Студопедия — ДЕДОВЩИНА КАК ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДЕДОВЩИНА КАК ПОСВЯТИТЕЛЬНЫЙ ОБРЯД






Непременным атрибутом армейской дедовщины выступает обряд посвя­щения новобранцев — своего рода испытание, которое те должны пройти для того, чтобы приобщиться к воинскому братству. При этом само воин­ское братство толкуется не только или исключительно как социальная, но прежде всего и в первую очередь как духовная общность людей, одетых в униформу, призванных на действительную службы, проживающих два года в одинаковых условиях, испытывающих одни и те же трудности и способ­ных делить общие радости.

Переход солдат из одной категории в другую часто связан с переходным обрядом — переводом. Формы перевода различны в различных частях; суше-

58 Неуставные отношения в российской армии: анализ и пути решения проблемы. 2004 г. (www.hrw.org).

ствует, например, такой обряд: солдат должен получить столько ударов рем­нем, сколько месяцев ему осталось служить, все это он должен переносить молча. Однако когда котла переводят в деды, удары ему наносят ниткой, при этом он должен кричать во весь голос, как будто от сильной боли.

Из ритуалов перехода самый известный происходит через 12 месяцев службы — самых трудных и изнурительных. Прослужившего год именуют черпаком, потому как переводят его в это звание путем нанесения 12 уда­ров черпаком по обнаженному заднему месту (процедура столь же мучитель­ная и страшно болезненная, сколь и неизбежная).

Сегодня дедовщина в худших своих проявлениях есть свидетельство деградации общества в целом

По квалифицированному мнению Т. Б. Щепанской, основательно изу­чившей антропологию и этнографию вопроса, в культуре «дедовщины» сре­ди солдат срочной службы соучастие в насилии — один из главных цемен­тирующих факторов59. Несомненно, насилие неотделимо от дедовщины как социального явления, она порождена им и в свою очередь порождает еще большее насилие. Однако силовое воздействие существует и вне армейской среды. Оно присутствует в разных субкультурах и практикуется в таких си­туациях, прием в сообщество (обряды посвящения, испытания), нарушение норм (наказание, испытание, разборка, пытка) и исключение из сообщества (убийство, казнь).

59 Щешнская Т.Б. Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) //Антропология насилия / Отв.ред В.В. Бочаров и В.А. Тишков. СПб., 2001. СП.

Своеобразие «дедовского» насилия заключается в том, что оно воспри­нимается новобранцами как полушутливое мероприятие, на которое стыд­но обижаться, или стародавняя армейская традиция, против которой бес­смысленно протестовать. Старослужащий вполне может устроить молодым воинам особый тренаж: отбой, подъем, построение, по полной форме оде­вание, потом опять построение — и так в течение нескольких часов. Нико­го персонально он не унижает, честь и достоинство не оскорбляет, никого физически не калечит, значит все это «настоящий мужчина», как считают первогодки, должен переносить с улыбкой на устах. Легко относиться к труд­ностям — это обязательный элемент мужской социализации, просто в армии он доведен до своих крайних форм. Помимо того в полусерьезных-полу­шутливых инициациях заключен изве­стный социокультурный смысл. Такого рода обряды служат посвящению но­вичка нормам и ценностям армейской жизни, а самое главное — позволяют сразу же почувствовать дух армии как суровой школы жизни.

Нередко инициации приобретают индивидуально-воспитательный кон­текст, когда они направлены против конкретного солдата, так или иначе нарушающего общепринятые нормы или своим поведением способного подвести коллектив. Например, лени­вого или нечестного новобранца сер­жант заставляет вне очереди убираться в туалете, мыть посуду, чистить плац и т.д. Ему таким способом дают понять, что другие не должны страдать из-за его личных недостатков. Посвятитель­ные меры моментально превращаются в просветительные. Если солдат по­жадничал и не поделился присланной из дому посылкой, то его ждет целая серия экзекуций, имеющих своей целью «разъяснить и поставить на место». Поскольку в армию приходит самая разная молодежь, то старослужащие, предъявляющие ко всем одинаковые требования, чаще всего выполняют очень нужную роль воспитателя. Далеко не всех юношей, особенно город­ских и избалованных родителями, с детства приучили регулярно мыться, чистить зубы, не крошить и не сорить, заправлять постель, гладить одежду и делать многое другое, что относится к элементарным правилам санитар­ной гигиены. Казарма — это кроме всего прочего достаточно тесное для большого количества здоровых молодых тел помещение, где особенно не­обходимо соблюдать чистоту. Вонь, нечистоты, грязь, неряшливость — от всех таких пороков «освобождают» невоспитанную молодежь старослужа­щие, которые давно уже поняли, что отсутствие личной гигиены — бич для всего коллектива.

Если для объекта инициации силовое воздействие является мучительным испытанием, то для ее субъекта, старослужащего, это чаще всего очередное развлечение. В армии и местах заключения известна шутка под названием

велосипе&. между пальцев ног спящего человека вкладывается пакля или вата, ее зажигают, человек делает движения ногами, как будто едет на велосипе­де. Вариант, когда вата находится между пальцами рук, называется мельни­ца. Встречаются и зооморфные развлечения. Так, старослужащий будит молодых солдат приказом: «Сушить крокодилов!» (нужно висеть над крова­тью, зацепившись ногами и руками за ее спинки), «Сушить летучих мышей!» (висят под кроватью, вцепившись в панцирную сетку снизу); «Сушить по­пугаев!» (сидят на корточках на спинке железной кровати).

«Дедовские» игры могут заходить очень далеко и переступать грань раз­влечения. Из актов инициации они превращаются в акцию зомбификации, в результате которой деморализуется сознание новобранца.

«Салага» подвергается частым ночным избиениям со стороны старослу­жащих, стирает их белье, выполняет унизительные операции вроде чистки пола уборной зубной щеткой. Затем он получает промежуточный статус «черпака» и «деда» (на этой стадии он начинает принимать участие в ритуа­лах зомбификации новобранцев; внешней атрибутикой является сильно

Врезка







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия