Студопедия — Обряды современных язычников
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Обряды современных язычников






лес — символ мудрости, Лада — богиня любви и богиня весны, Макошь — богиня судьбы и до­машнего очага. Кроме богов существуют духи. Почитается каждый камешек и каждое деревце. Верующий язычник никогда не позволит себе сломать ветку без нужды или оставить после себя кучу мусора на поляне.

Славянское язычество возродилось еще в нача­ле 1980-х, а сегодня несколько московских об­щин собираются на праздники, чтобы просла­вить древних богов, попировать, повеселиться и просто подышать свежим лесным воздухом. Выглядит это очень колоритно. Несколько десят­ков человек в русских народных костюмах, с ри­туальными песнопениями водят хороводы у ко­стра, устраивают ратные состязания, приносят жертвы. Жертвой называют посвящение богу, а не отказ человека от чего-либо, и тем более не страдание и смерть ради богов. Более тради-ционны для современных язычников раститель­ные дары идолам. На алтарь (специальный ка­мень со священными знаками) кладутся немно­го зерна, фрукты или овощи, иногда проливается кровь животного, которое до этого хорошо кор­мят и всячески за ним ухаживают. Кровь счита­ется вместилищем жизненной силы, поэтому

13 См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ.
4.1. М„ 1999.

14 Благовещенский С. Новые «поганые»? // ВЕК. 2001. №47.

виях. Разновидность так называемых ревитализационных движений, ставя­щая задачей создать новую религию путем обращения к древнейшим плас­там местной культуры, в частности славянского язычества. В целом для нео­язычества с его оккультизмом, приоритетом земных благ и ценностей и от­казом от христианской традиции характерно приуменьшение значения этического содержания. По мнению Е.Г. Балагушкина15, в неоязычестве не­редко наблюдается возврат к жесткой архаической нормативности, строгой ритуалистике и обрядности, к авторитарной власти магов-наставников.

В понимании неоязычества в отечественной науке не сложилось едино­го мнения. Российский политолог В.В. Прибыловский называет неоязыче­скими некоторые политические орга­низации России, однако не определя­ет само понятие. Религиоведы видят в неоязычестве новые религиозные дви­жения, основанные на возрождении древних верований и обрядов, богов-покровителей (Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.). По убеждению культуро­лога А. Гайдукова, благодаря своей разноплановости неоязычество несво­димо только к религии, общественному или политическому движению, по­этому его надо рассматривать как своеобразную субкультуру, представляю­щую автономное образование внутри господствующей культуры.

Под неоязычеством В.А. Шнирельман понимает общенациональную ре­лигию, искусственно создаваемую городской интеллигенцией из фрагмен­тов древних локальных верований и обрядов с целью «возрождения нацио-

В резной деревянной чаше-братине плещется медовуха или пиво. Участники обряда по кругу пе­редают чашу и возносят славу богам. Чуть-чуть меда волхв плеснет и в большой костер посреди круга. Таким образом приносится жертва священ­ному огню. Смысл праздника — веселиться, что­бы толика общего задора радовала богов. Народ водит хороводы, играет в ручеек, устраивает по­тешные кулачные бои. Зимой берут снежные кре­пости и будят ряженого медведя, прогоняя таким образом зиму — холодную Морену. А летом пле­тут венки и пускают по реке. В процессе обрядов язычники должны очистить­ся водой. Наши предки вкладывали в умывание сакральный смысл. В каждом доме возле умы­вальника висел расшитый рушник. Как правило, в вышивке присутствовало множество сакраль­ных символов. Умывшись, человек прикладывал лицо к священным символам богов Руси, чтобы они его поддержали и наставили на путь истин­ный. Смывая грязь и пыль, язычник очищается от наносного, чтобы стать самим собой и восста­новить поврежденную городским ритмом жизни


энергетику. Существует и передаваемый из поко­ления в поколение практический опыт творить «наговоренную воду». Таким образом, человек получает защиту посредством усиления некото­рых свойств его характера. Очистительные обряды огнем проводятся во вре­мя древнерусских праздников, привязанных к сол­нечному календарю. Это Колядки, Масленица, Ку­пала (летнее солнцестояние), Троян (осеннее солн­цестояние). Перед обрядом обычно проводят очищение организма: несколько дней едят только каши. В это вкладывается особый смысл: каждое семя для земледельцев-славян — символ волеизъ­явления жизни. А коллективное очищение включа­ет в себя прыжки через костер. Самые стойкие ходят по углям. Причем пятки себе не обжигают. Это связано с тем, что хождение по «огненному ковру» — магическая практика. Прежде чем сту­пить на раскаленные угли, человек входит в особое состояние сознания и не только не получает ожо­гов, но и пополняет свою внутреннюю силу. Источник: Подобедова Л. Обряды современных язычников //Аргументы и факты. 2001. № 15 (128)

См.: Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. 4.1. М., 1999.

нальной духовности». По мнению Э. Геллнера, речь идет не о возрождении, а о конструировании идеологической основы для новой социально-полити­ческой общности, более соответствующей условиям модернизации. Диакон А. Кураев трактует неоязычество как совокупность вообще всех нехристи­анских (прежде всего неправославных) культов и учений, возникших в по­следнее время. Для В.Б. Яшина предпочтительнее использовать это поня­тие в более узком смысле: неоязычество — идейно-политическое движение, направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических веро­ваний и культов и связанных с ними традиционных социальных институ­тов. За рубежом наряду с неоязычеством существуют схожие понятия «Nature Religions», «Native Religions» («естественные» и «родные» религии), «этничес­кие религии», «Deep Ecology» («глубинная экология») и др. М. Адлер в своей книге «Низведение» (1986) выделяет три ключевых принципа неоязычества: политеизм, пантеизм и анимизм.

О масштабах распространения неоязычества в современной России ни­какой статистики не существует, тем не менее оно функционирует как со­циально значимый культурный феномен, приковывающий внимание обще­ственности и привлекающий в свои ряды все новые группы молодежи.

По некоторым оценкам, общее число осознанных язычников, придержи­вающихся коренных природных верований, составляет более 100 тыс. чело­век. Национальные движения язычников существуют во многих регионах России: Марий Эл, Чувашии, Удмуртии, Бурятии, Алтайском крае, Якутии, а также практически во всех областях проживания народов Севера и Сиби­ри. Часть населения Индии, Китая, Японии, других стран Юго-Восточной Азии, стран Африки также является язычниками. В последнее время язы­чество было признано в Исландии, Шотландии, Литве, а сейчас вопрос о признании его в качестве полноправного религиозного верования ставится в Эстонии16.

Нужно иметь в виду, что язычество является традиционной религией населения некоторых российских регионов, например, Марий-Эл, Удмур­тии и Чувашии и др., и в последнее десятилетие на волне национального возрождения здесь предпринимаются интенсивные попытки возрождения языческих религий предков. Смешивать традиционных язычников и новых русских неоязычников было бы неправильно, так как идеологически они враждебны друг другу: русское неоязычество имеет своим источником идею русского национального возрождения, а традиционное язычество, напро­тив, — идею собственного национального возрождения, понимаемого не в последнюю очередь как борьба против русификации, обрусения и потери на­циональной самобытности того или иного в прошлом языческого народа.

История русского неоязычества достаточно коротка, оно представляет собой молодое идейно-религиозное и политическое течение. Применитель­но к нему приставка «нео» показывает, что речь идет не о культурном насле­довании идей древнейших языческих верований, возникших многие тыся­чи лет назад, а о некотором культурном новострое, в котором эклектически сочетаются реконструированные и по-своему понятые древние верования с совершенно новым политическим мировоззрением, нацеленностью на переустройство общества, создание «новой духовной основы» нации.

16 Новые известия. 2004.11.17.

Формирование русского неоязычества приходится на 1970—1980-е гг., а на 1990-е выпадает его расцвет. Сегодня движение продолжает набирать силу, русские неоязыческие общины растут, как грибы. Под русским нео­язычеством В.А. Шнирельман предлагает понимать движения, ставящие целью сконструировать «истинно русскую (славянскую) религию», которая бы полностью удовлетворяла современным потребностям русского общества и государства. Появление русского неоязычества в целом отстает от его ев­ропейского собрата, который образовался в 1971 г. путем объединения не­скольких разрозненных неоязыческих группировок.

Российское неоязычество имеет довольно глубокие корни в дохристианской Руси

Возникнув, как представляется, независимо от европейского неоязыче­ства, русское неоязычество в будущем может вполне кооперироваться и с ним. Так, с 1999 г. налажено сотрудничество русских неоязычников с евро­пейскими через балтийско-славянский региональный информационный центр ЕПРО. Русское неоязычество пока малочисленно, точное число его общин неизвестно. Одни исследователи насчитывают в нем чуть более 10 организаций, другие полагают, что их несколько десятков.

Структура русского языческого движения чрезвычайно разнолика: она может включать фольклорные ансамбли, группы по интересам, спортивно-прикладные клубы и т.д. Эта структура пока плохо дифференцирована и мало развита, в отличие от неоязычества европейского. Тем не менее мож­но выделить три типа общин, которые отличаются друг от друга в первую очередь своей идейной доминантой: 1) первая группа наиболее безобидна и малочисленна — это люди, переехавшие из города в село для ведения изве­стного образа жизни. Полагают, что таких общин несколько десятков; 2) вто­рая — интеллигенция, продолжающая жить в городах своей обычной жиз­нью, но периодически собирающаяся для совершения ритуалов. Общины эти крупнее, иногда достигают до сотни человек и имеются они в несколь-

ких десятках городов России — как правило, не более одной общины в го­роде; 3) третья группа самая крупная и небезопасная. Религиозные мотивы здесь полностью уступают место идеологии. Главное устремление русских неоязычников — дистанцироваться от реалий современной культуры, несу­щих с собой угрозу глобализации, тоталитаризма и унификации, националь­ного обезличивания.

Первым появилось в 1980-е гг. общество волхвов (Ленинград). Затем воз­ник союз венедов, впоследствии переименованный в общественный инсти­тут охраны культуры, а затем — в конфессиональный союз потомков хлебо­робов; численность его сохраняется на уровне 40 человек, однако в 1995 г. она достигала 200 человек. Сюда же надо отнести русское освободительное движение (РОД), впоследствии переименованное в Российское общенарод­ное движение, а затем в Новое общественное русское движение (НОРД). Далее следуют центр ратоборств и воинской культуры «Святогор» в г. Ко­ломна, а также расположенные в Москве: ведический центр «Коловрат», «Церковь Нави», культурный центр «Вятичи», славянская языческая общи­на, союз славянских общин, национальный клуб древнерусских ратоборств, федерация славяно-горицкой борьбы и др. Из числа провинциальных нео­языческих группировок можно назвать екатеринбургский институт русской ведической культуры, ижевскую общину «Тур» и омскую группу «Джива храм Инглии». В 1990 г. в Удмуртии возникает община удмуртских язычни­ков Удмурт Вэсщь. В Марий Эл в 1991 г. создается языческое религиозное объединение «Ошмарий-Чимарий» («Белый мариец — чистый мариец»). В Н.Новгороде в 1992 г. официально регистрируется языческая религиозная организация во главе с «верховным волхвом» А. Рыбиным. В Башкирии появляются почитатели Тенгри-хана. В 1997 г. создается общероссийская организация «Союз Славянских Общин». В той или иной мере идеи нео­язычников разделяются некоторыми объединениями русской патриотиче­ской направленности.

В Латвии неоязычество зародилось в 1920-е гг. и возродилось в начале 1990-х как попытка создать национальную латышскую религию, что было отмечено и переизданиями книг Брастыньша. У армян прослеживаются те же временные точки зарождения (1930-е) и возрождения (конец 1980-х). Неоязычество вдохновляется здесь идеями Нжде. Также на рубеже 1980— 1990-х гг. возрождается неоязычество в таких регионах, население которых до сих пор еще не прерывало традиций язычества, — Среднее Поволжье, Дагестан, Северная Осетия (Алания) и др. Так, в Республике Марий Эл воз­рождением языческой культуры активно занимается крупное этнонацио-налистическое движение «Марий ушем» («Марийский союз»). Менее ост­ро стоит эта проблема в Удмуртии и Мордовской Республике. Со времени грузино-абхазской войны 1992—1993 гг. неоязычество широко распростра­няется в Абхазии. В Белоруссии неоязычество появилось в начале 1990-х гг., но здесь националистические движения гораздо слабее. В Литве попытка возродить неоязычество возникла раньше, в 1967 г., но уже через 4 года оно было запрещено властями. Возникшая здесь краеведческая организация, взявшая название древнего языческого прусского капища «Ромова», зани­малась возрождением литовского фольклора и языческих ритуалов, в част­ности, отмечался праздник летнего солнцестояния «Швенто Роси». За ис­ключением Абхазии и Марий Эл неоязычество не имеет большого полити-

ческого влияния. Как показывают выборы последних лет, радикальные националистические партии неизменно терпят поражение.

На Украине два течения неоязычников — ридновиры и рунверы. Первые занимаются воссозданием пантеона славянских богов, вторые хотят утвер­дить язычество в качестве равной мировым религиям — христианству, ис­ламу и буддизму — системы верований. У обеих групп есть свои священные книги. У ридновиров это: «Велесова книга», «Вера предков наших», «Вол-ховник: запечатленное языческое вероучение» и «Правослов — молитвы к родным богам». У рунверов — «Магавира», «Катехизис», «Священная кни­га обрядов» и «Святое учение (вера в Даждьбога)». Обе неоязыческие груп­пы имеют свой календарь и цикл празд­ ников. Они также создали множество обрядов и заповедей, похожих на хри­стианские. На богослужении у рунверов читается «Магавира», затем члены общины выступают на разные (как правило, исторические и политические) темы, перемежающиеся молитвами Даждьбогу. У ридновиров обряды под­черкнуто архаичные, и, как правило, они проходят на открытом воздухе часто у сохранившихся идолов. Они разработали целую систему обрядов — венчания, освящения ребенка («крещение»), раскрещение, похороны. Годо­вой круг праздников у двух общин различен: у рунверов главный праздник — день рождения пророка Силенко («Рождество»)17. У ридновиров большин­ство праздников имеют сходные с христианскими названия: Великдень Даждьбожий (Пасха), Благовещение, Медово-маковый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас, Покров Матери-Земли, Рождество Божича-Коляды, Водокрес.

Основоположник ридновиров и украинского неоязычества в целом В. Шаян родился во Львове в 1908 г. В 1927 г. он с отличием окончил гимна­зию и поступил в университет, где изучал философию, европейскую фило­логию и санскрит. В 1943 г. Шаян создает нелегальный «Орден рыцарей бога Солнца» — религиозно-политическую организацию, направленную на рас­пространение неоязыческих идей и «борьбу за освобождение Украины» В 1993 г. неоязычники вышли из подполья, была зарегистрирована первая община ридновиров (язычников) «Православие», вышел в свет первый ук­раинский неоязыческий журнал «Сварог». В настоящее время существуют около 50 неоязыческих общин «РУНвера» и несколько ридновирских. Нео­язычники пытаются активно влиять на политическую жизнь страны. Они пишут обращения к верховным органам власти и «украинскому народу», стремятся внедриться в школы, требуя для себя льгот в качестве зарегист­рированной религиозной организации. Оба движения принимают участие в деятельности практически всех праворадикальных организаций Украины. Их общий лозунг: «Бог — это идея. Украинская национальная идея — Даждьбог». Так, например, адептом «РУНверы» является лидер радикаль­ной организации «Державна самостшшсть УкраТни» Виктор Коваль, автор книги «Нациократия». Совместные акции с неоязычниками проводит так­же Украинская консервативная республиканская партия Степана Хмары. В настоящее время на Украине существуют около 60 общин неоязычников

Безпалько Б. Национализм под покровом древних богов // Независимая газета. 2003.15.10.

обоих направлений. Несмотря на общее происхождение, между ними посто­янно идет непримиримая борьба и высказываются взаимные обвинения в искажении «истинной веры предков»1*1.

Неоязычество — широкое международное движение. Так, движение New age (Новая эра), позиционирующее себя как оккультное неоязычество, пред­рекает гибель христианству. Христианство — это, по их мнению, в лучшем случае лишь переходная ступень к новому более совершенному откровению. Христианство должно быть преодолено, на смену ему приходит третий за­вет, эра духа, время нового религиозного сознания, эпоха всеобщей духов­ной гармонии и невиданных ранее сверхъестественных дарований, которая станет долгожданным «Золотым веком» человечества. Духовное совершен­ство будет достигаться «без усилий и каких-либо покаяний и постов, не го­воря уже о жизни, полной самоотвержения со стороны искателя... Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милос­тыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Ибо настало время наслаждения»19. Отказываясь принять Евангелие как богооткровен-ную истину, неоязычники измышляют его оккультную версию (существу­ет, например, так называемое Водолейное Евангелие Иисуса Христа), со­гласно которой, Церковь до неузнаваемости исказила первоначальное уче­ние «великого эзотерика Иисуса».

В 1970-е гг. неоязычество проникает в Америку. В США ежегодно прово­дится большое количество праздников на улице, массовые фестивали. Пер­вый большой «Всеязыческий фестиваль» состоялся в 1977 г. Самый гран-

Врезка







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 502. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия