Студопедия — ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ СЛАВЯН






Религиозные верования древних славян представляли собою, с одной стороны, поклонение явлениям природы, с другой — культ предков. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волх­вы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли.

К числу главных славянских богов принадлежали: Дажь-бог (у других пле­мен Хоре) был богом солнца; Перун — богом грома и молнии; Стрибог был богом ветра; Волос, или Белес, был покровителем скотоводства; небо иногда называлось Сварогом (и потому Дажь-бог был «Сварожичем», т.е. сыном неба); мать Земля-сырая тоже почиталась как некое божество. Пантеон сла-

вянских богов оказался не только перечнем божеств, но и славянским земле­дельческим календарем. Это в очередной раз доказывает, что мировоззрение наших предков гармонично сочетало тогдашнюю науку, культуру, филосо­фию, религию, людей, богов и весь мир, перетекающий из одного состояния в другое. Аналогичных систем мировоззрения в древнем периоде больше нет. Ближе всех к данной концепции стоит ранний буддизм, который, очевидно, является отголоском ведизма славяно-ариев, привнесенного ими в Индию. Природа представлялась одушевленной или населенной множеством мелких духов. В лесах жили лешие, в реках — водяные; души умерших пред­ставлялись в виде опасных для неосторожного человека русалок. В водной стихии, считали древние славяне, жили берегини и водяные. Берегини, а позднее вилы и русалки — это женские духи рек, озер, прудов, колодцев. Леший обитает на деревьях или в дуплах. На полях в высокой траве или в высоких колосьях живут полевики — козлообразные существа. В жилише «хозяин» домовой — маленький горбатенький старикашка. Он — покрови­тель дома, домашнего хозяйства.

Чувашские язычники воскрешают своих богов

На протяжении многих веков у восточных славян сформировался свой пантеон демонов, или низших божеств. Между демонами существовали от­ношения, отражающие родственные и бытовые связи людей. У славянских демонов существовала определенная иерархия: среди них были начальни­ки и подчиненные, старшие и младшие. Домовой имеет семью: жену (домаха, домовиха), детей. Домовые ходят в гости друг к другу, иногда ссорятся и даже дерутся. Домовой водит знакомство, а иногда воюет с банниками, овинни­ками, лесовиками и полевиками.

Славяне почитали все природные стихии и все проявления природы — лес, реки, грозу, гром, воду, огонь, землю, камни и пр. Выражаясь современ­ной терминологией, язычество — самая экологическая на свете религия.

Вера в сверхъестественные возможности какого-либо объекта называется фетишизмом. Фетишем могли быть добычливые орудия охоты, деревья, плоды которых утоляют голод. У восточных славян отголосками фетишиз­ма и анимизма, преломленных тысячелетиями, было поклонение, например, камням, деревьям, рошам.

Культ каменных фетишей —очень древний. Вполне возможно, что у древ­них славян он возник из почитания каменных орудий, необходимых в охо­те и хозяйстве. На берегу Плещеева озера в древнем русском городе Пере-яславле-Залесском до сих пор лежит камень-валун — Синь-камень весом 12 т. При встрече весны камень украшали цветами и лентами, вокруг него во­дили хороводы. О почитании деревьев упоминается в «Житии Константина Муромского», о молитве «в дрова» со­общает и «Слово Иоанна Златоуста». В северных районах Руси существовал культ березы.

С течением времени почитание де­ ревьев приняло другую форму, подверг­лось влиянию христианства. Так, в XVIII в. существовал обычай служить молебны поддеревьями, что было ви­доизменением старого обычая кланяться самим деревьям. Языческое обра­щение к воде принимало форму христианской молитвы: «Вода матушка, по­дай всем хрещеным людям добраго здоровья».

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где про­исходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные и деревянные сооруже­ния на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение бога, вокруг него жгли жертвенные костры. В жертву богам приносили плоды зем­ли, животных и птиц, были известны и человеческие жертвоприношения. Однако исследователь «Велесовой книги» С. Лесной установил, что челове­ческие жертвоприношения были привнесены на Русь от варягов при князе Владимире и просуществовали не более десяти лет.

Из трех универсальных форм архаичных верований — фетишизм, ани­мизм и тотемизм — беднее всего представлен последний. Прямых доказа­тельств его существования так и не обнаружено, хотя косвенных признаков, например земледельческий обряд «вырывания бороды» — последних коло­сьев с поля, или сказки о животных, можно обнаружить немало. Тотемизм — олицетворение своего рода с медведем или оленем — был распространен среди индейцев Америки, туземных народов Африки и Австралии, хотя его пережитки в фольклоре и народных преданиях в той или иной форме харак­терны для всех народов.

Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе и жертвенную пищу. При похоронах лиц, принадлежащих к социальной верхушке, сжигали их наложниц.

У славян обнаружена оригинальная система письма — так называемая узелковая письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помо­щью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки.

В древности узелковая письменность была распространена у многих наро­дов. Узелковым письмом пользовались древние инки и ирокезы, древние китайцы. Оно существовало у финнов, угров и карелов. На многих предме­тах, поднятых из захоронений языческого времени, просматриваются не­симметричные изображения узлов сложной конфигурации, напоминающие иероглифическую письменность восточных народов6.

С принятием христианства образы природных божеств не канули в про­шлое, а сохранились в сказках, легендах, быличках, приметах и суевериях. Изменились только имена персонажей, с которыми связываются те или иные поверья. Длительное время новообращенные христиане продолжали поклоняться языческим богам, приносить им жертвы, устраивать игрища и празднества, посвященные природным духам и божествам; называть детей древними именами, нарекая их в то же время именем христианского покро­вителя. Параллельное существование двух религий, православия и языче­ства, называемое также двоеверием, с течением времени приводило к их гармоничному слиянию, которое вылилось в своеобразную форму русского православия — народное христианство7.

Нередко божество, наделенное явными языческими признаками, носи­ло имя православного святого. Известно немало случаев, когда к иконам приносили жертвы. Силы природы, времена суток и года, дни недели в на­родных представлениях наделялись антропоморфными чертами и качества­ми, а некоторые из них после принятия христианства получили имена свя­тых: «Водица Ульяна», «Земля Татьяна». В своих последних работах Б.А. Ры­баков8 пришел к выводу о прочности языческих представлений в эпоху средневековья, другие исследователи сделали заключение о факте полной сохранности язычества в домонгольский период. Об этом свидетельствуют письменные, этнографические, фольклорные и археологические материа­лы. Земледельческие магические обряды не изменились и после принятия христианской веры, и не только в деревне, но и в городе. В XVI в. (к которо­му относится это описание), по мнению В.Я. Проппа9, обряды соблюдались еще полностью, а согласно Н.М. Никольскому10 старые культы не только сохранились, но даже распространились еще более широко.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 642. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия