Студопедия — Политическая культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическая культура






Считается, что первым это понятие употребил немецкий историк-про­светитель XVIII в. И. Гердер. Однако в широкий научный оборот ввел его и придал ему категориально обоснованный статус в 1956 г. Габриэль Алмонд.

1' Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию:

Пер. с англ. М., 1999. С. 139-144. 12 Там же. С. 146-149.

Благодаря усилиям С. Вербы, Л. Пая, Д. Каванаха, Д. Элазара, У. Розенбау-ма, К. фон Бойме и других оно прочно вошло в политологический лекси­кон. Проводя после окончания Второй мировой войны сравнительные ис­следования, ученые задались вопросом: почему одни и те же политические системы и институты работают в разных странах по-разному, а некоторые, будучи перенесенными на другую почву — скажем, из Америки в Азию, — не работают вообще? Они пришли к выводу, что эти системы и институты функ­ционируют должным образом лишь тогда, когда введены в адекватный им культурный контекст, а действующие в их рамках субъекты обладают соот­ветствующими культурными характе­ристиками. Согласно этой трактовке, у людей в процессе обучения и накоп­ления собственного опыта складыва­ются совокупности устойчивых поли­тических представлений, убеждений, чувств и оценок, которые и управляют политическим поведением.

Политологи часто определяют поли­тическую культуру как совокупность верований и представлений, определя­ющих политические действия (Д. Ис­тон); как специфический тип полити­ческих позиций, благоприятствующих демократической стабильности (Г. Ал-монд и С. Верба); как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (Т. Парсонс). У Г. Алмонда и С.Верба политическая культура сосре­доточена прежде всего в нашем сознании и проявляется на трех уровнях: ког­нитивном (познавательном), аффективном (эмоциональном) и оценочном. Другие исследователи, например Е. Вятр и Д. Пол, полагают, что наряду с «об­разцами» политического сознания в политическую культуру должны быть непременно включены и «образцы» политического поведения. При этом важ­но иметь в виду, что речь идет о сознании и поведении как индивидов, так и различного рода общностей, включая социальные классы и нации. А на со-циетальном уровне она дополнена культурой политической системы и поли­тических институтов.

Политическая культура может быть достаточной, т.е. позитивной (когда люди соблюдают установленные нормы) и недостаточной, или негативной (когда в обществе царит аномия, правовой беспредел, неуважение законов и недоверие к социальным институтам). Правда, соблюдение законов и торжество законов могут быть разными: при Сталине и Гитлере, равно как и при античных тиранах, царило беспрецедентное законопослушание, но именовать такую политическую культуру гуманной мы не можем. Напротив, при демократическом строе очень часто царят весьма большие вольности в поведении, избиратели игнорируют выборы до того, что срывают их прове­дение, а по отношению к своим президентам столь нелестно отзываются, что в другой ситуации им грозили бы тюрьма или расстрел. Тем не менее боль­шинство народов стремится именно к демократии. Хотя построить ее слож­нее, чем совершить революцию или государственный переворот, посколь­ку воцарение устойчивой демократии зависит не от воли царей, организо­ванности партии или эффективности правительства, а исключительно либо

преимущественно от политической культуры широких масс населения. В своей книге «Гражданская культура» американские политологи Г. Алмонд и С. Верба сформулировали это положение весьма жестко: хотите постро­ить в своей стране демократическое общество — постарайтесь создать адек­ватную ей политическую культуру11.

Специалисты уверяют: политическую культуру можно изменить, но нельзя «повысить» или «улучшить». Она — продукт естественно-историче­ского развития. Большую роль в формировании политической культуры на национальном уровне играют такие факторы, как геополитическое положе­ние страны, социальная и политическая структура общества, характер об­щественных отношений, политические традиции, особенности националь­ной психологии14. Роль государства особенно возрастает там, где оно непо­средственно включается в процесс манипулирования массовым сознанием. Наряду с государством в формировании политической культуры участвуют общественные организации, в первую очередь политические партии. Они формируют политическое мышление и поведение, отношение граждан к политическим объединениям и партийной системе. В последнее десятиле­тие заметно возросла роль средств массовой информации.

Политическая культура, согласно Г. Алмонду, обладает следующей струк­турой:

♦ познавательные ориентации — знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей;

♦ эмоциональные ориентации —чувства, испытываемые гражданами по отношению к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет;

♦ оценочные ориентации — представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в соче­тании с информацией и эмоциями.

Собственно говоря, сущность и структуру политической культуры как раз и составляют эти самые ориентации. В 1963 г. Г. Алмонд и С. Верба дали ти­пологию политических культур, куда включили три ее вида: а) приходскую (провинциалистскую) — политика не отделилась еще от религии и экономи­ки; б) подданническую (характеризуется пассивным отношением к полити­ческой системе со стороны подданных, интересующихся лишь практически­ми результатами деятельности правительства); в) партисипативную — граж­дане активно участвуют в политической жизни, пытаются воздействовать на процессы принятия решений, смело и грамотно выражают свои интересы.

По мнению Алмонда и Вербы, в чистом виде эти типы в современном мире практически не существуют. Обычно та или иная политическая куль­тура представляет собой их комбинацию. Даже США и Великобритания — родоначальники современной демократии — далеки от идеала. Все, что они создали, именуется пока «гражданской культурой».

Иногда политическую культуру рассматривают как самостоятельное яв­ление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержа-

13 Almond С, Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton, NJ,
1963. P. 498.

14 Общая и прикладная политология: Учеб. пособие / Под общей ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова.
М., 1997. С. 697.

ние политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант: 1) строгая исполнительская культура на всех уровнях (при­чина — страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюде­ние дисциплины; 2) крайне бедное содержание политической культуры в целом, отсутствие многообразных вариантов поведения подчиненных, сво­боды действий, инициативы. Итак, ха­рактерная черта тоталитарной полити­ческой культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограни­ченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисципли­на и бедное содержание политической культуры — производные от авторитар­ного стиля управления и безынициа­тивности подчиненных.

Показателями уровня развития по­литической культуры в обществе явля­ются наличие гражданских и полити­ческих прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защи­ты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и не­парламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 466. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия