Об основных понятиях социологии девиантного поведенияКаждая область науки и, соответственно, каждая ее отрасль имеет свой понятийный аппарат, с помощью которого описывается объект исследования, упорядочиваются изучаемые явления, обобщается эмпирическая информация и делаются выводы. Это касается, естественно, и социологии девиантного поведения, которая также имеет свои специфические термины, отличающие ее от других областей социологического знания. Как известно, социологические термины абстрактны в том смысле, что не соотносятся с действительностью непосредственно. Это означает, что понятие не может быть полностью идентично тому явлению, которое оно обозначает. Например, понятие «отклонение» может относиться к различным случаям не одобряемого в обществе поведения (преступность, пьянство, наркотизм) и при этом отражать лишь существенные признаки искомого объекта. Терминология социологии девиантного поведения исторически так сложилась, что включает в себя как собственно социологические понятия, так и термины, заимствованные из юридической науки, психологии, антропологии, организационной теории и других областей гуманитарного знания (индивид, личность, норма, девиация, социализация, субкультура, идентичность, социальный контроль, организация, карьера, система и др.). Применение этих терминов для социологического изучения проблематики отклонений вполне оправданно, коль скоро они помогают осуществлять типологизацию, классификацию, описание явлений и связей между ними, относящихся к предмету данной науки. Следует отметить, что социологические понятия изменяются и совершенствуются по мере накопления знаний, проведения исследований, разработки теории и методологии. Рассмотрим основные термины и вопросы, связанные с их использованием в социологии девиантного поведения. 1.3 Человек в категориях «индивид», «личность», «индивидуальность» Для социологического понимания проблематики отклонений, исследуемых девиантологами, важно определиться с такими универсальными для социальных наук и в то же время ключевыми понятиями в социологии девиантного поведения, как «индивид», «личность» и «индивидуальность». Известно, что человек - высшая ступень развития эволюции животного мира, уникальный биологический вид, возникший более 40 тысяч лет назад. Вместе с тем он активный творец истории, субъект социальных взаимодействий и, одновременно, главный элемент социума. Перефразируя слова немецкого философа К.Ясперса, можно сказать, что человек - высший из животных и низший из ангелов. Социальное, личностное вырастает из природного, в нем всегда присутствуют живые начала. Обычные поступки, подвиги и ужасные преступления, а также формы устройства социальных отношений «окрашены» чувствами, интеллектом, талантом, «добрым» или «злым» гением человека. Когда социологи говорят «человек» (homo sapiens ), то обычно имеют в виду родовое понятие, указывающее на принадлежность данной особи к человечеству, на всеобщие характеристики людей. В этом значении человеком является подросток и взрослый человек, неандерталец и наш современник. Спецификой человека по сравнению с другими живыми существами является то, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к теоретической и практической деятельности. Существование отдельных конкретных представителей человеческого рода выражается понятием «индивид». Следовательно, индивид - это обозначение человека как единичного биосоциального существа, члена социальной общности. Специфика социально-психологических черт человека, особенности его характера, интеллекта, культуры, поведения, образа жизни и деятельности в социологическое содержание термина «индивид» не входят. Они относятся к понятию «личность». Феномен л ичности поразительно сложен и неоднозначен, поэтому его исследование носит многоплановый характер. Человек, имея определенные природные задатки, генотип, становится личностью только в конкретных социальных условиях (группах, общностях, организациях, институтах), взаимодействиях и отношениях, благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного культурой в знаниях, умениях, традициях, ролях, предметах материальной и духовной жизни. Этот процесс не проходит без вариаций, формируя либо конформную, законопослушную, либо девиантную, часто криминальную личность, либо иные промежуточные типы. С позиций социально-психологической детерминации личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение устойчивой системы значимых социально-психологических качеств и свойств. Для социолога важно исследовать личность человека как представителя определенной социальной группы или общности, как социальный тип, обусловленный влиянием социальной среды, культуры, социальных ситуаций, совокупности социальных ролей. К анализу проблем личности современные исследователи подходят с различных методологических позиций, поэтому можно встретить различные толкования этого феномена. Так, по мнению авторитетного российского социолога В.А.Ядова, под личностью понимается «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения».[32] В общей психологии личность исследуется как целостная, устойчивая система психических свойств, процессов и отношений. Социальные психологи больше учитывают тот факт, как конкретная личность внутренне преломляет в ходе осознания, общения, активной деятельности направленные на нее внешние воздействия группы или общества в целом. Как справедливо утверждает юрист и психолог М.И.Еникеев, «личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей».[33] Следовательно, личность есть не только объект, но и одновременно деятель - субъект социальных отношений. При этом она характеризуется особенностями характера, уровнем развития сознания и самосознания, культуры, духовности, отношением к обществу, к отдельным людям, к себе и своим обязательствам. Особенная и отличная от других личность в совокупности своих духовных, социально-психологических качеств определяется понятием «индивидуальность».
|