Студопедия — Киновиии идиоритмы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Киновиии идиоритмы






Некоторые отрекались от всякой личной соб­ственности и создавали общины (киновии), дру­гие устанавливали для себя иные правила: толь­ко участие в богослужении было совместным, а во всем остальном каждый считал себя самосто­ятельным. Хотя православное монашество пол­ностью отказывается от мясной пищи, в штатных монастырях келейные уставы не так строги. По­скольку почти все афонские обители до сих пор придерживаются юлианского календаря, Святая гора со времен Средневековья отстает от внеш­него мира, живущего по грегорианскому календа­рю, на 13 дней. И даже часы идут по-другому: отсчет времени в монастыре Ивирон начинается с солнечного восхода, а в других монастырях на­чалом дня почитается заход солнца. Остановленное разрушение Сегодня «священный кинот», заседающий в Каи­ре, едва ли в состоянии сохранять в целостности культурное наследие Святой горы без сторонней помощи. На многих монастырских постройках за­метны следы пережитых эпох. Поля и виноградни­ки все чаще остаются без обработки. Кроме того, число молодых людей, которые отважились бы на полную лишений жизнь в монашеской республике, в последние годы постоянно уменьшается. Источник: Энциклопедия «Сокровища Мира»

23 ФеннелДж. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1990. С. 143.

держка власти определенных княжеских групп, или напротив, создание оп­позиции определенным группам.

Традиции монашества пришли на Русь из Византии после ее христиани­зации в X в., а это была как раз та эпоха, когда уважение и почитание хрис­тианской религии в самой Византии достигло своего пика. Именно на этой волне всеобщего преклонения перед православными святынями монасты­ри стали утверждаться на отечественной почве. Монашество признавалось нормой подлинно христианской жизни, а всякое благочестие в мире — толь­ко слабой ее копией. Члены религиозной общины, живущие в монастыре и принявшие пострижение, давали обет вести аскетический образ жизни в

соответствии с требованиями монас­тырского устава. Монахов на Руси про­звали чернецами (по цвету одежды), а монахинь — черницами.

Уставы монастырского общежития XV—XVI вв. (до нас дошло пять) сооб­щают о поведении иноков в церкви, послушании, трапезе, их одежде, отношению к игумену, суде над ними. Но при всем сходстве каждый устав имеет свои особенности. Самый древний устав (середина XV в.) Евфросина Псковского гласит: «Монахи не должны иметь ничего своего, но все должны отдать во власть монастырю. Не должно ни есть, ни пить как только в трапезной. Игумену предавайте свою волю: послушание есть вторая лестница на небо и выше поста и пустынного подвига. Женщины да не входят никогда в нашу обитель. Бани вовсе не должно быть в обители, чтобы никто из иноков, кроме великой болезни, не обнажал своего тела и даже сам не видел его». Непокорного инока по первом, втором и третьем наказа­нии изгоняли из обители и не отдавали ему ничего, что было внесено им в оби­тель. Если придет в монастырь странник, его оставляли на несколько дней, заботились о нем, не принуждали ничем заниматься, а, отпуская, давали ми­лостыню.

Другой общежитный устав был составлен преподобным Иосифом Волот-ским. Его правила примерно те же, что и у Ефросина Псковского, но изло­жены более подробно. Например, об управлении монастырем говорится так: «игумен управляет монастырем при участии келаря, казначея и старейшей братии, или сборных старцев. Один из этих старцев днем и ночью обходит монастырь через каждый час времени, чтобы все иноки находились в своих келиях и занимались своими трудами, а не бродили без дела. Другие наблю­дают за благочинием в столовой. Третьи во время богослужения обходят всю церковь, чтобы видеть, все ли иноки присутствуют в ней и каждый ли стоит на своем месте».

Все уставы общежития определяют и направляют деятельность иноче­ствующего братства так, чтобы способствовать внутреннему усовершенство­ванию иноков, исполнению ими всех трех коренных обетов иночества. Эти правила имеют в виду утвердить иноков, одни — в самоотвержении, дру­гие — в отречении от всех благ мира, в нестяжательности, третьи — в обуз­дании плоти, самоумерщвлении и целомудрии. Кроме этих правил, каждый инок в общежитном монастыре пользовался для своего внутреннего усовер­шенствования наставлениями своего духовного старца, наставлениями и поучениями игумена, поучениями и житиями древних святых подвижников,

которые постоянно читались и в храме, и за трапезой, и самими иноками в кельях. Живя при таких условиях, каждый инок не имел нужды заботиться ни о чем, кроме собственной души, и имел полную возможность постепен­но усовершенствоваться в духовной жизни.

Иной образ жизни привился в необщежительных монастырях, где каждый инок должен был сам заботиться о себе (о пище, одежде, иногда даже о келье и других вещах), часто общаясь с внешним миром в ущерб духовным заняти­ям. Монастыри могут отличаться также по направлению духовной деятель­ности: у одних более выражено литургическое направление, у других — аскетическое, третьи акцентируют мистическую сторону духовной жизни, а четвертые широко открыты миру для духовного окормления людей.



 

Аще хощеши совершен быти... Инокиня

Православные монастыри стали образовываться в Киевской Руси после принятия христианства Владимиром Великим (988—989) и достигли своего расцвета в XII—XIII вв. Митрополит Илларион был первым посвященным в монашеский сан (1051). Центром монашества стал Киев, где в XII в. был основан главный монастырь Руси — Киево-Печерский. Его основателями были Антоний и Феодосии Печерские. В Киеве были построены соборы Дмитриевского, Михайловского Златоверхого, Михайловского Выдубицко-го, Печерского, Киевского монастырей. В последние десятилетия XI в. раз­вивалось строительство в Ростове и Переяславских землях. Особенно большое строительство развернулось в Новгороде, где были возведены Ни-колаево-Дворищенский храм (1113), церкви Антониевского (1117) и Юрьев­ского монастырей24. Распространились они и по всем остальным землям древнерусского государства. Основание монастыря являлось почти обяза­тельным делом для каждого выдающегося князя. Возникали они и по ини­циативе самих монахов.

Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения Ярослава I. В первые два века христианской жизни Руси наибольшее коли-

24 Толочко П.П. Киевская Русь. Киев, 1980.

чество монастырей встречается в центральной полосе тогдашней Русской земли, где было наиболее сгущено русское население и с наименьшими за­труднениями распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на эту полосу приходится до 50. Наибольшее количество монастырей расположено в старейших общественных центрах (Киев, Нов­город), остальные рассеяны по второстепенным областным средоточиям южной и северной Руси (Галич, Чернигов, Смоленск, Ростов, Владимир).

В XIII в. расширяется круг городских и подгородных монастырей, ука­зывая на размножения центров общественной жизни. В северных городах к существовавшим прежде монастырям прибавляются новые, и в то же время появляются первые монастыри в других городах — Твери, Ярославле, Кос­троме, Нижнем Новгороде, Москве, Устюге. Город, особенно стольно-кня-жеский, не считался благоустроенным, если не имел монастыря и собора.

С XIV в. историки отмечают своеобразный процесс дезурбанизации — движение в лесную пустыню развивается среди северного русского мона­шества, выражаясь в преимущественном строительстве монастырей в сель­ской глубинке. Пустынные монастыри, возникшие в этом веке, числом сравнялись с новыми городскими, а в XV в. превзошли их более чем вдвое. Городские и пустынные монастыри различались не одной только внешней обстановкой. В них царили разный уклад повседневной жизни и духовная атмосфера. Первые со временем превращались или уже превратились в светские церковные учреждения, музейный уклад которых привлекал по­сетителей скорее эстетикой, чем этическими принципами. Напротив, за­городные монастыри созидались набожным усердием высших церковных иерархов, князей, бояр, богатых горожан. Многие из них основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ним изыс­кивали средства для построения и содержания монастыря. Три четверти пустынных монастырей XIV и XV в. являлись колониями, образовывались путем выселения их основателей из других монастырей, большей частью пустынных. Строгость жизни, слава подвигов привлекали сюда издалека не только богомольцев и вкладчиков, но и крестьян, которые селились вокруг богатевшей обители, как религиозной и хозяйственной своей опо­ры, рубили окрестный лес, ставили дома, расчищали нивы. Постепенно на месте одинокой хижины отшельника вырастал многолюдный, богатый и шумный монастырь.

Общежитие плохо прививалось в наших монастырях. Когда преподобный Иосиф Волоколамский (в 1478 г.) обходил эти монастыри, то заметил, что даже лучшие из них, основанные Сергием Радонежским и его учениками на правилах общежительных, уже клонились к «лаврскому обычаю», когда каж­дый инок живет сам по себе. Любя всей душой общежительный порядок, Иосиф основал свой монастырь на началах строгого общежития, но в дру­гих местах нашел себе немного подражателей. Особенно заметен был недо­статок общежития в новгородских монастырях, при их многочисленности. Там, по словам летописца, только «великие» монастыри существовали об­щинами и по чину, а в прочих монастырях иноки жили каждый особо, и ели каждый в своей келье, и обременены были всякими житейскими попечени­ями. Лишь после того как архиепископ Макарий обратился к великому кня­зю Василию Ивановичу с просьбой расширить монастыри и получил от кня-

зя повеление, игумены начали устраивать общежитие каждый в своей оби­тели. Тогда и число братии стало увеличиваться. Таким образом, в середине XV—XVI вв. распространились две основные формы монастырской жизни — большой монастырь и маленькая пустынь.

Между нашими монастырями существовали «степени» — чин, которым определялось свое место каждому из настоятелей, когда они собирались вместе для церковных служб или для других церковных целей. Уже во вто­рой половине XVI в. встречаются данные, по которым можно судить об этих степенях монастырей и их настоятелей. В 1561 г. когда игумен Троицко-Сергеево монастыря соборным определением возведен в сан архимандри­та, ему предоставлено первенство пе­ред всеми архимандритами. На цер­ковные соборы обычно приглашались настоятели самых главных и именитых обителей, т.е. обителей «высшей степе­ни», причем степени переходили иног­да на низшую, а другие с низшей вос­ходили на высшую. Вместе с тем внут­ри монастыря все иноки считались равными как братья, из какого бы зва­ния ни происходили: «бывший князь и бывший холоп стаивали на одном кли­росе и едали из одного блюда». Напри­мер, царь Иоанн Грозный рассказывал про Кирилло-Белозерский монастырь, что когда он приехал туда в первый раз еще юношей и, опоздав к ужину, велел подать стерляди и другой рыбы, а под-келарник отвечал, что «мне о том при­казу не было, а о чем был приказ, то я и приготовил к ужину, государя боюся, а Бога надо бояться еще больше».

Некоторые монастыри являлись особенно деятельными метрополиями. Первое место среди них занимал мона­стырь Троицкий Сергиев, возникший в 40-х гг. XIV в. Преподобный Сергий был великим устроителем монастырей. Из Сергиева монастыря или из его ко­лоний образовалось 27 пустынных и 8 городских монастырей. Небольшие лесные речки унизывались десятками монастырей, основатели которых выходили из Троицкой Сергиевой обите­ли, из Ростова (св. Стефан Пермский), из монастырей Каменного на Кубен-ском озере и Кириллова Белозерского. Пустынный монастырь, отделенный от окружающей местности тесной деревянной или каменной оградой, пред­ставлял земледельческое поселение, хотя и непохожее на мирские, кресть­янские села. Монахи расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили, как и крестьяне. Вокруг монастыря образовывались мирские, крестьянские селения, которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тя-

нувший к монастырской церкви. Таким образом, движение пустынных мо­настырей — это движение будущих сельских приходов.

Миссионерская деятельность монастырей тесно переплеталась с кресть­янскими миграциями: куда шли монахи, туда же направлялось и крестьян­ское население. Не всегда можно указать, какое из этих движений шло впе­реди другого, где монахи влекли за собой крестьян и где было наоборот, но очевидна связь между тем и другим движением. Поэтому направления, по которым двигались пустынные монастыри, могут служить показателями тех путей, по которым расходилось крестьянское население.

С 1448 по 1589 г. в России было основано около 300 монастырей. Вместе с уже существовавшими (с монгольского периода) общее число монастырей превышало 400. Монастыри возникали с миссионерскими целями (распро­странение христианства среди языческих народов), в благодарность Богу иногда по обету, и в память явления чудотворных икон. Так, Тихвинский Успенский монастырь основан в память явления чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери. Много монастырей было основано благочестивы­ми иноками по чувству благочестия, по ревностному желанию найти себя и дать другим приют для строгой монашеской жизни и подвигов. Таковы мо­настыри Пафнутия Боровского, Иосифа Волоколамского, Даниила Переяс­лавского и др. Крупные монастыри иногда вырастали на месте небольшой пустыньки, которую создавали удалившиеся в дремучие леса иноки-мона­хи после пострижения.

Сначала один или несколько монахов селились в глухом месте, строили себе жилье, церковь и жили в соответствии с древними правилами пустын­ножительства. Постепенно к ним приходили новые монахи, и вырастал монастырь. На помин души монастырю жертвовались земли. Эти жертвы не были обременительны для землевладельцев, поскольку монастыри основы­вались в малонаселенных районах, где было много свободных земель и мало работников, готовых их обрабатывать. В большинстве древнерусских мона­стырей проживало по 2—3, 5—10, иногда 10—20, реже — более 20 иноков. Крупных монастырей (более 50 иноков) насчитывалось от 5 до 6. К крупным относились Боровский Пафнутьев монастырь (95 иноков), Волоколамский Иосифов (до 130), Данилов Переяславский — до 70, Болдин Герасимов — 140, Александро-Свирский — 86, Антониев Дымский — 55, Антониев Сит-ский — 73 инока. Исключение составляет Троицко-Сергиева Лавра, где, по свидетельству иностранцев, находилось около 300 монахов.

В каждом монастыре были свои духовные традиции, зависящие от осно­вателя монастыря. Монастыри по своему внутреннему устройству отлича­лись друг от друга. Потому и говорили «в чужой монастырь со своим уста­вом не ходят». Русские монастыри делились по способу проживания на общежительные — по несколько человек в одной келье, и необщежитель­ные — по одному человеку в келье; по месту расположения на городские (расположены в черте города) и пустынные (расположены в отдалении от городов и поселков).

Общежительный монастырь — это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, распределением монастырских работ между всей братией. Уставы общежи­тельных монастырей определяли правила поведения иноков, послушание, трапезу, одежду, отношение к игумену, суд над ними и др. Основателем об-

щежительного монашества считается великий подвижник Пахомий Вели­кий (ок. 290—346). Создание при. Пахомием первого общежительного мо­настыря положило начало общинному устройству, которое ориентировалось на первохристианство. Обмирщению церковных масс иноки противопоста­вили братскую жизнь во Христе, свободную от стяжания и других мирских уз. Монастыри стали центрами благотворительности, миссионерства, они служили убежищем для угнетенных, вносили свой вклад в освоение новых земель25.

По церковным законам монастырь может быть основан только с согла­сия правящего епископа, им он должен быть и освящен. Монастырь нахо­дится в полной зависимости от еписко­па, подлежит его надзору и суду. Освя­щенный монастырь не может быть превращен в мирское жилище.

Из опытных братии выбираются: казначей (отвечает за хранение и рас­пределение с благословения наместни­ка пожертвований), ризничий (отвеча­ет за благолепие храма, облачений, ут­вари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушани­ями приехавших в монастырь трудни-ков), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и др. В женских мо­настырях эти послушания несут на-сельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архи­ереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

В обязанности настоятеля входит наблюдение за строгим исполнением бра­тией монашеских обетов и правил, попечение о регулярном и благочинном совершении богослужений, надзор за монастырским хозяйством. Согласно мо­настырскому уставу, настоятелю следует посещать кельи монахов и смотреть, живет ли братия по уставу, следить, чтобы никто из братии не выходил из оби­тели без его ведома. Вся монастырская братия должна повиноваться ему и по­читать его как отца. Никто не смеет прекословить ему. Для исправления нера­дивых и провинившихся монахов и послушников настоятель может налагать на них наказания. Под его началом и в зависимости от него в монастырях назна­чаются должностные лица, отвечающие за те или иные стороны жизни монас­тыря: наместник, управляющий монастырем по благословению настоятеля и в пределах, указанных самим настоятелем; духовник, на которого возлагается духовное окормление братии, обязанность исповедовать монахов; эконом, помогающий настоятелю и наместнику в заведовании монастырским хозяй­ством. Все эти лица во главе с настоятелем образуют духовный собор, который обсуждает и решает важнейшие монастырские дела.

Подробнее см.: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. III.

Как и в Европе, монастыри в России способствовали распространению грамотности, книжного дела. Политические неурядицы, частые войны и безнаказанное насилие понуждали многих людей уходить в монастырь и посвящать свою жизнь Богу. Некоторые видели в этом возможность не толь­ко восстановить душевную гармонию — монастырская жизнь давала и со­циальную уверенность. Вскоре монастыри приобрели большое политичес­кое, хозяйственное и культурное значение. Сейчас в Русской Православной Церкви около 500 монастырей.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 558. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия