Студопедия — ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВЗГЛЯДЫ Г. СПЕНСЕРА






Взгляды классика английской социологии конца XIX в. Герберта Спенсера (1820—1903) на религию не сконцентри­рованы в единое и целостное учение, они разбросаны по многим его работам. Для религиоведения наиболее важны­ми являются следующие его сочинения: «Первые принци­пы» (1862), «Принципы социологии» (1876—1896), «При­рода и реальность религии» (1885). Специально вопросам религии посвящены две статьи Спенсера: «Ретрогрессив-ная религия» (1884) и «Последнее слово об агностицизме и религия человеколюбия» (1884). Вопросов религии он касался в двух аспектах — с точки зрения познаваемости мира и с позиций роли религиозных институтов в развитии общества.

Как и Конт, основоположник английского позитивизма Г.Спенсер, по­ложивший в основу развития общества дарвиновский закон борьбы за су­ществование, полагал, что всё на свете, в том числе и общество, развивает­ся от однородного к разнородному, от гомогенного к гетерогенному, от прос­того к сложному. Социальный прогресс ведет общество ко все большей дифференциации и разнообразию, на смену примитивному военному строю постепенно приходит современный индустриальный тип общества.

В теории познания он требовал того, чтобы все данные о явлениях, в том числе и сверхъестественных, получили эмпирическое подтверждение. Мы не можем знать о природе реальности самой по себе, если о ней нет прове­ренных в опыте знаний. Стало быть, мы не можем знать, существует Бог и каков его характер. Хотя Г. Спенсер критически относился к теории и прак­тике религии, он допускал возможность дуализма, т.е. одновременного и законного существования науки и религии. Дело в том, полагал британский философ и социолог, что далеко не все подвластно науке и доступно науч­ному познанию. Многое еще ею не открыто, а многое недоступно и вовсе — в силу ограниченности ее экспериментальных методик. Приходится при­знать наличие такой области, которая выпадает за рамки научного познания и в принципе ему не доступна. Вот там и обитает религиозная вера. К при­меру, религиозные чудеса, демонстрируемые Иисусом Христом и святыми, зарегистрированные очевидцами и историческими документами, не под­даются научному осмыслению. Но это не значит, что их нет. Их просто нельзя проверить эмпирически или лабораторно. И до тех пор, пока мы не знаем, истинны религиозные верования или нет, мы не имеем права утвер­ждать, что фундаментальные постулаты христианства ложные.

Спенсер утверждал, что признание существования Абсолютного Бытия требуется природой нашей мысли, потому что все то, что мы воспринима­ем, имеет характер относительный, но все относительное потому относи­тельно, что относится к чему-то не относительному, т.е. Абсолютному. Если мы признаем, что познание мира носит характер относительный, то тем самым мы признаем, что Абсолютное существует, потому что без Абсолют­ного не могло бы существовать относительное. Существование Абсолютного Бытия, следовательно, вытекает из природы нашего мышления. Отсюда наше неискоренимое убеждение в Его существовании. Спенсер считал, что научное мышление вынуждено признать Абсолютную непознаваемую реаль-

ность как основу и источник мирового бытия. Это то, что на языке религии называется Богом. Поэтому, утверждал Спенсер, наука и религия сходятся в признании основной истины о существовании непознаваемого Абсолю­та8. Религия должна отказаться от претензии сделать понятным разуму выс­шее начало, так как все определения, доступные нашему пониманию, заим­ствованы из нашего мира явлений и, следовательно, бессильны уяснить общее начало. Наука же, в свою очередь, понимая непознаваемость абсолют­ного, должна тем не менее признавать факт его существования как абсолют­ную первопричину всего сущего9.

Эту мысль выразил еще в конце XVIII в. И. Кант в своей работе «Рели­гия в пределах только разума». Поло­жения религиозных учений лежат за пределами потенциального опыта и определяются не в сфере природы, ис­следуемой средствами математического естествознания, а в сфере нрав­ственной внутренней свободы человека. Таким образом, наука и религия, рассматриваемые как вместилища знания, абсолютно различны по своей на­правленности. Знание науки и знание религии не пересекаются, они отно­сятся к разным сферам, выполняют разное предназначение, возникают раз­ными способами.

Таково решение религиозного вопроса в плоскости гносеологии и его можно назвать агностицистским. Все религии, существующие на планете, как бы ни различались их доктрины и системы верований, едины в призна­нии того, что мир со всем его содержимым и окружением есть тайна, жаж­дущая объяснения. Вот почему Спенсер видел их сущность в «вере в везде­сущность чего-то, что превосходит разум». В существовании «непознавае­мого» он видел источник возникновения религии. Не религия создала зону непознаваемого и таинственного, а ее рождение явилось попыткой челове­чества еще в древние времена каким-то способом осмыслить эту область. Наука постоянно стремится отхватить от религии кусок за куском, предла­гая рациональное объяснение тому, что раньше казалось загадочным и чу­десным. Но как бы ни упиралась научная мысль, какими бы грандиозными ни были ее достижения, главное останется за ее границами — в мире суще­ствует тайна, которая никогда не будет доступна научному изучению.

Но, кроме того, религия для него была одним из многих подлежащих изу­чению и объяснению социальных явлений. У Спенсера она выступала сред­ством достижения «единства», «объединения», «координации», «интегра­ции» в обществе. Он провел обоснование «полезности» и «необходимости» религии человеку и обществу, дал развернутый анализ функций религии на различных этапах эволюции общества. Спенсер выводил всю религию из первобытных идей о душе, из веры в ее посмертное существование, из культа мертвых, или культа предков. Во многом его построения близки к анимис­тической концепции Э. Тэйлора, но значение, которое он придавал культу мертвых в происхождении религии, позволяет рассматривать Спенсера

Бытие Божие: космологическое доказательство (www.zaksobr-media.ru).

Курс лекций по историческому материализму: Аналогический метод в социологии (Аксельрод-

Ортодокс Л.) |Статья] // Красная новь. 1923. № 6. С. 215-228.

прежде всего как теоретика манизма, т.е. культа мертвых. Спенсер различал первоначальные представления о духах (ghosts) и более поздние представле­ния о душах (souls). В своем главном произведении — «Принципах социо­логии» — он рассматривает культ мертвых как основополагающий в эволю­ции религии и выводит из него другие ее формы. Мышление первобытного человека, полагал Спенсер, рационально, и хотя его познания ограничены, выводы разумны и логичны10.

Важная часть спенсеровской социологии — учение о социальных институ­тах, которые обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям. Тре­тий том его «Принципов социологии» (1876—1896), составивших часть 10-том­ной «Синтетической философии», задуманной им как энциклопедический компендиум всех наук", содержит множество исторических фактов, относя­щихся к так называемым «Ecclesiastical Institutions» (церковные, религиозные институты) и «Ceremonial Institutions» (обрядовые, церемониальные)12. Первые включают организации и учреждения, функционирующие в рамках признан­ных церковных институций, например, поместные, кафедральные и вселен­ские соборы, монастыри и монастырское подворье, церковно-приходские шко­лы, духовные гимназии и семинарии, церковные суды, пастырские практики и др., а вторые охватывают неорганизованные (в смысле не относящиеся к офи­циальным учреждениям) религиозные практики, в том числе языческие, на­пример, поминовение, инициации, крестины, отпевания и многое иное. «Ecclesiastical Institutions» регулируются существующими в данном обществе церковными и гражданскими законами, «CeremonialInstitutions» —толькообыч­ным правом, народными традициями и обычаями. Поэтому их можно опреде­лить как совокупность обычаев, регулирующих повседневную жизнь и церков­ную деятельность мирян и прихожан в соответствии с принятыми в данной ре­лигии нормами и традициями. Первый тип институтов тесно связан с политикой, поскольку затрагивает сферу разделения власти между церковью и государством, второй тип почти никак не связан с ней и целиком зависит от сложившегося образа жизни и менталитета нации. Вместе они отражают сте­пень гетерогенности современного общества, уровень его социокультурного развития13.

Церемониальные институты осуществляют функцию социального кон­троля в примитивном обществе, а церковные институты — в современном обществе. Те и другие, кроме того, еще придают целостность обществу и ук­репляют социальную солидарность людей.

Институциональный анализ он начинает с семьи, брака и проблем вос­питания (домашние институты), затем воспроизводит этапы эволюции се-

' Кабо В.Р. Происхождение религии: История проблемы (http://lah.ru). Этот труд включал: «Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология

^ как предмет изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).

12 The Principles of Sociology. 3 vols. London, 1882-1898. [A System of Synthetic Philosophy. Vol. 6-8]
CONTENTS: Vol. 1: Pt. 1. The data of sociology. Pt. 2. The inductions of sociology. Pt. 3. The domestic
relations; Vol. 2: Pt. 4. Ceremonial institutions. Pt. 5. Political institutions; Vol. 3: Pt. 6. Ecclesiastical
institutions. Pt. 7. Professional institutions. Pt. 8. Industrial institutions.].

13 Spencer H: Progess: Its Law and Causes // The Westminster Rev. (April 1857). Vol. 67. P. 445-447, 451.
454-456, 464-655.

мьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскры­вает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует измене­ния внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социально­го прогресса. Следующий тип социальных институтов Спенсер назвал об­рядовыми (церемониальными). Они призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и правила повсе­дневной жизни. Обрядовые институты возникают раньше других и продол­жают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации. Наивысшего развития они достигают в милитаризованном об­ществе.

В анализе Спенсером «обрядовых институтов»14 специалисты видят ран­ний прообраз «теории социального контроля», охватывающей те бытовые, стихийно сложившиеся в обществе формы регуляции поведения во взаи­моотношениях людей, которые дей­ствуют помимо права и религиозной морали. Обряды, обычаи, привычки, церемонии этикета, моды и т.п. — все это средства контролирования поведе­ния и вынуждения поступков, одобряемых обществом. В соответствии с базовой схемой эволюции Спенсер усматривает истоки действующих обы­чаев в древних церемониалах приношения даров, взятия трофеев, триумфов и пр., особенно развитых в воинственных обществах, где они были частью машины принуждения15.

Третьим типом у него выступают политические институты — централь­ные — государство, армия, полиция, суды. Они сплачивают и дисциплини­руют общество, но внешним образом, можно сказать, путем принудитель­ного администрирования. Зато четвертый тип — церковные институты — обеспечивают интеграцию общества за счет внутренних, духовных ресурсов. Как и прочие институты, религиозные зародились в глубокой древности. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появле­нию касты жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жиз­ни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

В связи с этим Спенсер подробно рассматривает, с одной стороны, роль религии в становлении общества и государства, ее влияние на сдерживание и стимулирование социального прогресса, формирование науки и идеоло­гии, политические режимы и разделение властей, с другой — социальные роли (и статусы) внутри института религии, послужившие прообразом или зародышем многих профессий и видов занятий: шаманы и колдуны как провозвестники врачей, жрецы и гуру как наставники и учителя, священно­служители как особый тип управленцев, консультантов.

Спенсер Г. Основания социологии. Т. 1-2; Соч. Т. IV. Киев; СПб.; Харьков, б.г. Т. 2. Ч. 4. Ковалев А.Д. Эволюционистская социология Г. Спенсера: Опыт синтетического подхода // Исто­рия теоретической социологии: В 5 т. Т. 2: Социология XIX века (Профессионализация социаль­но-научного знания). М., 1997. С. 262.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Э. ДЮРКГЕЙМА16

Обстоятельное исследование религии провели представители француз­ской социологической школы — Э. Дюркгейм, М. Мосс, Р. Юбер, Л. Леви-Брюль.

Эмиля Дюркгейма (1858—1917) называют ключевой фи­гурой в теоретической социологии, стоящей в одном ряду с Марксом и Вебером. Он посвятил свою жизнь строитель­ству профессиональной социологии во Франции, обучал студентов и основал общество по изучению теории и мето­дов новой науки, а также руководил журналом, который был рупором социологических исследований, новых идей и разработок в этой области знания. Дюркгейм придал со­циологии статус серьезной науки и оказал огромное влия­ние на ученых других стран, особенно США и Англии. Но помимо организации и институционализации социологии он внес значительный вклад в мировую науку своими четырьмя главными работами: «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Эле­ментарные формы религиозной жизни» (1912). Его перу принадлежит около 200 научных работ.

На особое отношение Дюркгейма к религии повлияли, как считают не­которые авторы, биографические факты. С ранних лет его готовили к про­фессии священника, воспитывали на незыблемых нравственных принципах, и в 13 лет он даже прошел иудейскую конфирмацию. Но затем последовал резкий поворот в судьбе. Биографы отмечают, что определенное влияние оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он увлекал­ся мистицизмом, но и в нем скоро разуверился. Вероятно, Дюркгейма уже тогда привлекала в религии не доктрина, а социальная, нравственная и ан­тропологическая сторона. Детство, юность и молодость воспитали в Дюрк-гейме любовь к трем вещам, которую он пронес через всю жизнь и отразил в своем учении, а именно к религии, социализму и коллективной солидарно­сти. Доходило до того, что социальную реальность он понимал как мораль­ный порядок, хотя часто маскировал эту формулу другими словами.

После опубликования «О разделении общественного труда» Дюркгейма обвинили в том, что он — «материалист». Он резко возразил, утверждая, что его социология — целиком идеалистическая, ибо «основной социальный феномен — религия, этика, закон, экономика и эстетика есть ничто иное, как системы ценностей». Социология находится ближе к философии, неже­ли к психологии. Ценности в самом деле — сущность идеальная, и на них базируется религия. Но в отличие от философии социология изучает про­цесс институциализации ценностей, т.е. кристаллизации их в материальных объектах, коллективном сознании и коллективных действиях17. В книге «Элементарные формы религиозной жизни», посвященной религиозным ве­рованиями примитивных обществ, Дюркгейм представил религию как сис-

16 Материал подготовлен при авторском участии СВ. Трофимова.

17 Thompson К. Emile Durkheim.London; N.Y., P. 84.

тему символов, базис которых составляют важнейшие социальные по­требности — сохранение целостности общества, трансляция культуры. «Ре­лигиозные представления — это коллективные представления, выражающие коллективные реальности; обряды — это способы действия, возникающие только в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддержи­вать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп»18.

Таким образом, религия с самого начала определила ориентир научного поискан методологию социологического дискурса у Дюркгейма. Но подхо­дить к ней, как и к прочим обществен­ным явлениям, он требовал объектив­но. Что означает его объективность и каков в связи с этим дюркгеймовский идеализм?

В книге «Правила социологическо­го метода» (1895) он определяет пред­мет социологии как социальные факты, которые обладают двумя отличитель­ными признаками: объективностью (внешним существованием) и прину­дительностью по отношению к инди­видам. Социальный факт не зависит от индивидуальной воли. Так, например, религиозные верования, обычаи, язык, письмо, формы хозяйствования ве­дут себя независимо от поведения индивида. Эти типы поведения и мыш­ления не только находятся вне индивида, но и наделены силой, вследствие которой они навязывают человеку свою волю независимо от него самого. Поэтому социальные факты не могут иметь другого субстрата, кроме обще­ства в целом или его отдельной группы: религиозной, политической, лите­ратурной школы и др. В 1915 г. Дюркгейм писал: «Существует три группы фактов, которые надо изучать особенно: религиозные, моральные и легаль­ные, экономические факты. Вместо того чтобы двигаться навстречу общей социологии, некоторые из нас посвящают себя социологии религии, дру­гие — социологии морали и закона, третьи — социологи экономики... внут­ри каждой из этих специальных социологии есть проблемы, которые требуют конкретного рассмотрения...»19

В последнем и самом значительном из своих капитальных трудов — «Эле­ментарные формы религиозной жизни» (подзаголовок этой книги — «Тоте-мическая система в Австралии») Эмиль Дюркгейм продолжает и совершен­ствует анализ социальной жизни, начатый им в работах «О разделении об­щественного труда», «Правила социологического метода» и «Самоубийство». Он посвятил эту работу анализу социальных корней и функций религии. В ней прослеживаются три главные темы: 1) общая теория общества, в ко­торой религия рассматривается как центральный фактор, интегрирующий

18 Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики
мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова.
М., 1998. С. 186.

19 Durkheim E. Essays on Sociology and Philosophy / Ed. by K.H. Wolf. N.Y., 1964. P. 380.

социальную жизнь; 2) социология религии, объясняющая появление рели­гиозных представлений; 3) этнология религии, объясняющая религию авст­ралийских аборигенов (описание и подробный анализ системы кланов и тотемизма в некоторых австралийских племенах).

Выбор австралийских аборигенов был неслучайным. Они позициониро­вали общество механической солидарности — исходное начало современной цивилизации, и, как считал Дюркгейм, в «незамутненном» последующими наслоениями виде могли открыть взору ученых религию в чистом виде, т.е. в ее элементарных формах. Отсюда и происходит название сочинения француз­ского социолога. Дюркгейм был уверен, что на основе изучения примитив­ных форм религии можно создать тео­рию высших религий. Логика научного анализа выглядела приблизительно так: сначала определяется феномен «прими­тивной» религии австралийских або­ригенов, как самого простого типа, за­тем рассматриваются и опровергаются иные теории религии, наконец, на треть­ем этапе, демонстрируется социальная природа религий.

Таким образом, анализ истории ре­лигии — от древнейших форм к совре­менным — происходит у Дюркгейма параллельно с анализом эволюции об­щества — от механической солидарности к органической.

Общество трактуется Дюркгеймом как реальность особого рода — sui generis, не сводимая к совокупности индивидов. В своем развитии общество проходит две ступени — механическую солидарность, соответствующую пер­вобытному обществу, и органическую солидарность,характеризующую совре­менный этап.. Дюркгейм полагал, что в примитивном обществе австралий­ских аборигенов религия обеспечивает социальную «механическую» соли­дарность. В более развитом, социально дифференцированном обществе религия способна служить надежной опорой, придавать чувство защищен­ности и осмысленности существования, утрата которых ведет к аномии.

Механическая солидарность преобладает в архаических или примитив­ных обществах и основана она на сходстве. Члены общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего — язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания; в одинаковых ситуа­циях они испытывают одни и те же чувства. На стадии механической соли­дарности, где господствующими элементами социальной жизни выступают клан, табу и тотем, религия выполняет роль интегратора — всеобщего объе­динителя людей. Религия, право и мораль — вот наиглавнейшие факторы поддержания нормативного порядка и социального равновесия. Они цемен­тируют традиционное общество — общество тотального послушания и сми­рения — гораздо прочнее, чем скрепляют современное общество существу­ющие в нем институты. Правда, и цену за такое единство приходится пла­тить немалую. Основная — растворение личности без остатка в коллективе. Это примерно как в муравейнике, рассмотренном нами в т. 4 «Фундамен­тальной социологии»: все передвигаются удивительно слаженно, но никто из особей не представляет собой ни личность, ни индивидуальность.

4S0

В подобных системах частная жизнь не отделена от коллективной, ее автономия и самостоятельность никем и ничем не гарантированы, автори­тет общего сознания носит принудительный характер. Нередко этот авто­ритет приобретает атрибутику религиозного преклонения, хотя по своему содержанию он является светским. Исследование религии эпохи механиче­ской солидарности, которую он относит к тотемизму, у Дюркгейма основа­но на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Дюркгейм анализирует тотемизм, пользуясь понятиями клана и тотема, на которых образован мир священных вещей в австралийских обществах. Для него чрезвычайно важно, что тотемизм представляет собой наипростейшую религию, устойчиво существующую реальность:

«Тотемизм — это вера не в каких-то животных, каких-то людей или ка­кие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обита­ющую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощает­ся, что и предшествует их появлению, и живет после них. Умирают индивиды. Одни поколения заменяются другими. Но эта сила по-преж­нему остается современной, живой и неизменной. Она одушевляет се­годняшнее поколение, как одушевляла и вчерашнее, и как будет оду­шевлять завтрашнее. В самом широком смысле слова можно сказать, что эта сила — бог, поклонение которому отличает каждый тотемиче-ский культ. Только бог безличный, безымянный: внеисторический, имманентный миру, рассеянный среди бесчисленных вещей»20.

Исходя из этих основных идей, он раскрывает понятия души, духа, Бога, анализирует религиозные представления. Дюркгейм стремится обнаружить пределы тотемической систематизации и одновременно показать возмож­ный переход от тотемического мира к более поздним религиям.

На стадии органической солидарности происходит изменение роли и возможности религии, поскольку растет социальная дифференциация об­щества, появляются неравенство, классы, частная собственность, рынок и система общественного договора. Но самое главное — религия отделяется от государства и возникает гражданское общество. Ускоряющийся процесс секуляризации общества приводит к появлению светских идеологий, кото­рые отныне выступают функциональным эквивалентом религии. Такой тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специ­фические функции.

До подробного и тщательного анализа религии в эпоху органической солидарности Дюркгейм так и не добрался, а потому рукопись его главной религиоведческой книги обрывается на пороге этой эпохи. Правда, в свое время его земляк О. Конт премного постарался для того, чтобы как следует описать именно современную религиозную обстановку и даже выдумал осо­бый, научно-утопический, или позитивный, тип религии — социолатрию.

Религия, как и все другие общественные институты, представляет собой «социальный факт» и к ее анализу применима та же методология и те кри­терии оценки, как и во всяким другим социальным фактам. Для возникно-

Durkheim Ё. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1979. P. 269.

вения социального факта, указывал Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и эта ком­бинация породила новый результат. А поскольку коллективный синтез уси­лий происходит вне сознания индивидов (так как образуется на основе взаи­модействия множества сознаний), то он требует в качестве своей предпосыл­ки нормы и правила совместного поведения, а в качестве своего результата имеет коллективные ценности, общественное сознание, идеологию, куль­туру и религию.

Особое место религии в обществе Дюркгейм объясняет спецификой соци­альной реальности и коллективного сознания: «коллективное сознание — не просто эпифеномен морфологической базы, также как индивидуальное со­знание — не просто расцвет нервной системы. Для появления первого нужно, чтобы произошел синтез suigeneris индивидуальных сознаний. Этот синтез при­водит к высвобождению целого мира чувств, идей, образов, которые в момент своего появления подчиняются присущим им законам»21. Разнообразные фор­мы религии встречаются во всех обследованных наукой исторических типах общества, а потому религию можно считать универсальным социокультурным феноменом." Понятно, что Дюркгейм писал о религии как о необходимом струк­турном элементе любого общества, как системе институализированных норм, верований и ценностей, разделяемых всеми членами общества. Он же дал ана­лиз основных функций религии в целом и ранних форм религии.

Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в ко­торой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имитационные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религиозные институции, и в первую очередь ритуалы, имеют ряд жизненно важных функ­ций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социа­лизирующая, интегрирующая, воспроизводящая и психотерапевтический эффект ритуала.

Одним из первых он обратился к проблеме функций ритуала. Религиоз­ные ритуалы готовят индивида к социальной жизни благодаря двум своим функциям: а) навязывают ему определенную самодисциплину; б) вооружа­ют его известной практикой аскетизма22. Религиозные церемонии объеди­няют людей, укрепляют социальные связи и групповую солидарность. Ре­лигиозные празднества, обычаи и ритуалы поддерживают и оживляют куль­турное наследие народа, помогая передавать наиболее чтимые ценности будущим поколениям. Психотерапевтический эффект религии заключает­ся в том, что она помогает преодолеть одиночество, утрату смысла жизни, стрессы и фрустрацию, внушить человеку веру в свои силы и дать надежду на будущее.

Носителем солидарности, цементирующей людей, выступает коллектив­ное сознание, творцом этой солидарности является мораль, а источником морали служит религия. Такой выглядит иерархия высших ценностей и со­циологических категорий у французского мыслителя, с детства усвоившего главную заповедь: научное познание должно быть нравственным, пропитан-

21 Durkheim Ё. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1979. P. 611.

22 Coser LA. Masters of Sociological Thought: Ideas in Historical and Social Context. Fort Worth, 1977.
P. 136-139.

ным моральными ценностями. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует духовные идеалы.

Согласно Дюркгейму, религия — это символическое выражение обще­ства, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — реальному объекту всех рели­гиозных культов. Дюркгейм дает следующее определение религии: «Рели­гия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, обособленным, запретным, верований и практик, которые объединяют в одну моральную общность, называемою церковью, всех, кто

их принимает»23.

Общество и религия у французско­го социолога смотрятся друг в друга как в свое отражения, не зная, кто из них копия, а кто — оригинал. Что возник­ло раньше, а что выступает дериватом, так и осталось для нас тайной. Дюрк­гейм лишь обосновывает их фундамен­тальную и неразрывную взаимосвязь. Толкотт Парсонс подчеркивал, что Дюркгейм первым увидел, будто «чело­веческое общество и культурные рам­ки человеческой жизни, включая зна­ние, развивались параллельно из общего источника, и на относительно разви­тых стадиях социокультурного развития должна была произойти их дифференциация».

Действительность, скрытая в священном, является «преображенном и ос­мысливаемом символически обществом». Это уже не кантовский постулат о Боге, служащем высшим основанием морали, но постулат общества, по­нятого как «моральная личность» и в этом качестве требующая поклонения. Э. Дюркгейм продемонстрировал то, что Хабермас называет «сакральными корнями морального авторитета». Мораль одновременно принуждает как долг и привлекает как благо. Вместе с тем, та же двойственность присуща и понятию священного24.

К религии Дюркгейм обращается во многих своих произведениях, в том числе напрямую с ней не связанных. Сопоставив данные статистики само­убийств в нескольких европейских странах, Дюркгейм в своей книге «Само­убийство» пришел к выводу о том, что самоубийства чаще совершают про­тестанты, нежели католики. Его анализ убеждает в том, что основным фак­тором самоубийств выступает прежде всего характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Характер соци­альной среды либо препятствует, либо благоприятствует суициду. Христи­анство считает суицид величайшим грехом и запрещает самоубийство: Бог дал человеку жизнь и только он вправе забрать ее у него. Католики прояв­ляют большее религиозное рвение и послушание законам своей религии. Да, они консервативны во всем, зато у них меньше самоубийств. Протестанты,

3 Durkheim Ё. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1979. P. 65. 24 HabermasJ. Theorie de l'agir communicationnel. Paris, 1987. P. 79.

зачинщики капитализма и потворцы предпринимательству, менее религи­озны. Они рационалистичны, алчны, своекорыстны. По большому счету протестантизм представляет собой духовную революцию и ниспровержение истинной веры. Путь к спасению для протестантов лежит в добросовестном труде и накопительстве. Такой, если можно выразиться, потребительский вариант христианства, созданный Кальвином и Лютером на потребу мелкой буржуазии, лишь на поверхностный взгляд является продолжением тради­ционного христианства. В действительности человек отрывается от Бога, вверяет свою судьбу самому себе и... расплачивается за это.

Религия по Дюркгеиму — это единство коллективного сознания, коллективного действия и коллективной общности

У Дюркгейма религия впервые предстала в единстве трех состояний: 1) коллективное сознание (верование, миф); 2) коллективное действие (ри­туал, культ); 3) коллективная общность (церковь). Все они переплетены с другим понятием — социальным институтом. Э. Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующий­ся естественным образом в ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определенных потребностей людей. Источником религии является совместный способ существования людей. В религии об­щество обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Э. Дюркгейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему.

В концентрированном виде социологический подход к религии выражен в «Элементарных формах религиозной жизни». Историки считают ее луч­шей и самой зрелой книгой французского мыслителя. На русский язык она полностью до сих пор не переведена, хотя с ее фрагментами русская публи­ка — по дореволюционным переводам — ознакомилась раньше, чем в дру­гих европейских странах.

В то время как другое фундаментальное произведение Дюркгейма «Са­моубийство» целиком построено на анализе статистик, собранных из самых

разных источников, упомянутая выше книга представляет собой результат применения метода case study — изучения одного случая на примере веро­ваний австралийских аборигенов. Правда, провел он его, не выходя из сво­его кабинета и библиотеки, — на историческом материале. Дюркгейм вы­брал именно аборигенов, полагая, что в примитивных верованиях, а не в раз­витых формах монотеизма, кроются элементарные, т.е. базисные, элементы религии как формы и способа выражения культуры. Религиозную систему можно считать «самой примитивной» при двух условиях: а) она обнаруже­на в обществе, организацию которого никакое другое общество не может

превзойти по своей простоте; б) ее при­роду можно объяснить, не заимствуя по­нятий из религий, предшествующих ей. По существу Дюркгейм обратился к исследованиям сообществ, которые он относил к механической солидарности, и вел себя так, как поступают обычно этнографы или антропологи, изучаю­щие архаические племена в естествен­ной среде обитания. Но цели, надо признать, были разные. Социология «стремится исследовать отжившие фор­мы цивилизации не только с целью познать и реконструировать их», но и для того, чтобы с их помощью, быть может, лучше понять современное об­щество25. Но каким образом грубые культы австралийских племен могут помочь нам понять, например, христианство? Не произойдет ли сведения высших форм религии к низшим?

Отвечая на подобные вопросы, Дюркгейм тут же предупреждает: для со­циологии нет высших и низших форм религии, все они по-своему отражают социальную жизнь и в одинаковой мере способствуют адаптации социальной группы. Но «мы можем прийти к пониманию новейших религий, только про­слеживая тот исторический путь, которым они постепенно сформировались... В действительности история составляет единственный метод объяснительного анализа, который можно к ним применить. Только она позволяет нам разло­жить институт на его составные элементы, поскольку она показывает нам их рождающимися во времени друг за другом. С другой стороны, помещая каж­дый из них в совокупность обстоятельств, в которых он возник, она дает нам в руки единственный возможный метод определения породивших его причин. Поэтому всякий раз, когда предпринимается попытка объяснить какое-ни­будь человеческое явление, взятое в определенный момент времени — будь-то религиозное верование, нравственное правило, правовое предписание, ху­дожественная техника, экономический порядок — надо начать с восхождения к его наиболее простой, первобытной форме, постараться понять его особен-

Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М„ 1998. С. 175-176.

ности, характерные для этого периода его существован







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1588. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия