Студопедия — СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ ТЕРМИНОВ






Агиография — литература в жанре житий, одной из основных форм церковной словесности.

Адстрат — черты, появившиеся в языке в результате влияния на него со сторо­ны другого языка в условиях их длительного существования.

Акторы — субъекты социального действия.

Андеграунд — обозначение контркультуры, или неформальной культуры в СССР. Сообщества андеграунда, или сообщество-изгой формируются из тех, кто выпал из общества, кто противостоит ему или не принимает его.

Анимизм — вера в существование духов, и души.

Аномия — состояние общественного сознания, которое характеризуется разло­жением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противо­речием между провозглашенными целями и невозможностью их реализо­вать.

Антагонизм — непримиримое противоречие.

Антиклерикализм — движение против гражданских привилегий церкви и влия­ния клериков (священнослужителей) на общество.

Апартеид — крайняя форма расовой дискриминации, подразумевающая лише­ние определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлеж­ности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции.

Апостасия — предубеждение против церкви и христианства.

Артефакт — предмет, изготовленный, сделанный человеком.

Аскетизм — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. присущие практике фи­лософских школ (например, киников) и особенно различных религий (мо­нашество и т.п.).

Ассимиляция — этническое поглощение, почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом.

Беспредел — отсутствие норм жизнедеятельности, насилие.

Блэкстер — фанат тяжелого металла, сатанинское направление.

Боди-арт — вид художественного творчества, где главным объектом является

тело самого художника (или статиста), а содержание раскрывается позой,

жестами, покрывающими тело знаками. Бюджет времени — распределение всего фонда времени суток (недели, месяца,

года и т.д.) на различные виды деятельности, осуществляемые той или иной

совокупностью людей.

Верования — эмоциональная приверженность определенным ценностям или идеям, в основе которой лежит субъективная убежденность в достоверности фактов.

Вестерн — жанр американского кино, получивший распространение также за пределами США.

Вестернизация — процесс заимствования ценностей западной культуры на­родами, исторически не принадлежавшими к орбите западной цивили­зации.

Геноцид — действия, направленные на уничтожение какой-либо национальной,

этнической группы людей. Глобализация — исторический процесс сближения наций и народов, между

которыми постепенно стираются традиционные границы и человечество

превращаются в единую политическую систему. Глоссарий — перечень толкований слов, имеющихся на полях и между строк

рукописей.

Двоеверие — сочетание христианских и языческих верований.

Демократизация культуры — распространение культурных ценностей на все более широкие слои населения, расширение доступа к ним рядовых граж­дан, привлечение к принятию решений, касающихся культурной жизни, всех социальных групп и национальных меньшинств.

Депортация — изгнание, ссылка.

Дестинация — туристское (рекреационное) направление.

Децентрализация культуры — перенесение очагов культуры из центра на пери­ферию, борьба с культурной монополией столицы, ведомства, организации или нации.

Диалект — языковая система, которая служит средством общения небольшой территориально замкнутой группы людей.

Диаспора — часть этноса, живущая вне места его происхождения, в различных странах мира.

Дискурс — различные виды речевой практики, например обычный повседнев­ный разговор, интервью, лекция, деловые переговоры и др.

Диссидент — лицо, несогласное с господствующей идеологией и политикой властей; инакомыслящий.

Диффузия — взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении.

Доминирующая культура — совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Досуг— часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению.

Евангелизация — провозглашение Евангелия, пропагандистская работа с насе­лением в западноевропейском христианстве.

Знания — суждения, достоверность которых проверена наукой или опытом.

Идентификация — уподобление другому (воспринимаемому) человеку. Идентичность — набор тех или иных культурных черт, позволяющих отличать одного человека от другого.

G

Инпат — сотрудник иностранной фирмы, работающий в ее зарубежном фили­але и являющийся резидентом страны местонахождения этого филиала.

Инфраструктура социальная — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования социальной сферы (школы, больницы, театры, стадионы и др.).

Исихазм — мистическо-аскетическое течение в восточном монашестве, сфор­мировавшееся в IV—IX вв. в Византии.

Канон (от греч. капоп — норма, правило) — 1) церковный канон — правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 2) библейский канон — совокупность книг Библии, при­знаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания».

Капище,кумирня — языческое культовое сооружение.

Келья (от лат. cella — комната) — отдельная жилая комната в монастыре.

Киновия — общежительный монастырь.

Кич — дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект.

Конвенции — условные правила поведения людей.

Конвертаны — новообращенны, люди, принявшие религию уже в зрелом воз­расте.

Контркультура — система ценностей, противоположных господствующей в дан­ном обществе культуре.

Конфессия — церковь, вероисповедь.

Коренная национальность (коренной этнос) — определение этнической группы, исторически сложившейся на определенной территории.

Кросскультурное исследование — любой вид исследования человеческого пове­дения, который сравнивает специфическое поведение в двух или более куль­турах.

Культ — действия (телодвижения, чтение или пение определенных текстов и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклоне­нию или привлечь к их совершителям божественной «силы» (религиозные таинства).

Культура — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регу­лирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Культурная аккумуляция — процесс пополнения культуры новым элементами последующими поколениями.

Культурная диффузия — взаимное проникновение различных черт и комплек­сов из одного общества в другое.

Культурная трансмиссия — процесс передачи культуры от поколения к поколе­нию через научение.

Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколе­ниями.

Б7

Культурные универсалии — культурные нормы, ценности, правила, традиции, которые присущи всем культурам независимо от географического положе­ния, исторического времени и общественного устройства.

Культурный герой — мифический первопредок, который добывает или впервые создает для людей различные предметы культуры (огонь, культурные рас­тения, орудия труда), учит их охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводит определенную социальную организацию, брачные правила, магиче­ские предписания, ритуалы и праздники.

Культурный капитал — знания и квалификация.

Культурный лаг — неравномерность развития отдельных частей культуры.

Культурный провал — несоответствие между различными слоями одного и того же общества, которые испытывают различные темпы перемен. Термин ввел У. Огборн.

Культурный релятивизм — идея о том, что нормы относительны своей культу­ры, в каждой культуре они свои и потому понять их содержание можно толь­ко при сопоставлении норм с содержанием данной культуры.

Культурный слой — исторически сложившаяся система напластований, обра­зовавшаяся в результате деятельности человека.

Культурный шок — реакция индивида, оказавшегося в чужом обществе и испы­тывающего бесчисленные трудности в общении, потреблении, ощущающего себя беспомощным и дезориентированным.

Латентные функции — непредумышленный (скрытый) результат деятельности

социального института или лиц, представляющих его. Лиминальный — стоящий на пороге двух культур. Лингвоцентричность — тесная связь языка и национальной культуры, ситуация,

в которой судьба языка определяет судьбу национальной культуры. Люстрации — обряды религиозные, целью которых является освобождение от

порчи, скверны, нечистоты, снятие табу и т.п.

Малограмотные — функционально неграмотные.

Маргинал — человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, груп­пу, и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

Маргинальность — промежуточность положения индивида или группы, зани­мающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе.

Массовая культура — разновидность культуры, для нее характерно массовое производство культурной продукции («индустрия культуры»), рассчитанной на массовое потребление.

Мейнстрим — основное (господствующее) направление в культуре.

Менталитет — характерный склад мышления, восприятия и оценки событий, присущий группе (народу, классу, слою), реже — индивиду. «Нам американ­цев не понять, у них иной менталитет».

Миф — сказание как символическое выражение некоторых событий, имевших место у определенных народов в определенное время, на заре их истории; вымышленная реальность.

Мифологема — представляет собой эмоционально окрашенное, чувственное представление о социальной действительности, замещающее и вытесня-

ющее реальное знание о ней; результат функционирования иррационально­го слоя массового сознания.

Мифология — всеобъемлющая система правил (начиная с обычаев, установлен­ных первопредками) включения человека в коллектив, коллектива — в сверхъестественный мир, а его — в космос.

Многоязычие — функционирование трех и более языков на ограниченной мно­гонациональной территории, а также знание и попеременное употребление в соответствии с потребностями общения нескольких языков.

Модернизация — обновление, изменение чего-либо в соответствии с современ­ными требованиями; процессы модернизации происходили в XX в. во мно­гих странах.

Модернизм — общее обозначение течений и направлений в искусстве XX в., отказавшихся от реалистических традиций и характеризовавшихся поиска­ми новых художественных форм и выразительных средств.

Монашество (от греч. monachos — отшельник) — форма религиозной жизни, для которой характерно осуществление аскетических идеалов.

Монотеизм — религиозное учение о едином Боге; единобожие.

Народная культура — культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народность — историческая общность людей, возникшая при распаде родо-племенных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на на­туральном хозяйстве, когда не было прочных экономических связей, не воз­никло единства экономики.

Новояз — новый упрощенный придуманный язык; в советское время — офи­циальный или полуофициальный стиль письменной или устной речи, язы­ковой субстрат.

Норма — в социологии совокупность всех правил, которые формально или неформально приняты в группе или обществе.

Нравы — особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы дей­ствий.

Образ жизни — вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения людей.

Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом.

Общак — своеобразный фонд взаимопомощи среди осужденных.

Общины — объединения нескольких групп людей, связанных взаимными бра­ками, кооперацией труда и общей территорией.

Обычай — традиционно установившийся порядок поведения.

Ойколект — домашний, или семейный язык; форма городской речи.

Окультуривание — приобретение культурных норм через воспитание.

Ортодоксальный — наиболее последовательный сторонник учения, мировоззрения.

Пантеизм — религиозно-философское учение, объединяющее творение и Твор­ца в единое целое.

Папарацци — журналисты, зарабатывающие на скандальных материалах, поро­чащих или грязных снимках известных людей. Им надо сделать как можно

быстрее и сразу убегать: охранники могут отобрать пленку и сломать аппа­ратуру.

Плюрализм — признание множественности, многообразия каких-либо явлений и суждений о них.

Политеизм — религия и религиозное учение, признающее существование мно­гих богов.

Поп-культура — сленговое название массовой, популярной культуры.

Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии.

Приход — низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане).

Прозелитизм — переманивание верующих из одной конфессии в другую, ис­пользуя нечистоплотные методы.

Профаническое — земное, несвященное и не сакральное.

Рекреация — восстановление сил, расслабление, отдых.

Ремесла — производство изделий для обмена и продажи.

Реплейсмент — процесс замещения экспатов инпатами.

Референтная группа — группа, с которой индивид себя соотносит, которая слу­жит для него эталоном, но к которой он не принадлежит.

Реципиент (адресат) — человек, принимающий информацию.

Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происхо­дит речевое общение между участниками, включая самих участников, суще­ственно влияющих на речевое событие.

Речевое событие — конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения.

Ривайвелизм — религиозное движение за «восстановление истинной апостоль­ской церкви».

Ритуал — вид обряда, форма сложного символического поведения, упорядочен­ная система действий, выражающая определенные социальные и культур­ные ценности.

Родной язык — это материнский язык или первый выученный в детстве язык.

Сакральное — священное, святое, то, что подвергнулось сакрализации.

Секта — религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей цер­кви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких ин­тересах.

Селективность культуры — избирательность по отношению к заимствованиям.

Символ — идеальный знак, который замещает материальный предмет.

Система — самоназвание хипповской и постхипповской субкультуры как со­циального образования — конгломерата группировок.

Сленг —тоже, что жаргон, в англоязычных странах; вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

СМИ — средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы.

Советский новояз — официальный политический язык советской эпохи.

Социальные практики — совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами.

Стереотипы — жестко фиксированные идеи, часто недоброжелательные, о том,

кем являются члены данной группы. Стилистика — манера оформления речи, характеризуемая принципами отбора

и комбинации используемых языковых средств. Стиль жизни — индивидуальный характер, своеобразие образа жизни.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

Титульный этнос — определение этнической группы, давшей название нацио­нально-государственному образованию.

Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и животными.

Традиционное действие — действие неосмысленное, основанное на привычке и обычае.

Традиция — все то, что унаследовано от предшественников.

Тусовка — круг общения; стиль общения; место общения и определенная суб­культурная среда молодежи.

Урка — опытный вор.

Фидеизм — религиозное мировоззрение, основанное на вере в личного Бога,

противоположное магизму. Филетизм — отождествление церковной общности с нацией или этносом.

Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей пред­ставления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтиче­ская любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации — индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Церковь — организация последователей той или иной религии на основе общ­ности вероучения и культа.

Человеческий капитал — совокупность качества, свойств и навыков человека, позволяющих ему выступать в качестве работника, создающего некий про­дукт и получающего за это заработную плату.

Эвфемизация — замена слова с негативной семантикой позитивным или ней­тральным по смыслу.

Экспат (экспатриат) — сотрудник иностранной фирмы, работающий в ее зару­бежном филиале и не являющийся резидентом страны местонахождения этого филиала. Расширительно применяется ко всем иностранцам — сотруд­никам российских компаний.

Экспектации — ожидания, предвосхищения.

Эндемики — обитатели исключительно данной местности.

Эортология — наука об истории и теории праздника.

Эскапизм — от английского escape — избегать, ставшего психологическим тер­мином для обозначения ухода от реальности.

Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества.

Этатизм — призывы к возрождению «православного государства», восстанов­лению «православной монархии».

Этикет — формализованный и детализированный кодекс вежливого поведения.

Этический имманентизм — вера в возможность морали вне всякой связи с Богом.

Этническое смешивание — стихийное смешивание через межнациональные браки.

Этноцентризм — уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

Этос — термин античной философии, обозначавший привычки, нравы, харак­теры, темпераменты, обычаи.

Явные функции — официально заявленные, всеми осознаваемые и очевидные цели и задачи данного института.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамьянц Т.З., Дридзе Т.М. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства («круглый стол») // Со-цис. 2000. № 7.

2. Азбука христианства: Слов.-справ. М., 1997.

3. Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 1977.

4. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

5. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск, 2000.

6. Байбурин А.К. О жизни вещей в народной культуре // Живая старина. 1996. № 3. С. 14-19.

7. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиоти­ческий анализ восточнославянских обрядов. СПб., 1993.

8. Баканурский А.Г. Православная церковь и скоморошество. М., 1896.

9. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий. М., 1984.

10. Бауман 3. От паломника к туристу//Социологический журнал. 1995. № 4.

11. Бауман 3. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 4.

12. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. М., 2001.

13. Белл Р. Социолингвистика. Цели, методы и проблемы. М., 1980.

14. Белла Р. Основные этапы эволюции религии в истории общества // Ре­лигия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 665-677.

15. Белла Р.Н. Социология религии //Американская социология: Перспек­тивы. Проблемы. Методы. М., 1972.

16. Бергер П. Еретический императив// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 339—364.

17. Бергер П. Общество в человеке//Социологический журнал. 1995. №2.

18. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX—на­чала XX века. Л., 1988.

19. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

20. Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделиро­вание социального взаимодействия. М., 1987.

21. Богораз В.Г. Распространение культуры на земле. Основы этнографии. М.;Л., 1928.

22. Богослужение как праздник и игра // Апокриф. 1992. № 2. С. 111-116.

23. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодер­на. М., 1995.

24. Бок Ф. К. Структура общества и структура языка // Новое в лингвисти­ке. Вып. 7. М., 1975.

25. Борзенко В.И. Религия в посткоммунистической России // Экономи­ческие и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993. №8.

26. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М., 1986. Т. I.

27. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность. Соч.: В 2 т. М., 1993.

28. Булгаков С.Н. Церковь и государство // Вопр. религии, 1906. Вып. I.

29. Бутенко И.А. Прикладная социология: наука и искусство. М., 1999.

30. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе XX века. М., 1997.

31. Вайнрайх У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования. Благовещенск, 2000.

32. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. М., 2002.

33. Васильев В.Г., Мазеин В.О., Мартыненко Н.И. Отношение студенче­ской молодежи к религии // Социс. 2000. № 1.

34. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социс. 2001. № 11.

35. Вах И. Социология религии // Социология религии: классический под­ход. М., 1994.

36. Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Научное слово.1909. № 7.

37. Вебер А. Избр.: Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

38. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М., 1990. С. 44-72.

39. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ)//Вебер М. Образ общества. М., 1994. С. 78-308.

40. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избр. произв. М., 1990. С. 307-344.

41. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

42. Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до нынешних времен. М., 1874. Т. 1-2.

43. Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.

44. Воронцова Л.М., Филатов СБ., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании//Социс. 1995. № 11. С. 81-91.

45. Гамперц Д. Типы языковых обществ//Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

46. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996.

47. Геттнер А. Как культура распространялась по земному шару. М., 1925.

48. Гинзбург С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

49. Глок Ч. Социология религии // Религия и общество: Хрестоматия. М., 1996.

50. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1997.

51. Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб., 1996.

52. Городское просторечие: Проблемы изучения. М., 1984.

53. Государственно-церковные отношения в России: (опыт прошлого и со­временное состояние). М., 1996.

54. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: Введение в со­циологию литературы. М., 1998.

55. Гудков Л.Д. «Культура повседневности» в новейших социологических теориях. М., 1988.

56. Гудков Л.Д. и др. Книга, чтение, библиотека: Зарубежные исследования по социологии литературы: Аннотированный библиографический ука­затель за 1940-1980 гг. М., 1982.

57. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Литература как социальный институт: Статьи по социологии литературы. М., 1994.

58. Гудков Л.Д., ЛевинсонА.Г Вещь глазами социолога//Декоративное ис­кусство СССР. 1987. № 7. С. 14-18.

59. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего боль­шинства. М., 1990.

60. Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1995.

61. Давыдов Ю.И., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. М.,1980.

62. Данеш Ф., Чмейркова С. Экология языка малого народа // Язык, куль­тура, этнос. М., 1994.

63. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

64. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М., 1989.

65. Добиаш-Рождественская О.А. Средневековый быт. Л., 1936.

66. Добренькое В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследова­ния религии. М., 1989.

67. Дубин Б. Религиозная вера в России 90-х годов// Мониторингобществен-ного мнения. Экономические и социальные перемены. 1999. № 1 (39). С. 31-39.

68. Дюркгейм Э. Коллективный ритуал // Религия и общество: Хрестома­тия по социологии религии. М., 1996. С. 438—441.

69. Дюркгейм Э. Священные объекты // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 469-470.

70. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания // Религия и об­щество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 111 — 145.

71. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

72. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.

73. Енджеевский М. Тусовка. ML, 1990.

74. Ерышев А.А., Лукашевич Н.П. Социология религии: Учеб. пособие. Киев, 1999.

75. Жабский М.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социс. 1996. № 2. С. 25-35.

76. Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. М., 1995.

77. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

78. Зиммель Г. К вопросу о гносеологических истоках религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 606-618.

79. Зиммель Г. К социологии религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 618-635.

80. Зиммель Г. Личность Бога // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культу­ры. М., 1996. С. 636-651.

81. Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1996. С. 545-606.

82. Зиммель Г. Социология религии // Зиммель Г. Избр. Т. 1: Философия культуры. М., 1995.

83. Зиммель Г. Философия культуры: В 2 т. М., 1996.

84. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XXвека. М., 2002.

85. Иванов В.В. Системный взгляд на природу «дедовщины» //Социс. 1995. № 1.

86. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. 1995. № 11. С. 26-34.

87. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические чте­ния. Вып.1. М., 1996. С. 49-95.

88. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М., 1995.

89. Ионин Л.Г. Российские метаморфозы: Культурная трансформация и со­циальные изменения. Торонто, 1999.

90. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие: Учеб. по­собие для студентов вузов. М., 2000.

91. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса IX — начала XX века. М., 1994.

92. Исакова Н.В. Культура и человек в этническом пространстве. Новоси­бирск, 2001.

93. Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» куль­туры в России XVI—XX вв. Новосибирск, 2001.

94. История религий в России: Учебник/ Под. общ. ред. Н.А. Трофимчука. М., 2002.

95. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.

96. Йингер Дж. Социологический взгляд на религию// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

97. Йингер Дж. Социология религии как наука: Функциональный подход // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

98. Йингер Дж. Функциональный подход к религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.

99. Каарийнен К. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом со­знании постсоветской России. М.; СПб., 2000.

100. Канонизация святых. М., 1988.

101. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Париж, 1927.

102. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1992.

103. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках преимущественно в Италии. Пг., 1915.

104. Карташев Л.В. Церковь как фактор социального оздоровления России // Русское возрождение. 1990. № 51.

105. Карцева Е.Н. «Массовая культура» в США и проблема личности. М., 1974.

 

106. Католицизм: Словарь. М., 1991.

107. Кашкадамов А. Н. 2000 лет от Рождества: О христианстве от А до Я ^ак­ты. События. Имена. М., 2000.

108. Классики мирового религиоведения: Антология. М., 1996. Т. 1.

109. Коган Л. Исследования культуры в парадигме культурной коммуника­ции // Социология в России. М., 1998. С. 324—335.

110. КозловА. Рок: Истоки и развитие. М., 1997.

111. Концептуальные основы социологического анализа культурных изме­нений. М., 1991.

112. Копысов Д.Ю. Современные нетрадиционные религии. Ижевск, 2000.

113. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. — 3-е изд., испр. и доп. СПб., 1999.

114. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1979.

115. Кравченко А.И. Культурология. М., 2003.

116. Крысин Л.П. О речевом поведении человека в малых социальных общ­ностях (постановка вопроса) // Язык и личность. М., 1989.

117. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: Штрихи к речевому портрету//Литературный язык и культурная традиция. М., 1994.

В

118.Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.

119.Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996.

120.Культура в советском обществе. Проблемы и перспективы развития. М., 1988.

121.Культура Российского зарубежья. М., 1995.

122.Культура, человек и картина мира. М., 1987.

123.Культура: теории и проблемы. М., 1995.

124.Культурная антропология. СПб., 1996.

125.Культурная политика России. История и современность/Отв.ред. И.А. Бу-тенко, К.Э. Разлогов. М., 1996.

126.Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000.

127.Культурология. XX век: Антология: Философия и социология культуры. М., 1994.

128.Культурология. XX век: Словарь. СПб, 1997.

129.Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

130.Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. Екатерин­бург; Пермь, 1995.

131.Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

132.Лапин Н.И. Социокультурная трансформация России: либерализация уеш«традиционализация // Журн. социологии и социальной антропо­логии. 2000а. № 3.

133.Ле ГоффЖ. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

134.Л ем С. Модель культуры // Вопр. философии. 1969. № 8. С. 56—57.

135.Лихачев Б.С. История кино в России. Кн. 1. 1896-1913 гг. Л., 1927.

136.Лобазова О. Ф. Религиоведение: Учебник. М., 2003.

137.Лобье П. де. Социология религиозного феномена. М., 2000.

138.Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация: социологический анализ // От политики государственного атеизма к свободе совести. М., 2000. С. 41-56.

139.Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации и го­сударственно-церковных отношений: Курс лекций. М., 1995.

140.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дво­рянства (XVHI-нач. XIX века). СПб., 1994.

141.Льюис Д. После эпохи атеизма: Религии и народы России и Сред. Азии / Пер. с англ. С. Сапронова. СПб., 2001.

142.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978.

143.Майка Ю. Социальное учение католической церкви. М., 1993.

144.Макдэвид Р.И. мл. Диалектные и социальные различия в городском обществе // Новое в лингвистике. Вып. 7. М., 1975.

145.Макловский Т., Кляйн М., Щиплов А. Жаргон: Энциклопедия москов­ской тусовки. М., 1997.

146.Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

147.Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998.

148.Мальцева Р.И. Словарь молодежного жаргона. КубГУ, 1998.

149.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методо­логический анализ). М., 1983.

150. Маркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М., 1995.

151. Маркуш Д. Общество культуры: Культурный состав современности // Вопр. философии. 1993. № 11.

152. Марченко Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимо­отношений//Социс. 1993. № 12.

153. Массовый читатель и книга. М., 1925.

154. Материальная база сферы культуры. М., 1999. Вып. 3.

155. Материальная культура: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1989. Вып. 3.

156. Медведко СВ. Проблемы методологии современной социологии рели­гии в России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. №2.

157. Мень А. История религии. М„ 1991-1992. Т. 1-7.

158. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

159. Методы социолингвистических исследований. М., 1995.

160. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

161. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998.

162. Мид М. Культура и мир детства: Труды по социальной антропологии. М., 1988.

163. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. М., 1998.

164. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антоло­гия: Пер. с англ., нем., фр. / Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М., 1998.

165. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социс. 1995. № 11.

166. Митрохин Л.Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000.

167. Митьки. Выбранное. СПб., 1999.

168. Мифология Древнего мира. М., 1977.

169. Мифы народов мира: Энциклопедический словарь: В 2 т. М., 1990.

170. Михалюк В.И. Религиозные ориентации населения: социальный срез // Полития. 1997/1998. №4.

171. Модели церковно-государственных отношений стран Западной Евро­пы и США. Киев, 1996.

172. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологи­ческий и антропологический анализ) / Под ред. к.ф.н. В.В. Костюше-ва. СПб., 1999.

173. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

174. Монашество и монастыри XI-XX вв. М., 2002.

175. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

176. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Тр. по социальной антропологии. М., 1996.

 

177. Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

178. Музей и новые технологии М., 1999.

179. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Евро­пы: X-XV вв. М., 2002.

180. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс.1998. №6.

181. На путях постмодернизма. М., 1995.

182. Наука о культуре. Итоги и перспективы. М., 1999. Вып. 1.

183. Нельсон Л.Д. Секуляризация и социальная интеграция в сопоставитель­ном аспекте // Социс. 1992. №7.

184. Никитина Т.Т. Так говорит молодежь: Словарь сленга. СПб., 1998.

185. Новые религиозные культы, движения и организации в России. М., 1998.

186. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. М., 1994.

187. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия: Пер. с англ. / Ред. Р. Хоггарт. М., 2000. — Т. 7: Народы и культуры.

188. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

189. Ориентиры культурной политики. М., 1997.

190. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

191. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991.

192. Основы культурологии: Морфология культуры. СПб., 1997.

193. Основы религиоведения. М., 1998.

194. Панорама культурной жизни Российской Федерации. М., 1999. Вып. 2-3.

195. Панченко А.А. Инквизиторы как антропологи, антропологи как инкви­зиторы // Живая старина. 2001. № 1.

196. Панченко А.А. Религиозные практики и религиозный фольклор // Рус­ская религиозность: Проблемы изучения. СПб., 2000. С. 14-25.

197. Панченко А.А. Религиозные практики и антропология религи







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 694. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия