Студопедия — Правовая социализация личности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Правовая социализация личности






Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализа­ция личности — процесс выработки у человека пред­ставлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализацияэто освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и явля­ется своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы ак­тивности. Функциональное значение такого «отесыва­ющего» формирования способностей, навыков и зна­ний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Дюркгейм связывает понятие «социализация» с про­блемами функционирования коллективного сознания, и прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рам­ках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию инсти­туциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью соци­ального поощрения и принуждения. Т. Парсонс пони­мает социализацию как процесс функциональной адап­тации индивида.

Большинство современных социологов рассматри­вают социализацию как процесс взаимодействия меж­ду индивидами, развивающими в обществе собствен­ные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Г. Роше, например, определяет социали­зацию так — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей лично­сти под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному ок­ружению, среди которого ему приходится жить».1 Со­циализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частно­сти, индивид должен научиться определенным прави­лам поведения, присущим его социальной группе, ус­воить принятые в ней бытовые навыки, пищевые при­страстия, адаптироваться к жизни в определенном кли­матическом поясе, составляющем географическую сре­ду проживания его группы. Для того чтобы чувство­вать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность прису­щих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

1 Цит. по: Campeau R., Sirois M., Rheault Ё., Dufort N. Individu et societe. Introduction a la sociologie/2 ed. Montreal-Paris-Casablanca, 1998. P.149.

 

Кроме того, в процессе социализации индивид осу­ществляет социальную самоидентификацию, то есть обретает возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведен­ческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Социализация, в сущности, представляет собой про­цесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произво­ла, уважительному отношению к другим, короче гово­ря, процесс развития морали.

Американский психолог Л. Кольберг выделяет сле­дующие ступени морального развития:

1. Преконвенциональный (доморальный) уровень.

На этом уровне ребенок выполняет требования взрос­лых просто ради самого послушания; именно поэтому он избегает нарушения норм. Тем самым он стремится избежать возможного наказания. Кроме того, его пове­дение — результат давления авторитета родителей.

Вторая фаза этого этапа проявляется в норматив­ном поведении в порядке обмена: в расчете на конкрет­ное вознаграждение, обещанное родителями. Здесь ре­бенок уже понимает свои интересы, а нормативное по­ведение рассматривает как уступку интересам других людей, поступая правильно как бы «для них» и в обмен рассчитывая на их взаимную уступку.

2. Конвенциональный уровень. На этом уровне формируется «нравственное» сознание, зачатки собственных, а не заимствованных представлений о «хорошем» и «плохом». В первой фазе нормативное поведение мотивируется чувством стыда в случае ошибки, стремлением заслужить одобрение значимых взрослых.

Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять.

3. Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что — злом. В первой фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении.

Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида.

В третьей фазе, которой достигают далеко не все взрослые люди, формируются собственные моральные принципы, носителем моральных требований становит­ся собственная совесть человека, и он поступает мо­рально вне зависимости от обстоятельств, выгоды, ра­циональных соображений.

Переход от одной стадии к другой рассматривается как научение. Это означает, что моральные принципы следует рассматривать как результат не столько влия­ния окружения, или «генетической» программы,'сколь-ко процесса творческой реорганизации системы когни­тивных способностей личности.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интен­сивной социализации является детство, но и достигнув взрослого состояния, индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на город­ское и наоборот, вынужденная смена работы, сопро­вождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям — при вступлении в брак, рождении детей, за­нятии должностей и т.п. Именно поэтому П.Бергер и Т. Лукман различают два типа социализации: первич­ную социализацию, которой индивид подвергается в дет­ском возрасте, становясь членом общества, и вторич­ную, означающую любой последующий процесс, с по­мощью которого уже социализированный индивид ин­тегрируется в новые секторы общества1.

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 212— 213.

Как именно осуществляется процесс социализации? В работе социологов Р. Клутье и А. Рено выделены четыре иерархически расположенные структуры, осу­ществляющие социализацию1. Воздействие этих струк­тур наслаивается друг на друга. Первая из этих струк­тур — это микросистема, в функционировании кото­рой индивид принимает непосредственное участие: се­мья, школа или детский сад, круг друзей. Вторая струк­тура — мезосистемо — это отношения между элемен­тами микросистемы, например, между семьей и шко­лой. Третья структура — это экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, тем не менее участвуют в его социа­лизации, иногда оказывая на него очень сильное влия­ние. Это, например, работа родителей, их деловое ок­ружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играет важную роль в формировании представлений о мире взрослых у ребенка. Наконец, четвертая структура — это мак­росистема, культурное окружение. Речь идет о соци­альных ценностях и идеологиях, не только прямо вну­шаемых ребенку, но и косвенно влияющих на функцио­нирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские орга­низации идеологического характера и т.д.

1 См.: Cloutier R., Renaud A. Psychologie de Г enfant. Boucherville.1990. P. 24.

Семья — важнейший агент социализации. Она со­ставляет первое и самое близкое «социальное окруже­ние» ребенка, и при этом сама входит в более обшир­ную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. А. Першерон по этому поводу пишет: «Входить в се­мью — означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной со циальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте»1. Именно с помощью семьи ребе­нок вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индиви­да. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых двадца­ти лет его жизни. То, где и как родители живут, конкретизирует социальный контекст, в котором ребенок рас­тет и развивается. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

1 Percheron A. La socialisation politique: defense et illustration // Traite de science politique, M.Grawitz et J.Leca. Vol.3, Paris, 1985. P. 181.

 

В функции семьи по отношению к ребенку входит его защита, обеспечение удовлетворения его насущных потребностей, забота о его здоровье. Семья знакомит ребенка с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье ребенок впервые знакомит­ся с половыми ролевыми стереотипами и проходит про­цесс половой идентификации.

Одновременно семья — это и институт, который боль­ше всего способен принести вред в процессе социали­зации. Низкое социальное положение родителей, алко­голизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положе­ние на работе, социальное отчуждение, неполнота се­мьи, то есть отсутствие одного из родителей, девиации в поведении родителей, жестокое обращение с детьми — все это накладывает неизгладимый отпечаток на ха­рактер, мировоззрение и социальное поведение ребен­ка. Конечно, здесь нет прямого детерминизма, и от врож­денных черт личности многое зависит. Например, сын алкоголика может стать алкоголиком сам, а может вынести из своего детского опыта отвращение к алкоголю на всю жизнь. Дети, подвергавшиеся жестоким наказаниям, могут вырасти садистами, но могут и стать гуманными людьми, активными борцами с жестокостью.

Школа как агент социализации принципиально от­личается от семьи тем, что это эмоционально нейтраль­ная среда, где к ребенку относятся не как к единствен­ному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Он научается преодолевать трудности или привыкает сда­ваться перед ними. Именно школьный период социали­зации формирует у ребенка самооценку, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Так, люди, хорошо учившиеся в школе, обычно сохраняют высо­кую самооценку и степень самоуважения. Неудачи в учебе часто формируют комплекс неполноценности. Поскольку школа представляет собой часть более об­ширной социальной системы, она обычно отражает до­минирующую культуру с ее ценностями и предрассуд­ками. Так, Бурдье показал, что для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и т.д. В школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Еще один агент социализации — это окружение свер­стников. Чем ближе ребенок к подростковому возрас­ту, тем слабее влияние на него родителей и учителей, тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстни­ков компенсирует неудачи в учебе или отсутствие вни­мания со стороны родителей. Поэтому дети из неблаго­получных семей особенно тяготеют к компаниям ровес­ников. Именно среди сверстников индивид учится на­ходить разрешение конфликтных ситуаций, учится об­щению на равных, в отличие от школы и семьи, где общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе, становясь лиде­ром, середняком или аутсайдером.

Отношения в группе также позволяют ребенку луч­ше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа вносит кор­рективы в семейные ценностные представления, полу­ченные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоборство с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая разли­чия в социальном положении членов группы сверстни­ков, ребенок узнает свое собственное социальное поло­жение.

Наконец, группа сверстников позволяет подростку одновременно и отождествить себя с другими, и выде­литься среди них. Здесь вступают в борьбу две пози­ции — соревновательная и конформистская. Подрос­ток проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учить­ся, чтобы не выделяться в среде других учеников и не прослыть «зубрилой».

Поскольку в обществе вступают во взаимодействие различные по принадлежности группы — семья, школа, круг сверстников и т.д — ребенок сталкивается с противоречиями. Например, в семье ценится взаимопомощь, тогда как в школе ребенок попадает в систему, где преобладает дух соперничества. Ему приходит­ся испытывать на себе влияние разных людей, и он пы­тается вписаться в это окружение. По мере взросления и интеллектуального созревания он приобретает спо­собность видеть эти противоречия и анализировать их. Пытаясь их разрешить, он создает собственную шкалу Ценностей. Это позволяет индивиду более точно опре­делить свою личность, наметить некий план жизни и стать активным членом общества. Процесс формиро­вания ценностей может оказаться важным источником социальных перемен, превращая индивида в социаль­ного актора.

Среди других агентов социализации следует выде­лить средства массовой информации и в первую оче­редь телевидение. Их влияние на все группы населе­ния и в особенности на детей и подростков огромно. Все мы помним, какой переворот в массовом сознании про­изошел в эпоху горбачевской «гласности», когда за счи­танные годы рухнули идеологические стереотипы, вне­дрявшиеся десятилетиями воспитания и пропаганды. Серьезные исследования социологов и психологов по­священы воздействию на сознание и подсознание масс людей рекламы (мы уже упоминали выше теорию «ис­тинных и ложных потребностей» Г. Маркузе). Много­численные фильмы и в особенности сериалы активно формируют у детей и подростков стереотипы поведе­ния, которых они не могут видеть в семье и непосред­ственном окружении. Это в первую очередь относится к сценам «красивой жизни» богатых и праздных, физи­чески привлекательных людей, а также к сценам наси­лия, которыми так изобилует современное телевидение. Конечно, следует отметить и то, что массовая телевизи­онная продукция внедряет в сознание стереотипы за­падной, точнее, американской, массовой культуры, ко­торые постепенно вытесняют традиционные стереоти­пы. В работе Н. Болье, посвященной видеоклипам, по­казано, что клипы дают молодежи очень стереотипное представление о любовных отношениях и способствуют распространению образа действительности, имеющего мало общего с реальностью. При всем этом не следует забывать об огромной позитивной воспитательной роли средств массовой информации, выходящих за рамки массовой культуры. Ведь именно благодаря им в значительной мере компенсируется пропасть в возможно­стях расширения кругозора, отделяющая людей из обес­печенных слоев и представителей бедноты, жителей миллионных городов и население глухих деревень и труднодоступных географических регионов.

В индустриальных обществах важным фактором со­циализации является работа. Именно работа обеспе­чивает социальную интеграцию индивида в мир взрос­лых людей. Однако идеология труда интернализируется задолго до этого. В значительной мере это обуслов­лено профессиями родителей. Сын или дочь врача смот­рит на мир социальных отношений иначе, чем сын или дочь булочника. Кроме того, многие люди начинают под­рабатывать еще в детстве, тем самым включаясь в мир трудовых отношений. Для многих профессия является главным средством самоидентификации. Работа помо­гает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд индивид приобретает опыт обще­ния с работодателями и коллегами. Он знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой сре­де. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

Отметим все же, что для многих работа — это еже­дневное нахождение у конвейера, тысячекратное по­вторение одних и тех же движений, это недопустимость личной инициативы, унижение и подчинение началь­нику, порой злоупотребляющему своей властью, на­пряжение сил и труд в опасных для здоровья услови­ях. Наконец, для многих рабочих это постоянное ощу­щение шаткости своего положения из-за угрозы без­работицы.

Особенностью социализации на работе является то, что это преимущественно вторичная социализация, по­скольку затрагивает взрослых, уже сформировавших­ся людей. Она несет в себе свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное со­отношение между уже интериоризированными ценнос­тями и ценностями, следовать которым требует рабо­та. К примеру, люди, воспитанные в духе независимо­сти и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо про­являть знаки подчинения начальству. Люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими испол­нителями, а хорошие исполнители часто страдают без-инициативностью. Обычно взрослый человек критичес­ки относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Э. Шайн указывает, что существу­ет три типа реакции индивида на производственную социализацию:

1) протест, то есть отказ от всех ценностей и норм;

2) творческий индивидуализм, то есть принятие только основных ценностей и норм;

3) конформизм, то есть безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может сделать из него бесплодного бюрократа)1.

 

1 Schein Е.И. Organisational socialisation and the profession of management // Les fondements de la psychologie sociale, R.J.Vallerand. Boucherville, 1994. P.677.

 

Взгляды, ценности и интересы человека несколько раз в течение его карьеры подвергаются пересмотру. Зрелый возраст является важным периодом социали­зации, который может быть для индивида дестабилизи­рующим, поскольку по-новому высвечивает первичную социализацию и ставит под сомнение фундаменталь­ные ценности семейного наследия.

Важнейшим результатом социализации является ус­тановление над индивидом социального контроля, то есть регулирования его поведения, что приводит к подчинению индивида группе, в которую он интегрирован. Та­кое подчинение выражается в осмысленном или спон­танном следовании нормам, предписанным группой.

Как считает Р. Мертон, манера поведения индиви­дов обусловлена социально-культурной средой, в кото­рой они находятся. Каждое общество через своих аген­тов социализации устанавливает идеалы (во имя кото­рых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Например, финансовый успех является составной частью североамериканской культуры. По­средством агентов социализации все индивиды научи­лись пользоваться средствами достижения этого идеа­ла и они убеждены, что им это удастся.

Под правовой социализацией понимается процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нор­мативного, правомерного поведения. Правовая социа­лизация осуществляется в русле общей социализации, но имеет свои специфические особенности. Она имеет исторически обусловленный характер. Как известно, каждому конкретному обществу присущи свой тип го­сударственного устройства, свое представление о пра­ве, свои правила и способы участия индивидов в делах общества. Правовая социализация заключается в ус­воении индивидом этих норм и правил социального су­ществования в данном обществе.

Можно выделить три вида правовой социализации — социализацию посредством научения, социализацию пу­тем передачи опыта и «символическую социализацию».

Социализация посредством научения заключается в приобретении элементарных правовых знаний и ус­воении соответствующих норм. Социализация на соб­ственном и чужом опыте происходит в результате ос­мысления собственных ошибок и событий своего опыта, а также жизненного опыта окружающих людей. Сим­волическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, госу­дарстве, стране, нации.

Политическое и правовое воспитание — важная часть системы социализации индивида. Правовое вос­питание осуществляется путем целенаправленной пра­вовой пропаганды, просвещения и обучения. От каче­ства правового воспитания во многом зависит уровень развития личности. Безусловно, для усвоения право­вых знаний необходимы и собственные усилия, то есть самовоспитание. Долгое время в науке господствовало представление о правовом воспитании и самовоспита­нии как непрерывном процессе накопления знаний о праве. Недостаток этого подхода состоит в том, что не уделяется должного внимания формированию общей и правовой культуры.

Правовая культура ориентирована на развитие по­литического и правового сознания граждан, воздействуя на человека сразу в нескольких направлениях. Во-пер­вых, она способствует социализации индивида, форми­руя у него способность играть определенные социальные роли, соответствовать принятым в обществе образцам поведения. Тем самым социализация формирует лич­ность человека и приспосабливает его к жизни в обще­стве. Во-вторых, правовая культура влияет на уста­новление индивидом определенной системы ценностей. Третье направление влияния правовой культуры за­ключается в выработке навыков, привычек и стереоти­пов правового поведения.

Правовая социализация — это не только формиро­вание навыков социального поведения, соответствую­щих правовым нормам общества, но и «овнутрение» таких норм, возникновение внутренней мотивации, ори­ентирующей личность на их соблюдение. Началом это­го процесса становится усвоение в детстве норм соци­ального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований. Позже правовая социализация принимает более отчет­ливые формы: это происходит тогда, когда человек, став взрослым, становится полноценным участником пра­воотношений и сталкивается с необходимостью само­стоятельно отстаивать свои права, цивилизованно всту­пать во взаимоотношения с другими людьми и выпол­нять свои обязанности перед обществом.

В процессе правовой социализации происходит по­степенная интеграция личности в широкий социальный контекст, переход ее к полноценному участию в функ­ционировании гражданского общества и государства. Однако в ходе социализации могут возникать и иска­жения, деформации, которые приводят впоследствии к появлению у индивида криминальных наклонностей, правового нигилизма, асоциального и антигосударствен­ного поведения.

Вопросы и задания

1. Какие элементы составляют структуру право­сознания?

2. Какие социальные факторы влияют на формиро­вание правового сознания личности или группы?

3. Чем отличается обыденное правосознание от научно-теоретического?

4. Что такое правовое поведение?

5. Дайте определение правомерного и противоправ­ного поведения.

6. Чем отличается правовое поведение от юридически значимого поведения?

7. Какие мотивы правового поведения выделяют в социологии права?

8. Что такое правовая социализация? В чем ее специфика?

9. Отличается ли понятие «правового воспитания» от понятия «правовой социализации» личности? Каково соотношение этих понятий с понятием правовой культуры?

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 557. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия