Епифания Премудрого, «проявил разум достойный старца»: благочестие и строгий аскетизм, проявленные в раннем возрасте, укре­пили решение юноши с годами стать иноком, и после смерти родителей Варфоломей, отдав все имение младшему брату, со старшим братом Стефа­ном, пострижеником Хотьковского Покровского монастыря, избирают пу­стынножительство. Пустынники построили себе в лесу келью и деревянную церковь во имя Святой Троицы, однако вскоре Стефан, не выдержав тяжкого жительства, оставил брата, перейдя в Московский Богоявленский монастырь. Оставшись один, Варфоломей всей душой предался иноческим подвигам, претерпевая трудности пустынножительства, страх от зверей, искушения от бесов, являющихся порой «стадом бесчинно». Монашеский постриг с именем Сергий Варфоломей принял от приходя­щего священноинока в день памяти святых мучеников Сергия и Вакха в воз­расте 20-и лет, что позволяет вести отсчет истории Троице-Сергиева мона­стыря с 1342 года[7].

Постепенно молва о святом отшельнике и высоте его аскетизма при­влекла к нему учеников. Около его кельи и храма поставлено было несколько избушек, в которых поселилось до 12 человек. Святой Сергий трудился на братию, как купленный раб: строил келии, рубил дрова, молол жито в жерно­вах, пек хлебы, шил одежды, носил воду, а ночь проводил без сна в молитве; питался только хлебом и водой. Сначала отношения его с вновь поселивши­мися здесь в собственных кельях (три или четыре из них были построены ру­ками самого Сергия) монахами были подобны отношениям наставничества в ранних палестинских лаврах: преподобный не был еще поставлен в игумены, не имел священнического сана, следуя древнему монашескому правилу «зачало и корень есть санолюбия еже хотети игуменьства»[8]. Уже в этот период пре­бывание монахов приобретало черты общежительства. Ежедневно в обители совершались общие молитвы:
«И по вся дни поя­ше с братиями в церкви и полунощницу, и заутреню и часове — и третий, и шестой, и девятый, и вечерню, и нефимон»[9]. Литургию совершал приглашаемый священник или игумен. Было много совместных трудов: выра­щивание овощей, рубка дров, приготовление пищи и др.; сам преподобный часто «дрова на всех... сечаще, и тлъкущи жито... и хлебы печаше, и вариво варяше». Следовательно, братия имела и совместные трапезы. Кельи были ограждены тыном, и у ворот приставлен «вратарь».

Преподобный осознавал необходимость иметь игумена, но не хотел им становиться, говоря о своем «недостоинстве»; он согласился принять священ­нический сан и игуменство (1354) из послушания и смирения по настоянию Владимиро-Волынского епископа Афанасия, замещавшего в тот период мит­рополита, находившегося в Константинополе. В начале игуменства прп. Сер­гия, когда число братии составляло 12 человек, еще до перехода к общежи­тельству, в обители были те же порядки, что и ранее, переходные от особного жития к общежительству — общие труды, ежедневные совместные молитвы. Прп. Сергий вдохновлялся житиями «великих святил» монашества: прп. Ан­тония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Саввы Освященного, прп. Па­хомия «аггеловидного», прп. Феодосия «общежителя». С именами двух последних святых иноков связано введение принципов общежительства: египетский подвижник IV в. Прп. Пахомий Великий соста­вил первый общежительный устав, а прп. Феодосий Великий преобразовал в киновии ряд палестинских лавр и создал новые киновии. Важно подчеркнуть, что развивая особую коммуникативную иноческую культуру в русской аске­тической традиции общежительного монастыря, преподобный Сергий изна­чально придал ей духовно-личностный характер: его руководство состояло в наставлениях и поучених, а его собственное поведение являлось образцом христианского смирения и служения ближнему. После принятия игуменского сана, когда прп. Сергий стал старшим сре­ди братии («игуменьство старейшинства»), он не изменил чернеческого пра­вила смирения и служения, считая себя «всех менши и всех слугой».

Выделяя фактор преемственности в русской православно-аскетической традиции, отметим, что игуменство прп. Сергия было во многом сходно с игуменством прп. Феодосия Киево-Печерского: та же строгость жизни, неуто­мимость в трудах, глубокая личная скромность и воздержанность, бессонные ночи молитвенного подвига, обход братских келий, обличение праздных, ти­хие, кроткие речи, сопровождаемые слезами братской любви и религиозной ревности.

 

Преподобный Феодосий Печерский

 

В начале своего становления Троицкая обитель была очень бедна: не доставало ладана и вина для богослужения, в церкви служба велась при лучи­не, книги иноки писали на бересте, случалось, что братия оставалась на 2–3 дня без хлеба. Однажды, как отмечает профессор П.В. Знаменский, для утоления голода, сам игумен нанялся построить сени в келье одного из братьев за куски гнило­го, непригодного к употреблению хлеба[10]. Патриарх Филофей, узнав о трудах и подвигах преподобного Сергия, прислал ему свое благословение и совет завести общежитие, в соответствии с которым, заручившись также благословением митрополита Алексия Мо­сковского, игумен ввел в монастыре общежитие (1364–1376)[11]. Однако мно­гим инокам оно показалось столь тяжким, что возбудило даже ропот братии, из-за чего Сергий вынужден был удалиться от созданной им обители на Киржач, где им был основан новый монастырь. Возвратился он по требованию митрополита Алексия и по настоятельной просьбе братии Троицкой обители, в которой из-за отсутствия игумена начались нестроения и беспорядки[12]. Став в 60-е годы XIV столетия одним из доверенных лиц митрополита Алексия Московского, выполняя его дипломатические поручения, прп. Сер­гий предпринял активные действия и в проведении монастырской общежительной ре­формы, которая явилась одним из главных историко-культурных событий в указанный период и последующих лет. Существенней­шим компонентом реформы была защита принципов Православия.

Во времена Московского князя Ивана II Ивановича (Красного) началось активное освоение и заселение местности вокруг монастыря: крестьяне рас­чищали лес под пашню, основывали починки, села и дворы; «и начаша посе­щать и учащати в монастырь, приносяще многообразнаа и многоразличнаа потребованиа, имже несть числа». Но в монастыре существовала строгая за­поведь игумена: даже в случае самого крайнего оскудения хлеба и других продуктов питания «не исходити того ради из монастыря в весь некую или в село и не просити у мирян потребных телесных, но... ожидать милости от Бо­га»[13]. То есть главным условием приема вклада-«приношения» являлась его добровольность. Просьба о подаянии, а тем более требование вкладов и по­жертвований были запрещены, хотя «многообразные и многоразличные» до­бровольные приношения не отвергались. Духовное и социально-культурное служение Троице-Сергиева монастыря расширялось и усиливалось. Этому факту способствовало возросшее благосостояние обители, в результате кото­рого она могла совершать дела благотворительности, раздавать милостыню, принимать странных и больных, оказывая им необходимую помощь. По сло­вам В.О. Ключевского, Троице-Сергиев монастырь занимал первое место сре­ди обителей описываемого периода, которые «являлись особенно деятельны­ми метрополиями». По оценке ученого-историка, «прп. Сергий был великим устроителем монастырей: своим смирением, терпеливым вниманием к людским нуждам и слабостям и неослабным трудолюбием он умел не только установить в своей обители образцовый порядок иноческого общежития, но воспитать в своей братии дух самоотвержения и энергии подвижничества»[14]. Преподобного Сергия приглашали строить монастыри в Москву, Сер­пухов, Коломну. Когда по поручению великого князя Димитрия Донского в 1365 году преподобный Сергий выполнял миротворческую миссию в Ниж­нем Новгороде (мирил ссорившихся князей — братьев Константиновичей), то на пути своего предприятия он сумел найти время и устроить в глуши Горо­ховского уезда, на болоте при реке Клязьме, небольшую пустыню, воздвигнув в ней храм Пресвятой Троицы и поселив в ней «старцев пустынных отшель­ников, а питались они лыками и сено по болотам косили»[15]. Возрастает слава преподобного Сергия, крепнет его авторитет и среди духовенства, и в кругах политической элиты: митрополит Алексий не раз обращался к нему за сове­тами и желал сделать его своим преемником, а в 1378 году митрополит Ки­приан обратился к прп. Сергию и его племяннику Федору (основателю при­дворного Симоновского монастыря) как к духовным отцам великого князя Димитрия Ивановича Донского. Преподобный Сергий неоднократно крестил младенцев из великокняжеских семей, что свидетельствует о высоком личном авторитете святого, а также особом значении духовно-нравственного и соци­ального служения великого подвижника. Так, осенью 1374 года преподобный Сергий крестил родившегося 25 января в Переяславле сына князя Владимира Юрия; Сергий является крестником сыновей князя Димитрия Донского; в мае 1381 года преподобный вместе с митрополитом Кириллом крестит первенца Владимира Андреевича — сына Ивана; в 1385 году великий князь вновь при­зывает прп. Сергия в Москву и просит крестить его сына Петра, родившегося 29 июня[16]. Выдающееся значение для русской культуры и государственности имело событие 1380 года, когда накануне Куликовской битвы великий князь Димитрий Иванович испросил у прп. Сергия благословения и дал обет воз­двигнуть монастырь в честь Пресвятой Богородицы. После благословения и судьбоносной победы прп. Сергий Радонежский повелением великого князя Димитрия Донского основал Успенский Стромынский монастырь на реке Дубенке, освященный 1 декабря 1381 года. Знаменательным в жизни преподобного Сергия стал 1385 год, когда по просьбе князя Димитрия он ездил в Рязань как миротворец и «укротил» воинственного князя Олега Рязанского, способствуя своим благотворным воздействием заключению между Москвой и Рязанью «вечного мира»[17]. Усердные труды преподобного Сергия, его жертвенная христианская любовь к ближним и святая жизнь даровали ему чудесное явление Пресвятой Богородицы, о чем сказано у Епифания Премудрого.

 

П реподобный Епифаний Премудрый

 

Всеми почитаемый старец стал свидетелем духовного завещания князя Димитрия Донского, последняя встреча с которым у преподобного состоя­лось в 1389 году. Согласно княжеской воле, по завещанию великое владение Владимирское становилось наследственным владением московских князей, благодаря чему был утвержден основной принцип единодержавия. Преподоб­ный Сергий Радонежский своим духовным авторитетом освятил рождение новой российской государственности, явившись, таким образом, благовестни­ком становления великой державы и объединения русского народа. Великий старец, игумен земли Русской, скончался 25 сентября 1392 го­да[18]. Перед смертью он передал после себя игуменство своему ученику Ни­кону. Вместе с Петром, Алексием и Ионой он стал небесным покровителем Москвы.

Выдающийся церковный и политический деятель Древней Руси, чело­век высочайшей силы духа, не мысливший своей жизни без каждодневного тяжкого труда, подвижник добрых дел, всегда спешащий на помощь ближне­му, — таким предстает преподобный Сергий Радонежский, являя собой при­мер истинного патриотизма, проникновенной духовности, безупречной нрав­ственной чистоты и любви к людям. Духовное и историко-культурное значение Троице-Сергиевой Лавры огромно. Обитель преподобного Cергия стала первой святыней Москвы и об­разцом всех монастырей; при жизни Сергия и после его кончины через его учеников она распространила от себя во все стороны множество новых оби­телей — своих колоний — и охватила ими всю северную Русь, направляя ее к единому центру — Москве, которая получила значительное пре­имущество перед другими городами после того, как при князе Иване Калите из Владимира в Москву переезжает митрополит Петр. Упомянем в этой связи о том, что Москва воспринималась русским митрополитом как город, способ­ный объединить вокруг себя разрозненную Русь и тем самым обеспечить пре­кращение междоусобных братоубийственных войн. Этой же линии придер­живались преемники святителя Петра – московские митрополиты Феогност, Фотий, Киприан и особенно святитель Алексий, служение которого имело как церковное, так и большое государственное значение[19].

Выдающуюся роль святитель Алексий Московский, вместе с прп. Сергием Радонежским, сыграл в деле монастырской колонизации и распространения общежительной реформы на Руси. Правомерно утверждать, что деятельность обители преподобного Сергия Радонежского явилась основой всей последующей монастырской колонизации второй поло­вины XIV–XV века, благодаря которой значительно распространилось и уси­лилось социокультурное служение русского монашества. Анализируя значи­мость этого периода в масштабном историческом контексте формирования великой отечественной культуры, профессор А.А. Аронов называет его одним из весо­мых объективных слагаемых Русского Предвозрождения. При этом ученый выделяет Великий Новгород в качестве первого этапа Предвозрождения, а в качестве второго — Владимиро-Суздальскую Русь, когда Москва постепенно приобретает статус не только административно-политического, но художественно – эстетического и духовного центра Руси[20]. Подтверждением данного вывода служат, в частности, факты, приводимые В.О. Ключевским. Так, в продолжение второй половины XIV и в первой половине XV столетия из Троице-Сергиевой обители или из ее колоний, по благословению прп. Сергия, его учениками было создано 27 пустынных монастырей, а также 8 городских. Этими колониями, как отмечает В.О. Ключевский, намечены были главные направления монастырской колонизации XV и XVI веков[21].

Характеризуя великие подвижнические труды преподобного Сергия, ученый-историк отметил, что в период 1340–1440 годов, «когда Русь начала отдыхать от внешних бедствий и приходить в себя, из куликовского поколе­ния и его ближайших потомков вышли основатели до 150 новых монастырей. Таким образом, древнерусское монашество было точным индикатором нрав­ственного состояния всего мирского общества: стремление покидать мир уси­ливалось не оттого, что в миру скапливались бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы»[22]. Говоря о небывалой силе духа, про­явленной преподобным Сергием Радонежским, его непосредственными уче­никами и их преемниками, В.О. Ключевский указал на значимость мирного завоевания финского языческого Заволжья для Христианской Церкви и рус­ской народности. Существенным духовным и социально-культурным феноме­ном явилось и то, что “многочисленные лесные монастыри становились здесь опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для пере­селенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость... Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий»[23].
Во вновь создаваемых обителях, как отмечает проф. П.В. Знаменский, игуменами становились ученики прп. Сергия Радонежского: митрополит Алексий, строитель пяти монастырей (в Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде), для своих московских монастырей Чудова и Андроникова «выпросил игуменов тоже из учеников преподобного»[24]. Таким образом, воплотилось одно из чудесных молитвенных видений прп. Сергия, в котором в образе прекрасных птиц предстали многочисленные ученики и «собеседники великого Старца, русские святые Сергий и Сильвестр Обнорские, Савва Сторожевский, Кирилл Белозерский, Стефан Пермский, Димитрий Прилуцкий, родной племянник прп. Сергия Феодор — основатель Симонова монастыря в Москве, Дионисий Глушницкий и многие другие. По данным митрополита Макария (Булгакова), преподобный Сергий Радонежский сам основал несколько монастырей, а его ученики и уже учени­ки учеников построили или восстановили около половины всех возникших в XIV–XV веках обителей[25].

Период, начавшийся с конца XIV века и охвативший XV столетие, по праву может быть назван золотым веком русской святости, поскольку именно в это время монастырская колонизация достигла берегов Белого моря и Се­верного Ледовитого океана. В этот период были воздвигнуты такие обители, как монастырь св. Трифона Печенегского на Кольском полуострове, Архан­гельский монастырь, Кирилло-Белозерская, Соловецкая обители и многие другие. На Севере образовался обширный иноческий центр, названный А.Н. Муравьевым в середине XIX века «Русской Фиваидой» — по аналогии с Еги­петской Фиваидой, в которой зародилось раннехристианское монашество. По словам А.Н. Муравьева, «преподобный Сергий стоит во главе всех на южном краю сей чудной области и посылает внутрь ее своих учеников и собеседни­ков, а преподобный Кирилл, на другом ее краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие»[26]. Это было время духовной свободы, когда значительно ослабла зависимость от татар, связи с единоверными бол­гарами, сербами и греками были тесными и стабильными, и весь право­славный мир был охвачен духовным подъемом, выразившимся в мистическом движении исихастов[27]. После прославления Сергиевой пустыни и появления множества монастырей по всем краям Великороссии, «Москва была опоясана целой линией их, как духовной огра­дой»[28]. Среди «усердных строителей» новых обителей – центров просвещения и духовной культуры следует назвать митрополита Алексия, Василия Дмитриевича, а также супругу великого князя Димитрия Донского Евфросинию (в миру Евдокию), основавшую в Москве Вознесенский монастырь (1387).

 

Преподобная Евфросиния Московская

 

В Боровском княжестве прославился пре­подобный Пафнутий Боровский, подвизавшийся сначала в Высоцком мона­стыре ученика прп. Сергия, Никиты, а затем основавший собственный мона­стырь (1444). Под его духовным руководством начал свои подвиги преподоб­ный Иосиф Волоцкий. Отмечая продвижение «общежителей» — учеников и собеседников
прп. Сергия в малоосвоенные пределы Русского Севера, Б.М. Клосс называет два колонизационных потока, которые определились в это время: один из них распространился по вологодским лесам, а другой достиг Белоозера. При этом Вологда и Ко­строма управлялись великим князем, а Белозерье входило в созданный в 1389 году удел князя Андрея Дмитриевича[29].. Многие из учеников и собеседников прп. Сергия Радонежского основа­ли несколько монастырей в глухих местах Руси: из московских пределов при­шел отшельником Сергий Нуромский (ум. в 1421 г.), основавший монастырь на реке Нурме; в конце XIV века в вологодских лесах жил друг прп. Сергия Димитрий Прилуцкий (ум. в 1392 г.). Спасо-Прилуцкий монастырь, по­строенный им в 1371 году, славился своей благотворительностью и гостепри­имством. В 1329 году на Ладожском озере, на острове Валаам, поселился ста­рец Сергий, к которому в дальнейшем присоединился преподобный инок Гер­ман. Их подвигами и трудами основан знаменитый Валаамский монастырь, оказавший огромное влияние на христианское просвещение и воцерковление окрестных жителей — карелов. Несмотря на то, что достоверная история Ва­лаамского монастыря начинается с XIV века, точная дата его основания — 1407 год — названа благодаря недавно открытому учеными «Сказанию о Ва­лаамском монастыре»[30]. Известно также, что до 1429 г. здесь жил инок Савватий — основатель Соловецкого монастыря. Расцвет Валаамской обите­ли пришелся на XV столетие, ее называли «честной и великой лаврой». Так расширяло свою миссионерскую, духовно-просветительскую деятельность русское монашество в далеких пределах Руси. В конце XIV века инок Вала­амского монастыря Арсений поселился на соседнем с Валаамом острове Ко­невском, где чудские язычники приносили коней в жертву одному «святому камню». Проведя многотрудную миссионерскую, просветительскую работу среди местного населения, Арсений крестил язычников и основал Коневский монастырь[31]. Примерно в это же время на Онежском озере преподобным Ла­зарем Мурманским был основан Успенский монастырь на острове Мучи, или Мурман, а сам подвижник и его ученики стали просветителями лопарей, от которых претерпели много притеснений и скорбей, однако сумели завоевать доверие народа своим христианским отношением и святой жизнью[32]. Такой же просветительской деятельностью прославился и Спасокаменный мона­стырь, который был построен на Каменном острове Кубенского озера. Из это­го монастыря в начале XV века вышел преподобный Дионисий Глушицкий, названный так, потому что основал обитель на реке Глушице.
Одним из выдающихся учеников прп. Сергия Радонежского, несомнен­но, является преподобный Кирилл (1337–1427), основатель Кирилло-Белозер­ского монастыря, ставшего одним из знаменитейших и влиятельнейших мо­настырей Древней Руси. Обитель славилась своими летописцами, переписчи­ками книг, искусными иконописцами, каменотесами и кузнецами. Сам пре­подобный Кирилл был духовным наставником, учителем и молитвенни­ком за Русскую землю; любил он книжную мудрость и много писал. Как повествует предание, богоносному Дионисию было уже 62 года, когда в 1424 году он увидел святого Кирилла Белозерского, «и видевший не­мало ликов на земле святой Руси, не смог отвести от него взора чудотворец Глушицкий». В этом же году им была написана икона — подлинный портрет преподобного Кирилла[33]. В Кирилло-Белозерском монастыре трудился один из виднейших про­светителей XV века преподобный Мартиниан (ум. в 1483 году), который нес послушание по переписке книг, в чем весьма преуспел. После смерти прп. Кирилла святой Мартиниан усту­пил усердной просьбе иноков Ферапоновой Белозерской обители принять на­стоятельство над ними и управлял монастырем двенадцать лет, приведя его в цветущее состояние и снискав к себе любовь не только народа, но и великих князей[34]. Пустыннолюбивые иноки достигли Белого моря ближе к середине XV столетия, а именно в 1429 году преподобные Савватий, Герман и Зосима, спасавшиеся на Соловецком острове Белого моря, основали знаменитую Со­ловецкую обитель[35], которая оказала мощное влияние на духовный облик, христианское просвещение, культуру и гражданственность всего Северного края Руси. Упомянем и крупнейший монастырь Обонежья Александро-Свирский, основанный великим русским подвижником, преподобным АлександромСвирским, иноком Валаамского монастыря, удостоившимся видения Пресвятой Троицы. Среди монастырей, основанных в конце XIV – начале XV века ученика­ми прп. Сергия Радонежского, назовем Саввино-Сторожевский монастырь, устроенный сподвижником великого Сергия преподобным Саввой по настоя­тельной просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича. Как сказано в Летописи монастыря, в 1398 году в город по приглашению князя Юрия из Троицкого монастыря приходит его духовный отец преподобный Савва, что­бы здесь основать монашескую обитель. После победоносного похода на волжских булгар благочестивый князь Юрий дал прп. Савве на устроение мо­настыря «и золото, и села с угодьями, и борти с бортниками, и свободу от да­ни и пошлин для живущих на монастырских землях, и право игуменского су­да над ними»[36]. На средства, полученные с побежденных булгар, в центре монастыря на месте деревянной церкви был выстроен новый белокаменный собор (1405), сохранивший свою красоту и величие до наших дней. Показа­телен тот факт, что возросшие богатства обители, величественный храм ни в чем не изменили духа смирения, кротости и братской любви, царившего в обители.
Следуя во всем своему великому учителю и наставнику Сергию Радонежскому, Савва Сторожевский ввел в монастыре общежительный устав.
В историко-культурологическом аспекте золотой век русской святости, представленный трудами учеников и воспитанников уникальной школы пре­подобного Сергия Радонежского, внес выдающийся вклад в отечественную духовную культуру, наполнив ее богатейшей архитектурой, письменностью, иконописью, христианским просвещением, миссионерскими подвигами, культурой хозяйствования, сложившейся аграрной традицией, а также уни­кальной коммуникативной культурой, сформировавшейся на основе принци­пов общежительства и духовного наставничества. Назовем также некоторые факты развития церковного искусства, в ко­тором наиболее ярко проявилось творчество русского монашества указанного периода. Так, автор Жития прп. Сергия Радонежского — Епифаний Премуд­рый, крупнейший русский писатель XIV – начала XV века, монах, который много лет провел в Тоице-Сергиевом монастыре и был свидетелем последних лет жизни основателя и настоятеля обители прп. Сергия. Как полагают иссле­дователи[37], Житие, написанное Епифанием Премудрым, дошло до наших дней не в первозданном виде, а переработанное в середине XV века Пахоми­ем Логофетом (Сербом). И Епифаний Премудрый, и Пахомий Логофет до сих пор считаются непревзойденными мастерами «плетения словес», виртуозно владевшими стилем «жизнеописаний».

Золотой век русской святости подарил отечественной и мировой духов­ной культуре преподобного Андрея Рублева (ок. 1340/1350 – 17 октярбя 1428, Москва; погребен в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известного и почитаемого мастера московской школы иконописи, книжной и монумен­тальной живописи XV века[38]. Андрей Рублев был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году в лике преподобного. Как сказа­но в Лицевом житии Сергия и Никона Радонежских (XVI в.), игумен Никон призвал иконописца Андрея Рублева «образ писати Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию»[39].

 

Преподобный Андрей Рублев

Творчество прп. Андрея Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассмат­ривается как результат особой исихастской традиции[40]. Нельзя не назвать иконописца Феофана Грека, оставившего весомый вклад в Новгородском ис­кусстве, а также возглавлявшего роспись ряда московских церквей: новой ка­менной церкви Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семеном Черным и учениками, церкви святого Архангела Михаила в 1399 году и церкви Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году.В монастырях, которые были духовно-культурными, просветительскими центрами государства, хранилось и создавалось немало произведений искусства, живописи, имею­щих высокое художественное и эстетическое значение. С именем художника Дионисия Московского и его школы связаны многие обители конца XV – на­чала XVI века. Это величественные стенные росписи Рождественского собо­ра Ферапонтова монастыря, дошедшие до наших времен; ему же принадле­жат роспись Пафнутьево-Боровского монастыря, фрески и иконы Успенской церкви и трапезной Иосифо-Волоцкой обители. В 1481 году Дионисием был написан деисусный чин для храма Спасо-Каменного монастыря и создана се­рия икон для Павло-Обнорской обители. Его богословское миропонимание и христианская эстетика, пронизанная особым светом, нашли отражение в сем­надцати иконах деисусного ряда в Ферапонтове монастыре[41].

Русское монашество золотого периода мастерски проявило се­бя в создании и развитии различных промыслов. Так, в Кирилло-Белозерском монастыре был организован центр деревообработки; в токарных мастерских крилловские резчики изготавливали посуду, известные на Руси ложки с вставками из моржовой кости, а также церковную утварь и богослужебные предметы: резные иконы, кресты, створки складней[42]. Как отмечает Е.И. Колычева, в качестве вкладов в монастырях находились изысканные по технике изготовления и художественному уровню плащаницы, пелены, хоругви и другие церковные изделия. В числе пожертвований от бояр, князей, царей в обителях хранились искусные золотые и серебряные изделия[43]. Монастыри и монашество как средоточие духовно-просветительской, интеллектуальной и богословской деятельности, как центры социокультурно­го служения были богаты своей книжностью. Так, уже в XVI веке в Кирилло-Белозерском монастыре было 780 рукописных книг, в Иосифо-Волоколам­ском — 690, в Троице-Сергиевом — 469, в Соловецком — 481 книга; в Фера­понтовой обители насчитывалось 284 рукописных и 12 печатных книг; в Псково-Печерском монастыре во второй половине XVI века находилось 172 книги. Тематика книг, составляющих монастырские библиотеки, исследован­ная Н.Н. Розовым, носит как светский, так и в основном богослужебный, ду­ховный и агиографический характер[44]. К XVI веку в обителях создавались собственные скриптории, велось ле­тописание; высоко проявило себя монашество и в певческом искусстве[45].

Монастыри становились центрами религиозного воздействия, а мона­шество — олицетворением аскетического идеала на пути ко спасению. Соци­альное коллизии умиротворялись в стенах обителей, где совместная молитва, стройный ритм богослужений, благодатная атмосфера и приобщение к Свя­тым Тайнам способствовали духовному преображению метущегося сознания представителей светского мира. Среди мирского населения бытовало устой­чивое убеждение в особой силе и значении монашеской молитвы как более угодной Богу, в связи с чем вклады в обители за молитвенную помощь иноков делались значительные, способствуя проц







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1044. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия