Студопедия — Задания. 1. Составьте схему «Задачи умственного воспитания дошкольников».
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задания. 1. Составьте схему «Задачи умственного воспитания дошкольников».






1. Составьте схему «Задачи умственного воспитания дошкольников».

2. Объясните, что вкладывается в понятие «приобщение детей к сенсорной культуре».

3. Как вы думаете, может ли отразиться на умственном развитии ребенка недостаточное развитие анализаторов (слабо видит, плохо слышит)?

4. Какие приемы для развития познавательной активности ребен­ка вы порекомендуете родителям?

 

5. Корней Иванович Чуковский много лет собирал детские воп­росы, которые поместил в книге «От двух до пяти». Прочитайте две первые главы этой книги и ответьте на вопросы:

6 С А. Козлова

- что интересует детей, живущих в разные времена, о чем их «веч­ные вопросы»?

- можно ли по содержанию детских вопросов составить представ­ление о времени, в которое К. И. Чуковский создавал свою книгу?

Цель эстетического воспитания - детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной восприни­мать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. т. Лихачев). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Одна ко и дехи в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного воз­раста. "

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспи­тания ребенка. Оно способствует обогащению чувствен­ного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (изве­стно, что для дошкольника понятия «красивый» и «доб­рый» почти идентичны), повышает и познавательную ак­тивность, даже влияет на физическое развитие. Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Составляющей этого процесса является художе­ственное образование - процесс усвоения искус­ствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству, Задачи эстетического воспитания исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на фор­мирование эстетического отношения детей к окружающе­му. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование худо­жественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный резуль­тат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. К сожалению, это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется. В дошкольной педаго­гике довольно основательно представлена вторая группа задач (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Л.В.Ком- панцева, Л.С.Фурмина, Г.Н.Пантелеев, Е.А.Дубровская и др.). Ученые разработали теорию эстетического воспита­ния и конкретизировали ее для практики.

Первая группа задач в исследованиях и практике изуче­на в меньшей степени и чаще рассматривается как приклад­ная по отношению ко второй. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений (А.В.За- порожец, Т. А. Репина, Р. И. Жуковская, А. М. Виноградова, Л. П. Стрелкова и др.), иллюстраций к книгам (В. А. Езике- ева), восприятия музыкальных произведений (К.В.Тарасо­ва, И.Л.Дзержинская, Е.А.Дубровская, Л.Н.Комиссаро­ва и др.) - эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Условия и средства эстетического воспитания. Прежде всего это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по сво­ей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, краси­ва (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество де­талей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружа­ют ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положитель­ные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой ска­терти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать не только аккуратность, но и потребность в эстетичес­ком окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к кра­сивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если сре­ди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоян­но, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каж­додневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие инто­нации. И дело не только в том, чтобы речь была правиль­ной, необходимо, чтобы она была образной, интонацион­но богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается тесная связь эстетического с этическим). Старенькая пра­бабушка может произносить какие-то слова неверно, по- своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова - и имен­но это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небреж­ность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цве­товой гаммы, неумение найти свой стиль - все это проти­воречит законам красоты. Родители, как правило, много внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было сказано выше. Эти требования относятся не только к праз­дничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одеж­де. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном хала­те, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребен­ка быть всегда опрятным (разве только, если сработает механизм «от противного», и то это может произойти в бо­лее старшем, не дошкольном возрасте).

Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представ­ления о красоте.

Эстетика быта становится средством эстетического вос­питания, если взрослые обращают внимание ребенка на эс­тетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети виде­ли красоту вокруг себя в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно при­влекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цве­ты!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоян­но. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и дей­ствию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеле­ному дивану - желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не соче­таться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эс­тетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию- основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их со­четании. Сама по себе природа - это условие для всесторон­него воспитания и развития ребенка. Средством она стано­вится, когда взрослый целенаправленно использует ее «вос­питательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заме­тить его красоты, а можно пройти всего один раз и остано­виться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой травы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и пере­носит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические.

.. Заколдован невидимкой, Понагнулась, как старушка, Дремлет лес под сказку сна, Оперлася на клюку,

Словно белою косынкой А над самою макушкой

Подвязалася сосна. Долбит дятел на суку...

Есенинские слова проникают в душу и рождают эстети­ческие чувства.

И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется искусство: изобразительное, музыка, литература, архи­тектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему вы­сокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. По­чему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступ­но понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых оста­навливается у картины «Княжна Тараканова». Она пораже­на изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д.Флавицкий пи­сал свое произведение не для детей. И ни в одной методи­ческой книге не найдете рекомендаций к ее рассматрива­нию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства - сострадание, сочувствие.

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что имен­но в этот период можно влиять на формирование музыкаль­ности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагиру­ет, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, диф­ференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музы­ки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже запла­чет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигать­ся под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоцио­нальную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - зна­комить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.

В равной мере это относится к любому виду искусст­ва, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще

В.Г.Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. JI. С. Выготский в работе «Воображение и творчество в дет­ском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойствен­ны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воз­действие каждого вида искусства в наших программах эс­тетического воспитания и развития ребенка изучается от­дельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благода­ря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Программа эстетического раз­вития, построенная на основе не изолированных, а взаимо­связанных искусств, более соответствует природе малень­кого ребенка (Н.А.Ветлугина, Е.А.Дубровская).

Условием и средством эстетического воспитания явля­ется и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Из­вестно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно- художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности, как правило, присут­ствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой не­обходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Приведем пример удачного сочетания различных средств.

ЗАНЯТИЕ

Дети приходят в зал, садятся. Исполняется фрагмент пьесы А.Хачатуряна «Сегодня запрещено гулять» (средняя часть). Дети говорят, как называется пьеса, кто автор, рассказывают о характе­ре музыкального произведения.

После исполнения пьесы внимание детей обращают на столы в конце зала, где приготовлено все необходимое для рисования.

Педагог говорит: «А теперь попытайтесь представить себе, что это вас не пустили гулять и вы скучаете в одиночестве. Вам груст­но и тоскливо. Выразите свое настроение в рисунке. Подумайте, кто вместе с вами может быть изображен. Какого цвета небо, зем­ля? Может ли кончиться дождь и появиться солнышко? А чтобы у вас было соответствующее настроение, я сыграю пьесу еще раз. Музыка вам все подскажет и расскажет. Только вслушайтесь: о чем говорят повторяющиеся звуки, а нисходящая интонация - мотив - словно вздохи... А как «светлеет» музыка в конце пьесы. Поста­райтесь подобрать соответствующие настроению краски.

Звучит музыка, дети рисуют. После рисования работы помеща­ют на стенд. Проходит их обсуждение. При обсуждении работ глав­ный акцент следует делать на настроении картины, тонах, которые использовал ребенок, и только потом оценивать предметное изоб­ражение...В данном примере хочется подчеркнуть следующее. Ве­дущим (доминантным) видом деятельности является слуша­ние-восприятие. Остальные виды художественной деятель­ности помогают его активизации. Однако их подбор не слу­чаен, а педагогически целесообразен. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слу­шании пьесы по известной методике - «цвет - настроение» (см. кн.: Дубровская Е.А. «Раз ступенька, два ступенька- будет... песенка». - М., 1997).

Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

Ведущими методами для решения этих задач являются по­каз, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется и перВИЧНОМ знакомстве с предметом.

Мегогы эстетического ется и перВИЧНОМ знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того,чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств. Выразитель­ность интонации при чтении стихотворения, искренний во­сторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яр­кое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность. Бес­страстный, неэмоциональный воспитатель не сможет про­будить в ребенке чувства, отношения. Важная профессио­нальная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь мы укажем общий принцип отбора методов - на­ходить такие методы и приемы, которые бы поддержива­ли у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, укра­шать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспита­тель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про ко­тенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с... (два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как... (телефон). Вот замечательно! Послу­шай, что у нас получилось». В этом примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и положительной поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен предварительный этап - подбора рифмы к словам. (Мама - панама, пыш­ка - книжка и т. п.). Можно использовать и чтение худо­жественного произведения, например главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнай­ки и его друзей». З.А.Гриценко рекомендует для закреп­ления понятия «рифма» и умения ее находить использовать известное стихотворение Д.Хармса.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 3217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия