Студопедия — Троицкий и Преображенский соборы. Дивеево
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Троицкий и Преображенский соборы. Дивеево






Собор сего­дня поражает своим величием и великолепием. Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов (1817–1887), ученик академика К.А. Тона (1794–1881), завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому так заметно сходство Троицкого собора с московским храмом. В Троицком соборе, стены которого были украшены замечательными живописными полотнами на темы Ветхого и Нового Заветов работы дивеев­ских сестер, находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался преподобный Се­рафим.
В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине, а весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года
службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.
Отметим, что после разгрома Саровского монастыря в 1927 году вновь святые мощи прп. Серафима были обретены в музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге в начале ноября 1990 года. Торжество передачи святых мощей Православной Церкви состоялось 11 января 1991 года; 30 июля 1991 года святые мощи ба­тюшки Серафима прибыли в Дивеево. Специальная процессия двигалась крестным ходом из Москвы в сопровождении архиереев и духовенства во гла­ве со Святейшим Патриархом Алексием II. Над ракой с мощами преподобно­го старца воздвигнута сень, подобная той, которая была в Сарове. Изумительным по своей красоте является восстановленный Преображенский собор, построенный в неорусском стиле по проекту архитектора А.Е. Антонова; техником-строителем был А.А. Румянцев (впоследствии по­гибший в сталинских лагерях в годы репрессий).
Изнутри стены собора были расписаны от пола до потолка сестрами из иконописной мастерской под руководством палехского художника
ПЛ. Парилова (1880–1956). Долгие годы советского времени в соборе царила мерзость запустения: здесь был гараж, потом тир. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года в честь Преображения Господня. За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни, созданной по повелению Царицы Небесной трудами сестер Мельничной общины. Первый аршин (71,5 см), выкопанный пре­подобным Серафимом Саровским, стал началом Канавки. Разрешение на восстановление этой святыни было полу­чено лишь через шесть лет после начала возрождения монастыря. В настоящее время Канавка полностью восстановлена. Ежедневно крестный ход, возглавляемый игу­менией или кем-либо из монахинь, обходит с иконой вокруг территории мо­настыря и по святой Канавке. Сестры и паломники идут парами, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся...».
Помимо духовной деятельности, монастырь в Дивеево силами сестер обители проводит огромную благотворительную, просветительскую, хозяй­ственную работу. Тысячи и тысячи паломников со всех уголков России и дру­гих стран приезжают сюда на поклонение великим святыням, за духовной по­мощью в поисках истинного смысла жизни. Продолжается восстановление и второй «женской лавры» — Шаморди­но — Казанской Амвросиевской женской обители, созданной преподобным Амвросием Оптинским. В июле 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм во имя преподобного Амвро­сия Оптинского, воздвигнутый на месте его праведной кончины. Поток паломников, желающих посетить монастырь великого старца Амвросия, постоянно возрастает.

Преподобный Амвросий Оптинский


Особая судьба в ХХ веке постигла Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, располагавшийся на берегу реки Илоса, в 29 верстах от Череповца, настоятельницей которого была игуме­ния Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1840-1915), духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Монастырь оставался действующим до 1931 года, а в 1941-1946 годах был затоплен водами Рыбинского водохранилища. Как древний город Китеж, он пребывает сокрытым от поругания и продолжает сиять благодатным све­том всем, прикасающимся к Великой Леушинской Тайне. После долгих лет, прошедших с момента этого трагического события, в 1999 году возникла новая духовная традиция «Леушинского молитвенного стояния»: на берега водохранилища прибыли четверо прихожан храма св. Иоанна Богослова, являющегося подворьем Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге, во главе со священником Геннадием Беловоловым, которые мо­лились на месте затопления святыни. Вскоре совершилось чудесное явление: из воды всплыло одно дерево из затопленных некогда Леушинских лесов. Из этого дерева был сделан Леушинский Крест и установлен на берегу неподале­ку от селения Мякса, в 30 километрах от Череповца. У Леушинского Креста, по благословению владыки Максимилиана, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, ежегодно, 6 июля, накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи, совершаются молебны с акафистом Святому Крестителю Госпо­дню. На Леушинском Кресте закреплена икона Божией Матери «Аз есмь съ вами, и никтоже на вы». Этот чудный образ был написан в иконописной ма­стерской Леушинского монастыря. Создание образа совершилось по благословению св. праведного Иоанна Кронштадтского, который сам и освятил икону. Этим образом он благословил на иноческий по­двиг святого Серафима Вырицкого.

Преподобный Серафим Вырицкий

Смысл Леушинских стояний, как считают церковные деятели, заключа­ется в том, чтобы почтить память всех храмов и монастырей, сокрытых вода­ми рукотворного потока. Это — свидетельство памяти о всех поруганных святынях и знак верности православным ценностям Святой Руси.
Центром возрождения церковной жизни в Москве еще в 1940-х годах стал Новодевичий монастырь, наиболее известный и самый красивый среди женских столичных православных обителей. Послеоктябрьская история Московского Новодевичьего монастыря содержит немало парадоксальных фак­тов. Так, после закрытия обители в 1922 году и изгнания из нее монахинь представителями новой власти здесь был создан «Музей раскрепощения жен­щины», преобразованный позже в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1943 году здесь открыли богословские курсы, а через год — Бого­словский институт, затем преобразованные в Духовные семинарию и Акаде­мию и переведенные в Троице-Сергиеву Лавру. Настоятельницей Московского Новодевичьего монастыря до конца ХХ столетия была игумения Серафима (Черная-Чичагова, 1914–1999), внучка выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, ученого, писателя, священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелян­ного в 1937 году на полигоне в Бутове. Матушка Серафима, бывшая в миру профессором МГУ имени М.В. Ломоносова, много потрудилась для того, чтобы собрать и издать медицинское наследие
своего славного деда, а, как настоятельница обители, приложила значительные усилия для возобнов­ления монастырской жизни[63].
В конце ХХ столетия произошло восстановление и основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной РомановойМарфо-Мариинской обители сестер милосердия (1908): 17 августа 1990 года на территории обители был открыт памятник преподобномученице Елисавете, выполненный замечательным скульптором В. Клыковым.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия