Студопедия — МНОГООБРАЗИЕ СУБКУЛЬТУР
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МНОГООБРАЗИЕ СУБКУЛЬТУР






У каждой нации, возрастной или профессиональной группы свой куль­турный мир, а значит, своя система норм и ценностей, обычаев и ритуалов, свой образ жизни и свои способы поведения. Малые культурные миры на­зывают еще субкультурой. Субкультуру в зарубежной литературе называют также микрокультурой23. В ее основе лежит своеобразие в поведении, взгля­дах на жизнь, обычаях и верованиях какой-либо общности или группы. В со­циологии употребляют такие понятия, как «уличная культура» («субкульту­ра улицы»), «профессиональная субкультура», «субкультура пожилых лю­дей», «молодежная субкультура» и т.п. За каждым словом стоит особый аспект реальности, ими обозначаемый.

Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкульту­ры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы24. С точки зрения С. Матвеевой, общество пред­ставляет собой орбитальную систему разнообразных субкультур враща­ющихся на разном расстоянии от некого общекультурного ядра, которое яв­ляется «базовой субкультурой»25. Похожих взглядов придерживаются авто­ры коллективной монографии «Субкультуры и этносы в художественной жизни» (1996), которые создали «теорию среднего уровня», базируясь на «социокультурной стратификации общества».

Молодежная культура какой-либо страны, будь то Англия, США или Россия, похожа на разноцветное, скроенное из огромного числа лоскутков одеяло. В нем есть преобладающие цвета со множеством оттенков, а вокруг группируются маленькие пятнышки-субкультуры — одни побольше, другие поменьше, но каждая — еле различимый островок в безбрежном море мас­совой культуры, которая по преимуществу и владеет умами подавляющей части людей в возрасте от 14 до 24 лет (рис. 25).

Активно изучаются субкультура компьютерного андеграунда и хакеровская субкультура, субкультура митьков, субкультура сопротивления, субкультура дискотеки (диско), гомосексуальная субкультура, геевская субкультура, суб­культура скинхедов, субкультура готов, клубная субкультура, наркотическая

22 См.: ИонинЛ.Г. Социология культуры. М., 1996.

23 Ziegahn L. Considering Culture in the Selection of Teaching Approaches for Adults// ERIC Digest. 2001.

24 Соколов М. Субкультурное измерение социальных движений: когнитивный подход // Молодеж­
ные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Под ред. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С. 19.

25 Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи. М.,
1987. С. 17.

субкультура, молодежная субкультура социальных низов, девиантная субкуль­тура, субкультура спальни {«bedroom culture»), субкультура фурри, субкульту­ра индеанистов, школьная субкультура и др. Собственную субкультуру могут сформировать беженцы, экспатриаты, богема, моды, тедды, панки, скинхэ-ды, люберы и др. На Урале готовится эмпирический материал по субкультуре «чатлан» — завсегдатаев екатеринбургских и других уральских чатов.

Рис.25. Мозаика субкультур

В рамках исследовательского проекта «Молодежные движения и субкуль­туры Санкт-Петербурга» социологи рассматривают молодежные субкульту­ры, представленные в различных секторах городской жизни современного мегаполиса: молодые неформальные музыканты; приверженцы новых ре­лигиозных движений; молодежь, вовлеченная в радикальные политические организации (национал-большевики); представители нетрадиционных сек­суальных меньшинств; новые комсомольцы; футбольные фанаты; индеани-сты; молодые христианские демократы; неоязычники; фанаты Виктора Цоя; молодые поэты, объединенные в неформальные поэтические объединения; натуристы (нудисты); сорокоманы-читатели и авторы анонимной переписки в газете «Сорока»; толкиенисты и другие ролевики; отечественные скинхе­ды; анархисты; молодые экологи; любители самодеятельной песни.

Субкультуры выделяются по целому ряду признаков, в том числе:

♦ тендерному — субкультура гееев, лесбиянок, девичья субкультура;

♦ территориально-поселковому — примером выступает субкультура люберов (поселка в Московской области);

♦ историческому — поколенческие субкультуры. Например субкультура шестидесятников;

♦ возрастному критерию — подростковая, детская, подростково-моло­дежная, субкультура «третьего возраста».

В частности, В. Соколов и Ю. Осокин типологизируют субкультуры в соот­ветствии с типами общностей, выделяя: половозрастные (детская, молодежная; добавим еще упоминавшиеся в литературе субкультуры матерей, геев и парко­вые собрания пенсионеров); социально-профессиональные (авторы выделяют

здесь рабочих и интеллигенцию; можно конкретизировать, назвав, например, такие профессионально-корпоративные субкультуры, нашедшие некоторое отражение в литературе, как компьютерную, медицинскую, археологическую, а также армейскую, нищенскую и криминально-тюремную) и досуговые; ре­лигиозные и этнические. По мнению Дж.Б. Маиса, необходимо проводить раз­личение между культурой, базирующейся в основном на рабочем классе, т.е. на групповой солидарности и коммерционализированном мире развлечений, и культурой, основывающейся на индивидуалистически ориентированном сред­нем классе, модели школьной и университетской карьеры.

Отечественные социологи, как правило, подразделяют все субкультуры на три типа — просоциальные, асоциальные, антисоциальные. Просоциальные и отчасти асоциальные субкультуры способствуют стабилизации общества и развитию личности, антисоциальные и часть асоциальных — деформации общества и дезорганизации личности. Такие группы характеризуются размы­тостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств — жалости, сострадания, отсутствием запретов на любую, в том числе и интим­ную информацию, половой распущенностью, низким уровнем развития.

Нормы в просоциальных субкультурах в основном не противоречат обще­ственным, а дополняют и (или) трансформируют их. В антисоциальных суб­культурах нормы прямо противоположны общественным. В асоциальных присутствуют более или менее трансформированные общественные и частич­но антиобщественные нормы. У них разные ценности, а также характер кон­троля за соблюдением норм поведения и регуляция взаимоотношений в сво­ей среде. В антисоциальных субкультурах нормативная регуляция имеет жесткий характер и охватывает практически всю жизнь их носителей. Так, в мафиозных и бандитских субкультурах за нарушение групповых норм — из­мену, сотрудничество с правоохранительными органами или самовольное изъятие денег из «общака» — может последовать смерть. Во многих асоциаль­ных и в ряде просоциальных субкультурах регуляция может затрагивать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру, а мера обяза­тельности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.

В каждой субкультуре увлечения, вкусы, способы свободного времяпре­провождения определяются возрастными, тендерными, национальными и статусными особенностями, условиями жизни и модой — всеобщим времен­ным поветрием в какой-либо сфере общественной жизни. Наиболее явно мода проявляется в одежде, прическе, предметах быта, а также манере по­ведения, речи, музыкальных и иных эстетических предпочтениях.

Во многих субкультурах бытует свой фольклор — комплекс словесных, музыкальных, игровых видов творчества. Словесный вид включает в себя различные предания из истории субкультуры, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре — считалки, дразнилки, страшилки и др. Игры подразделяются на созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные — в профессиональных, карточные — в деликвентных, подвижные — в детской и т.п.) и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные). Набор видов и содержание фольклорного твор­чества различаются в зависимости от характера, меры оформленности и сте­пени закрытости субкультуры26.

26 Педагогический энциклопедический словарь (http://dictionary.fio.ru).

Субкультуры можно подразделить еще нереальные и номинальные. Реаль­ными будем называть такие субкультуры, создатели и носители которых существуют в настоящее время, формируют и поддерживают соответствую­щие нормы, традиции, ценности и язык. Номинальными надо называть та­кие субкультуры, которые выделяют только лишь ученые, но их реальных авторов и исполнителей либо не существует, либо они существовали в прош­лом. К примеру, родильная субкультура — чистый образец номинальной субкультуры, поскольку она существует только на бумаге, т.е. в научных мо­нографиях антропологов и этнографов. В традиционном обществе много ве­ков или десятилетий тому назад у нее были реальные носители, но теперь их не существует. Нет бабок-повитух, нет соответствующих обрядов, заговоров, поверий и культурных практик. Ныне все делается в крупных клиниках, и процесс родов поставлен на поток. То, что удалось выявить современным со­циологам и антропологам в роддомах или при опросах женщин-рожениц, а именно уход за ребенком, имянарече­ние, народные приметы, связанные с определением пола будущего ребенка (по форме и размеру живота беремен­ной, поведению младенца в утробе ма­тери, сердцебиению плода, способу показа беременной рук, «по глазам» и др.), советы и табу для беременных, суеверия, техники обращения со своим телом и соответствующие стереотипы поведения, представляют собой куль­турные рудименты, которые правильнее интерпретировать не как элемен­ты целостной субкультуры, циркулирующей среди всей категории рожениц, а как исторические пережитки традиционной культуры, которые изредка вспоминают в городе и довольно часто их можно встретить еще в деревне. Столь же спорным является понятие «девичья субкультура», которое пер­вым в отечественной литературе употребил СБ. Борисов в 1989 г.27 и он яв­ляется постоянным исследователем этой темы почти в одиночестве. Боль­шинство этнографов и культурологов девичью субкультуру от мальчишечь­ей не отделяют, а если хотят поговорить о ней как об отдельном феномене, то используют термины «девичья культура» и «девичья школьная культура». По мнению СБ. Борисова, женские альбомы, особый стиль тендерных вза­имоотношений, обряды дружбы и посестримства являются воплощением характерных черт девичьей субкультуры28. Но те же самые черты вполне можно приписать не субкультуре, а просто девической культуре. Вводимое

27 Борисов СБ. Эротические тексты как источник сексуального самообразования //Социс. 1989. № 1.
С. 81-84.

28 Он же. Ритуальное закрепление дружбы и обряды посестримства у девочек//Живая старина. 2003.
№3. С. 15-17.

же здесь понятие идентифицирует не культурный феномен, а нечто другое — формы социализации девочек.

Напротив, субкультура скинхедов — пример реальной субкультуры. Мож­но сказать даже очень реальной, поскольку избиение и убийства иностран­цев, в том числе в нашей стране, происходят в массовом порядке. К реаль­ным феноменам надо отнести тюремную или тюремные субкультуры. У них есть живые носители и авторы, которые не только создают свои культурные миры, но постоянно пополняют их новыми продуктами своего творчества, следят за ними и охраняют их от посторонних. Для реальных, в первую оче­редь молодежных, субкультур характерна выработка совместных ценностей, стиля поведения и общения, постоянное взаимодействие и общение. В та­ком случае понятие субкультуры сближается с понятием движения, и во многих случаях молодежные движения есть по существу молодежные суб­культуры.

Под реальной субкультурой мы будем понимать группу людей, признава­емую окружающими, и самоидентифицирующую себя как отдельную часть общей культуры, имеющую свою систему взглядов и особую поведенческую практику. Под это определение попадают фанаты «Спартака», рэйверы, реперы, панки, киноалисоманы и скинхеды и др.

Культурной закваской, вокруг которой формируется самостоятельная субкультура, может быть:

1) сходство интересов, взглядов и ценностей людей; так возникали
субкультуры революционеров и скинхедов, комсомольские и пионерские
субкультуры;

2) материальные предметы, вызывающие повышенный интерес или ув­
лечение у людей; на этой основе формируются многие субкультуры, связан­
ные с хобби и увлечениями, например, субкультура индеанистов;

3) влияние других людей и желание подражать моде.
Субкультурное поведение различается в зависимости от того, к какому

социальному классу, национальности и расе принадлежат его субъекты. Так выделяют субкультуры рабочего и среднего класса. Тедди-бойз (теды) — характерная субкультура малоквалифицированной молодежи из рабочего класса в Англии 1950-х гг. К субкультурам рабочего класса относятся бри­танские моды (mods) начала 1960-х гг. и современные скинхеды. Американ­ский рок-н-ролл (середина 1950-х) выражает консервативные ценности ра­бочего класса. Термин «хиппи» относится к достаточно широкому спектру богемных и студенческих субкультур. Ядро хиппи составляла молодежь, оставившая высшее образование, занявшаяся поиском «исхода» из техно­кратического общества и стремящаяся к романтическому возрождению па­сторальной наивности. Формирование субкультуры хиппи объясняется ре­акцией студенческой молодежи на выключение ее из структур власти.

Рабочие субкультуры — это своего рода «почасовое» занятие — субкультур­ная активность проявляется только в свободное от «основной» работы время. Период субкультурной активности при этом ограничивается несколькими годами и погружен в локальный контекст группы сверстников. Субкультуры среднего класса значительно менее локализованы во времени и пространстве, больше ориентированы на так называемое «хорошее искусство», носят интер­национальный характер благодаря своей распространенности среди студен­чества — самой мобильной и подвижной группы населения.

Еще один водораздел — различия по возрастам. Есть поведение: отроче­ское, юношеское, подростковое. В Америке дети родителей, входящих в так называемый средний класс, сильно отличаются своим поведением от детей низшего класса и элиты. Они читают разные книжки, ходят в разные шко­лы и ориентируются на разные идеалы, т.е. ведут себя так же, как и взрос­лые, во всем соблюдающие социальную дистанцию.

Итак, у каждой социальной группы свой мир и своя система поведения. Когда они пересекаются, то не всегда исход завершается мирным путем. Акти­висты движения «зеленых» и подростковые банды, профессиональные спорт­смены и торговцы наркотиками, науч­ная элита и проститутки существуют в одном обществе, в одной стране, имеют одно правительство и один закон. Но их интересы и жизненные миры различны, как различны манера поведения, форма одежды, язык и этикет. Они могут быть разделены пространством, а иногда и временем, но их соединяет общая основа — молодежная субкультура.

Доминирующая культура всегда монопольна, она определяет все миро­воззрение и все содержание жизни человека. В субкультурной ситуации че­ловек всегда находится перед лицом чужой или чужих культур, которые и противостоят, и контаминируют друг с другом. На практике это выражает­ся в миграции культурных элементов сквозь границы разных субкультур. Например, буквально на глазах одного поколения фенечки — атрибут суб­культуры хиппи — перешли в общеподростковую традицию (конкретнее — в девичью), потеряв тем самым функцию опознавательного знака хиппи29. Как полагает А. Тоффлер30, индивид, последовательно переходя из одной субкультуры в другую, приобретает не одно мировоззрение и модель пове­дения, а целую серию последовательно и одновременно существующих в одном человеке моделей мира и поведения. При этом человек перестает воспринимать ценности субкультуры как абсолютные, как жизненно важ­ные и единственно возможные. Человек в субкультуре «играет» в мировоз­зрение, не принимая его полностью всерьез. Следующим шагом на этом пути является создание «игровых» мировоззрений, «игровых» моделей мира, при­сущих постмодернистской культуре.

МИТЬКИ

Одной из самых экстравагантных субкультур, возникших из художествен­ного андеграунда, является группа питерских художников-нонконформис­тов «Митьки»31. В ее состав входят Владимир Шинкарев, Александр Флорен­ский, Василий Голубев, Владимир Яшке, Ирина Васильева, Ольга Флорен­ская, Алексей Семичев, Андрей Филиппов, другие питерские художники и музыканты. Митьки-художники считают «своими» также Бориса Гребенщи­кова, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, Виктора Цоя.

29 Ферапонтов И.Е. Туристский быт и фольклор: Опыт системного анализа (http://ivgi.rsuh.ru).

30 Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

1 Участников движения называют митьками по имени художника Дмитрия Шагина.

8G9

Группа возникла в 1982 г., а официальным началом считается книга худож­ника Владимира Шинкарева «Митьки», которую он написал на день рожде­ния Шагина в 1984 г.32 Сначала это был небольшой кружок друзей — худож­ников, писателей и музыкантов, которых не очень жаловала советская власть. Как вспоминает Шагин, сначала он работал «в котельной, сутки через семь, мне досталась котельная высшей школы спортивного мастерства. Там трени­ровались борцы, говорят, сам Путин тренировался. А мы в котельной соби­рались, беседовали и пили. Постепенно в этой компании друзей выработались какие-то свои ритуалы, не имевшие, впрочем, никакого «антисоветского»

подтекста: например, принято было считать, что митьки общаются исклю­чительно с помощью выражений "бра-тушка", "дык!" и "ёлы-палы!", "оп-паньки!", одеваются в тельняшки и ва­ленки. Но главным ритуалом было, конечно, пьянство... Мои родители были художники, но не признанные официально. Отца вообще посадили по ходу кампании по борьбе со стилягами, поэтами и художниками, когда я был еще совсем маленький. Маму за участие в крамольной выставке выгнали из Худ­фонда. Я пошел по их стопам и тоже окончил школу при Академии худо­жеств, но дальше официальный путь в искусстве для меня был закрыт. Я в шко­ле отказался вступать в комсомол. Меня за это комсорг на выпускном вечере наградил большой бутылкой «Южного крепкого». Он, наверное, думал меня этим обидеть, но я уже тогда в душе был митёк и тут же выпил ее у всех на глазах из горла. Наш главный лозунг: "Митьки никого не хотят победить". Поэтому мы и работали в котельных, а в свободное время рисовали свои картины. Ну иногда меня, правда, забирали в вытрезвитель, однажды сломали ребра. В 1984 г. разогнали квартирную выставку, был большой скандал. КГБ, конечно, следил за нами, со мной проводили всякие беседы, но, в общем, мы никого не трогали и нас никто особенно не трогал... Митьки создали некий миф, но этот миф, видимо, точно лег на психологию какой-то части советской интеллигенции. А что касается пьянства, то тут преувеличения не было, пили мы без дураков. Я однажды за вечер выпил пять бутылок водки, но в основ­ном это был портвейн. Дешево и сердито. В этом был какой-то пассивный протест против всего, что нам не нравилось в советском образе жизни. Мы выдвинули лозунг: "На красный террор ответим белой горячкой". У нас в котельной собирались человек по пятнадцать, и каждый тащил, что мог. По­том одна корреспондентка в журнале "Юность" написала, что у нас проходят съезды митьков по 50 человек. Она хотела как лучше, но в 1988 г. начальство спорткомитета выгнало меня из котельной. Но уже через год наши выставки "Митьки в Европе" поехали в Париж, Кельн и Антверпен...»33.

32 Текст распространился в «самиздате», о нем узнала вся интеллигенция, а затем и вся страна.

33 Митьки без портвейна // Новая газета. 2004.07.08.

По философской ориентации митьки относят себя к стоикам, ибо умуд­рялись питаться на 3 рубля в месяц, а друг для друга им не жалко и послед­ней рубашки. Высшее одобрение митёк выражает так: рука прикладывает­ся к животу, паху или бедру и митёк, сжав кулак, мерно покачивает руку вверх и вниз; на лице его в это время сияет неописуемый восторг. Для суб­культуры митьков, рассматриваемой как одна из форм пассивного культур­ного протеста, характерны подчеркнутое добродушие, неприкрытая лень, пьянство, пацифизм и лозунги типа «Митьки никого не хотят победить», «Митьки всегда будут в г.., в проигрыше, и этим они завоюют мир».

Митьки никого не хотят победить!, (шепотом) поэтому они завоюют весь мир

В. Шинкарев в своей культовой книге «Митьки» так описывает их образ жизни, философию и ценности. Митьки одеваются во что попало, лучше всего в стиле битников 1950-х гг., но ни в коем случае не попсово. На лице митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митёк всегда ка­жется навеселе. Теоретически митёк — высокоморальная личность, миро­воззрение его тяготеет к формуле: «православие, самодержавие, народ­ность», однако на практике он настолько легкомыслен, что может показаться лишенным многих моральных устоев. Однако митёк никогда не прибегает к насилию, не причиняет людям сознательного зла и абсолютно не агресси­вен. Митек никогда не выразит в глаза обидчику негодования или неудоволь­ствия по поводу причиненного ему зла. Скорее он ласково, но горестно ска­жет: «Как же ты братушка?», однако за глаза он по поводу каждого выска­занного ему упрека будет чуть ли не со слезами говорить, что его «съели с говном». Для митька характерно использование длинных цитат из многосе­рийных телефильмов; предпочитаются цитаты, имеющие жалостливый или ласковый характер. Если митёк не ведет разговор сам, он сопровождает каж­дую фразу рассказчика заливистым смехом, ударами по коленям или ляж­кам. Обращение митька с любым встречным характерно чрезвычайной доб­рожелательностью, он всех называет ласкательными именами, братками, се-

стренками. При встрече даже с малознакомыми людьми для митька обяза­телен трехкратный поцелуй, а при прощании он сжимает человека в объя­тиях, склоняется к нему на плечо и долго стоит так с закрытыми глазами. Митек конечно же зарабатывает в месяц не более 70 руб. в своей котельной (сутки через семь), где он пальцем о палец не ударяет, ибо он неприхотлив: он, например, может месяцами питаться только плавленными сырками, считая этот продукт вкусным, полезным и экономичным, не говоря уж о том. что его потребление не связано с затратой времени на приготовление. Ми­тек не выполняет взятых на себя обязательств (чего от него, впрочем уже и не ждут), но считает важным исполнение своих невысказанных желаний (ведь так и надо в любви — а митьки всех любят). Митьки любят музыку, вернее, песни, преимущественно жалостливые, причем собственно музы­кальная часть не играет роли. Митьки любят и джаз, и классическую музы­ку, и советские песни военных лет.

Во времена брежневского застоя митьки с удовольствием маялись дурью, писали картины, пили всякую гадость, и были в своем роде уникальны тем, что никого не хотели победить34. Митьковская лень стала назидательным понятием, их живопись поражала обывателей могучим примитивизмом и нехитрым отношением к жизни, о митьковских «оттяжках» складывались легенды. Поцелуи митьков — это не только дань традиции. В них есть об­щежитейская мудрость: пока какого-нибудь человека ритуально целуешь, то успеваешь к нему присмотреться, принюхаться. После этого можно и раз­говор душевный завести. Культурный код митьков — лукавые игры и сим­патичные эпатажи, серьезные суждения, загримированные наивными шут­ками, и шутки, обсуждаемые всерьез.

Критики и эстеты продолжают спорить: митьки — это «последнее поко­ление советского андеграунда» или «яркие представители постмодернизма»? Но все соглашаются с тем, что они — наиболее самобытный национальный феномен не только в области живописи, но и во всей андеграундной субкуль­туре, поскольку митьки — это еще и новый образ жизни, впитавший в себя элементы традиционного русского шалопайства (по их собственному выра­жению) и советского соцреализма.

В начале 1990-х гг. митьки поехали в США лечиться от алкоголизма — водка и портвейн являлись обязательными атрибутами их субкультуры. Примерно через полгода вернулись в Петербург и учредили Общество ано­нимных алкоголиков (чтобы держать себя в форме), а в 1997 г. с помошью американских друзей построили «Дом надежды на горе» — благотворитель­ный реабилитационный центр по излечению от алкоголизма. Излечившись от пьянства, они с не меньшим энтузиазмом занялись разработкой собствен­ной антиалкогольной пропаганды, в частности предложили проект «мить-ковского вытрезвителя» — чистенького, уютного, с тельняшечно-полосатым постельным бельем и умиротворяющими картинками на стенах.

Их произведения выставлялись и продолжают выставляться во многих странах мира. В 2000 г. в Нью-Йорке в галерее «Inter■ArtGellery» состоялась очередная выставка художественной группы «Митьки». «Позади 15 лет пути: от тельняшек, телогреек и кирзовых сапог до приличных костюмов, а порою и смокингов. От портвейна до виски и "Метаксы", а затем — к полнейшей

34 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).

трезвости. От декларированной несексуальности до удачных браков. От си­дения в «говнище» до бесконечных зарубежных вояжей. От нищеты до более или менее приличного благосостояния. От андеграунда до вершин. Сейчас субкультура митьков находится на распутье. Какую из множества дорог они выберут — неизвестно, но как бы там ни было — доброго им пути»35. Когда митьки вернулись на родину, их творчество активно продолжилось.

В середине 1990-х у них появилось два издательства — «Митькилибрис» и «Красный матрос». Круг авторов: О. Григорьев, В.И. Гусев, А. Флоренский, М. Сапего, Т. Кибиров, Д.А. Пригов, М. Немиров, А. Хвостенко, Д. Шагин,

М. Белозор, Р.Васми, В. Шинкарев, В. Голубев, Л. Рубинштейн и др. Со временем «митёк» стал определением нарицательным, вызывающем в созна­нии людей устойчивый образ чего-то большого, бородатого, светлого, не­трезвого и добродушного. Митьки и их поклонники многочисленны, с удо­вольствием рисуют свои «картинки», мастерят хитроумные инсталляции и пишут книжки, гастролируют по стране, выступают на концертах и записы­вают компакт-диски с «митьковскими» песнями, снимают мультфильмы. На главной странице митьковского сайта в Интернете посетителя встре­чает «программная» цитата: «Митьки никого не хотят победить», — а под ней (как бы «застенчивым шепотом»): «и поэтому всегда побеждают». Критики полагают, что митьковский миф создавался на общедоступном отечествен­ном материале, который всегда под рукой. В ход пошли легендарное россий­ское пьянство, тельняшки с телогрейками, уменьшительно-ласкательные суффиксы, вечные жалобы на судьбу, плавленые сырки, цитаты из старых добрых кинофильмов «о главном» и скромное обаяние наивного искусства. Новый миф они предложили обществу в качестве нового массового моло­дежного движения вроде хиппи или панков. Во многих российских городах можно встретить митьков-«добровольцев», не принадлежащих собственно к художественной группе, а просто осознавших стоически-эпикурейский митьковский стиль «своим». Однако по настоящему массовым это явление не стало. Зато возникла беспрецедентная художественная группировка, объединенная «коллективной тельняшкой» (по аналогии с «коллективным телом»), группа, создававшая свое социальное окружение как предмет ис­кусства.

Митьки работают в жанре общественно-политического лубка уже почти 20 лет. В свое время они отправляли Брежнева в Афганистан, спасали Мая­ковского и помогали Штирлицу. Недавно художники создали очередной шедевр — «Митьки пишут письмо олигархам». Картина в точности повто­ряет репинский шедевр, но посвящена она социальной тематике —росту цен на хлеб.

И в год своего двадцатилетия (2004 г.) неугомонные митьки продолжают баловать своих почитателей самыми разнообразными выставками, вечерин­ками и тому подобными акциями. Состоялось торжественное открытие оче-

35 Желтое А. Митьки в современном обществе (www.studik.ru).

редной выставки под названием «Митьки на подводной лодке Д-2 "Наро­доволец"». Эта выставка приурочена к столетию подводного флота России. А недавно мэр Санкт-Петербурга В. Матвиенко особо подчеркнула, что митьки — один из культурных символов Петербурга и необходимо создать все условия для их плодотворной работы. К 20-летию объединения, а также к 300-летию Питера, 300-летию Кронштадта и 80-летию Ленинграда ху-дожники-митьки совместно с дружественными им музыкантами выпусти­ли альбом «Митьковский Питер».







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1566. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия