Студопедия — В условиях современности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В условиях современности






3.1. Предметно-материальный мир традиционной народной культуры: современные подходы.

Предметно-материальный мир традиционной народной культуры, как в прошлом, так и в современном состоянии -объект многослойный и многозначный, через него на протяжении многих веков люди общались с космосом, с природой, со своим социальным окружением, вырабатывали нормы, идеалы, правила жизнеустройства, передавая их последующим поколениям.

Вся семантика (смысл, содержание) и символика предметного мира, отражая материально-пространственную среду повседневных форм жизни и мироощущения людей, складывалась на основе опыта, переходящего из поколения в поколение.

Многообразие качеств, свойств материалов, техник, смыслов предметов народной культуры, а также их семантика привлекли внимание самых разных специалистов: этнографов, фольклористов, искусствоведов, а ныне - и культурологов. Систематическое изучение огромного предметно-вещного мира

- изделий крестьянского и посадского ремесла, предметов быта

- относится ко второй половине XIX в. Еще раньше началось собирание этих изделий, коллекционирование и описание, делались попытки по поддержанию традиций их изготовления. В конце XIX в. известны уже первые шаги по восстановлению заглохших артелей и кустарных промыслов со стороны русских земств. В 1885 г. был открыт первый в России Музей кустарных промыслов, существующий ныне.

Возникший в прошлом веке и все возрастающий интерес к крестьянскому творчеству имел под собой серьезные основания - поворот в общественном сознании ко всему национальному, народному. Это означало неподдельный интерес к жизни самого народа, проникновение в его духовную сущность, раскрытие мифологического мышления, тягу ко всему безыскусному, наивному, непреходящему - без всяких скидок на

«непросвещенность». Одновременно на рубеже столетий произошло расширение эстетического кругозора - признание архаических культур народов мира, негритянской пластики, готики, средневековья, рисунков детей в качестве объектов искусства. В профессиональном «ученом» искусстве в этот период шли активные поиски выразительных средств, зарождался авангард «первой волны».

«Открытие» большого пласта народной вещной культуры в качестве предмета изучения, причем главным образом - со стороны его особой художественной выразительности, выдвинуло перед специалистами непростые проблемы, т.к. сместило некоторые акценты в понимании самого объекта культуры. Как известно, предметы народного быта, народные обычаи, кален-дарно-обрядовые праздники привлекали внимание коллекционеров, художников, писателей, исследователей на протяжении всего XX столетия. Поначалу интересовало в этой области все, без выделения предметов «красивых» и «некрасивых», сделанных «со вкусом» или «без вкуса», т.е. другими словами все, что освещало картину жизни народа, его обычаи, этнические особенности. В искусствознании, а в последствии и в фольклористике была выделена целая область, изучающая народное творчество исключительно как искусство, ремесло особо умелых мастеров, показавших в своих работах силу художественного дарования, фантазию и творческую изобретательность.

Искусствоведы видели свою главную задачу в том, чтобы с наибольшей полнотой и яркостью раскрыть содержание, жизненный смысл искусства разных народов, каким он им открылся, выявить своеобразие его стилей и направлений. Тем не менее подобный сформировавшийся в начале XX в. подход к вещной культуре деревни как явлению художественному, как декоративно-прикладному народному искусству был новым в тот период вплоть до 20-х гг. и далее. Такой подход внес определенные коррективы и в развитие самого народного творчества. Последнее по существу стало объектом творческих экспериментов со стороны художественной общественности - меценатов, художников, историков искусства. Начались попытки восстановления и использования народной вещной традиции (Абрамцевская мастерская в Подмосковье, мастерская княгини Тенишевой под Смоленском, рождение стиля a la ruse). Искусствоведы, художники вступили как бы в особую игру с этим наследием, изучали образцы народной культуры, обуча-

ли специально набранных учеников, привлекали старых мастеров для передачи им своего мастерства и тем самым включали изделия крестьянского быта в большую культуру.

Под руководством художников-профессионалов народными мастерами и их учениками изготавливались, казалось бы, те же вещи, что и прежде - деревянные шкафчики, сундуки, лари, поставцы, буфеты, посуда. Однако для многих было очевидно, что культурный и социальный контекст этих предметов существенно изменился, попросту стал иным. Вещи стали играть другую роль и уже не столько в народном быту, сколько в культуре, причем не обязательно крестьянской.

В итоге традиционный мир народной вещной культуры в первой четверти XX в. был осмыслен в качестве явления искусства большой силы, но не собственно самим носителем этой культуры, тем, кто в прошлом создавал ее для собственных нужд, а другим социальным слоем - интеллигенцией, озабоченной проблемами формирования национальной культуры, поддержанием и сохранением народных традиций для будущих поколений. В связи с этим именно такие стороны крестьянского творчества как декоративная мощь, красочное обаяние, конструктивная трезвость, неисчерпаемое остроумие и выдумка были отмечены специалистами-искусствоведами как главные, коренные в народном искусстве. Ими же делались всевозможные попытки сохранить это ремесло в условиях советского времени.

Основоположники искусствоведческой науки о народном искусстве - А. Некрасов, В. Воронов, А. Бакушинский, В. Василенко и др. уже уделяли большое внимание не только отдельным видам этого искусства, художественным и техническим характеристикам, но и социальным, историческим аспектам этого феномена. В трудах ученых нельзя не увидеть также первых весьма плодотворных попыток такого подхода к изучению народной ремесленной культуры, который сейчас может быть осмыслен как культурологический. Ими рассматривались вопросы исторической семантики, делались попытки выявления функций народного ремесла и кустарных промыслов, их взаимоотношений в новых социальных условиях, высказывались опасения по поводу перерастания кустарных объединений в фабричные производства и многое другое39.

И все же, если в начале XX в. программа искусствоведческого подхода к народному искусству выглядела широкой и была своего рода свежей струей благодаря своей новизне, то в пос-

ледующее время утверждение значимости народной культуры только как явления искусства стало ограничивать и задачи науки, и понимание природы самого явления. Подобный подход, когда народная вещная культура изучалась прежде всего с оценочных художественных позиций, а все околохудожественное даже не включалось в орбиту рассмотрения или подвергалось осуждению, стал результатом односторонности, «усечен-ности» гуманитарных наук советского времени. В итоге весь огромный предметно-материальный и духовный мир народного творчества был сведен, по существу, к художественному анализу форм, орнаментальному декору, материалам, видам, истории промыслов, художественному впечатлению современного человека от культуры прошлого.

Изменение подхода в гуманитарных отечественных науках наметилось во второй половине XX в. и связано как с рядом работ, затрагивающих вопросы этнографии и фольклористики, так и с формированием комплекса наук о культуре.

Искусствознание, так же как и культурология, имеет дело с понятием культурный текст (в него входят все предметы и изделия народного ремесла, их семантика и символика), но главным образом с одной его функцией - художественной. Для этого из всего вещного мира выбирается только то, что подходит к этой функции - художественно-эстетической. Мы же вкладываем в понятие культурный текст несколько иной смысл: семантика и символика рассматриваются в единстве художественно-эстетического и внеэстетического, бытового, утилитарного содержания и назначения.

Нас интересует главным образом предметно-вещный мир: каков он, какова его роль в прошлом и настоящем времени, каковы функции народного производства в этой области, каков субъект - носитель этой культуры и каковы механизмы передачи традиции.

3.2. Традиционная культура в прошлом и ее функции

На протяжении всей истории человечества создавались для самых различных целей всевозможные предметы и изделия -для защиты от стихии, суровых природных условий, для бытовых, повседневных нужд и потребностей, для организации социального бытия рода, общины, семьи. Своими корнями мно-

гие из них уходят в глубокую древность, в условия первобытнообщинного, родового строя. Некоторые предметы и вещи -результат разделения труда на мужской (производство орудий труда, средств защиты, охоты и т.д.) и женский (изготовление одежды, посуды, в том числе керамической). Уже в тот далекий период вещь имела свое функциональное предназначение: для культового служения, для хозяйства, для быта. Одни и те же или похожие предметы могли удовлетворять реальные насущные потребности и соответствовать неким магическим и религиозным представлениям. Подобная синкретичность вещей изначально была характерной чертой народной культуры.

Бытовая и общественная потребность в изделиях самого разного назначения вызвала к жизни зарождение всевозможных ремесел и художественных производств. Уже в эпоху Киевской Руси ремесла достигли высокого уровня развития. Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и сельской местности была обработка металла (ковка, литье, чеканка, филигрань, зернь). Вторым -гончарство (появление гончарного круга означало переход керамического производства из рук женщин в руки мужчин-ремесленников). В дальнейшем их важным делом стало изготовление посуды, изразцов, церковных предметов. Третьим по значению стало камнерезное и костерезное ремесло (изготовление резных икон, гребней для волос, нательных крестов и т.п.)

Позднее произошло как бы еще одно разделение труда -на городские и сельские домашние ремесла. Домашние ремесла в основном были распространены в крестьянской среде. Они также делились на мужские и женские. Мужчины занимались обработкой дерева, кузнечными работами, женщины - ткали, вышивали, шили одежду. Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри. Особым видом искусства являлось шитье - создание вышитой церковной утвари: пелен, покровов и др.

Крестьянские надомные ремесла обслуживали в первую очередь низшие слои сельского, а затем посадского населения. Развитие товарного обмена между крупными торговыми городами (Москва, Ярославль, Нижний Новгород, Великий Устюг, Архангельск и др.) в XVII в. привели к тому, что изготовление бытовых предметов на продажу способствовало рождению целого сословия - ремесленников. В разных уголках России на основе ремесел возникают кустарные художественные промыслы. В числе первых были: промысел резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XV-XVII вв.;

в Сольвычегодске и Великом Устюге - изготовление усольс-ких эмалей. Позднее в городах Поволжья создаются прялоч-ные промыслы, гончарное и изразцовое производство, изготовление хохломской посуды и др.

Главным для всех кустарных промыслов было то обстоятельство, что все изделия делались исключительно на продажу, кроме изделий домашнего ремесла (да и то до определенного времени). К началу XIX в. и на протяжении всего столетия в деревнях и городках России продолжало существовать и развиваться домашнее дело. Женщины, как и много веков назад, пряли, ткали, шили, обряжали всю семью. Мужчины изготавливали для своего хозяйства все предметы труда и хозяйства. С большим пластом предметов крестьянского ремесла связано открытие его как народного искусства. В начале нашего столетия большинство исследователей связывали народное искусство и его лучшие образцы именно с деревней. Вот почему и мы ограничиваем свое внимание кругом предметов этой группы населения России. Правда в наше время в него входит значительно больше предметов и изделий художественного, околохудожественного и бытового характера, которые относят к народному искусству. Ремесло в своем изначальном понимании становится другим в силу иных социально-экономических условий.

Все дошедшие до нашего времени предметы крестьянского ремесла, датируются в пределах XVI11—XIX столетий. Изделия более ранних веков встречаются значительно реже. От первой половины XIX в. до нас дошло наибольшее количество предметов крестьянского ремесла с Русского Севера, из Средней и Центральной России, Поволжья. Русский Север считается особым регионом, где сохранились наиболее древние предметы быта. Благодаря территориальной изоляции в памяти Севера долгое время, были живы былины Новгородского и Киевского циклов, там же сохранились старинные иконы, миниатюры, рукописи, образцы крестьянской вышивки, связанной с языческой славянской мифологией.

В целом, крестьянское ремесло предстает в многообразных предметах, в сложившихся формах, материалах, технических и декоративных приемах. Не случайно именно оно вплоть до XX века считалось главным производителем и поставщиком изделий, необходимых в быту крестьянского и посадского населения.

Представление о предметах и изделиях традиционной народной культуры дает круг самих изделий, которые создавались

для различных целей - производственных, культовых, бытовых. Сюда входят орудия труда, хозяйственные постройки, жилища, средства передвижения, бытовые и культовые вещи и многое другое.

Учитывая предназначение всех изделий предметного мира можно выделить четыре наиболее важных функций крестьянского ремесла: утилитарно-бытовую, декоративно-художественную, ритуальную - религиозно-магическую, и, наконец, коммерческую, зародившаяся в относительно более позднее время.

Рассмотрим первые три функции.

Утилитарно-бытовую функцию выполняет самый многочисленный круг вещей и предметов. К их числу следует отнести в первую очередь жилье и постройки хозяйственного назначения - избы, сараи, амбары, поварни, солярни и др.; средства передвижения - повозки, телеги, сани, лодки, конская упряжь и др. Большую группу составляют орудия труда - сохи, лопаты, косы, серпы и т.п.; предметы домашнего быта - посуда, мебель, одежда, головные уборы, убранство для дома и т.п.

Характер всех упомянутых предметов (их облик, предназначение) определяется материалами, из которых они изготавливались. Наиболее распространенным в нашей стране, дешевым и податливым в обработке было дерево. Из дерева сооружались постройки, изготавливалась мебель, домашняя утварь, возводились храмы. В тех областях, где лесов было мало, на юге России употребляли глину, саман, прутья, природный камень, кирпич.

Сохранившиеся до наших дней отдельные типы индивидуального жилища крестьян в большинстве своем были построены народными мастерами -каменщиками, плотниками, без участия профессиональных строителей и архитекторов. В народном зодчестве технические и художественные традиции развивались непосредственно в прямой преемственности поколений. Мастера-домоводцы (так их именовали прежде) исходили в первую очередь из традиционных представлений о долговечности и функциональности жилища. В этом проявлялась своего рода негласная установка на то, чтобы все делать основательно, надолго - для детей, внуков, правнуков, как и на незыблемость самого бытия и условий жизни. В подобном отношении к предметно-вещному быту и проявлялись ценностные моменты, т.е. то, что мы называем сегодня культурными особенностями или характерными чертами традиционной народной культуры прошлого. Это же касается и декора жилищных сооружений прошлого предметного мира. Декор дома, а им славились все постройки, связан с типом самого жилища,

его планировкой, конструктивными особенностями, с высотностью и функциональностью многих форм и деталей (несущих конструкций балок, перекрытий и т.п.)

В крестьянском зодчестве исконно проявлялось скрытое единство таких функций как утилитарная и религиозно-магическая. Однако позднее религиозно-магическая функция стала заметно вытесняться другой - декоративно-художественной. Не случайно в народном зодчестве и ремесле искусствоведы отмечали в качестве наиболее характерного чувство красоты, декоративности и орнаментальности. Однако ученые-семиотики своими исследованиями народного творчества в последние десятилетия вернули нас к исконному пониманию религиозно-символической функции.

Это особенно хорошо видно на примере убранства крестьянских домов. Множество декоративных деталей первоначально было обусловлено прежде всего сугубо прикладными прагматическими целями. Так, например, ажурные оконные наличники -краса дома в современном понимании, по существу, закрывали щель между срубом и оконной коробкой, а торцевые доски с элементами резьбы - концы бревен сруба дома. Те же функции выполняли причелины, украшающие фронтон избы и одновременно предохраняющие крышу от преждевременного старения.

Высокое крыльцо, именуемое в народе красным (красивым), светелка, навес, гульбище, крыша, порой, укрывающая весь двор со всеми постройками, сама изба - все было предельно практично, функционально, при этом соразмерно и пропорционально, что и рождало чувство удивительной гармонии. Недаром у русской избы было столько почитателей среди писателей, художников, поэтов. Утилитарные и скрытые, восходящие к глубокой древности магические смыслы и космогонические значения в конечном итоге привели к созданию всем хорошо знакомого облика крестьянского жилища. Об этом говорит в первую очередь резной убор бревенчатых изб с изображением многочисленных солярных символов. Но подобная гармония и целостность определяется далеко не только обычаями, исконными представлениями предков, их приверженностью к древней языческой традиции, а чем-то еще, не менее постоянным. В числе последних - природа края, образ жизни, способность трудиться, радоваться жизни, верить в нее. Наконец, это и сам строй чувств, восприятие жизни, складывающиеся на протяжении истории народа. Именно всем этим в совокупности определяется тот особый внутренний ритм, присущий этой культуре.

Изначальная форма высшего синтеза, закрепленная в народном мировоззрении, просматривается не только в жилище, но и во всем, что постоянно окружало человека - в обстановке дома, в предметах быта, в одежде и прочем.

Обстановка крестьянского жилища, мебель, как сказали бы мы теперь, изготавливались также из дерева (таких пород как дуб, сосна, липа). Это и шкафы, и буфеты, и столы, и сундуки для одежды и мн.др. Мебель в крестьянском доме выглядела крепкой на вид, тяжелой, массивной предельно устойчивой и основательной. Подобные качества отвечали их бытовому, а в известной мере и символическому назначению, - они предназначались для служения не одному поколению, а многим. В особой крепости и добротности отразилось мировоззрение их создателей - крестьянских мастеров, свойственное им понимание красоты и целесообразности, связанное с переживанием вечности, а не конкретного времени.

Посуда и другая бытовая утварь также в основном производились из дерева - липы, сосны. Таковы, например, всем хорошо известные по музейным коллекциям братины, скобкари, ковши-черпаки, солоницы-уточки, ковши с фигурными ручками, ложки, чаши, детали прялок, подлокотники скамей, фигурные швейки и др. Некоторые вещи, вырезанные из целого куска дерева были украшены приставными деталями - вырезанными конскими головами, фигурными ручками. Они известны во множестве самых разных вариантов, характерных для той или иной местности. Нередко можно встретить и фигурные рубанки, то в виде лежащего льва, то фантастических животных - русалки, сирина, грифона. Некоторые из них украшали мебель, декор избы.

Бытовые предметы изготавливались и из других материалов, например, глины. Однако производство посуды из обожженной глины все больше связывается не с домашним крестьянским ремеслом, а со специализированным ремесленным трудом, так технология гончарного производства и оборудование для него (наличие глины, горна, красок и пр.) требовали уже иных, специальных условий. Зато лепка из глины фигурок животных и человека в виде свистулек и иной мелкой пластики было делом вполне доступным по сравнению с изготовлением мисок, горшков, кувшинов. Благодаря характерной форме, образам, раскраске мы узнаем, откуда та или иная фигурка родом - из Каргополя, Тулы, Курска, Пензы, Дымки и т.д.

В крестьянском хозяйстве металл как материал считался всегда очень дорогим и малодоступным. Изготовлением из него

предметов быта занимались в основном кузнецы, которые имели свои мастерские - кузни и помощников. В числе их продукции были важные, порой незаменимые изделия - орудия труда и инструменты, (топоры, ножи, пилы, подковы, бляхи, фигурные замки, задвижки, сечки, светцы, медные зеркала).

Большую группу утилитарных предметов составляют изделия из так называемых «мягких» материалов: шерсти, льна, шелка, золотых нитей. Ими занимались в основном женщины-крестьянки. Они пряли, вязали, вышивали, плели кружева, ткали, шили одежду для всех членов семьи и на все случаи жизни - для праздников, будней, торжественных событий. Хорошо известно, что в каждом районе России одежда имела свои отличительные особенности, свои приметы.

Самый распространенный тип женской одежды в России - сарафан. Существовало два типа женской одежды: сарафанный - в Северных областях, и поневный - в южных. В центральных районах бытовали и тот и другой одновременно. Ткани применялись разные: домотканые (для простой будничной одежды - набойка по холсту) наряду с покупными (парчой, атласом, кисеей). Применялись и ткани, отделанные вышивкой, тканым узором, ситцем и лентами. Вышивка необычайно широко применялась в быту. Ею украшали одежду, белье, занавески, полотенца, скатерти.

Головные уборы играли особо важную роль, завершая ансамбль одежды и внося в нее определенную знаковость. Они также свидетельствуют об искусном труде крестьянских женщин, среди них венцы, кокошники, повязки. Они украшались шитьем, вышивкой, жемчугом. В каждом районе, в каждой местности существовали свои приемы, свои особенные узоры и техники. Приучались к такому труду крестьянские женщины с детских лет, получая навыки, что называется «из рук в руки» от своих матерей, бабушек, подружек.

В целом русский народный костюм, так же как и другие предметы крестьянского творчества, свидетельствует о различиях в народном характере, об этнических и религиозных особенностях разных регионов. У жителей Севера, например, костюм более строгий, отличающийся спокойными, звучными, но глубокими тонами (обилие белого, красного, синего), что говорит о значении для них Солнца, Света, о постоянном ожидании тепла. А у южан костюм насыщен более яркой палитрой, сверкающей радугой цветов, очевидна его зависимость не только от географического местоположения, климата, ис-

торических фактов, но и от особенностей народного восприятия мира. Он несет свое переживание времени, пространства и того, внутреннего ритма, который вырабатывался веками.

В свои произведения - предметы быта народ вкладывал самые «содержательные внутренние созерцания и представления», которые служат ключом для понимания мудрости и религии народа.

Декоративно-художественная функция. Во все времена, давние и близкие нам, отмечалось, что бытовые и религиозно-ритуальные предметы, составляющие основное зерно крестьянского ремесла, «преизрядно украшены разного типа и вида узорочьем»40, т.е. отличаются особой выразительностью и декоративностью. Однако выделить декоративно-художественную функцию в «чистом» виде довольно трудно. Действительно, какой бы предмет мы ни назвали (бытовой, религиозно-культовый), будь то медная дверная ручка или вышитое полотенце, - все будет декорировано узорами, орнаментами, а позднее и жанровыми сценками. Каждая вещь крестьянского ремесла воспринимается как художественное произведение, обладающее выразительной формой, четким силуэтом, ритмами линий и орнаментов.

Чувство красоты и повышенной декоративности, которые приписываются крестьянским мастерам и мастерицам - это эстетические качества в их современном понимании. Для крестьянина в прошлом - это совокупность исторически сложившихся форм миропонимания и воплощение связи человека с природой и космосом. Это как бы некий итог, результат отражения родового коллективного сознания, проявления исходных мифологических представлений. В народном мироощущении преобладала многозначная реальность. Она вырастала из чувства народной стихии, где противоположность коренных начал мира воспринималась в их единстве столь остро и живо, что каждое существо, как и реальное действие становились в народном сознании символом, знаком, а символ - живым существом и самой реальностью. Создание предметов было не только работой, но и творчеством, становилось событием, что и делало его непреходящим, живым и столь необходимым самому народу. В этом процессе не было ничего произвольного. В итоге, как бы ритм народного бытия создал свою художественную форму.

Возвращаясь к изделиям крестьянских мастеров, скажем, что каждая вещь обладала своим особым характером - пластической формой, отделкой. Подобные украшения (а для нас

они только украшения, набор декоративных элементов) наделяли вещь ее главными, в том числе практическими свойствами, служили ее «оживлению», т.е. вводили в контекст микрокосма. В представлении крестьянских ремесленников только в этом случае подобный предмет начинал существовать и функционировать как полезный, как некое живое явление со строго индивидуальным набором свойств. Подобная знаковая семиотическая традиция, заложенная в основе всей народной культуры, передаваемая из поколения в поколение, послужила основой будущей художественной традиции, позднее осмысленной с эстетических позиций. Из нее впоследствии выросло современное понятие красоты, повышенной декоративности, красочности, конструктивности изделий и отточенностьи приемов профессионального мастерства, понимания материала и его свойств, четкая архитектоника в построении и многое другое.

В итоге выделенная нами функция представлена прежде всего предметами, отмеченными своим особым «характером», т.е. несущими в себе элементы орнамента, росписи, покрытые резным узорочьем, отличающиеся особой скульптурностью форм, четкой выявленностью материала, соотношением формы и декора, организованным ритмом.

Орнамент является одним из важных средств художественной обработки предметов в крестьянском творчестве. Узор на поверхности предмета играл доминирующую роль в эстетических влечениях и вкусах деревенских ремесленников. Это касается самых разных предметов, выполненных в разных материалах и техниках. Узоры из орнаментов обычно целиком покрывали поверхность предмета, за исключением его рабочей части. В этой изобильной и всесторонней украшенности предмета заключается один из основных конструктивных принципов крестьянского бытового творчества. В каждом узоре содержались частые мотивы растительного характера, древняя культовая символика, перевоплощенная в геометрических построениях, многочисленные зоографические элементы и геральдические изображения. Последние в более позднее время подчинялись уже чисто жанровым задачам изображения, хотя и не были еще освобождены от древней орнаментики. Жанровые мотивы почти всегда входили в орнаментальное убранство как подсобные и дополнительные детали. «Чистая» изобразительная струя, являющаяся результатом реальных и непосредственных художественных наблюдений мастеров, выражается в развитии жанровых сцен. Среди них всевозможные

чаепития, прогулки, скачущие тройки, охоты и др. Все названные мотивы чаще всего помещались на таких бытовых предметах, как прялки, зыбки, прялочные донца, коробья, сундуки.

И все же орнамент - наиболее характерная черта, особый знак многочисленных предметов крестьянского творчества. В этой связи необходимо особо сказать о его роли, так как орнамент позволяет говорить об эстетике предмета, его художественности. Орнаментальность для нас - это основной носитель красоты, соединенный с совершенством форм, а для наших предков - особый знак: заполняя собой всю поверхность, он как бы поднимал предмет над ограниченностью его бытового назначения, делая его носителем некоего общего принципа, выступая моделью гармонического мирового порядка. Он материализует глубоко укорененные в основах данной культуры самые общие представления о строгой упорядоченности, о непринужденной свободе, о простом и сложном одновременно, о замкнутом и открытом. Принцип орнамента вытекал из универсальной модели мира, из представлений об иерархически устроенной вселенной. Поэтому мотивы и элементы орнаментов, которые выносились на поверхность предметов, первоначально имели магическое значение, а сами предметы воспринимались как культовые.

Но смысл орнамента постепенно утрачивался, забывался, вместо него оставалось неизменное, богатое ощущение бесконечного ритма линий, всевозможных вариаций форм. Очевидно, что именно этими обстоятельствами объясняется популярность орнаментальных мотивов. Начало им было положено строгой геометрической резьбой, перешедшей позднее в ажурную резь, подобную тончайшей вышивке.

Популярность геометрической резьбы у крестьянских ремесленников объяснялась еще и тем, что она как бы совпадала с замедленным темпом жизни крестьян, существовавших в круговороте природы с постоянной сменой времен года и разных видов сельскохозяйственных работ. Темп их жизни совпадал с орнаментальным ритмом и нашел свое выражение в неизменно равномерном заполнении поверхности изделий узорами и мотивами из растительного и животного мира41.

Многие из орнаментов восходят к доисторическим временам, отражают верования древних славян, которые поклонялись всевозможным силам природы, верили в их таинственную власть. Среди них - солнце, луна, гром и молния, растения и животные. Часто встречающийся мотив в орнаменте -

это изображение солнца, солярного знака в виде круга или розетки, несущего свет и тепло всему живому на земле. В более позднее время древние мотивы сменили новые - аканф, ветка винограда, пальметки, они передавали красоту природы, ее щедрость, многообразие. Размещая птиц и животных среди растений сказочного сада (позднее Рая), народные мастера стремились запечатлеть свои ощущения в созвучии с «всеобщим ритмом» творений мира. Симметрия и ритм в изобразительных мотивах отражали объективно-космологический характер мышления и художественную волю создателей этих предметов.

Декоративность изделий заключалась не только в богатстве орнаментов и мотивов, но и в колористических качествах, в звучной, мажорной гамме, в сочетании нескольких локализованных цветов. Излюбленными были красный или оранжевый - цвета солнца и здоровья - без оттенков дополнительных цветов и светотени, как это было в профессиональном, «ученом» искусстве. Только в более поздних изделиях крестьянских ремесленников можно встретить своеобразные варианты «живописного» письма - со свободным гибким мазком и наложением краски от темного к светлому

По-видимому, собственно эстетическое чувство не изначально присуще мастерам, а исторически формируется и меняется во времени. Если говорить о чувстве красоты в современном понимании в отношении к изделиям ремесленников деревни, то под ним, очевидно, следует понимать чувство целесообразности, сильной формы, четкого ритма повторяющихся орнаментов, звучного первозданного колорита. Идеалом своеобразной красоты являлась не хрупкая, нетронутая форма, а форма мощная, преобразовательная.

Рассматривая декоративно-художественную функцию, нельзя не признать, что по существу в домашнем ремесле крестьянских мастеров предметов, созданных специально в целях украшения быта, мы не встретим. Хотя, казалось бы, сюда можно отнести многие предметы подарочного или праздничного назначения. Тем более, что все они выглядели нарядными, торжественными, красочными. Это могли быть вышитые полотенца, скатерти, праздничная одежда. Столь же нарядно выглядели и предметы бытового назначения - столовая посуда, ложки, солонки, ковши, прялки, сундуки для одежды, даже замки, дверные задвижки, бляхи на сумках пастухов, где хранили инструменты. Но художественная отделка изделий несла в себе нечто большее, чем это мы можем представить сегодня. Не случайно в подтверждение особой знаковой роли роспи-

сей и орнаментов приводят пример42, когда, гладкие нерасписанные прялки не использовались в хозяйстве, так как считались неприглядными для работы по той причине, что не были украшены соответствующим образом.

Религиозно-магическая функция. Религиозно-мифологический аспект просматривается в традиционной народной вещной культуре на протяжении столетий. Ритуально-культовое значение предметов занимает важное место, определяя как бы внутренний подтекст архаических форм культуры. Изделия и вещи, в которых особенно очевидно проявилась эта функция можно классифицировать следующим образом. Это, во-первых, предметы прямого религиозного назначения - иконы, лампадки, крестики нагрудные, пелены вышитые, платки головные, кресты намогильные и др.

Во-вторых, традиционные вещи магического предназначения: амулеты, предметы для гадания, обрядовых игр и др.

В-третьих, вещи, которые могут становиться атрибутами магических и обрядовых действ в качестве необходимого реквизита.

В-четвертых, предметы, не имеющие прямого культового назначения, но в определенной ситуации его приобретающие. К ним можно причислить всевозможные изделия, на первый взгляд, прямого бытового назначения. Это, например, печная заслонка (символ связи с космосом), пояса к одежде, детали свадебных нарядов и др. Причем переход той или иной вещи из бытовой в обрядовую, и наоборот, мог происходить довольно часто в зависимости от того, из какого она сделана материала, какой формы, как декорирована. Но главное, она должна была обладать особой характерностью, потенциальной многозначностью. Для ритуала был важен не столько конкретный предмет, сколько его образ, включенный в общую систему обрядовой и необрядовой метафорики. Большую роль при этом играла узорность вещи, ибо узор давал понять, что это свято, сакрально. Пространство, пронизанное сеткой орнамента, приобретало соответствующее значение, будь то резьба или роспись.

Образность вещи, когда та выступает буквально в облике птицы или животного (известны ковши в виде утицы или солонки в виде лебедя, рубанки в виде льва и др.) отражала не просто отвлеченный образ птицы или животного, но выражала довольно общие представления, например, идею судьбы, рока, сил природы, целомудрия, благополучия.

В восприятии человека существовали предметы не только враждебные, злые, но и дружелюбные, сильные и слабые, лю-

бимые и ненавистные. Естественно, что каждый стремился избавить себя от возможных угроз, старался привлечь к себе все самое хорошее и доброе, а враждебное умилостивить, лишить силы. Сделать это можно было молитвой, а еще раньше -магическим заклятьем, или с помощью самой вещи, созданной творческими усилиями человека. Созданное подобие вещи становилось самой вещью, но уже как бы покорной человеку, его воле, его желаниям. В этом человек видел возможность воздействовать на те или иные стихийные силы природы, рока, судьбы, как бы контролировать их. Созданием подобных вещей человек магически ограждал себя и заклинал своих близких от воздействия враждебных стихий.

Таким образом, творчество человека изначально было обусловлено религиозно-магической потребностью и одновременно - способом творческого познания мира и овладения им. Ни в каком другом виде творчества подобный акт познания и одоления враждебного мира хаоса, противостоящего человеку на его жизненном пути, не становился сто







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 423. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия