Студопедия — ЭТИМОЛОГИЯ И ТИПОЛОГИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭТИМОЛОГИЯ И ТИПОЛОГИЯ






За рубежом по отношению к нему употребляется термин pagan (язычник). Он происходит от латинского paganus — сельский житель, поскольку Рим­ская империя имела огромную сельскую периферию (окраину), представ­ленную в первых веках нашей эры так называемыми варварами.

Русское слово «язычество» — литературного происхождения. Оно ведет свою родословную от церковнославянского слова «языци», т.е. «народы», «иноземцы», которые не были крещенными в эпоху Киевской Руси. Таким образом, словом «язычники», или «нехристи» русские книжники именова­ли тех, кто исповедовал другое, чем они, верование. О сельских жителях или сельской периферии здесь речь не идет. Разделение на «столичных» и «пе­риферийных» жителей на Руси возникнуть тогда не могло, поскольку вся

Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы (Barbaricum). СПб., 2000.

страна была аграрной, да и в России не было колонизированных народов, как у римлян.

В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению мировых религий (христианства, ислама и буддизма) и послуживший их основой. Таким образом, в термин «язычество» вкладывается три демарка­ционных признака: аграрный, религиозный и исторический.

В нашей стране язычество никогда не было предметом социологического исследования, поскольку, за редким исключением, в России не сохранилось живых носителей таких верований, а тех, кто еще был жив, скажем, эвенки или чукчи, опрашивали не социологи, а этнографы. Но сегодня наблюдается ренессанс языческих верований, десятки тысяч людей увлекаются историче­ской реконструкцией язычества, то и дело возникают новые объединения и организации. Кроме того, остатки языческих верований сохранились в мас­совом сознании и поведении как органическая часть культурного бытования русского и некоторых других народов. Все это делает достаточно актуальным изучение язычества именно средствами социологической науки.

Языческими называются религии, которые предшествовали распростра­нению монотеистических (единобожных) религий — христианства и ислама. Язычеству присущ политеизм — т.е. вера не в одного, а во многих богов. Ха­рактер всех языческих религий примерно однотипен: имеет место вера в бо­жество, каждый из которых символизирует различные стихии, силы приро­ды или «курирует» разные направления человеческой деятельности2. При этом обычно выделяются несколько главных божеств. Например, у славян это Род — прародитель всех других богов и творец мира, Мокоша (Макошь) — богиня плодородия, Перун — бог грома, молний и небесного огня, Велес — покровитель скотоводства и бог богатства. У мордовского народа в качестве главного языческого бога почитался Инешкипаз. Чуваши поклонялись как главному богу — Султи Тура, богине-праматери — Асме, божеству Тавам Ыра — доброму духу, выполняющему для людей роль ангела-хранителя. У уд­муртов главные языческие божества — Инмар (божество Солнца), Квазь — божество неба и Кэлчинь — божество земли. Марийцы почитали верховного бога-творца — Ош Кугу Юмо (Большого Белого Бога), Мланде Аво Юмо (Мать-Солнце), Мер Юмо — бога всего живого и др. Главным божеством древних тюрок, в частности, предков татар и башкир, был Тенгри-хан.

Важное отличие мировых религий и язычества заключается в националь­ности. Христианство и ислам интернациональны, они не делят верующих на национальности. Напротив, каждая языческая религия — узконациональ­ное явление и создана для одного народа. Об этом свидетельствует и само слово язычество: «язык» на древнерусском — народ.

До сих пор язычество, прежде всего восточно-славянское и древнерусское, активно изучалось в рамках истории, философии, этнографии, лингвисти­ки, археологии. Получили известность фундаментальные труды В.Я. Проп­па, В.Н. Топорова и В.В. Иванова, Б.А. Успенского, С.А. Токарева, Б.А. Ры­бакова. Истоки язычества древних славян обнаружены за много тысячеле­тий до начала нашей эры, а его отголоски сохранялись вплоть до недавнего времени.

2 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. № 47. 2001.

Говоря о своеобразии в эволюции и формах восточно-славянского и древ­нерусского язычества, мы не должны забывать, что его развитие не шло в стороне от путей, по которым развивались языческие комплексы других народов. В связи с этим более широким культурно-историческим контек­стом имеет смысл рассматривать так называемые архаичные религии, куда и относится, собственно говоря, славянское язычество.

Символы воды, корней и солнца на разных ритуальных браслетах. Наверху в арочке — бог растительности и корней — Переплут.

Язычество было широко распространено в дохристианской Руси

В научной литературе все религии подразделяются на политеистические (многобожие) и монотеистические (единобожие). Их также можно группи­ровать на архаичные и мировые религии. Если соединить обе классифика­ции, то у нас получатся:

♦ архаичные политеистические религии (тотемизм, фетишизм и т.д.);

♦ мировые монотеистические религии (христианство, ислам, буддизм). Архаичные религии — более древние. Они основаны на верованиях и

мифах, которые составляют основу мифологии. Мировые религии — более молодые. Их основой выступает религиозная вера.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 512. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.061 сек.) русская версия | украинская версия