Студопедия — Тихий мир монастыря
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тихий мир монастыря






Благочестивых мужей в одежде цистерцианско-го ордена не встретишь больше ни в одном из 35 монастырских зданий. И все же посетителю, при­бывшему в Маульбронн — один из самых значи­тельных монастырей ордена, — кажется, будто он вмиг перенесся назад через века. Маульбронн похож не на музей, а на средневековую обитель, где остановили ход времени. Легенда связывает основание «Муленбруннена» с мулом: эльзасские патеры, оказавшись здесь в поисках пригодного для строительства места, гна­ли его перед собой. Там, где мул почуял водный ис­точник, монахи решили возвести монастырь по образцу бургундского Сито. Светским учредите­лем был дворянин Вальтер фон Ломесхайм. Осно­ванный в 1147 г. монастырь Маульбронн был в 1530 г. секуляризирован, а в 1538 г. преобразован в евангелическую духовную семинарию; раски­нувшийся рядом с аббатством поселок получил в 1886 г. права города. Монастырь среди лесистых возвышенностей и поросших виноградом холмов выглядит строгим и уединенным. В соответствии с духом цистерцианских реформ он должен был воплощать провозглашенный Бернардом Клервос-ским монашеский идеал: аскеза и труд. Монастыр­ский комплекс в основном выдержан в романском стиле. В центре стояла монастырская церковь — приземистая и продолговатая трехнефная базили­ка. Собственно, она состояла из двух церквей, раз­деленных поперечной стеной: для мирян и для мо­нахов. Сегодняшнюю форму храм обрел в 1424 г.: изначальной строгости архитектурного стиля рез­ко противоречат более поздние росписи в инте­рьере и пышно декорированные контрфорсы.


Во время прогулки стоит заглянуть в разные зда­ния монастыря — в частности, в двухнефную тра­пезную для мирян (XIII в.), мужскую трапезную, колонный зал и девятиугольный в плане павиль­он с источником. В фонтане павильона благочес­тивые мужи брали воду для обрядовых омовений; здесь же им выстригали предписанную уставом тонзуру. В пределах обители монахи должны были хранить обет молчания, но если им все-таки

необходимо было его нарушить, то разрешалось это только в парлатории — помещении для бесед. Цистерцианская дисциплина была столь неумоли­ма, что поколебать ее не удавалось даже шипу­чему соку «дамских пальчиков» на виноградни­ках, разбитых самими монахами на окрестных холмах. В последующие столетия тому же стро­гому уставу подчинялись и ученики духовной се­минарии. Там проходили курс наук Кеплер и 1ель-дерлин, но также и участник революции 1848 г. Гервег и писатель Герман Гессе, в чьей повести «Нарцисс и [ольдмунд» прозвучали не самые при­ятные воспоминания о годах учения в школе при Маульброннском монастыре. Источник: Энциклопедия «Сокровища Мира»

21 См.: МуленЛ. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы: X-XV вв. М., 2002.

Б92

обеспечивавший безопасность паломников, закономерно превращался в ордены монахов-воинов (госпитальеры Мальтийского ордена — 1118, там­плиеры — 1128, Тевтонский орден — 1142, орден Алькантара — 1156 г. и др.). Хотя Бенедикт сначала был отшельником, он считал общежитейные мо­настыри наиболее доступной для большинства подвижников школой служе­ния Господу. Суровый устав св. Бенедикта предписывал монаху целомудрие, отречение от собственности, верность до самой смерти однажды избранному монастырю. Бенедик­тинский устав требовал воздержанности, бе­зоговорочного повиновения аббату, молитв и труда. Смирением, послушанием, молитвой монахи-бенедиктинцы стремились подражать апостолам и стать сопричастными Христу.

Бенедикт определил два основных занятия монахов — помимо физического труда они должны были заниматься просвещением и духовным образованием, строго соблюдая часы молитвы. Устав св. Бенедикта был дос­таточно суров и вполне отражал условия жиз­ни того времени. Монахи должны были но­сить самую простую одежду, ограничиваться минимальным количеством еды. На сон отво­дилось только несколько часов. Часто мыть­ся монахам не позволялось, лишь в Рождество и на Пасху полагалась баня, а в субботу — омовение ног. Монахи должны были брить бороду и выстригать волосы на макушке — тонзура — признак монашеского состояния. Образ жизни в монастырях, основанных частично из протеста против обмирщения церкви и ее стремлений к светской власти, был строго аскетическим. Основой общинной жизни было смирение, кото­рое считалось наилучшим средством воспитания самодисциплины. Поэто­му ослушников наказывали весьма сурово. Строгая организация монаше­ской общины, возглавляемой аббатом, а также монашеское послушание и смирение стали образцом для подражания и в светских государственных уч­реждениях. Уход от мира мыслился как духовный подвиг. Среди основных заповедей, которым обязан был следовать монах-бенедиктинец, значились: любить Бога, любить ближнего своего, как самого себя, умерщвлять плоть, утешать несчастных, не платить злом за зло, любить врагов своих, не быть гордым, много не разговаривать, все хорошее в себе приписывать Богу, оп­лакивать прежние свои грехи, слушаться аббата и т.д. День монаха прохо­дил в молитвах, чтении и в ручном труде. Служба осуществлялась строго в соответствующее время, поэтому по монастырю люди сверяли время, ори­ентируясь по звуку колокола. День начинался между полуночью и двумя часами: утренняя служба, затем службы — в шесть, девять, двенадцать, три часа дня, вечерня в пять часов. Последняя служба между шестью и восемью часами вечера.

Бенедикт первым вводит монашеский обет, который, подобно воинской присяге, должен придать большую ответственность вступающему на путь слу­жения и отречения от мира. Согласно уставу, настоятель монастыря не должен злоупотреблять своею властью. Рядовые монахи могут давать ему советы, и он обязан прислушиваться к ним. Разработанный св. Бенедиктом устав значитель­но усилил монашество как главную институцию католической церкви.

Подобная ориентация сыграла впоследствии принципиальную роль в пре­вращении бенедиктинских монастырей в главные центры культуры Западной Европы. Монахи, служившие средневековым людям примером для подража­ния, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки.

В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявле­нием изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смыс­ле. Нагота, как и труд, представлялась наказанием за грех22. Монастырские ус­тавы тщательно регламентировали кос­тюм скорее из уважения к порядку, чем из боязни роскоши. Католические ор­дены XI—XII вв., вособенности цистерцианцы, для того чтобы подчеркнуть свои особенности, приняли белую, некрашеную одежду. После этого белых монахов стали противопоставлять черным монахам, бенедиктинцам.

Нищенствующие ордены пошли еще дальше и стали одеваться в мешко­вину, суровую и небеленую. Их стали называть серыми монахами. В XIII в. возникают ордены нищенствующих братьев (доминиканцев, францискан­цев и кармелитов), которые соблюдают обеты бедности, целомудрия и по­слушания, следуют строгому монастырскому уставу. После некоторого спада монашеского движения в XIV—V вв. отмечается рост числа новых монашес­ких орденов на Западе. При этом увеличение числа женских монашеских орденов опережает количество мужских. Для женских орденов характерна строгая затворническая жизнь, соединение молитвенной деятельности с уходом за больными или преподаванием.

В истории западного монашества XII в. занимает особое место. Это рас­цвет эпохи Средневековья, появление городов как значительного, если не сказать массового, явления. Закончилась эпоха хаоса и варварства, расцве­тают искусства и ремесла, формируется и укрепляет свои позиции класс феодалов, за спиной которого набирает силу средний класс. Христианская церковь как никогда сильна, но сильна и социальная поляризация общества. Выступая от имени угнетенных, первая не могла не реагировать на вторую. Первой реакцией на роскошь верхов — хотя роскошь весьма умеренную и не сравнимую с теперешней — стало движение нищенствующих монахов: во имя евангельской нищеты множество людей восставало против самого ран­него в Западной Европе «общества потребления», а также против развраща­ющего влияния городов, порождающих, как считалось, глобальный духов-

22 Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М., 1992.

ный кризис. Именно XIII в. породил такие монашеские ордены, которые будут беднее самих бедных: в 1209 г. — францисканцы, объединившиеся вокруг св. Франциска Ассизского (1182—1226); кармелиты с уставом 1226 г., времен св. Симона Стока; доминиканцы, ревностные последователи Доми­ника де Гусмана (1170—1221). Позднее к ним присоединятся тринитарии, мерседарии, сервиты (орден основан в 1233 г. семью флорентийскими пат­рициями), августинцы, которые будут признаны нищенствующими лишь в XVI в.; и последний нищенствующий орден — минимы (создан в 1435 г. св. Франческо де Паоло).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 442. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия