Студопедия — Молитвы, жертвы, гадания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Молитвы, жертвы, гадания






Молитва — это разговор с богом. Грек становил­ся лицом к тому богу, которому молился, протя­гивал к нему руки и вслух произносил сперва об­ращение к богу, потом похвалу ему, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за испол­нение этой просьбы. Если он молился в храме, то протягивал руки к статуе бога; если небесным богам — то к нему; если речным или морским — опускал их в воду; если подземным — ударял ими по земле или топал ногою. Современный верую­щий на молитве стоит спокойно (иногда на коле­нях), сложив руки перед грудью, и молится про себя, уверенный, что его бог услышит и такую молитву. Но грек разговаривал с богом, как с че­ловеком, и на колени не вставал никогда. Жертва — это угощение богу. Если бог помогает человеку во всех делах, то от всякой удачи нужно с ним делиться. Когда собирали урожай, то первые колосья и первые плоды приносили богу. Когда пили, то перед каждым пиром несколько раз плес­кали вином наземь. Когда ели, то откладывали для


бога специально выпеченное печенье или медовую лепешку. А когда ели мясное — в бедном гречес­ком быту это было нечастым праздником,— то делиться с богом было обязательно. Тогда и устраи­вались те жертвы быков, овец, коз и свиней, о которых чаще всего упоминается в книгах,

Перед храмами, а часто и отдельно, на площади или перекрестке, стояли алтари. Алтарь — это божий стол: прямоугольная глыба, земляная или, чаще, каменная, иногда маленькая, иногда очень большая. На нем разводился священный огонь. (Ъловню G огня опускали в сосуд с водой — в этой воде присутствующие омывали руки, чтобы очи­ститься перед жертвоприношением. К алтарю

обряд жертвоприношения, но затем отделилась от него и стала самостоятель­ным действием. Под молитвой подразумевается не только обращение веру­ющего к божеству, но и канонизированный текст обращения.

В христианстве различают несколько типов молитв, в зависимости от того, какие стремления молящегося они выражают: восхваляющие, благо­дарственные, простительные и др. Молитвы бывают коллективные и инди­видуальные. Они совершаются во время богослужений в храмах, молитвен­ных домах, на кладбищах. В коллективной молитве можно не участвовать, а просто присутствовать, наблюдая в храме со стороны. В индивидуальной молитве необходимо глубокое религиозное погружение и сосредоточен­ность.

Молитв в христианстве много и все они канонизированы, т.е. строго рас­писан их порядок и сроки. Богослужебный канон в Православии включает в себя годичный, недельный и суточный круги. На каждый из дней недели предназначены особые молитвы и песнопения. В субботу и воскресенье они носят торжественный характер, в среду и пятницу — печальные. Круг суточ­ного богослужения включает девять служб: вечерня, повечерия, полунощ-ница, утренняя, а также на первом, третьем, шестом часах, на литургии (на­зывается центральным богослужением) и на девятом часе.

ЛИТУРГИЯ (греч. — «общественная служба»). В православной церк­ви — Божественная литургия — главное богослужение суточного круга, совершается в дообеденное время (отсюда другое назва­ние — обедня). Порядок службы восходит к IV в. Божественная ли­тургия включает 3 части: проскомидия (греч. — «принесение») — символическая священная подготовка Святых Даров (хлеба, про­сфор, и красного вина), производится на жертвеннике, как прави-

подводили жертвенное животное, обрызгивали его водой, осыпали жареным ячменем и солью, а потом оглушали ударом дубины и быстро зареза­ли. Затем начиналось угощение богов. С туши сдирали кожу, вырубали спинную часть, обклады­вали жиром и внутренностями и сжигали на ал­таре. Жирный дым всходил к небу: небесные боги могли лакомиться жертвою. Для подземных богов жертву зарывали в землю. Несколько кусков мяса уделялось жрецам и храмовым служителям. Остальные съедались на пиру. Люди ели мясо и чувствовали себя сотрапезниками богов. Иногда жертва была особенной — очистительной. Если человек совершил нечаянное убийство, он должен был покинуть родину и искать очищения на чужбине. Его не спрашивали, в чем дело; жрец за­жигал огонь на алтаре, закалывал молочного поро­сенка, обрызгивал его кровью руки пришедшего, а потом омывал их священной водой и вытирал. Это означало, что кровь смыта кровью, и человек мо­жет возвращаться к сородичам. А очистительного поросенка не сжигали, чтобы не осквернять огня: его закапывали в глухом месте и возвращались оттуда, не оглядываясь.


Иногда жертва предназначалась для гадания. Такие жертвы приносились перед сражениями. Зарезав животное, смотрели, как горит на ал­таре его мясо, особенно хвост; если хвост скру­чивался, это предвещало трудности, если конец его опускался вниз — неудачу, если поднимал­ся вверх — удачу. Выпотрошив животное, смот­рели на его внутренности, особенно на печень: если вид их казался необычным, это значило, что животное нездорово и, стало быть, неугод­но богам, — боги не насытились и требуют но­вой жертвы. Чтобы добиться добрых знамений, приходилось иной раз закалывать не один де­сяток баранов или овец. При каждом войске гнали на всякий случай небольшое жертвенное стадо.

Были и другие способы гадания. 1адали по поле­ту птиц, по крику птиц, по грому и молнии, по ко­метам и затмениям, по плеску воды и дыму лада­на. В Додонском лесу гадали по шелесту листьев священного Зевсова дуба. В особенном почете были гадания по вещим снам. Источник: Гаспаров М. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой цивилизации

ло, при закрытом алтаре; литургия оглашенных (т.е. готовящихся к принятию Крещения) — произнесение ектений, хоровое пение псал­мов, чтение Апостола и Евангелия и т.д.; литургия верных — освя­щение Святых Даров (пресуществление их в Тело и Кровь Иисуса Христа), причащение священнослужителей и верующих, произнесе­ние ектений, хоровое исполнение песнопений (главное — евхарис­тический канон). Циклы литургических песнопений созданы многи­ми русскими композиторами (в их числе П.И. Чайковский. СВ. Рах­манинов). В католицизме и протестантизме Божественной литургии соответствует месса.

Некоторые институты относятся и к церковному, и к религиозному кру­гу, например институт вероучительства. Он существует и в буддизме, и в католицизме, и в православии. То же самое можно сказать и об институте богослужения. К числу религиозных институтов архаичной эпохи надо от­нести тайные мужское союзы, сыгравшие определяющую роль в социальной организации архаичных культов. Таким образом, наряду со специфически­ми частными институтами, принадлежащими по преимуществу или исклю­чительно одному кругу, можно всегда найти такие социальные практики, которые присущи обоим кругам. Их можно именовать универсальными.

На примере ашрама можно видеть особенности функционирования ар­хаичных религиозных институтов. Ашрам представляет собой группу лиц — учеников и последователей, объединившихся вокруг харизматического на­ставника (вдохновенного проповедника одной из бесчисленных вариаций

Врезка







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 462. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия