Студопедия — В Ираке уничтожаются археологические памятники
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В Ираке уничтожаются археологические памятники






Анархия, царящая в послевоенном Ираке, ведет к уничтожению сотен археологических памятников, относящихся к периоду зарождения цивилизации, пишет ливанская газета «Дейли стар». На терри­тории современного Ирака находятся более 10 тыс. археологических районов, где раскопки еще не производились. Научные изыскания в этих райо­нах могли бы дать бесценные знания о том, как развивалось человечество, раскрыть немало тайн истории. Вместо этого страницы человеческой истории стираются руками невежественных ирак­ских крестьян и безработных, составляющих боль­шинство грабителей. Толкаемые нуждой они в по­исках исторических реликвий разрушают мону­менты, которые веками создавали их предки. «Более 100 шумерских городов были уничтожены со времени начала в марте 2003 г. войны в Ира­ке», - приводит газета слова представителя иракского Департамента древностей и историче­ского наследия в городе Эн-Насирия Абдельамира Аль-Хамадани. Район Эн-Насирии, некогда счи­тавшийся археологической сокровищницей, сей­час представляет собой лунный пейзаж, утыкан­ный холмами из битых кирпичей и керамики. «Мы - пятеро археологов, несколько сот сторо­жей и иногда пара полицейских - не в состоянии остановить миллион вооруженных грабителей, за которыми стоят их племена и дилеры черного рынка», — сетует Аль-Хамадани. Последние, отмечает ливанская газета, как пра­вило, являются членами бывшего иракского ре­жима. Они связаны с международной мафией и подпольными коллекционерами антиквариата, не испытывают недостатка в деньгах и «могут вы­везти из Ирака все, что угодно». «Коалиционные силы в курсе того, что творится в стране. Одна-


ко никаких усилий для того, чтобы остановить грабителей они не предпринимают», — говорит в свою очередь директор иракского Национально­го музея Донни Джордж. Более того, продолжает «Дейли стар», своими действиями американские войска сами способ­ствуют разрушению древних памятников. Так, в районе древнего Вавилона действует американ­ская военно-воздушная база. Бульдозеры выров­няли часть территории археологического комп-

лекса под взлетную площадку для вертолетов. Непрекращающиеся полеты вертолетов и созда­ваемая ими вибрация привели к тому, что в сте­нах двух вавилонских храмов, относящихся к VI в. до н.э., образовались трещины. Возле другого памятника истории — древнего парфянского города Хатра — американские сапе­ры дважды в день взрывают собранные боепри­пасы. Колебания почвы стали причиной разруше­ний каменных арок в главном храме и обрушения части стен комплекса, входящего в сокровищни­цу мировой культуры.

Анархия, повсеместно царящая в постсаддамов-ском Ираке, пишет ливанская газета, ведет к разрушению страны, упомянутой в школьных учебниках всего мира как «колыбель цивилиза­ции». «Сегодня мы являемся свидетелями того, как эта колыбель уничтожается», — говорится в публикации. Источник: РИА Новости. 21.09.2004

зародилась раньше второй. Религиозное и художественно-эстетическое ото­бражение реальности — два тесно связанных аспекта культуры. Культ мате­ри — продолжательницы рода — один из древнейших культов. Культ живот­ного — анимического родоначальника рода — не менее древний культ. Пер­вый символизировал материальное начало рода, второй —духовное (многие племена и сегодня ведут свой род от того или иного животного — орла, мед­ведя, змеи). Поскольку изображения животных имели магическое назначе­ние, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подзем­ных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. Орнаменты на посуде были не просто украшени­ем, а закодированной картиной мира. Уже искусство эпохи неолита пока­зывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности. Земледельцы начинают украшать не стены естественно возникших пещер, а предметы, искусственно созданные своими руками. Украшение утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприя­тие людей, их социальное взросление.

От эпохи среднего палеолита (300 тыс. лет назад) на стенах пещер сохра­нились простейшие попытки ритмичных повторений графических элемен­тов и растирания минеральных красителей. Первые вполне достоверные произведения изобразительного искусства, воссоздающие художественные образы людей и животных, относятся к началу верхнего палеолита (35— 40 тыс. лет назад). Они отражали условия жизни и воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и движения пещерные изображения животных, женские статуэтки). К настоящему времени откры­ты и изучены более 10 тыс. произведений палеолитической графики, живо­писи, скульптуры. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появи­лись общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Пе­редней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнамен­тированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыбо­ловов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки живот­ных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубе­же бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Произведения первобытного искусства подразделяют на произведения малых форм и монументальные изображения на стенах и потолках пещер («наскальные»). Последние выполнялись в технике рисунка, барельефа, живописи и часто образовывали обширные художественные комплексы. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали при­мерно в такой временной последовательности: 1) каменная скульптура; 2) наскальная (пещерная, настенная) живопись; 3) глиняная посуда.

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах забро­шенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячеле-

тия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не "годк, ко настенная живопись, но и многие другие свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и детей на сыром noj1v некоторых пещер.

Наскальное искусство — основной термин, принятый для обозначения изображений, нанесенных на поверхность валунов и скал или на стены пещер Эти изображения выполнены в различной технике и соответственно имену­ются по-разному: пиктографы (росписи), петроглифы (выбитые многократ­ными ударами каменного молотка по поверхности скалы, создающими мно­жество точечных углублений, из которых складывается рисунок), гравиров­ки (образованные идущим по контуру изображения желобком, получившимся от ударов молотком по долоту или иному подобному инструменту) или тра­фаретные рисунки (нанесенные путем набрызгивания краски поверх какого-либо предмета — зачастую человеческой руки, благодаря чему получалось «негативное» изображение). Наскальное искусство было распространено в разных регионах земного шара, особенно в Сахаре, Индии, Средиземномо­рье, Скандинавии и на западе Северной Америки; древнейшие его памятни­ки появляются примерно 30 тыс. лет назад. Наиболее значительные памятни­ки находятся в пещерах Западной Европы — это изображения мамонтов, но­сорогов, лошадей и других крупных объектов охоты, а также редкие изображения пещерных медведей и львов, морских обитателей, гагар и тюле­ней, человеческих персонажей, возможно — шаманов. Последние исследова­ния определили сходство между геометрическими мотивами многих место­нахождений наскального искусства и рисунками современных шаманов, ис­пользующих в ритуалах галлюциногенные вещества.

Подавляющее большинство наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шку­ры и маски, а иногда фантастических зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил ученым сделать вывод о том, что первобытный че­ловек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью магических приемов. Кроме того, археологами были найдены каменные, глиняные и деревянные фигурки, связанные с материнским культом, культом предков и почитанием предметов, которые должны были приносить удачу или отво­дить опасности. Изучение этих находок, а также сравнение их с культовы­ми предметами и верованиями «примитивных народов», которые стали объектом исследования антропологов, этнологов и религиоведов в XIX-XX вв., позволили сделать вывод, что наиболее ранними формами религи­озных верований были фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, культ пред­ков, культ богини-матери, шаманизм.

По степени насыщенности пещерной (наскальной) живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантаб-рия и Астурия. Менее «густо» памятники палеолитического искусства распо­ложены на французской и итальянской Ривьере и на острове Сицилия. Боль­шинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального изучения за последние сто лет. Долго считалось, что искусство эпохи палеолита — явление исключительно европейское или евразийское и

что на других континентах таких памятников не оыло. а. ьреиль даже пытал­ся обосновать эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 1960—1970-е гг. в Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо 11. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой — какого-то копытного животного. Они датированы между 28 и 26 тыс. лет тому назад. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры, датированное около 43 200 лет тому на­зад. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное, или объемное. Таким образом, перво­бытные творцы освоили все измерения, существующие в современном ис­кусстве, но не владели техникой передачи объема на плоскости. В некото­рых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вы­резались из мягкого камня, кости, бивней мамонта, вылепленные из глины фигурки бизонов. Главным персонажем палеолитического искусства явля­ются бизоны. Кроме них найдено множество изображений диких туров, ма­монтов и носорогов.

Наскальная живопись: сцена охоты. Испания

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен

рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло пеп вобытному художнику подчинить композицию законам перспективы. Дв^ жение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещиваю щиеся ноги изображали животное на бегу), наклон тела или поворот голо вы. Неподвижных фигур почти нет.

Первобытное искусство представлено в следующих основных вида*. 1) графика (рисунки и силуэты); 2) живопись (изображения в цвете, выпол­ненные минеральными красками); 3) скульптуры (фигуры, высеченные ц3 камня или вылепленные из глины); 4) декоративное искусство (резьба по камню и кости); 5) рельефы и барельефы. Особая область первобытного ис­кусства — орнамент. Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены таким способом украшенные костяные изделия. Этот орна­мент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. В пещере Ляско (Франция) открыты 2 500 изображений, возраст которых, изученный с помощью радиоуглеродного метода, оценивается в 17 тыс. лет, а размеры — в 6 м. Изобразительное искусство у первобытных людей развивалось в тес­ной взаимосвязи с танцевальной, драматической и музыкальной культурой. Археологи нашли свидетельства об использовании татуировки, раскраски тела, одежды, жилого интерьера.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 582. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.061 сек.) русская версия | украинская версия