Студопедия — Теория потребностей А. Маслоу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория потребностей А. Маслоу






Гуманистическое направление в педагогике, сформиро­вавшееся в 50-е годы, ориентирует учителей прежде всего на изучение ценностных ориентации и жизненных планов обучаемых. При их изучении современная западная педаго­гика опирается на концепцию мотивации и самоактуализа­ции личности, разработанную американским профессором психологии Абрахамом Маслоу, эмигрировавшим, к слову сказать, из бывшего Советского Союза, где он носил «ред­кую» фамилию Маслов.

Фундаментальным тезисом этой теории является утвер­ждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. В иерархической структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. А. Маслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личных целей, смысла жизни.

У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, на­глядной моделью которой является пирамида. В основании пирамиды индивидуальной мотивации (рис. 29) лежат фи­зиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне, защите от стихийных сил природы и т. д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, в защите от насилия и угроз (стабильность, экономика, работа, защищенность и т. д.). За ними идут по­требности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и уважении (престиж, статус, превосходство, при­знание, внимание, достоинство, понимание) расположились еще выше. Вершину пирамиды занимают значительно менее «узкие», не всем доступные потребности — в самосо­вершенствовании (желать стать кем-то, найти себе приме­нение, потребность в успехах), знании и понимании (любо­пытство, знание, осмысление окружающего). Венчают пира­миду потребности эстетические (красота, упорядочен­ность, симметрия, системность, аккуратность, гармония).

Рис 29

В основании пирамиды групповой мотивации А. Маслоу — совпадение интересов, взаимное давление и группирование людей. В процессе межличностного общения формируются различные микрогруппы, которые тянутся друг к другу. Эти групповые тенденции становятся базисом интеграции лю­дей в более крупные сообщества. На третьей и четвертой ступенях иерархии появляются многие феномены фупповой динамики — от ненависти и вражды до группового духа и гордости за коллектив.

Вершину обеих мотиваций составляют цели — индивиду­альные и групповые. Пользуясь данной моделью, мы в дальнейшем сможем обосновать возникновение одних це­лей и отмирание других.

Большое эвристическое значение для педагогики имеет выделение А. Маслоу двух типов мотивации: преодоления дефицита (так называемая «дефицитарная мотивация» или Д-мотивация — Д) и стремления к развитию («мотивация бытия» или Б-мотивация). Эти типы мотивации естественно связаны с категориями «удовлетворение» и «неудовлетво­рение». Единственной целью Д-мотивации является устра­нение дефицитарных состояний (например, чувства голода). В этом смысле Д-мотивы являются устойчивыми детерми­нантами поведения.

Изучая людей с Б-мотивацией, А. Маслоу установил, что у них удовлетворение личных потребностей усиливает, а не ослабляет мотивацию, обостряет, а не уменьшает потреб­ность. Такие люди поднимаются над собой и вместо того, чтобы хотеть все меньше и меньше, хотят все больше и больше, например, знаний.

VII. Верно или неверно?

1. Потребность в учении является врожденной.

2. Человеку определено природой, как именно он будет обучаться.

3. Физиологические потребности также влияют на учение.

4. Одна и та же потребность может быть активирована че­рез многие мотивы.

5. Больше всего стимулируют учение потребности в само­выражении.

6. Потребности человека неизменны.

7. Школа решающим образом влияет на формирование потребностей обучаемых.

8. Удовлетворение одной познавательной потребности вызывает новую, более высокую познавательную потреб­ность.

9. Мотив учения всегда обусловлен только одной потреб­ностью.

10. Представление о потребностях учитель получает, на­блюдая поведение обучаемых.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2236. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия