Студопедия — Я. Полянская Дембельский альбом
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Я. Полянская Дембельский альбом






Если покопаетесь в семейном архиве, то найде­те творение папы или дедушки. И будете увлечен­но рассматривать произведение народного искус­ства. Настоящий альбом дембеля украшен пыш­но. Материал для альбома — фотографии, куски картона, картинки с открыток, переплеты бар­хатные или шинельного сукна приберегают заго­дя. А вот «заготовку» — обычный семейный аль­бом передают родственники. На обложке больши­ми буквами нужно написать «ДЕМБЕЛЬ» и год. Буквы, в худшем случае, из бумаги другого цве­та, в лучшем, кто что найдет: даже светоотража­ющий состав соскребали с приборов на флоте. Пространство, оставшееся от букв, хозяин может украсить по своему вкусу танками, пушками и прочей военной атрибутикой. На внутренней сто­роне обложки приклеивают свою фотографию с подписью вроде «730 дней в сапогах» или «Я не


забуду эту дату Ведь 23.11.99 я стал солдатом», хотя можно отыскать и вовсе душещипательный текст: «Служить — 2 года, 24 месяца, 104 неде­ли, 730 дней, 17 520 часов, 1 051 200 минуты, 63 072 000 секунды». А дальше — произвольная программа с обязательными элементами. Обяза-

тельными будут портреты себя любимого, друзей и сослуживцев, произвольным — манера оформ­ления. Портрет любимой девушки и даже не­скольких — туда же. Источник: http://vas-avdeev.narod.ru

21 Щуплов А. Потаенная армейская муза. Признанья дембельских альбомов... // Независимая газета. 2001.02.24.

художественный жанр. Дембельский альбом является той пограничной тер­риторией, где встречаются армия и художественное творчество. По своему разнообразию и массовости он сродни народному искусству. Его каноны складывались десятилетиями, его язык универсален, а его материал прост и обыден.

Происходившая в 2001 г. в Петербурге выставка «Дембельский альбом — русский Art Brut» уже самим названием свидетельствует о родственной свя­зи армейской субкультуры с брутальностью. Напомним, Арт Брут, соглас­но словарю искусств XX в., — это творчество «наивистов», дилетантов, ду­шевнобольных. На выставке такое искусство демонстрируют классические обтянутые грубым шинельным сукном памятные армейские альбомы, сол­датские письма, фотографии, образцы дембельской формы и наглядной армейской агитации.

По мнению кураторов выставки, дембельский альбом является самой ра­дикальной разновидностью русского Арт Брута. На выставке были представ­лены дембельские альбомы, выполненные солдатами срочной службы всех родов войск с 1965 по 2000 г., образцы дембельской формы и наглядной ар­мейской агитации. В проекте также участвуют современные художники Моск­вы и Петербурга, специально создавшие произведения, посвященные армей­ской теме. Эти работы призваны выявить свойства такого художественного явления, как дембельский альбом и дать возможность многостороннего ос­мысления этого артефакта. К выставке подготовлен сборник статей и мате­риалов, посвященных феномену дембельского альбома.

Дембельские альбомы солдаты делают в тот момент, когда становятся «де­дами». Потом их показывают девушкам, друзьям и родственникам, а через много лет — своим детям. И неизменно они — тема застольных мужских раз­говоров (служба в армии — обычная тема для служивших). Рассказывают, что дембельские альбомы были головной болью начальства в советские време­на — солдатики часто фотографировались на фоне секретных объектов. Кроме того, альбомы разрисовывались ракетами, автоматами, гитарами, девушками. А «лирика» для альбома записывалась в специальный блокнот все время службы и потом заботливо переносилась в альбом.

Альбомы не менее важные исторические документы, чем мемуарные сви­детельства, дневники, записи, письма с фронта. В художественном отноше­нии дембельские альбомы и солдатские блокноты — пограничное явление между фольклором и самодеятельным (наивным) творчеством.

Для солдатских альбомов характерна художественная эклектика: выска­зывания великих, к примеру, Ницше, соседствуют с армейским фольклором и словотворчеством хозяина альбома: «Когда любовь на сердце леденеет, и на душе тоскливо, хоть убей, читай, устав, от радости балдея, и восхищайся мудрости своей!» В каждом альбоме есть жизнеутверждающие тезисы о пользе армии «Кто был студентом — видел юность, кто был солдатом — ви­дел жизнь» или «Не тот мужик, кто был женатым, а тот, кто был солдатом». Тут же найдется что-то вроде «Армия — это единственное место, где моло­дой парень мечтает стать дедушкой» и философские замечания типа «Ник­то так не обнимает солдата, как ремень»22. Армейский юмор тоже сюда: «Бес­смертный я, — сказал Кощей, и зря он так сказал, хлебнул Кощей солдат-

22 Источник: http://vas-avdeev.narod.ru.

ских шей и замертво упал» или «Убегающий от пограничника нарушитель — это убегающий от него отпуск!» Новинка последних лет — виртуальные дем-бельские альбомы, выложенные в Интернете23.

Армейский фольклор, по наблюдению антрополога К.Л. Банникова24, бывает грустный и веселый. Его универсальный (грустный) сюжет рисует душераздирающую картину: пацан уходит в солдаты, и пока он защищает покой своей невесты, она ему изменяет с «закосившим» от армии «козлом». И все, что у него осталось в этой жизни — его верный автомат, который «ни­когда не изменяет». Солдат начинает слезно и с надрывом любить свою ме­ханическую невесту, еще больше, чем настоящую, которая осталась дома и, возможно, даже его ждет.

Девушка — это пуля со смещенным центром тяжести: попадает в сердце, бьет

по карману и выходит боком.

Верить девушке — все равно, что стрелять себе в висок, надеясь на осечку.

Гуляй, девчонка, ты свободна! Ведь, сильно стиснув автомат, Тебя надежно

защищает Тобою брошенный солдат.

Девушка — это консервная банка: один открывает, а пользуются все.

Девчонка милая моя, Ты о любви мне говорила... Ведь служба только началась,

А ты меня уже забыла.

Максимы из солдатских блокнотов со свойственной им подростковой неуклюжестью и прямолинейностью касаются не только собственно армей­ской службы. В них формулируются представления о тендерных ролях, граж­данская позиция, этические ориентиры и пр. Солдатские блокноты — это записные книжки, которые заводят обычно в начале службы и забывают тогда, когда начинают изготовление дембельского альбома. В отличие от демебельского альбома, который создается с тем, чтобы на гражданке в вы­годном свете представить своего хозяина (как бравого вояку), не лишенно­го своеобразных эстетических пристрастий, функция солдатского блокно­та не так определенна.

С пустым желудком, наглой мордой, Ногой чеканя об асфальт. Тот, кто прошел учебку в Светлом, Тому не страшен Бухенвальд.

Солдаты плакать не умеют — Они хранят тоску в себе. Их слезы только выступают Холодным потом на спине.


Нас научили не прощать, Стрелять без промаха и драться, Нас научили убивать, Нас разучили улыбаться.

ВДВ не шутка, дорогая, ВДВ не просто строй. В ВДВ парни жизни теряют И на дембель идут с сединой.

По наблюдениям Ж.В. Корминой25, содержимое типичного солдатского блокнота составляют, во-первых, вполне обычные для записной книжки по­метки, имеющие утилитарную цель — для памяти (адреса, дни рождений) и,

23 Примером виртуального дембельского альбома могут служить: http://dmbalbum.narod.ru; http://
stivi-master.narod.ru
; http://blokpostl.narod.ru; http://himvoiska.narod.ru; http://gads2.narod.ru.

24 Банников К.Л. Антропология экстремальных групп: Постановка проблемы //III Конгресс россий­
ских антропологов. М., 1999.

23 Кормина Ж.В. Из армейского блокнота (заметки о топике и риторике солдатского письменного фольклора) (http://ivgi.rsuh.ru).

во-вторых, солдатский письменный фольклор. И структура блокнотов, и вхо­дящие в них тексты характеризуются стереотипностью — они почти одина­ковы у военнослужащих всех призывов и всех родов войск.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 553. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.039 сек.) русская версия | украинская версия