Студопедия — Глава III. СОЦИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава III. СОЦИОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ.






Социогеронтологические теории. Социальные проблемы лю­дей пожилого возраста, их социальный статус, место в современ­ном обществе, в социальной структуре в различных социальных системах, общностях, в собственной семье, взаимоотношения с дру­гими возрастными группами, изменение с возрастом личности - все это еще не стало предметом специальных социологических иссле­дований. Эти проблемы должны рассматриваться особой областью социологии - геронтосоциологией. К сожалению, эта область со­циологии остается одной из самых, а может быть самой забытой и заброшенной и в нашей, и в зарубежной социологической литера­туре. Практически отсутствуют синтетические исследования, учи­тывающие имеющиеся достижения в различных разделах геронто­логии: социальной политики в отношении пожилого поколения, социальной психологии, социального статуса пожилого человека в сообществах различных уровней, старения как социального феномена. Ясно, что при нынешней демографической ситуации возникает необходимость геронтологизации большой части спектра социального знания.

Геронтосоциология относится к так называемым теориям среднего уровня, которые призваны быть связующим звеном меж­дутеоретическими и эмпирическими исследованиями. Асимметрич­ной по отношению к геронтосологии выступает социология моло­дежи. В обоих случаях важнейшей проблемой является дуалисти­ческий подход, но с разными векторами, для группы преклонного возраста - переход от самостоятельности к зависимости.

Нейл Смелзер в книге "Социология", представляющей курс лекций по этой дисциплине, приводит коэффициенты зависи­мости пожилых (65 лет и выше) и молодых (до 18 лет). Причем пер­вый коэффициент имеет явную тенденцию к повышению, а второй напротив - к снижению. Времена меняются, увеличивается уровень комфорта, но потребность стариков в посторонней помощи не толь­ко не исчезает, но и имеет тенденцию к росту.

И для стариков, и для молодежи важнейшими становятся возможности адаптации в новых жизненных обстоятельствах. Ге-, ронтогруппа есть специфическая социально-демографиская груп­па, со своими психологическими особенностями, с тягой к ретро-культуре, с глубокой внутренней дифференциацией, с определен­ным делением на подгруппы: возрастные (пожилые, старые, долго­жители), территориальные (горожане, сельчане) по общественно-


му положению. Классификация социальных проблем каждой соци­альной группы (и геронтогруппы в том числе) детерминируется её характеристикой и специфическими особенностями.

Предмет геронтосоциологии предстает в трех уровнях: ин­дивида, малой группы, и группы социальной структуры.

На первом уровне ведутся исследования эволюции личнос­ти с наступлением старости, изучается влияние предшествующих этапов биографии и профессиональной деятельности на личност­ную характеристику пожилого человека, рассматриваются его по­ведение в адаптационном и постадаптационном периодах жизни, способности к изменению стиля жизни, его реакции в конфликт­ных ситуациях (прежде всего в вечном конфликте поколений), ана­лизируются изменения потребностей, интересов и ценностных ори­ентации.

На втором уровне исследуется место, роль и функции пожи­лого человека в производственном коллективе, в сообществе сосе­дей, в кругу друзей, знакомых и родственников, в семье.

Третий уровень исследования рассматривает включенность геронтогруппы в общественные процессы, влияние на политико-зна­ковые события в жизни общества, проводит анализ государствен­ной политики по отношению к пенсионерам.

Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может носить формальный и неформаль­ный характер. Так возраст 18 лет формально означает совершенно­летие, а достижение мужчиной 60 лет, женщиной - 55 - связано с назначением пенсии по старости и переход в старшую возрастную группу, хотя в ряде стран пенсионный возраст начинается и для мужчин и женщин с 65 и старше. В нашей стране для ряда трудных профессий пенсионный возраст уменьшается еще на 5 лет, но и их называют пенсионерами по старости. Таковы формальные возрас­тные нормы.

Неформальные возрастные нормы определены не так чет­ко. Эти нормы нигде не записаны, но незамужнюю девушку, чей возраст приблизился к 30 годам, начинают потихоньку имено­вать "старой девой", у мужчин наступает возраст "старого хо­лостяка", позже наступает возраст "старика" и "старухи". Суще­ствует как бы "социальное расписание", когда выходить замуж, заводить детей, становиться дедушкой или бабушкой. Соци­альные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их прини­мать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы.


Как и другие социально-демографические группы (напри­мер: молодежь, женщины, горожане), группа "третьего возраста" имеет свои особенности. Группа имеет внутреннею дифференциа­цию, заданную, в основном, прежним положением ее членов в об­ществе. Группа обладает собственной субкультурой, сформирован­ной ее поколением, отсюда тяга к ретрокультуре.

Из ныне существующих геронтосоциологических теорий, пытающихся осмыслить феномен старости, заслуживают особого внимания следующие: разъединения, активности, субкультуры и возрастной стратификации. Все четыре теории принадлежат аме­риканским социологам.

Теория разъединения (Э.Каминз и У.Генри) представляет старение как неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимо­действия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще назы­вают "теорией освобождения", потому что старение якобы "осво­бождает" пожилого человека-пенсионера перед всеми обязатель­ствами обществу.

Американский социолог Роберт Батлер ввел в научный оборот специальный термин: "эйджеизм" (от английского "age" -возраст), обозначающий дискриминацию, осуществляемую одни­ми возрастными группами по отношению к другим. Обычно, по мне­нию автора термина, - эйдженизм осуществляется в американском обществе по отшению к старшей возрастной группе, которая имеет самый низкий общественный статус. Согласно точке зрения Батлера, "эйджеизм отражает глубоко укоренившееся среди мо­лодежи и людей среднего возраста неприятие старости - они про­являют личностное отвращение и неприязнь к старению, болез­ням, нетрудоспособности и испытывают страх беспомощности, "бесполезности" и "смерти". Эйджеизм особенно силен в США, -утверждает Смелзер,- где всегда ценились мастерство, сила, мо­лодость и энергия, противоположное отношение к старикам в Европе и Японии.

Польский социолог Хелена Издебская собрала высказыва­ния двухсот студентов (в возрасте 19-22 лет) об их отношении к де­душкам и бабушкам. Большинство опрошенных выразили непри­язнь, отсутствие доброжелательности, уважения и чувства ответ­ственности за них. По мнению этих молодых людей, старики не должны для молодых обузой, так как стариками должно занимать­ся государство, общество, а не близкие родственники. Многие зая­вили, что наилучшим решением проблемы дальнейшего существо-


вания дедушек и бабушек были бы дома для престарелых (из книги К.Висьневска-Рошковска "Новая жизнь после шестидесяти". М., 1989) В России практически нет исследования такого рода. Распро­страненная среди студентов Ростовского университета анкета, по­казала иной подход в отношениях к пожилым людям и собствен­ным дедушкам и бабушкам.

Анонимные ответы (всего опрошено 125 человек, возраст респондентов 18-20 лет) на вопросы анкеты сгруппировались сле­дующим образом:

1. Есть ли у Вас кто-то из пожилых (родственник, знакомый), кого Вы бы назвали своим другом? Подавляющее большинство (80%) ответили отрицательно.

2. Находите ли Вы общий язык со стариками или считаете, что между вами пропасть? Большинство (60%) ответили, что находят, 20% считают, что "в принципе находят", еще 20% ответили - "не всегда".

3. При общении со старым человеком Вы, прежде всего, отмечаете смешное и непонятное в его поведении или то, что заслуживает уважения? По большинству ответов респонденты отмечают чер­ты, заслуживающие уважения. В одной из анкет дан развернутый ответ: "То, что заслуживает уважения. А смешное в поведении можно найти и при общении с молодыми людьми, тогда как зас­луживающего уважения - не всегда". В части ответов (25%) были признания, что первым фиксируется смешное.

4. Считаете ли Вы, что старики это бесполезные люди, нагрузка на семью и общество? Во всех ответах несогласие с такой уста­новкой.

5. Готовы ли Вы оказать помощь постороннему пожилому челове­ку (физическую, моральную, материальную)? Что касается двух первых видов помощи, то почти все ответили утвердительно, но материальную - только 20%.

6. У Вас есть бабушка, дедушка. Знакомите ли Вы их со своими дру­зьями или стараетесь этого не делать? Почти 90% ответили, что знакомят обязательно, из ответов остальных можно понять, что делают это не всегда. Два развернутых ответа: "Да, знакомлю, бабушка член семьи и не познакомить ее с моими друзьями - зна­чит нанести ей оскорбление"; "Конечно знакомлю. У меня дос­тойные друзья и достойные дедушка и бабушка".

7. Кто виноват в плохих взаимоотношениях поколений? Старики или молодежь? Основной смысл ответов на этот вопрос: "и те, и другие".


8. Как Вы относитесь к критическим замечаниям стариков?

а) прислушиваетесь;

б) "пропускаете мимо ушей";

в) просите оставить вас в покое.

Ответы на этот вопрос распределились примерно равно меж­ду всеми тремя вариантами.

Анализ результатов анкетного опроса показывает, что хотя отношения не идеальные (что практически невозможно), но и не столь угнетающе-тревожные, как пишет польская коллега. Герон-тофобия, то есть ненависть к старикам, никогда не была характер­ной чертой массового сознания в России.

Теория активности выступает как альтернативная к преды­дущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраня­ют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячес­ки сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исклю­чить их из общества.

Отчуждение и активность сосуществуют в противоборстве друг другу. Можно предложить такую поэтапную схему: в пожи­лом возрасте приоритет остается за активностью, в старости воз­никает своеобразное равновесие двух тенденций, то есть то, что Гегель называл примирением противоречий.

Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер ("Социология") выводит специальные коэффициенты за­висимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем ус­тановление хронологических границ не имеет смысла, так как вступ­ление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.

Теория субкультуры (А.Роуз), согласно которой культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обособливает их от других возрастных когорт. Причем автор теории утверждает, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп. В практическом плане А.Роуз предлагал созда­ние поселков, жилых домов, домов-интернатов для пенсионеров.

Что касается субкультуры, то она не есть какая-то вновь создаваемая культура для пожилых и старых. Это та культура, ко­торую они освоили прежде, распредметили её и считают своей соб­ственной. Она действительно может объединять людей в опреде­ленную группу, с привычными нормами морали, поведения, тради­циями, духовными ценностями. Но так как в группах, предшеству­ющих стареющей, нет единой культуры, то и перенос в старшую


группу какой-то единой культуры невозможен. С другой стороны, i развитие культуры есть прерывно-непрерывный процесс, и потому культура в большей степени объединяет различные поколения, чем разводит. Не оправдала себя такая теория и на практике, создание разного рода сепаратных поселений для людей преклонного возра-ста оказалось дорогим и неэффективным занятием. К такому выво-ду пришли геронтологи в самых разных странах, в том числе и в Соединенных Штатах.

Теория возрастной стратификации. Эта теория предпола-
гает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделе-
ние людей на группы по их образу жизни и материальному по-
ложению.

Приходится констатировать, что существующие социоло-
-гические теории старения в основном представляют собой узкие,
ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные
аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретичес­
кой систематизации.

Ни одна из названных теорий не дает реального представ­ления о феномене старения. Каждая из них абсолютизирует какой-то один из возможных моментов.

По нашему мнению, наиболее продуктивными, объясняю­щими проблемы старения и старости могут быть положения тео- рии символического интеракционизма Джорджа Мида. Прежде все-го, привлекает построение концепции на фундаменте идей из раз­личных областей науки. Для социальной геронтологии это идеи из области общей геронтологии, демографии, психологии, медицины, теории и методики социальной работы. Межпредметность - специ-фическая черта социальной геронтологии.

Во-вторых, это идея коммуникации как средства взаимо­приспособления индивидов, являющимся важнейшим условием су­ществования и развития общества. Для пожилого человека это при­способление: а) к представителям новых, молодых когорт; б) к "обобщенным другим", которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старо­сти, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, об­щество должно приспособиться к тому, что значительной его час­тью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид - "седого общества". Если приспосо-бительные способности стариков вырабатывались веками, (Дж.Мид отмечал, что человеческое поведение вообще имеет адаптивный ха­рактер), то общество с необходимостью приспособиться к собствен-


ной старости столкнулось впервые и во многом оказалось к этому неготовым ни на уровне социума, ни на уровне индивидов.

В-третьих, интересны положения Дж. Мида о стадийности процесса развития самости. На первой стадии, стадии ролевой игры ребенок идентифицирует себя с тем образом, который ему навязы­вают или подсказывают родители. На второй стадии, собственно игровой, подросток, общаясь в более широком кругу, получает воз­можность взглянуть на себя со стороны. Так формируется "меня" и принимаются правила игры. На третей стадии человек входит в определенную группу, осваивает систему отношений и тем самым определяет свое место в общественной иерархии.

Нам представляется, что схему Дж.Мида можно расширить, распространив трехфазное представление на каждый новый этап в жизни человека. Одним из таких этапов является старость. На пер­вой стадии, еще задолго до наступления реальной старости человек подспудно "примеряет" на себя образ старика, в общении с людь­ми старшего возраста, с дедушкой, бабушкой. На второй стадии, в непосредственно предпенсионном возрасте, человек осваивает пра­вила поведения в сообществе пенсионеров - принимает моду этой группы, отказывается от прежней моды и привычек, усваивает при­нятые правила поведения стариков. На третей стадии, собственно пенсионной, он использует приобретенное на второй стадии, обре­тает символы старости, адаптируется к новому отношению к себе со стороны окружающих. Важным моментом является своевремен­ность вступление во вторую и третью стадию, чреваты и преждев­ременность, и опоздание. И в том, и в другом случае человек ока­зывается вне собственной возрастной группы, как бы застревает в переходе. Преждевременное "натягивание" стариковского поведе­ния равносильно раннему старению, запаздывание в осознании соб­ственного возраста когда-то остроумно охарактеризовал Цицерон: "Он остался прежним, но прежнее ему не шло".

Степень разработанности социальной геронтологии и герон-тосоциологии есть опосредованное отражение неготовности обще­ства к своей новой демографической структуре, к связанным с её обретением трудностям и использованием её достоинств. Мид счи­тал, что в адаптации содержится сила созидания, то есть можно ут­верждать, что адаптация общества к новой демографической ситу­ации носит созидательный, стабилизирующий характер, столь не­обходимый сегодняшней России.

Геронтократия. Двадцать шесть веков назад мудрый грек Пифагор сказал, что расцвет человеческих сил совпадает с его со-


рокалетием. Греки считали, что к этому возрасту человек достига­ет вершины развития своих творческих способностей и называли этот возраст "акмэ". С тех пор утекло немало воды, написаны мил­лионы книг, но никто не опроверг утверждения древнегреческого мыслителя, тогда как вопрос о том, когда для человека приходит время спускаться с этой вершины, остается спорным. Разные авто­ры называют различные сроки окончания "акмэ", времени, когда следует сойти с беговой дорожки жизненной активности и уступить лидерство новым людям.

Но когда наступает это время? "В этом вопросе, как и во многих, современная наука подкачала. Мы отказались от грубых методов прошлого... Африканские племена уничтожали своих вож­дей по истечении должного срока или при первых признаках дрях­лости" - так писал по этому поводу всемирно знаменитый публи­цист-сатирик Паркинсон.

Естественно, время, когда следует "помахать шляпой и от­кланяться", зависит от времени наступления старости. Но, как уже отмечалось, геронтологи различают несколько видов старости: хро­нологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Социальная старость синтезирует все виды старости, но это не про­стая сумма - социальная старость нечто большое. Все другие виды старости присутствуют в ней, как говорят философы "в снятом виде".

Как одна из разновидностей социальной жизни, как ее часть, существует "элитная жизнь". Элита в буквальном переводе с фран­цузского означает -"отборное", в социологии этот термин употреб­ляется как "избранный круг людей". Здесь же речь идет только о политической элите. Итак, элитная (политическая) жизнь - это то время, когда человек держит в своих руках рычаги высшей полити­ческой власти. Являясь частью социальной жизни, элитная (поли­тическая) жизнь короче социальной по продолжительности и уже по содержанию. Старость в элитной (политической) жизни насту­пает прежде, чем в социальной.

Элитная смерть, которую чаще называют "политической смертью", может настигнуть человека гораздо раньше физической. Император Наполеон умер намного лет раньше, чем гражданин Бо­напарт скончался на острове Св. Елены. Тоже случилось с Прези­дентом Никсоном, закончившим политическую карьеру в полном физическом здравии. Физическое состояние вообще редко влияет на продолжительность элитной жизни. Другой американский Пре­зидент - Франклин Рузвельт управлял страной, сидя в инвалидной


коляске, Политическая старость не тождественна старости демог-
рафической, можно назвать имена Аденауэра, де Голля, Черчилля,
ставших политическими долгожителями.

Может быть, политическая старость и календарный возраст существуют независимо друг от друга? А политическая старость не соотносится с физической старостью? Безусловно зависят и соот­носятся. К сожалению, эту простую истину далеко не всегда, пони­мали в России.

Средняя продолжительность жизни характеризует продол­жительность жизни всего населения в целом. В различных соци­альных группах она может быть и выше, и ниже среднего значения. Но общий рост этой величины, изменяет в сторону увеличения по­казатель продолжительности жизни каждой социальной группы. Рассмотрим правителей России как малую социальную группу, при-нимая во внимание продолжительность жизни лишь тех из них, кто умер естественной смертью. Первые цари из семейства Романовых прожили в XVII веке в среднем - 41 год, их наследники в следую- щим веке -46 лет; а в XIX веке средняя продолжительность царской жизни составила 52 года. Из всех Романовых только Екатерина П и Александр П праздновали собственное шестидесятилетие. Екате- рина умерла в 67 лет, Александр был убит в 63 года. Среди сорат- ников Сталина и Брежнева (тоже только те, кто умер естественной смертью) никто не ушел из жизни раньше 70 лет, некоторые (Моло- тов, Маленков, Каганович, Суслов) даже стали долгожителями.

В истории старости отношения "старики и власть", на пер-
вый взгляд выглядит весьма причудливо. Для всех цивилизаций
древности при невысокой общей продолжительности жизни герои-
тократия (от греческих слов - старец и власть) была мировым уни-
версалием. Власть стариков признавалась и в Древней Греции, и в
Древнем Египте, и в Древнем Китае, и тоже самое на Руси. Когда,
же продолжительность жизни значительно выросла и многие стра-
ны стали называться "седым обществом", во властную элиту при-
шли молодые люди, многие из которых еще не достигли возраста
"акмэ".

В Древней Греции осуществлялось верховенство Совета ста-рейших - "герусии", а члены такого Совета именовались "геронта­ми", что в буквальном переводе означает "старец". В трагедиях Гомера и Софокла старики предстают с почти божественными ним­бами. Гомер в "Илиаде" дает такую характеристику старику-влас­тителю: "Мудрый, ведал он все, что минуло, что есть и что будет..."

В утопии Платона (428-347 до н. э.), в идеальном государ-


стве правителями, по мнению античного философа, должны быть старцы, умудренные жизненным опытом и обладающие природны­ми задатками к управлению людьми и государством. Геронтокра-тическую традицию Платон обосновывает в "Государстве", "Зако­нах", "Политике", "Письмах". У него старость олицетворяет совер­шенство человека. Старый умеет разобраться в людях и событиях, он способен прогнозировать будущее. Присущая его возрасту уме­ренность и мудрость позволяет ему быть справедливым. У Плато­на старик - хранитель законов, традиций, истории. К.Маркс дока­зывал, что идеальное государство Платона не есть чистый вымы­сел философа, спекулятивно построенная идеальная модель. Его источником были наблюдения над общественным строем современ­ного Платону Египта, сделанные им во время пребывания в этой стране.

Из философского трактата Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) "Беседа о старости", который написан в форме диалога славного римского гражданина, политика и государственного дея­теля Катона с молодыми республиканцами Сципионом Младшим и Лелием, мы узнаем как Катон упрекает молодежь в бездеятельно­сти, пресыщенности, в безнравственности. Отцы жили мечтой со­здать республику, сделать римлян свободными гражданами, а саму жизнь прекрасной и светлой, самонадеянные же потомки погрязли в роскоши и разврате. Отцы ничего не желали для себя ни славы, ни богатства, лишь исполнения своих мечтаний. О самом Катоне су­ществует такой исторический анекдот. Друг сказал ему однажды: "Позор, что до сих пор в Риме не воздвигнута твоя статуя. Я зай­мусь этим". "Не нужно, отвечал Катон. - Пусть лучше спрашивают, почему нет статуи Катона, чем удивляются, зачем она здесь стоит". Итоговый вывод трактата - утверждение Цицерона, что к управле­нию страной нужно привлекать убеленных сединами стариков, чьи опыт и знания жизни явятся лучшим залогом процветания государ­ства.

Призывом почитания предков - живых и умерших - букваль­но пронизано учение Конфуция (551-479 до н.э.), древнекитайского мыслителя, чье учение на долгие века было принято в Китае в каче­стве государственной доктрины и стало своеобразной религией не только на родине мудреца, но и распространилось в соседние стра­ны: Японию, Корею, Вьетнам. Центральное место в учении зани­мает концепция "сяо", поучающая сыновей почтительности, ува­жению к родителям и старшим вообще. Конфуций считал "сяо" са­мым эффективным методом управления страной, потому что страна


- это большая семья. У

В Древней Руси не знали конфуцианства и не руководство-
вались им, однако как схожа с идеями Конфуция семейная мораль,
установки на почитание родителей и старших: здесь и поклонение
царю-батюшке, и сам механизм передачи царской власти от отца к
сыну. В "Домострое" - литературном произведении XVШ века, со-
браны и записаны традиции, житейские правила и наставления, ко-
торыми столетиями и до издания "Домостроя" жила Россия. В этой
мудрой книге проповедуется почитание власти родителей и стар-
ших.

Не следует забывать, что античные старейшины были на-
много лет моложе наших пенсионеров. Лион Фейхтвангер в своем
последнем романе "Иеффай и его дочь", описывая Израиль между
1300 и 1000 годами до нашей эры, рассказывает о суде старейшин -
высшем органе власти в то время. Он замечает: "Большинство этих
старейшин были, впрочем, не стары; уже тот, кому перевалило за
тридцать, должен был отпускать себе бороду, чтобы стать "боро-
дачом", "старейшиной".

Всюду, где торжествовала власть стариков, будь то Древ-It
ний Китай или Древняя Греция, она держалась на авторитете жиз-
ненного опыта. Сам по себе возраст не был критерием отбора во
властную элиту. Претензия на власть обосновывалась не длиной
седой бороды, а тем, насколько тот или иной старец становился
властителем дум.

По мере усложнения знания, становления науки, снижался возрастной ценз для лидеров, они становились все моложе. Возрас­тная структура перестала быть структурой власти, когда младшие поколения с обязательностью находились под властью старших, Научно-технический прогресс разрывает единство опыта и знания, Обладание опытом уже не означает информационного и интеллек-туального превосходства. Напротив, молодежь становится носите-леи нового, более совершенного и современного научного знания а опыт, накопленный старшими поколениями, тормозит внедрение результатов научно-технического прогресса. Конфликт "отцы и дети" превращается в противопоставление старого опыта новому знанию. Те, кто занимают верхние этажи возрастной пирамиды сопротивляются всякому движению нижних, препятствуют модер-низации как девальвации их собственного опыта и знаний, и самое неприятное, что при такой ситуации старшие утрачивают свое ли-дирующее положение в обществе.

Французский социолог Кюблер-Росс пишет, что "парадокс


современной цивилизации состоит в том, что она умножает число стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как зна­ния и культурные ценности эволюционируют с невиданной быст­ротой".

Следует также учитывать процесс урбанизации, то есть пе­реход от преимущественно аграрного труда к преимущественно ин­дустриальному, а вместе с этим - от преобладания сельского насе­ления, где традиционно велик культ седобородых, к большинству городских жителей, в среде которых приоритет отдается знаниям, силе, ловкости, находчивости - достоинствам молодости.

В связи с таким раскладом общественных сил, западные со­циологи заговорили о "возрастной сегрегации", то есть о резком разделении общества на противостоящие возрастные группы и пре­вращении пожилых членов общества в "социальных изгоев". Такая оценка ситуации перекликается с идей эйджеизма. Перед большин­ством цивилизованных стран стоит проблема оптимизации отно­шений поколений, в том числе рационального сочетания во власт­ных структурах людей старшего и молодого поколений.

Количественный рост группы пожилых людей придал ей осо­бое качественное положение в обществе, она стала реальной поли­тической силой как специфическая социальная группа. Американс­кий социолог Пратт называет эту группу своего рода козырем в политической борьбе, а вопрос о социальном обеспечении старо­сти - серьезным политическим аргументом. Следует обратить вни­мание на одну особенность в отношении политических деятелей и партий к старикам. "Сострадание, - писал А.Адлер, - это самое чи­стое выражение социального чувства.... поскольку сострадание может быть хорошим мерилом способности человека отождеств­лять себя с другим". Но тут же добавлял, что это чувство редко встре­чается в чистом виде, чаще им злоупотребляют в корыстных целях (А.Адлер. Понять природу человека. С-Пб., 1997.) Нельзя не уви­деть аналогию в отношении к социовозрастной группе пожилых в предвыборных баталиях сегодняшней России. Тот же Пратт отме­чает, что исследователи в основном сходятся во мнении, что боль­шинство престарелых занимают консервативные позиции и разде­ляют консервативные взгляды по ряду социальных вопросов. Люди этого возраста связывают свои негативные оценки настоящего с утратой или возможной утратой "места в жизни, с воспоминания­ми о счастливых "прошлых временах".

Однако консерватизм не тождественен пассивности в поли­тической жизни. Напротив, сопоставление результатов участия в


выборах (и в США, и в России) показывает наибольший процент участия пожилых избирателей по сравнению с другими возрастны­ми категориями. Так выглядят выборы в самых разных странах. Старость - интернациональна.

Пожилым людям свойственно стремление к стабильности и потому в спокойные (если угодно - "застойные") моменты жизни общества они способны исполнять руководящие роли, такое обще­ство движется по давно сложившимся правилам, соблюдая сложив­шиеся порядки и правила, а его лидеры выступают как символы и авторитеты власти, нестремящиеся и неспособные проводить и ре­гулировать социальные изменения.

В динамично развивающемся, реформируемом обществе возникает потребность в молодых радикальных лидерах, открытых для новаций и способных воплощать их в реальность.

В еще никем незабытые времена наша страна жила под ло­зунгом, выдвинутом М.Сусловым и подхваченным Л.Брежневым: "Стабильность кадров - залог успеха". В книге "Здоровье и власть" кремлевский доктор, академик Е.Чазов, соблюдая принципы меди­цинской этики, в то же время стараясь быть абсолютно объектив-ным, рассказывает о геронтах "развитого социализма". У третьего лица в партии - А.Н. Кириленко наблюдались атрофические про- цессы в коре головного мозга. А.Н.Косыгин продолжал работать после перенесенного кровоизлияния в мозг. Руководитель братс­кой партии 78-летний В.Ульбрихт страдал склерозом мозговых со­судов той степени, в которой человек уже не может критически оце-нивать свое состояние, но был очень разобижен и сопротивлялся предложению о передаче власти более молодому Э.Хонекеру. Не- излечимо больной К.У.Черненко принял бразды управления стра- ной в 73 года, оправдывая себя тем, что такова воля товарищей.

Если бы кто-нибудь рискнул предложить кому-то из них "от­дохнуть от ратных дел", то они были бы вправе ответить: "Ничего страшного, ведь мог же параноик тридцать лет строить социализм и мы будем строить". Впервые такой диагноз Сталину поставил невропатолог профессор Владимир Бехтерев и в ту же ночь скон­чался. Для параноидального психоза характерны бредовые идеи, мании власти, величия и преследования, садизм, в то же время боль- ные умеют удачно маскировать свое аномальное состояние и окру- жающие ничего не подозревают. Особенно, если за такие подозре- ния можно легко лишиться жизни. Уже после смерти Сталина, че-рез много лет, проанализировав факты биографии и поведения, диагноз был подтвержден психиатрами. Можно утверждать, что


аналогичными отклонениями страдали и другие вожди коммунис­тических стран, но по настоящему страдали от их недугов не они, а их народы.

Бывший директор Института общей и судебной психиатрии им. Сербского академик Г.В.Морозов в интервью газете "Совер­шенно секретно" (N 1,1996) поведал, что его услугами психиатра пользовались многие высокопоставленные лица, в том числе и сам Брежнев, что ему удалось вылечить и "вернуть в строй" одного из первых лиц, у которого были нарушения памяти вследствие атерос­клероза. "За это меня наградили золотой медалью'', - похвалился эскулап.

Самое большое место в упомянутой книге Е.И.Чазова за­нимает описание пациента Л.И.Брежнева и изменений его личнос­ти по мере старения. Доктор считает, что патологические измене­ния в функциях центральной нервной системы Леонида Ильича, которые привели к определенной деградации личности, начались примерно лет за десять до его кончины. В последние семь лет боль­ной лидер вовсе потерял не только нити управления страной, спо­собность к критической оценке ситуации в стране, но и утратил критическое отношение к самому себе. Все это было связано с ак­тивным развитием атеросклероза сосудов мозга. Поведение боль­ного колебалось от приступов сентиментальности со слезливостью до приступов агрессивности с руганью и обещаниями отправить врачей лечить трудящихся Сибири. С конца 70-х врач-академик диагностирует распад личности с длительными состояниями невме­няемости, астении и депрессии.

Толпа карьеристов, взяточников, бездельников из ближне­го окружения постоянно возглашала "величайшему политическо­му деятелю эпохи" осану, которая легко ложилась в психически ис­кореженном сознании царя-коммуниста на манию величия. В ре­зультате он уверовал в собственную непогрешимость и необыкно­венную прозорливость. Соратники были хорошо осведомлены о деградации личности "вождя", но подхалимаж давал им возмож­ность сладко жить.

На какой бы ступени иерархической лестницы ни находил­ся старик, высокой или низкой, его постоянно преследует мрачный грифон, вонзая когти в самую душу. Имя этому чудовищу - "Не­нужность".

Можно выделить мужской и женский тип поведения в усло­виях утраты "собственной потребительной стоимости", когда че­ловек оказывается невостребованным. Но это не означает, что все


мужчины ведут себя по "мужскому типу", а женщины - по "женско­му". Иногда случается, как на бал-маскарадах: женщины обретают "мужской тип", мужчины - "женский"

Большинство женщин справляются с чудовищем "Ненуж­ность" благодаря своей покорности и находчивости. Семейные пря­чутся от него в нескончаемости домашних дел. Одинокие объеди­няются, чтобы стать полезными друг другу и коллективно защи­щаться. Мужчины же вступают в отчаянное противоборство, часто ища спасение в других фантомах и призраках, которые якобы спо­собны доказать их полезность. Для рядового пенсионера таким призрачным аргументом целесообразности существования может стать получение Грамоты кого угодно - хоть домоуправления, хоть общества защиты кошек от собак. Они самоутверждаются придир­ками к домашним, выступлениями на собраниях, а если собраний нет, то выкриками на митингах, на крайний случай - в трамвае. Для генерального секретаря опровержением ненужности становится очередное или внеочередное самонаграждение орденом, медалью, лауреатским значком, появлением на телеэкране.

Обуреваемый политическими амбициями лидер вопреки плохому состоянию здоровья пытается пересилить себя, казаться в глазах народа сильным и здоровым. Причем, это интернациональ­ный феномен. Чазов упоминает о ситуации, связанной с визитом в СССР больного Президента Франции Жоржа Помпиду. В этом спис­ке и отягощенный различными старческими недугами Президент США Р.Рейган.

Еще один "мужской способ" продемонстрировать свою "не­увядающую молодость" - женщины. Пагубное влияние на судьбу Брежнева, а через него на всю страну, оказывала некая медсестра Н. Медсестра стала коммунистической Мессалиной, а "вождь" -императором Клавдием. Он, как и Клавдий, предавался шумным пирам, подолгу говорил, ему внимали приближенные, не осмели­ваясь его перебивать.

И владыки мира, и смерды одинаково шалят в детстве и чу­дят в старости.

Итак, когда завершается возраст лидера? Проще всего было бы ответить так: "Следует уйти тогда, когда о твоем уходе вздох­нут с сожалением, а не с облегчением" или "Лучше уйти на год рань­ше,







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 532. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия