Студопедия — СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Г. ЗИММЕЛЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Г. ЗИММЕЛЯ






Георг Зиммель (1858-1918) — одна из ярких фигур немец­кой социологической школы — принадлежал к поколению Э. Дюркгейма, Ф. Тенниса и Макса Вебера. Зиммель дал ана­лиз и критику современной культуры, структуры и функцио­нирования капитализма, высказал множество ценных идей для социологии культуры; города, семьи и пола; социологии кон­фликта; социологии религии54.

В своей главной методологической работе, посвященной этой теме, — статье «К социологии религии» — Г. Зиммель се­тует на то, что до сих пор не дано четкого определения как са­мой религии, так и предмета социологии религии. Не существу­ет определения, свободного, с одной стороны, от метафизичес­кой спекуляции, а с другой — от веры в привидения, в одинаковой мере охватывающего весь круг явлений — от христианства и буддизма до языческих верований островитян Южных морей55. Проблема кроется еще и в психоло­гизации религии, поскольку ее источником признаются чувства, импуль­сы и мотивы — страх, любовь, почитание предков, самообожение, но не устройство общества, его институты или отношения между людьми. Немец­кий социолог ставит перед собой задачу «понять религию, исходя из явле­ний социальной жизни, полностью находящихся по ту сторону всякой религии»56.

Докапываясь до первоистоков, Зиммель обнаружил целую иерархию со­циальных явлений, последовательно ведущих к возникновению религии. Низшей формой социальной и культурной жизни людей являются нравы — те «жизненные условия общества», которые, «с одной стороны, кодифи-

53 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Studienausgabe: In 2 Bd. Koeln, 1964.

Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 545-606; Он же. К вопросу о гносеологических истоках религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 606-618; Онже. Личность Бога// Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 636-651; Он же. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 618-635.

55 Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 618. Там же.

цируются в качестве права и санкционируются государственной властью», а с другой стороны, выступают объектом свободного выбора индивида57. Во всех обществах, утверждает Зиммель, существует стандартный набор со­циальных отношений, которые берется оберегать государство, например, отношение матери к ребенку, младших к старшим, подчиненного к началь­нику, рабочего к своему классу и феодала к своему сословию, гражданина к своему отечеству с помощью законодательства, и которые освещает цер­ковь своим авторитетом, возводя их в нравственные принципы. Такого рода фундаментальные отношения существовали еще до возникновения и религии, и государства, а те, начиная формироваться, кодифицировали, ле­гитимизировали и осветили их. Стало быть, заключает Зиммель, взаимо­отношения людей уже содержат в себе элемент религиозного. Стоит им лишь придать чувственно-возвышенную оболочку — и объект религиозно­го обожания налицо:

«Всякая религиозность содержит своеобразную смесь бескорыстной са­моотдачи и эвдемонистского вожделения, смирения и возвышения, чувственной непосредственности и бесчувственной абстракции; тем самым возникает определенная степень напряжения чувства, специфи­ческая интимность и прочность внутреннего отношения, встроенность объекта в некий высший порядок, который он, однако, одновременно воспринимает как нечто глубоко интимное и личное»58.

Таким образом, религиозность базируется на самых простых, самых зем­ных человеческих отношениях. Но как только эти отношения, будучи при­знаны социальным институтом — государством или церковью — в качестве важнейших, освещены ими или возведены в ранг закона, они моментально возрастают в своей цене. Их начинают почитать, им преклоняются, испы­тывают по отношению к ним религиозный трепет. Тем самым земные отно­шения возвышаются до уровня религиозной ценности, а их содержание из социального становится духовным. Теперь это уже не отношение матери к ребенку или детей к родителям, а некая религиозная святыня, требующая к себе беспрекословного уважения и почитания. Точно так же поступает и другой социальный институт — государство, которое отношение родителей к детям, отношение к государственным символам, например флагу, как и множество иных социальных отношений, возводит в закон, охраняет их и наказывает нарушителей.

И хотя Зиммель ясно о том не говорит, кодификация человеческих отно­шений со стороны государства и религии имеет то сходство, что освящает­ся ими не эгоизм или индивидуалистические интересы, а альтруизм и стрем­ление к общему благу. Ни религия, ни государство никогда не охраняли, не поощряли и не освящали низменные, гедонистические или эгоистические побуждения людей. Такие устремления разъединяют нас, а альтруизм, само­пожертвование, уважение человеческого достоинства и множество других возвышенных чувств объединяют нас. Вот почему все или большинство со­циологов видят в религии интегрирующий фактор.

Зиммель Г. К. социологии религии // Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С 619-620. 58 Там же. С. 621.

То, что необходимо людям, что бережет их жизнь и охраняет общество, всегда возводится в высший принцип. Оба социальных института — госу­дарство и церковь — создают для их зашиты целую систему санкций — по­ощрений за их соблюдение и наказаний за их нарушение. Когда-то давным-давно, утверждает Зиммель, моральные, религиозные и юридические санк­ции пребывали еще в нераздельном единстве, — таковы дхарма индийцев или фемида греков. Государство и религия шли рука об руку. Затем они по­делили между собой сферы компетенции: религия ведала духовными санк­циями, а государство — социальными и политическими. Социально вред­ные и безнравственные поступки преследовались как религией, так и госу­дарством, которое возвело их позже в степень уголовно наказуемых деяний.

Как бы то ни было, но религия и государство представляют собой лишь форму социальных отношений между людьми. Так, культовая проституция, пишет Зиммель, была лишь религиозным оформлением ранее существовав­шего чисто конвенционального порядка сексуальной жизни. Отсюда вытекает вторичный характер таких общественных образований как религия и государ­ство59. Отдельные сферы общественной жизни, области человеческих отно­шений со временем разрастаются, требуя оформления и регулирования, вы­деляются в самостоятельные институции, кристаллизуются и оформляются. По поводу управления ими возникают сословия и профессиональные стра­ты, например судей и жрецов, законодательные нормы, учреждения и орга­низации, правовые механизмы, правила и инструкции, традиции и обычаи.

Все это следствие общественного разделения труда. Затрагивает оно и внутрирелигиозную жизнь. В малой группе для проявления возвышенности, самоотдачи, жертвенности или интимности индивиду не нужны были по­средники — боги, капища, доктрины и многочисленные религиозные символы. Но как вызвать прилив духовных сил у больших масс людей? Здесь уже потребуются церкви, религиозные общины, религиозное просвещение и образование, совместные ритуалы и культовые практики. Боги и мифы — легенды об их героических деяниях — в снятом и идеально обобщенном виде представляют то, что раньше происходило в обычной жизни, когда человек приобщался к возвышенному непосредственно. В христианстве количество опосредующих артефактов стало еще больше, чем в язычестве — примитив­ная религия небольших племен превратилась в разветвленную индустрию и совокупность многих социальных институтов. Иконы, храмы, книги, музы­ка, церемонии и т.д. помогают каждому следующему поколению проходить религиозное воспитание и приобщаться к возвышенному так же, как дела­ли это их отцы и деды.

Правда, время вносит свои коррективы и в этот процесс. Разнообразие языческих культов и богов поражает воображение. У каждого племени и на каждом острове свои обряды, которые кажутся нередко диковатыми или экстравагантными. Но появление монотеизма упорядочило культурный мир планеты. Католики в Германии, Перу или Конго молятся одинаковым об­разом, соблюдают одни и те же посты, читают одни и те же религиозные наставления. Так что эволюция религии тоже способствовала появлению глобального общества.

Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М-., 1996. С. 622.

Если быть исторически точным, то прообразом глобальной деревни вы­ступают не мегаполисы, древние империи, объединявшие порой целые ма­терики, не великие географические открытия или мировая торговля, а рели­гия, первая давшая человечеству идеал единства: «религия есть чистейшая, возвышенная над всеми конкретными частностями форма единства обще­ства... Индивид чувствует привязанность к чему-то общему, высшему, из чего он сам берет начало и во что вливается, от чего он, однако же, ожидает возвы­шения и спасения, чувствуя себя отличным от него и все-таки тождественным ему. Все эти восприятия собираются, словно бы в фокусе, в представлении о

Боге; их можно свести к отношению индивида к роду: с одной стороны, от­ношение к прошедшим поколениям, передавшим ему главные формы и со­ держания его сущности, с другой стороны, отношение к поколению со­временников, в силу чего эта сущность обретает внешний облик и меру»60.

Религия, равно как общество и государство, «стоит надо всеми индиви­дами как абстрактное единство, притянувшее к себе все связи между ними»61. Все, что в социальной жизни носит индивидуальный характер, в религии приобретает надиндивидуальный смысл:

«На протяжении всего средневековья церковь была весьма удобна для всех благотворительных устремлений, будучи резервуаром, куда стека­лись все пожертвования, — и это не вызывало никаких сомнений. Кто хотел отдать свою собственность в пользу других, то не приходилось раздумывать, как лучше это сделать: между жертвователем и нуждаю­щимся всегда находился всеохватывающий центральный орган. Благо­творительность как форма социального отношения внутри группы об­рела в церкви надиндивидуальную организацию в единстве»62.

Появление идеальных посредников — религиозных книг, икон, мифов и житий — сыграло огромную роль в преемственности культуры. Г. Зиммель был глубоко прав, когда утверждал, что, однажды оторвавшись от своей ре­альной формы, идеальный образ приобрел вечное существование. Преда­тельство Авеля, случившееся тысячи лет назад и некогда фиксировавшее ре­альный проступок, преподается в качестве нравственного урока и сегодня. Оно сохранит свою силу и через тысячи лет. Точно так же иконы и скульп­туры будут нести образ Христа еще многие тысячи лет, возбуждая у новых поколений те же возвышенные чувства, что были присущи их далеким пред­кам. Реальное содержание чувства, возникнув в форме межиндивидуально­го взаимодействия, затем воплощается в трансцендентной идее и благодаря каналам религии передается из поколения в поколение.

Особую роль в общественной жизни играет человеческая вера. Религи­озные верования, если следовать логике Зиммеля, представляют лишь мо­дификацию обычной земной веры, сопровождающей и организующей наше повседневное существование: «ребенок верит родителям, подчиненный — начальникам, друг верит другу, индивид верит в свой народ, подданные — в

60 Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 630-631.

61 Там же. С. 630.

62 Там же.

своего властелина». Без нее общество распалось бы. Верить в кого-то или что-то и доверять другим людям означает цементировать социальные связи и отношения в обществе. Солдаты доверяют своему командиру и идут с ним в бой, ребенок доверяется своей матери и лишь потому ее слушается: он знает либо убежден, что она ему зла не причинит. Отсюда лишь один шаг до язы­ческих верований в леших, обитающих на болоте, или домовых, передвига­ющих мебель в квартире. Но языческое веро­вание сродни обыденной, или социальной вере: обе есть результат добровольной, не­критической веры в могущество, заслуги, превосходство вышестоящих сил (вождей, духов, богов). Здесь в простом единстве сли­ваются знание, инстинкт и чувство.

Однако есть и различия: в обыденной жиз­ни мы говорим о вере как психологическом процессе, а в религии — как институциональ­ном, материализованном в символах, книгах, храмах, иконах. Вера оторвалась от своих но­сителей, возвысилась над ними, приняла са­модовлеющий характер и теперь уже со сво­их высот навязывает бывшим хозяевам свою волю и правила игры. Вот почему сегодня ре­лигиозная вера, потребность в которой рас­тет, а не снижается, распространяется через институциальные практики, а не психически. Сторонников в новые секты вербуют на ули­це и в поездах, предлагая им специальную литературу и почти силой затаскивая на ри­туальные тусовки. Таким образом, «первона­чально определенный объект производит в нас определенный психический процесс, а затем этот процесс, став самосто­ятельным, сам образует для себя соответствующий объект»63.

Христианство же представляет совсем другой тип веры. Это не верование в предметы или природные силы, которые можно видеть или ощущать. Хри­стос — идеальная реальность, которую необходимо воспринимать не чув­ствами, а внутренним духовным зрением: «я принимаю бытие Божие, хотя оно и недоказуемо со всей строгостью, но это означает одновременно опре­деленное внутреннее отношение к нему, самоотдачу чувства, направление к нему всей жизни; во всем этом — уникальная смесь веры, в смысле вида познания, с практическими импульсами и состояниями восприятия»64.

У Зиммеля есть суждение, которое, если его дальше развить, приводит к весьма радикальному выводу. Он пишет о том, что религия не просто отра­жает социальные отношения людей, но подает их — сквозь мифы и мифо­логические отношения — на огромном экране в четком и рефлексирован-ном виде. Действительно, у древних греков боги вели себя почти как люди:

63 Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 626.

64 Там же. С. 625.

влюблялись, изменяли и предавали, ревновали, ненавидели, строили коз­ни и т.п. Небо, где обитали греческие боги, для самих греков представало огромным экраном, на котором демонстрировался захватывающий кино­фильм. Через богов люди осмысляли и через них репрезентировали свои собственные отношения, чувства и страхи. Невидимый сценарист писал текст, а невидимый режиссер ставил спектакль. В театр люди приходят для того, чтобы посмотреть на себя со стороны. Им демонстрируют те же чув­ства и взаимоотношения, но в препарированном — героизированном, дра­матизированном или высмеиваемом виде: «человек живописует себя само­го в своих божествах», подсказывает Зиммель. Но это уже совсем иные чув­ства и отношения. Они усилены, в них расставлены нужные акценты. А самое главное — они принадлежат не про­стым смертным, а богам. Социальные отношения и чувства предстали зрителю в снятой форме — в чистом виде, подвергнутым рефлексии и переосмыслению. И все это делается лишь для того, чтобы простые граждане лучше поняли собственную жизнь, разобра­лись в своих взаимоотношениях и чувствах, увидели их смысл и значение. Прелюбодеяние — грех для простого грека. Но если им занимаются боги, то оно превращается в социально одобряемое действие. При условии, что боги не осуждают его. Если одни — отрицательные — боги прелюбодействуют, а другие — положительные — осуждают поступок, то прелюбодеяние приоб­ретает для греков силу нравственного табу.

В христианстве картина мира стала еще более однозначной. Там совер­шать непростительные поступки могли уже не боги, а падшие ангелы или дьявол, т.е. заведомо осуждаемые персонажи. Иисус Христос в своей земной жизни наглядно демонстрировал лишь нравственно одобряемый образ поведения, достичь который отныне старался каждый христианин: «Бог непосредственно понимается как персонификация тех добродетелей, каких он требует от человека; он не столько имеет такие свойства, как доброта, справедливость, великодушие и т.д., сколько есть сами эти свойства; это выражают так, что он — "сама доброта", "сама любовь" и т.д. Нравствен­ность, императивы поведения людей относительно друг друга как бы обре­тают в нем свою постоянную форму»65.

Итак, религия — политеистическая либо монотеистическая — на своем языке передает и описывает социальную жизнь людей, добавляя к описанию необходимые нравственные комментарии и поучительный анализ. Если хотите, религия — это учебник социологии, показывающий в явном и отреф-лексированном виде то, о чем читатель лишь смутно догадывался. В таком категорическом виде можно представить мысль Г. Зиммеля, высказанную им по поводу «идеализации индивидуальных свойств» в религии: «религия — помимо всего прочего — это социальные формы отношений, которые в ней отделяются от своего эмпирического содержания, делаются самостоятель­ными и проецируются на собственные субстанции»66.

Зиммель Г. К. социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996, С. 632. 66 Там же. С. 628.

Проекция земного мира на небесный экран, как и в современном кинема­тографе, всегда предстает идеализированной. Зиммель, создавший основопо­лагающий труд по социальной дифференциации, в работе, посвященной со­циологии религии, писал о том, что в реальной жизни люди постоянно кон­курируют и конфликтуют между собой, ссорятся, воюют и убивают друг друга. В братоубийственную войну втянуты не только народы и племена, но и кров­ники — потомки одного первопредка. А вот религиозные представления боль­шинства народов мира — это утопический рай, где царят гармония и покой. Только там человек находит успокоение для своей истерзанной души. И в этом видится наиважнейшая функция религии — функция духовной релаксации.

Сегодня ее нередко приходится выпол­нять психотерапевтам, народным цели­телям, любовным романам и сентимен­ тальным кинофильмам. Хотя и сегодня, как тысячу лет назад, находятся люди, которые ищут душевного успокоения в храме господнем. Ищут и находят его в молитвах, проповедях, службе, религиозных праздниках. Не случайно Зим­мель призывал «понять религию как событие, состоявшееся в жизни челове­чества, исходя из внутренних условий этой самой жизни»67.

К вере, равно как и к религии в целом, Зиммель подходит социологически. Он прямо так и заявляет: «Практическая вера является для души основным то­ном ее расположения, социологичным по самой своей сути, т.е. проявляющим себя на деле, как отношение к существу, противостоящему нашему Я».

Социология религии Зиммеля сочетает в себе типичный для его време­ни функциональный подход к религии с идеей «трагедии культуры» и гибе­ли всех культурных форм, включая религиозную. Все социальные учения нашего времени, говорит Зиммель, вращаются вокруг центральной пробле­мы — ценности68. Под ценностью надо понимать то, что привлекает наш интерес к конкретной вещи, исполненной человеческим трудом. Сама по себе ценность выступает фундаментальным отношением, определяющим все другие отношения. Над миром конкретного бытия, говорит Зиммель, возвышается мир идеальных ценностей, существующих в наших чувствах и стремлениях, мир, выстраивающий совершенно иную иерархию вещей и отношений, чем та, которая существует в материальном мире. Культура, наука, язык, нравы, право, религия относятся к основополагающим формам жизни, а религиозные ценности на шкале человеческих приоритетов зани­мают высшую ступеньку. Зиммель определял религию как форму налично­го бытия, приспособленную для удовлетворения духовных потребностей и придающую фрагментарному существованию высшее единство и смысл. Поиски «чистого типа религии» заключались у него в многообразии фено­менов религиозного мира. Зиммель много рассуждал о «парадоксах рели­гии», о религии и религиозности, сущности религиозной веры и ее соци­альных функциях. Зиммель связывал религию с социальной дифференциа­цией общества, писал об основных конфликтах культуры и разложении традиционных религиозных институтов.

67 Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 634. 6S Зиммель Г. Философия труда. Киев; Харьков, 1900. С. 3.

Первопричиной фундаментальных сдвигов в современной культуре вы­ступают у него разделение и специализация труда. Они привели к отрыву содержания социальных отношений от их ценности, к превращению его содержания в самодовлеющую игровую форму. Это есть процесс релятиви­зации культурных содержаний. Социальная форма, или форма социации людей, объективно ставшая уже смыслообразующим центром новой куль­турной реальности, становится основным предметом изучения в социоло­гии Зиммеля. История общества есть нарастающая интеллектуализация со­циальной жизни, и вместе с тем — усиление влияния принципов денежно­го хозяйства. Действие этих двух важнейших «форм социации» ведет ко всеобщему отчуждению, которое сопровождается ростом индивидуальной свободы.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2869. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия