Студопедия — МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА






Специалисты считают, что понятие «мифологическая картина мира» шире религиозной картины. Она включает не только представления о сверхъестественном мире (духах и божествах), но также абстрагированные понятия о космосе, пространстве и времени, которые послужили источни­ком возникновения ран нефилософских учений. В рамках мифологии фор­мируется представление об особом поэтическом даре, подготавливавшем почву для становления литературы.

У первобытных народов мифологическая картина мира включала три уровня, или слоя: наверху обитали светлые силы (божества либо добрые духи), средний, или срединный мир отводился для живых людей, нижний мир, т.е. подземное царство, был средой обитания душ умерших. Мифоло­гическая картина олицетворяла строение всего космоса. Три уровня — это три зоны космоса: небо, земля и преисподняя (загробный мир).


Мифологическая картина мира

 

Срединный мир олицетворяло мировое дерево, изображение которого ча­сто ставили в центре жилища. Его предназначение — соединять все три мира и служить центром мироздания. Специалисты, в частности В.Н. Топоров, выделяют целый космологический период в истории культуры — эпоху ми­рового древа. В скандинавской мифологии мировое дерево (ясень) Иггдра-силь «проросло» сквозь все миры: его корни грызет змей, крону венчает орел, ветви гложет олень, олицетворяющий срединный мир. В финно-угорской традиции функцию мирового дерева, соединяющего все миры, выполняет Млечный путь.

В большинстве мифологических картин мира центр мироздания, где пе­ресекаются его вертикальные и горизонтальные координаты, располагает­ся в срединном мире — сообществе людей. Топологически его символизи­рует центр деревенского поселения, алтарь в храме, трон — во дворце пра­вителя. Часто таковым выступало погребальное сооружение, символически соединявшее посю- и потусторонний миры. Поскольку древние китайцы представляли сотворение мира как постепенное отделение неба от земли, то в мифах есть упоминания о том, что первое время на небо можно было взоб­раться по особым небесным лестницам. Наряду с представлением о небес­ных лестницах и пути на небо существовали и мифы о горе Куньлунь (ки­тайский вариант так называемой мировой горы), которая как бы соединяла землю и небо: на ней находилась нижняя столица верховного небесного владыки (Шан-ди). В основе этих мифов лежит представление о некой «ми­ровой оси», которая принимает форму не просто горы, но и возвышающей­ся на ней столицы — дворца. Другое представление о космической верти­кали воплощено в образе солнечного дерева — фусан (букв, «поддержива­ющее тутовое дерево»), в основе которого лежит идея древа мирового.

Другая особенность древних космогонии — «очеловечивание» (антропо-морфизация) космоса. В Древней Индии космос творился из расчлененного тела первочеловека — ведийского Пуруши. В древнеисландском сборнике мифологических и героических песен «Старшей Эдде» описывается убий­ство богами первозданного великана Имира, чья «плоть стала землей, ста­ли кости горами, небом стал череп,... а кровь его — морем».

Космогония — составная часть мифологии.

КОСМОГОНИЯ (от космос и...гония; греч. kosmogonia) — 1) в арха­ичных культурах модель происхождения мира и человека, определяв­шая также иерархические отношения между богами; 2) в современ­ных культурах раздел астрономии, изучающий происхождение и раз­витие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд, галактик и т.д.).

Прежде чем космогония превратилась в систему научных представлений, она прошла мифологическую стадию.

Космос, символизирующий в мифологии порядок, рождается из хаоса, который постоянно сосуществует с человеком и его обществом. Переход из одного состояния в другое возможен в любой момент, особенно в период смены календарных циклов, при социальных и семейных переменах (рож­дение ребенка или смерть сородича вождя). Эти периоды опасны возмож­ностью проникновения сил хаоса, смерти, злых духов в мир людей. Для того чтобы защитить себя от интервенции чуждых сил, людям приходилось с точностью до деталей осуществлять специальные ритуалы, отступление от которых грозило бедой. Погребальные, свадебные и календарные обряды восстанавливали космический порядок, очищали и стабилизировали сре­динный мир людей.

Для того чтобы у простых смертных приобщение к миру космоса произош­ло как надо, приходилось долго тренироваться и репетировать. Защита от вторжения сил хаоса не должна была застать их врасплох. В специальных ритуалах разворачивалась рецитация космогонических мифов, моделиру­ющая вторжение сил хаоса — карнавальные обряды ряжения злых духов, ри-

туальные оргии (промискуитетные обряды), ритуализованные восстания против правителей. Подобные обряды ставили хаос под контроль людей, обновляли и очищали мировой порядок.

Вторжение сил хаоса происходило снизу — из подземного мира, но ни­когда не сверху. Небеса — место обетования добрых сил. В мифологии, та­ким образом, зародилась асимметрия небесного и подземного, которая поз­же была унаследована христианством.

Срединный мир надо было защищать именно снизу. Для этого у многих на­родов создавались изображения так называемых стражей — фигурок-охра­нителей, которые дали начало целому жанру в прикладном религиозном и

светском искусстве. Корабли испан­ских, греческих, скандинавских и сла­вянских народов украшали особые но­ совые фигуры из дерева, призванные охранить моряков от проявлений злой стихии и злых духов. Китайцы ставили статуи стражей на коньки кровель, под карнизами зданий и у гробниц. Они оберегали живых и мертвых от злых ду­хов. У народностей кота в Габоне черепа и кости наиболее почитаемых пред­ков по обычаю хранят в корзинах в особой хижине и приносят им жертвы. Для защиты останков от злых сил на корзины помещают фигурки стражей.

Постоянная угроза вторжения сил хаоса, как и моделирование этого втор­жения, особенно в календарных ритуалах, способствовала возникновению представлений о космических циклах — бесконечном ритме смертей и воз­рождений природы и человека (предков — в потомках, мальчика-неофита — во взрослом мужчине после инициации и т.п.). Рождение и смерть, в отли­чие от более поздних времен, не драматизируется, а как бы карнавализиру-ется. Они — части обновительного ритуала.

Врезка







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 913. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия