Студопедия — НАСТАВЛЕНИЕ В ЗЕМЛЕМЕРИИ ЦАРЯМ, ЕСЛИ ИМ УГОДНО
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

НАСТАВЛЕНИЕ В ЗЕМЛЕМЕРИИ ЦАРЯМ, ЕСЛИ ИМ УГОДНО






 

Гласит Соломонова премудрость: «Услышьте, цари, и поймите, научитесь, судьи земных пределов, внемлите, управляющие множеством и кичащиеся толпами народов, что от господа дана вам власть и сила от вышнего». Если же поищем мы теперь благоверного царя, ни у одного народа, кроме русско­го народа, не увидим царя православного. И уж если спра­ведлив он по вере, то стоит ему без устали стараться, при­нимая во внимание то, что к благополучию подданных, забо­титься в делах управления не только о вельможах, но и о самых последних. Необходимы вельможи, но вовсе не трудом "своим снабжаются они. Необходимы прежде всего земле­дельцы: от их трудов хлеб, а от него начало всех благ – хлеб на литургии в бескровную жертву приносится богу и в тело Христово обращается. И вся земля потом от царя и до простых людей питается от их трудов. А они всегда пребы­вают в скорбных волнениях, ибо всегда несут тяжесть не одного бремени. Следовало бы им одно тяглое бремя нести в году, как и всякое животное – и птицы, и звери, и скоты – однажды в год мучается линькой. А земледельцы постоянно поднимают гнет разных работ: то платя оброк деньгами, то ямские поборы, то еще какие. Те, кто из дармоедов направ­лены бывают к ним за царскими поборами, и те еще много себе с них берут, кроме назначенного для царя, да из-за этих направлений, из-за корма лошадям, ямских издержек много к тому же расходуется денег. Много и других обид земледельцам от того, что царские писари-землемеры езди­ли с землемерной цепью, наделяя царских воинов землей и всякую четверть полагая по отдельности мерой земли, силь­но этим затягивая, проедали много съестного у земледельцев.

О многих царствах мы читали, но такого обыкновения не виде­ли. А видели вот что: когда Иосиф был в Египте, ведя хо­зяйство Фараона-царя, то во время голода придержал неска­занное множество пшеницы. Принимая из рук его пшеницу, египтяне отдали ему все свои сокровища, а когда не осталось ни у кого что дать, то давал им Иосиф пшеницу и возложил на них такую дань, чтобы, когда будет урожай, каждый взял себе четыре части своего хлеба, а пятая часть их хлеба пошла Фараону-царю. И брал он у жнущих пятую часть урожая, но сверх этого ничего не брал. И, наконец, у всех народов каждый человек отдает своему царю или владыкам часть плодов сво­ей земли: где родится золото и серебро, там золото и серебро и дают, а где во множестве плодится многочисленный скот, там скот и дают, а где водятся дикие звери, там зверей и дают. Здесь же в Русской земле не родится ни золото, ни серебро, ни многочисленный скот, но божьим благословением; лучше всего родится хлеб на пропитание людям. Так и нужно, чтобы цари и вельможи в дань с земледельцев брали пя­тую часть от их хлеба, как положил Иосиф в Египте. Ведь написано, что Иосиф как прообраз господа продан был в Еги­пет за тридцать серебреников. Разве же не стоит подражать этому православным царям и вельможам, чтобы в селах сво­их и деревнях брать с земледельцев от собственного их хлеба пятую часть хлебом же, а сверх того ничего, поскольку не­вдомек земледельцам, где приобрести золото и серебро? Ес­ли же голодные годы, тогда многих мучают, как мы знаем. Разве же заслужили они муку за то, что год доставил малый прибыток? Земледельцев мучают из-за денег, которые посту­пают в царское распоряжение и даются на раздачу для обо­гащения вельможам и воинам, а не для необходимости. Для необходимости каждый из вельмож пусть имеет своих зем­ледельцев и довольствуется ими, взимая пятую часть с каж­дого земледельца и исполняя за это царскую службу. И их земледельцы ради своих вельмож или воинов не должны ни­чего никому давать, как и ямского сбора.

Нужно тщательно наладить все ямское устройство по росписи от одного города до другого. Те, кто покупает и продает в городах и богатеет от прибыли, те должны взять на себя бре­мя связей между городами, потому что они собиратели боль­ших доходов. Кроме же этого бремени, пусть не подвергаются они другим повинностям, но, безо всяких пошлин ведя куплю и продажу по городам, пусть поэтому обеспечивают так назы­ваемое ямское устройство по росписи от города до города. Так и уменьшится в областях всякое недовольство: уменьшится писарей, отменятся поборы, прекратятся бесчестные прибытки <...>

Разве же захочет сам царь, чтоб не отвечать ему за всю землю, как всякому человеку за свой дом? Ведь сказал господь: «Кому больше дано, с того больше и взыщется, а кому дано особенно много, с того особенно много и спросят». И апостол говорит галатам, что блудники и прелюбодеи и пьяницы не удостоятся царства божия. Мы же тут видим, что в городе по названию Псков и во всех городах русских – корчмы. А пьяницы в корчмах без блудниц никогда не бывают. Если же не будут уничтожены корчмы, а это есть, как известно, пьянство, распутство холостых, прелюбодеяния женатых, от­вечать за это будут те, кто обогащается на этом.

Но смилуйся, господи, и вразуми нашего царя уничтожить это, и не только это, но и всякое хмельное питье. Ведь если в зем­ле нашей не будет пьянства, не будут блудить замужние, не будет и убийств, помимо разбоя. Но если какой злодей и за­мыслит разбойное дело, один раз исполнит, другой раз из осторожности не исполнит. А эта напасть губит не желая и осторожности не знает. Как сойдутся по нашему обы­чаю на хмельное питье мужчины и женщины, тут же прихо­дят скоморохи, берут гусли и скрипки, и дудки, и бубны, и другие бесовские инструменты, играют на них перед за­мужними женщинами, бесятся, прыгают, поют непристой­ные песни. А жена эта уже сидит от хмеля как в обмороке, трезвая твердость пропадает, и приходит ей охота к сатанин­ской игре, так же притом и муж ее распустился и за другими женщинами в мечтах пустился, и взгляды туда и сюда устрем­ляются, и каждый муж чужой жене питье подносит с поце­луем, и тут случается прикосновенье руками и сплетение ре­чей потаенных и дьявольские связи. Ведь женщина испыты­вает стыд, прежде чем однажды не вкусит, когда же вкусит, больше уже не знает стыда и, привыкнув к этому, становится блудницей. Всякой блуднице впервые дьявольское искушение случается на пьяных сборищах.

И смертоубийство тоже в опьянении. Придя на пир, всякий хочет прежде всего занять почетное место, и если не выйдет это, то, будучи еще трезвым, молчит, но начинает ненавидеть брата своего, сидящего на более почетном месте, и тут уж затаит гнев на него в своем сердце. А когда в опьяненье уже потеряет разум, начинает злоумышлять и оскорблять того, осыпая злобными словами, и если тот стерпит, этот снова пристает. Но тот в опьяненье тоже не смолчит, тогда случит­ся драка, и один другого ножом заколет. Разве бывает слыш­но о ножевых убийствах, кроме как в пьяных обществах и игрищах, особенно по праздникам, которые празднуют в пьянстве? Вот две радости дьяволу: в пьяных обществах на­чало разврата замужним и смертоубийства.

Если же кто из любителей пьянства болтает, что если не будет хмеля, то придется с опресноками служить, такой о себе ста­рается, чтобы самому всегда хмелем закваситься. Тесто ква­сится не от хмеля, а от всяких дрожжей, а те бывают и не­хмельные, ведь не говорит Писание о хлебе, употребляемом на службе, чтоб он перебродил.

Святой апостол Петр поставил в Александрии епископом еван­гелиста Марка, а от Марка и до сего дня ничуть не обеднели александрийские патриархи паствою, но, наследуя друг дру­гу, служили хлебом, квашенным виноградными дрожжами: нет в них хмеля, и тесто может кваситься нехмельными дрож­жами. Если благоволит бог, следует, чтобы благочестивый царь наказал правителям всех русских городов, чтоб запре­щали делать хмельные изделия, от этого упразднится смерто­убийство, блуд, пьянство. А еще бы из-за смертоубийств на­казать во всех областях кузнецам, чтоб ковали ножи с тупы­ми концами, и от этого упразднится смертоубийство. Царю же за это простятся грехи и воздадутся в будущем бесконеч­ные блага от господа бога и спасителя нашего Иисуса Хрис­та во веки веков, аминь.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия