Студопедия — Типология культур.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типология культур.






В отечественной философии принято различать, прежде всего, материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся материальные ценности, т.е. те предметы и явления, которые удовлетворяют наши телесные потребности. Среди них важнейшее место занимают средства производства, технические устройства и сооружения. Соответственно, духовная культура включает духовные ценности, способные удовлетворять потребности нашей души. Следует отметить, что одна и та же вещь может быть одновременно элементом и материальной, и духовной культуры. Например, здание Ярославского вокзала в Москве как объект материальной культуры служит для размещения железнодорожных службы, укрытия от непогоды и холода, а как объект духовной культуры является памятником архитектуры эпохи модерна.

Материальная культура всегда включает в себя духовное начало, так как является воплощением знаний, целей, человека. А духовная культура в бóльшей своей части овеществлена, то есть имеет материальную форму выражения. Поэтому в реальном процессе жизнедеятельности общества эти два типа культуры находятся во взаимодействии. В структуре материальной культуры выделяют следующие элементы:

- предметно-практическую деятельность;

- производство и воспроизводство общественной жизни;

- совокупность материальных ценностей.

Духовная культура связана со сферой сознания общества и духовным производством. Сюда включают познание, нравственность, воспитание и образование, право, религию, философию, искусство, литературу и т.д.

Особое место в духовной культуре занимает весьма специфический её слой – художественная культура. Художественная культура есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п.). Художественная культура имеет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет, как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Органичность, неизвестная другим формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который вплотную подходит, с одной стороны, к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой – к слою культуры духовной (близость, например, литературы к науке).

Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов, как художественно-образное отражение действительности,зародившееся на определенной ступени развития человечества.

Каждый вид человеческой деятельности требует развития определенного вида культуры, поскольку может осуществляться как рационально, эффективно, так и нерационально. Когда мы говорим, например, о культуре труда, отдыха, общения, о политической, правовой, экологической и т.д. культуре человека и общества, то мы имеем в виду определенную систему сложившихся разумных норм и правил, следование которым позволяет реализовывать различные виды деятельности грамотно, на высоком «человеческом» уровне. Таким образом, в культуре выделяется не только вещный и ценностный, но также и нормативный аспект. Наибольшее значение для человека имеют правовые и моральные нормы. Норма суть либо предписание, либо запрет, адресованный человеку или группе людей. За ненадлежащее исполнение позитивных норм и нарушение запретов (негативных норм) общество накладывает на индивида санкции, которые есть наказания. Если за нарушение моральных норм санкции накладываются другими людьми, общественным мнением, то за нарушение правовых норм санкции накладывает государство, его органы и представители. Также надо отметить, что правовые нормы носят писаный характер, т.е. фиксируются в нормативных документах (законах, кодексах, приказах), а моральные нормы нигде четко не фиксируются, а существуют в основном в общественном сознании.

Другим важным критерием для дифференциации культур является национально-государственный (этно-социальный, региональный), в соответствии с которым выделяют американскую, китайскую, российскую культуру, а внутри последней – русскую, татарскую, башкирскую и др. В мировом масштабе также выделяют такие глобальные культурно-исторические типы, как восточный и западный. Для первого характерны такие ценности как традиционализм, коллективизм, созерцательность, уважение к старшим и др., тогда как западная культура покоится на индивидуализме, утверждает прогрессизм (стремление к новациям), больше чтит активность и стремление к преобразованию мира.

Первыми противопоставили себя Востоку древние греки. Понятие Востока они относили к Персии и другим землям, находившимся к востоку от греческого мира. Но уже в Древней Греции это понятие было гораздо шире, чем просто географическое положение. Восток издавна олицетворял для европейца иной тип жизнеустройства, чем тот, к которому принадлежал он сам. В Древней Греции разграничение Востока и Запада стало формой обозначения противоположности эллина и варвара, т.е. цивилизованности и дикости.

Такое деление имело отчётливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского. Однако далеко не всё, что не понято и не принято нами, является ложным и должно быть отвергнуто. Разница культур предполагает множество несовпадений и существенных отличий. Среди этого множества различий между западной и восточной культурами часто выделяют несколько принципиальных:

- отношение к человеческой личности;

- основные принципы познания, характерные для Востока и Запада;

- отношение к социальной активности человека.

Для европейской культуры характерно глубокое уважение к личности, индивидуальности. Европейская культура выдвинула идеал гармоничной всесторонне развитой личности. Восток культивировал идею отказа от личного «Я» в пользу безличного коллективного начала. Человек в восточной культуре растворяется в коллективе, обществе, государстве или теряется в едином потоке бытия Вселенной, подчиняется целому.

В познавательной деятельности Европа в основном обнаруживала тенденцию рационального и прагматического познания, видя в таком познании истинную ценность. На Востоке же рациональное познание считалось ниже по уровню, чем интуитивное. Высвобождение интуиции осуществляется в результате достижения изменённого состояния сознания, когда разум и чувства молчат. Поэтому Восток обладает большим разнообразием приёмов медитации и самовнушения.

С такой концепцией познания связана и практика обучения, которая состоит в передаче ученику не информации, а личных качеств учителя. Трансляция традиционной культуры Востока состояла в том, что с помощью специальных приёмов духовная личность учителя возрождалась в его ученике. На Востоке, по существу, исключается западная проблема «отцов и детей», потому что «дети» становятся не другим поколением, а продолжением своих «отцов» и сохраняют с ними духовную связь на протяжении всей жизни.

При всей своей иррациональности восточная культура стремилась к воспроизведению во времени огромного количества подробностей. Это приводит к системе иероглифов, которые фиксируют массу сведений. В отличие от Востока древнегреческая культура избирает иной путь: всё богатство знаний она сводит к небольшому количеству постулатов (исходных положений). Такие постулаты, или исходные принципы познания мира, заложены, например, в Евклидовой геометрии и в аристотелевской логике. На место запоминания древние греки поставили диалог и состязание умов, тем самым, развивая рациональное познание.

По отношению к социальной активности Восток и Запад также проявляли себя по-разному: в восточных культурах присутствует принцип недеяния, согласно которому существующее положение дел определяется высшим законом мироздания и никто не в праве нарушать этот закон, изменяя что-либо. Европейская культурная традиция ориентировалась на активное действие человека по совершенствованию условий своего бытия.

По субъектному признаку можно говорить о культуре общества и культуре личности, а также о корпоративной, профессиональной и др. групповых культурах. Если культура общества наполняется ценностями и нормами, то культура личности включает знания, умения и навыки, убеждения и ценностные ориентации личности. Культура личности производна от культуры общества, и выражает степень овладения индивидом достижениями культуры.

Также различают элитарную и массовую культуру, для первой характерна ориентация на непонятность, сложность, изысканность норм и ценностей, тогда как массовая культура обычно тяготеет к простоте, понятности, доступности, развлекательности. К типичным формам массовой культуры относят комиксы, дорожные романы, боевики, «мыльные оперы», тогда как в высокую элитарную культуру включают классическую литературу, философию, живопись, классическую музыку, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки.

Феномен массовой культуры получил своё распространение в эпоху научно-технической революции в связи с развитием коммуникационных систем и глобализацией информационного обмена.

Массовая культура оказывает огромное воздействие на поведение, чувства, настроения людей. Временем рождения массовой культуры принято считать 1870 г., когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. В результате всем стал доступен главный вид художественного творчества той эпохи – роман. Вторая веха в развитии массовой культуры связана с изобретением кинематографа в 1895 г. Для восприятия движущейся на экране картинки не требуется даже элементарной грамотности, поэтому кинематограф значительно упрощает культуру. Третий этап развития начинается с появления рок-н-ролла в 1954 году и группы «Биттлз» в начале 60-х годов ХХ века.

Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Её продукция предназначена для широких масс. Это искусство для каждого, и оно должно учитывать вкусы и запросы различных слоёв населения.

Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе реальную угрозу усреднения человеческой личности, её потребностей и интересов. Серийный характер произведений массовой культуры имеет несколько специфических признаков:

- примитивизацию человеческих отношений;

- развлекательность, забавность, сентиментальность;

- культ успеха, сильной личности, вещизм;

- культ посредственности.

Массовая культура внутренне противоречива. С одной стороны, она ориентирована на рыночные отношения. Произведения массовой культуры являются товаром, который должен приносить доход. Поэтому эти произведения зачастую ориентируются на неразвитый вкус большинства, способствуют стандартизации и массовизации личности. С другой стороны, массовая культура представляет собой форму демократизации общества и открывает возможности приобщения широких слоев населения к мировому культурному наследию.

По своему содержанию массовая культура очень разнообразна: она включает в себя примитивные формы (комиксы, дорожные романы, «мыльные оперы», «блатные песни» и т.д.) и достаточно сложные формы, требующие от потенциального потребителя напряжения духовных сил, работы интеллекта (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный детектив» и др.).

В качестве оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, ориентированная не на всех, а на духовную элиту.

К высокой элитарной культуре относится классическая литература, философия, живопись, классическая музыка, некассовые высокохудожественные фильмы и театральные постановки. Предназначение высокой культуры состоит в постоянном осмыслении гуманистических идеалов и духовно-нравственных ценностей. Однако для массового сознания такие идеалы обычно оказываются слишком сложными и ненужными.

Диалог высокой культуры с повседневностью складывается трудно, но жить без идеалов человек не может. Вакуум, который создается при невосприятии и отторжении элитарной культуры, заполняет массовая культура, формирующая свои идеалы и ценности, доступные каждому. Она снимает с простого человека давление высоких идеалов и одновременно является способом преодоления отчуждения человека от высокой культуры.

Однако между массовой и элитарной культурой нет никакой пропасти. Элитарная культура может со временем расширять границы своего влияния. Это связано с общими духовными процессами, происходящими в обществе и с повышением культурного уровня людей. Культурный уровень показывает степень освоения человеком наличного мира культуры общества и его приобщение к высоким идеалам и духовно-нравственным ценностям, возвышающим человека над миром повседневности и обыденности.

Выделяют также такие понятия как «субкультура» и «контркультура». Первая характеризуют культуру отдельных или более замкнутых социальных групп (например, молодежная культура, профессиональные субкультуры). Контркультура же носит протестный характер – это протест против господствующих институтов власти, собственности, против отчуждения человека. Контркультурой часто ставятся серьезные проблемы, существующие в обществе, но замалчиваемые официальной властью. Молодежная контркультура обратила внимание общества на глобальные проблемы современности, способствовала созданию движения «зеленых», активно выступает против войны, за разоружение и т.д.

Разновидностью контркультуры является андеграунд. Это подпольная культура, которая преследуется властью и является оппозиционной по отношению к официальной политике. Она имеется во всех странах мира, но особенно характерна для государств с тоталитарными и авторитарными режимами.

Официальной культуре, поддерживаемой и пропагандируемой государством, противостоит также народная культура, представленная не только фольклором, но многообразными традициями, обычаями, нормами, ценностями, функционирующими в быту.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.061 сек.) русская версия | украинская версия