Студопедия — Глава XVII ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава XVII ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ






Театрализованные игры представляют собой разыгры­вание в лицах литературных произведений (сказки, расска­зы, специально написанные инсценировки). Герои литера­турных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фан­тазией, - сюжетом игры. Несложно увидеть особенность ^ театрализованных игр: они имеют гото-

^ вый сюжет, а значит, деятельность ребен-

театрализован- ка во многом предопределена текстом

ных игр произведения. Возникает вопрос: в чем

же заключается творчество ребенка в этих играх? Право­мерно ли относить их к разряду творческих игр?

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Отметим прежде все­го, что текст произведения для детей - только канва, в ко­торую они вплетают новые сюжетные линии, вводят допол­нительные роли, меняют концовку и т.д. Например, в игре по сказке «Теремок» следом за зайчиком-побегайчиком на пороге дома появляется белочка - пушистый хвостик, за­тем детям стало жалко медведя, лису, волка, которые про­сились в теремок и обещали никого не обижать. Игра за­кончилась дружным хороводом персонажей сказки. Так, дети «переделали» общеизвестную сказку сообразно своим представлениям о необходимости жить в дружбе и мире, не видеть врага в тех, кто чем-то не похож на тебя.

Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ро­левой игре. В последней игре ребенок свободен в передаче изображении особенностей ролевого поведения: мама мо­жет быть доброй, суровой, заботливой или равнодушной к членам семьи. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содер­жанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуще­ствить, надо понять, каков персонаж, почему так поступа­ет, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это следует в процессе слушания произведения. Надо сказать, что современный ребенок, в жизнь которого рано и прочно входят аудио­визуальные средства информации (TV, видео), привыкает к облегченному восприятию художественных произведе­ний. Облегченному, потому что ему преподносится гото­вый образ в отличие от образа, который складывается на основе представлений, работы воображения в процессе слу­шания книги (а позже и самостоятельного чтения). Поэто­му, хотя психологи и уверяют, что любовь к актерству, театрализованным играм присуща всем детям без исклю­чения, эти игры (настоящие игры, а не инсценировки, ко­торые показывают на детских утренниках) не столь рас­пространены, как это должно быть, учитывая их особое влияние на развитие личности ребенка.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эс­тетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, осо­бенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение пред­ставить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом за­висит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впе­чатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребе­нок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, вырази­тельной по лексике и интонации речью и т. п.). Следователь­но, подготовленность к театрализованной игре можно опре­делить как такой уровень общекультурного развития, на ос­нове которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, про­исходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а фор­мируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Такое соедине­ние будет успешным при условии, что дети представляют себе, что такое театр, кто там служит, какие выполняет обя­занности. Конечно, педагог может рассказать о театре, по­казать иллюстрации, однако впечатления детей вряд ли будут столь яркими, чтобы возникло желание играть в те­атр. Иное дело, если дети узнают театр «изнутри», побы­вав зрителями. На помощь могут прийти родители, кото­рые, откликнувшись на просьбы, советы педагога, сводят ребенка в театр. Целесообразно устроить так называемый театральный день в дошкольном учреждении: силами пе­дагогического и обслуживающего персонала (еще лучше с привлечением родителей) подготовить спектакль, оформив соответствующим образом зрительный зал и т. д.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объеди­нить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на осно­ве интересной деятельности, позволяющей каждому ребен­ку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 660. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.049 сек.) русская версия | украинская версия