Студопедия — Структура художественной культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Структура художественной культуры






1) суперэлитарный (космополитический), или планетарный, фор­мирующийся на транснациональном уровне постоянно мигрирующими профессиональными художниками и творческими коллективами, представляющий собой конгломерат профессионального искусства и массовой культуры;

2) элитарный, развивающийся благодаря деятельности достаточно замкнутой профессиональной национальной группы художников, формирующий определенный слой потребителей и имеющий специ­фическую среду бытования;

3) массовый, производимый и функционирующий с помощью так­же достаточно замкнутой группы профессиональных деятелей культу­ры и искусства и служащий для удовлетворения первичных духовных потребностей различных социальных групп;

Народный, развивающийся как универсальное национально-этническое образование в производстве, распространении и сохране­нии которого в той или иной степени задействовано абсолютное большинство населения.

Каждый слой культуры имеет свою структуру, специфические формы, способы бытования, решает круг собственных задач, оп­ределяемых его включенностью в конкретную социальную сферу. Одновременно каждый слой культуры не изолирован, тесно свя­зан с другими слоями культуры, имеет множество взаимопрони­кающих структур, обеспечивающих их взаимодействие. Целост­ность культуры подразумевает и постоянное "делегирование" раз­личных свойств, черт, элементов, отдельных слоев культуры в об­разующиеся пограничные сферы.

Вопрос о взаимодействии различных пластов культуры, суб­культур маргинальных групп в широком общетеоретическом плане только поставлен наукой, хотя отдельные попытки проанализиро­вать конкретные вопросы такого свойства предпринимались дав­но. Каждое образование, возникающее в культурном процессе, так или иначе подводит к необходимости определить его место в структуре и морфологии культуры. Тем не менее говорить о нали­чии серьезных культурологических исследований, определяющих методологические подходы к проблеме, рано. Особая ее острота определилась в последнее время в связи с кардинальной пере­оценкой отдельных пластов культуры (признание наличия в ней различных образований, их роли в преодолении кризиса общест­ва).(Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М, 1993.)

Выделяя указанные слои в культуре в качестве самостоятель­ных, необходимо отметить, что в XX в. все более зримо взаимо­проникновение этих слоев, обеспечивающее их развитие. Одно­временно происходит и достаточно четкое разделение, размежева­ние и даже противодействие одного слоя культуры другому. На­пример, массовая культура, понимаемая как система наиболее уп­рошенных и унифицированных ценностей, распространяемых во всех слоях общества, нивелирует, дискредитирует нравственно-эстетический смысл элитарной и народной культур.

Народная культура не противостоит элитарной художественной культуре, не изолирована от нее, не замкнута на себе самой в поис­ках решения собственных содержательных, организационных, творче­ских проблем, хотя в силу присущей ей специфики имеет свои ответы на требования времени. История последнего столетия свидетельству­ет о все усиливающемся ее взаимодействии с художественной куль­турой общества. Особенно тонки и подвижны границы их взаимоот­ношений в XX в. Народная культура продолжает питать своими жи­вотворными силами элитарное и массовое искусство, включая пря­мую трансляцию народных исполнителей в их сферу, и в свою оче­редь сама немало заимствует от них, ориентируется на их эстетиче­ские критерии и технологический процесс.

Элитарная культура не обладает такой общезначимостью и уни­версальностью, как народная. Элитарная и массовая культуры в своем оригинальном виде остаются в пределах одной или не­скольких социальных групп и даже их отдельных представителей. Но как и в народной культуре, отдельные образования массовой культуры (массовая песня, художественное слово и т. д.) способны выходить за рамки своего поля и приобретать универсальный ха­рактер. Подобное положение характерно более всего для конца XX в.

Вопрос о взаимодействии народной культуры с другими куль­турными образованиями как внутри этноса, так и за его граница­ми является весьма актуальным. Важное значение имеет процесс взаимодействия народной культуры с профессиональным искусст­вом. Возрастает на поздних этапах истории значение связи народ­ной культуры со средствами массовой информации, системой об­разования. Особые отношения складываются у фольклора с про­фессиональным искусством по мере урбанизации и информатиза­ции общества. При вторжении технических средств она нередко теряет свои родовые свойства, более того, разрушается от их воздействия.

В народной культуре все более утверждает себя индивидуальное начало, что характерно для профессионального искусства. При этом приобретают сложные диалектические отношения индивидуальные и коллективные ценности.

Возникновение элитарной художественной культуры, как из­вестно, связано с потребностью общества в принципиально новом социальном статусе художественной деятельности, с институционализацией искусства как самостоятельной формой сознания. В результате художественная деятельность отделилась, во-первых, от религиозного и сакрального начала, во-вторых, от утилитарного наполнения.

Зарождение профессионального искусства происходит в городской культуре, что объясняется, с одной стороны, иным положением личности в этой культуре, с другой – тем, что город создает основу для подлинно революционных культурных преобразований. Городская среда становится средой разложения и трансформации крестьянской культуры и формирования профессиональной художественной культуры. В основе зарождения специального художественного производства находились интенсивные процессы разделения труда.

Неоднозначность ситуации в том, что в городах традиции народной художественной культуры, народного искусства, фолькло­ре ни исчезают, а отходят на второй план. Постепенное изменение традиций в народной культуре города не может не воздействовать на формы народного творчества. В народной культуре возникают явления, характерные для профессионального искусства, которые в последующем обусловливают сложные формы их взаимодейст­вия и взаимоотношений. Другими словами, возникновение и распространение профессионального искусства вовсе не упраздняет развитие народного искусства в городе и деревне, а вносит в него существенные изменения.

В народнойкультуре появляется устойчивая оппозиция по отношению к элитарному искусству, хотя последнее активно использует элементы народного искусства и перерабатывает их. Наблюдается и обратный процесс. Народное искусство ассимилирует опыт профессионального. Более того, появляются смешанные формы, которые можно отнести и к народному, и к профессиональному искусству. В качестве примера можно привести транс­формацию авторской поэзии XIX в., в том числе некоторых пуш­кинских стихотворений в повествования лубочного типа или в на­родные стихи. Известно также, что слова многих народных песен имеют авторское происхождение ("Коробейники", "Нелюдимо наше море" и др.)1. (Новикова A.M. Русская поэзия XVIII - первой половины XIX века и народ­ная песня. М., 1982; Русские художественные промыслы ХГХ-ХХ веков и город. Социальные основы искусства. М., 1983; Традиции и современность в фольклоре. М-, 1988). Еще более характерные явления стали наблю­даться в декоративно-прикладном искусстве, многие формы кото­рого имеют городское "происхождение", но развиваются как на­родное бытовое искусство.

Опыт культурного развития нашей страны в XIX-XX вв. дает основание говорить о неразрывности, единстве, процессов разви­тия элитарной и народной культур. Уничтожив элитарную культу­ру в начале XX в., мы тем самым одновременно обусловили эро­зию и затухание народной культуры во всех социальных слоях. В частности, с уничтожением помещичьих усадеб, а затем и дере­вень как традиционных очагов и хранителей культурного слоя прекратилось естественное воспроизводство народной культуры.

В России первые профессиональные и полупрофессиональные художественные труппы возникали в усадьбах еще в середине XVIII в. Они формировались из наиболее талантливых исполните­лей из народа, крепостных, которые первые навыки творчества получали непосредственно в быту, в фольклорной практике. (Гусев В.Е. Русский народный театр XVIII - начала XX в. Л., 1980; Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976; Фольклорный театр народов СССР/Под Ред О.Н.Каидаловой. М., 1985; и др.)

Вопрос о роли дворянской культуры, культуры помещичьих усадеб в сохранении и поддержке народной культуры не нашел достаточного отражения в литературе и требует специального ис­следования. Произошло это в первую очередь в силу тех идеоло­гических догм, которые существовали в общественных науках, в том числе в фольклористике, в советский период.

Вопрос об отношениях между элитарной и народной культура­ми имеет конкретно-историческую окраску. Речь идет не только о том, что менялась социальная среда народной культуры: менялись стили и течения в профессиональном искусстве, причем многие длительное время не находили понимания со стороны народной культуры (модернизм, сюрреализм, соцреализм и т. д.) и расцени­вались как чуждые явления. Каждый исторический период харак­теризуется определенным типом и уровнем развития культуры как народной, так и элитарной, и от этого меняется характер их взаи­моотношений. Особый отсчет начинается с развитием средств массовой коммуникации, в частности с революцией в печатном Деле. С одной стороны, печатный станок способствовал усилению отрыва элитарного искусства от народного и служил основой для бурного развития массовой культуры, с другой стороны - печатное дело изменило и характер развития самой народной культуры.

С момента возникновения печатного станка стихия устной культуры стала вытесняться на периферию. На освобождаемом пространстве стала утверждаться профессионализированная массовая культура, которая взяла многое из народной культуры. Являясь мощным средством фиксации и хранения духовных народных ценностей, печатный станок мог тиражировать ценности отдельных социальных групп и даже отдельной личности, что в принципе противоречило сущности народной культуры, ориентированной на все слои одновременно.

Наиболее сложным вопросом, с которым столкнулись исследователи, был вопрос о статусе и месте народного искусства в структуре культуры, поскольку XIX столетие демонстрировало мощный расцвет, взлет в отечественной культуре элитарного искусства, опирающегося на народные традиции. И оппозиция "народное искусство - элитарное искусство", имеющее место на каждом этапе истории, достигает своего пика, видимо, в XIX в. На других этапах истории эта оппозиция не проявляет с такой силой свою остроту, даже если культура полностью отождествляется с народным искусством, тяготея к растворению в нем.

Скажем, статус народного искусства в начале XVIII в. был достаточно низким, и оно отождествлялось с культурой простонародья. Его низкая оценка объяснялась необычайной дифференциацией общества в эпоху Петра и выделением элиты, ориентирующейся на культуру высших сословий романо-германских стран. Иное отношение к народному искусству характерно для последующего столетия, когда под воздействием деятельности славянофилов и их мировосприятия, а также распространяющихся во всем мире тенденций романтизма возникает переоценка народного искусства и иное к нему отношение. В XX в. в советскую эпоху была сделана попытка уравнять в правах элитарное и народное искусство, стереть между ними разницу.

Таким образом, оппозиция "народное искусство – элитарное искусство" имеет место в каждом обществе, хотя ее смысл неодинаков. Каждый исторический период в эту оппозицию привносит особые акценты. В XIX в. был проявлен необычайный интерес к народному искусству, о котором свидетельствует и большое число публикаций, и начало интенсивного сбора образцов фольклора. Этот интерес не противоречил бурному развитию элитарного искусства, скорее помогал, ибо сложилась уникальная ситуация с массовым потреблением элитарного искусства различными слоями городского населения, а не только интеллигенцией. Музыка М. Глинки, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, П. Чайковского, произведения А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н Некрасова, живопись В. Васнецова, А. Иванова, И. Крамского несли на себе яркую печать русской народной культуры и отражали интерес к ней всех сословий и социальных групп.

Иную картину мы наблюдаем в России в ХХ в. Была выдвинута наиболее гуманистическая (из всех известных до сих пор в мировой культуре) идея приобщения к художественным ценностям всех членов общества и их эстетического развития, но стратегия, средства и тактика для ее реализации государством были определены не верно.

Отказ от признания ценностей традиционной культуры обусловил поиск мер и средств, которые дали бы возможность найти альтернативное решение. Сделать это пытались, в частности, с помощью различных искусственных бюрократических образований. Возникла огромная сеть специальных центров, союзов, обществ, клубов, деятельность которых сосредоточивалась на обеспечении развития самодеятельного творчества. (Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика.: Учебное пособие. М., 1988. С.122.) С помощью специальных мер пытались сделать всех знатоками, ценителями и творцами элитарного искусства, а путем поддержки массового организованного творчества населения, в его любительских упрощенно-профессионализированных формах. Однако предпринимаемые меры не могли обеспечивать главного – наладить самовоспроизводство культуры и преемственность в поддержании народной традиционной культуры. Усилия направлялись на раздельное воспроизводство того или иного слоя культуры или отдельных субкультур, но не обеспечивалось их взаимодействие, горизонтальное и вертикальное соподчинение. Культура не только стала заботой разных ведомств, министерств, но и оказалась разорванной ее целостность как духовной среды обитания человека.

Нечто подобное произошло и внутри самой народной культуры, народного художественного творчества, с которыми проводились различные «эксперименты» по осовремениванию и модернизации, а их развитие выверялось эстетическими критериями профессионального искусства. Сама идея народной художественной культуры оказалась выхолощенной, в ней поменяли местами первичное и вторичное.

Функционирование элитарного искусства сегодня уже не связано лишь с узкими социальными слоями. Многие явления искусства способны моделировать весьма существенные признаки социального функционирования народного искусства и иметь самую широкую аудиторию. XX век с его колоссальными техническими возможностями тиражировать художественные ценности и до предела расширять аудиторию искусства продемонстрировал со всей убедительностью новые тенденции в развитии народной культуры.

В XX в. мы являемся свидетелями того, что противоречие между народным и элитарным искусством, которое было характерным для истории культуры до XX в., может сниматься или нивелироваться. Аудитория народного и элитарного искусства в количественном отношении может быть равной. Более того, она может быть одной и той же. Сближение условий социального функционирования народного и элитарного искусства объясняется обстоятельствами, присущими развитию культуры XX в. В этот период благодаря техническому прогрессу была вызвана к жизни система массовой коммуникации, которая нейтрализует социальную дифференциацию и утверждает явление массовости во всех сферах; том числе в сфере искусства.

В культуре XX в., особенно в отечественной, была сделана попытка устранения всякой социальной дифференциации. Критерию массовости была придана уже не техническая, а социальная характеристика. Поскольку элитарная культура была искусственно устранена из самого общества (во всяком случае, общество так это понимало), то, следовательно, в истории сложилась уникальная ситуация, в которой профессиональное искусство уподоблялось народному. такая ситуация всячески стимулировалась советским государством. Одним из значимых критериев профессионального искусства была названа массовость, которая оказалась заимствованной у эстетики народной культуры.

Проблема массовости искусства начиная с 1920-х годов стала постоянной темой дискуссий в советском искусствоведении. Понятие "массовость" идентифицировалось с понятием «народность». Такое уподобление сохранялось вплоть до 1960-х годов, когда эти понятия стали постепенно «разводить». Критерий массовости был соотнесен с массовой культурой западных стран, и следовательно, получил отрицательный оттенок, а критерий народности по-прежнему трактовался в духе XIX в. но дело не только в теоретических концепциях. С середины XX в. все более сложным и противоречивым становится взаимодействие народного слоя культуры с культурой действительно массовой. Массовая культура долгое время оценивалась в советской литературе (научной и популярной) весьма неоднозначно. Абсолютное большинство ученых видит в ней «сгусток отрицательности», подлежащий уничтожению. Некоторые же, соглашаясь с этой идеей, рассматривали ее как неизбежные издержки на пути к утверждению общечеловеческих ценностей и демократизации (Обстоятельный список литературы по вопросам массовой культуры приведен в кн.: Шестаков В.П. Мифология XX века. М., 1988.). Это не давало возможности вы­явить ее подлинную сущность, ограничивало ее восприятие наи­более эпатирующими образцами. Хотя очевидно, что роль массо­вого искусства в жизни урбанизированного и высокотехнологиче­ского общества трудно переоценить с точки зрения обеспечения эстетической организации, формирования соответствующей среды обитания человека и т.д.

В последние десятилетия произошла резкая смена отношений к массовой культуре, создающей принципиально новую социокуль­турную ситуацию в обществе.

Необходимо осознать закономерность пути, по которому разви­вается цивилизация: ни одно самым идеальным образом организо­ванное современное общество не может ограничиваться традици­онными формами культурной деятельности. Образцы и изделия массовой художественной культуры заполнили быт, среду обита­ния человека. Современные технологии, тиражирующие образцы элитарной культуры, бросили вызов традиционным формам куль­турной деятельности.

Народная культура, сталкиваясь с реалиями жизни конца XX в., является нередко отчужденной, выталкивается на обочину культурного процесса, уходит из активного бытового обихода. Из­делия ремесленников и народных мастеров оказываются не в доме, не в обиходе человека, а на выставках, в сувенирных лавках и магазинах; народные песни, сказки, танцы, обряды стали десер­том, визитной карточкой, но не естественной частью жизни. Во многих источниках эти процессы стали оцениваться как последст­вия негативного воздействия культуры массовой на народную.

Основной смысл подобных концепций сводится к их противо­поставлению как несовместимых явлений. Более того, сложилось мнение, что массовое искусство – антипод, враг народного, его разрушитель и ниспровергатель. В этом есть немало правдивого, реально отражающего суть происходящего, но и немало субъективного, неверно трактующего проблему.

Традиционные формы культуры представляются как бы эта­лонными по сравнению с теми образцами, которые предлагает массовое производство. В этом действительно заключен важней­ший смысл поддержки, развития, сохранения традиционной куль­туры. Но и массовая культура предстает не одномерным и упро­щенным явлением. В известном смысле она выступает имитато­ром определенных форм народной культуры или берет на "вооружение" механизм ее бытования, активно адаптирует эле­менты, образцы, исполнительские приемы и средства из вековой народной традиции. Включение слоя массовой культуры в другие слои подразумевает их постоянную состыковку, например путем модернизации традиций. Таким образом, сохраняя свои особенно­сти, корневые устои, каждая из культур отражает все более услож­няющиеся отношения внутри целостной культуры общества.

Разводя понятия "массовость" и "народность" исследователи XX в. приходили к выводу о том, что произведение искусства может быть народным и в том случае, если оно первоначально может быть понято лишь узкими социальными слоями.

Проявления массовой культуры стали связывать исключительно с последним столетием, а еще точнее, с культурой, создаваемой с помощью средств массовой коммуникации (Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986; Петров Л.В. Массовая коммуникация и искусство. Л., 1976.). Однако сегодня мож­но говорить об ошибочности такой точки зрения на историю воз­никновения и сущность массовой культуры. Слабо и недостаточно изученным оказался вопрос о генезисе массовой культуры, в исто­рии которой некоторые исследователи пытаются найти точную дату ее появления (Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М., 1976.). "Массовая культура зародилась в конце прошлого столетия в результате кризиса культуры классической, - пишет К.Э.Разлогов. - Днем ее рож­дения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности" (Разлогов К.Э. Феномен массовой культуры//Кулътура. Традиции. Образование: Ежегодник. М., 1990. С. 134-135.). В результате широким массам населения становится дос­тупным роман - главный вид художественного творчества ХIХ в. Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а затем к ко­миксам.

В 1895 г. был изобретен кинематограф, для понимания которого не требовалось даже элементарной грамотности. Легкая музыка постепенно захватила сцену, радио­вещание, телевидение.

На наш взгляд, истоки массовой культуры лежат в процессах десакрализации на­родной культуры. Первоначальные элементы массовой культуры сложились в народной культуре, утратившей сакральный смысл, и происходило все это уже в культуре городского посада.

В то же время в архаической культуре многое было связано с бытом, досугом и не растворялось в искусстве, ориентированном на ритуальные действия, имеющие коллективный и, следователь­но, социальный смысл. Последнее мы можем рассматривать как институциональное явление. Все остальное, не связанное с обря­дом, не имело ритуального смысла и предстает сферой неинституционализированной, т. е. сферой досуговой. В этой сфере мы и должны искать элементы массовой культуры.

В XIX, в. архаические обряды все более превращались в игры или веселые маскарады, а их ритуальный смысл уступил место развлекательному. Можно утверждать, что настал принципиально новый этап функционирования народной культуры, в недрах которой сложились новые явления, освобожденные от магических к сакральных функций (Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII.- начала XX в. Л., 1980.).

По мере того как посад из маргинального поселения за чертой княжеского феодального города трансформируется в основное про­странство обитания городского населения, культура населения этого маргинального образования из массового по существу явления пре­вращается в универсальное. Она получает гипертрофированное раз­витие и становится для маргинальных слоев жизненно необходимой. Жители посада, слободы, поселков, занимающих промежуточное по­ложение между архаическими деревнями и городами, стимулировали развитие массовой культуры. Таким образом, ее истоки следует связывать с тем периодом, когда отношения между деревней и горо­дом меняются, и город перестает развиваться в контексте традицион­ных ценностей, связанных с крестьянством. Город не только оказывается в оппозиции к традиционным ценностям, но и начинает играть в культуре "первую скрипку", вызывать к жизни принципиально новую ценностную культурную систему, отныне определяющую уже и развитие традиционных форм народной культуры. Ставя вопрос о том, когда же этот перелом между городом и деревней произошел, полагаем, что он произошел в Европе в эпоху Возрождения, в России с эпохи Петра I.

С XVII в. народное искусство в городах постепенно приобретает черты массовой культуры. По своей форме, но не по смыслу она предстает нередко как явление народное.

Корни массовой культуры уходят не только в маргинальную культуру городского посада, а также в дворянскую субкультуру, которая, культивируя досуг, вынуждена была отказаться от тради­ционных ценностей народной культуры и заимствовать те формы массовой культуры, которые уже развивались на Западе. Таким образом, возникающая и утверждающая себя новая массовая куль­тура продолжала эксплуатировать приемы и формы народного ис­кусства, трансформируя его в искусство досуга и развлечения.

Процесс разложения традиционных ценностей, и прежде всего фольклора, вызывался не интересами отдельной личности, элиты, узких социальных групп. Огромные массы людей, для которых фольклорные ценности уже перестают быть единственно значи­мыми, сакральными, а ценности профессионального искусства недоступны по разным причинам, испытывают потребность в осознании многих социально-психологических проблем, разре­шаемых ранее в границах народной культуры, в которой бытовые, прагматические, и эстетические элементы находятся в единстве. Такую задачу берет на себя массовая культура.

Вычленить массовую культуру в истории не столь просто. Ка­жется, что история массовой культуры развертывается совершенно иначе, чем история народного и профессионального искусства, и никак с ними не связана. Однако история народной культуры с историей массовой культуры связана уже потому, что последняя формировалась в недрах первой и часто функционирует в формах народного искусства. Свобода от религиозного, духовного смысла последнего порождает то, что И. Ильин называет тривиальным искусством (Ильин И. Аксиомы религиозного типа. М., 1993. С. 203.). Но часто в аналогичном состоянии оказывается и элитарная культура, многие образцы которой трудно отделить от массовой, тем более что последнюю создают также профессиона­лы.

Массовая культура способна функционировать как в формах на­родного, так и в формах элитарного искусства. Отделить ее от по­следнего подчас также достаточно трудно, поскольку она блистатель­но мимикрирует под него. В то же время происходит и трансформа­ция народного искусства в массовую культуру, в частности, путем превалирования в нем развлекательных и досуговых функций. Имен­но это и наблюдается в современных городах, когда, принимая уча­стие в народных играх и праздниках, обрядах, горожане уже не отно­сятся к ним как к сакральным актам. То же самое можно сказать и о многих фольклорных ансамблях, деятельность которых носит развле­кательный характер.

Если для народного искусства характерен комплекс утилитар­ных, религиозных, магических, ритуальных и обрядовых функций, то для массового искусства остаются реальными лишь необрядо­вые, рекреационные, развлекательные, соответственно, чисто эс­тетические и неинституциализированные. Иначе говоря, массовая культура становится исключительно культурой досуга.

В отношениях народной и массовой культур есть еще один нюанс. Открытие массовой культуры и тем более ее научное осмыс­ление произошли намного позднее, чем она в истории появилась. Во многом это можно объяснить и тем, что ее функционирование дли­тельное время осуществлялось в формах народной культуры. Налицо беспрецедентный случай подмены явлений не по названию, а по су­ществу. Изучая народное искусство, фольклор, многие исследователи XVIII в. и особенно XIX в. на самом деле имели дело уже с явления­ми массовой культуры, фольклоризмом, изобразительно-прикладным кичем.

Важная причина трансформации ценностей народной культу­ры в явления массовой культуры заложена в их тиражировании, в отрыве их от конкретной среды, в которой они возникли. В про­цессе тиражирования ценности народной культуры утрачивают свою суть религиозные, магические черты. Тиражирование, осо­бенно в современных его формах, выхолащивает из народного ис­кусства его наиболее значимые свойства: ритуальность, сакральность, духовность.

Одновременно с начала XX в. в народной культуре можно фиксировать процесс постоянной региональной и географической унификации. До этого периода фольклор северорусских, южно­русских, центральных регионов или Поволжья оставался доста­точно замкнутой системой. На народной культуре каждой области России и даже небольшого региона лежала печать этнического своеобразия. Однако мощные процессы урбанизации привели к тому, что К. Леонтьев называл "смесительным упрощением" куль­туры. Отрываясь от территориальных общностей, народная куль­тура все более космополитизируется, теряет свои региональные характеристики, трансформируется, предстает массовым искусст­вом. Это примета общего процесса планетаризации культуры, ин­тенсивного диалога между разными типами культур.

"Замечать" массовую культуру как специфическую и самостоя­тельную по отношению к другим культурным образованиям стали на переходном этапе истории, когда маргинальная среда стала расширяться, превращаясь во всеобщее явление. Используя опре­деление X. Ортеги-и-Гассета, можно сказать, что массовую куль­туру как особый тип культуры вызвал к жизни "человек массы", тип личности, заявивший о себе как хозяин жизни в конце XIX в.

Взаимодействие разных пластов в культуре предполагает нали­чие в каждом из них промежуточных образований с менее выра­женными характерными чертами. В этой поликультурной среде сталкиваются разные слои, явления, образования, структуры, формируя таким образом неустойчивость культуры. Причем про­исходит состыковка не одного слоя с другим, а сразу несколько слоев образуют пограничные зоны, в которых одновременно про­текают многосторонние заимствования. В результате новое обра­зование может нести на себе сразу приметы и черты из элитар­ной, массовой и народной культур.

Народную культуру нельзя представить вне постоянного разви­тия. Могут быть более и менее интенсивные и плодотворные пе­риоды в этом обновлении, но процесс этот безусловен.

На определенном этапе города перестают ориентироваться только на традиции народной культуры, однако она продолжает развиваться в городах и в поздней истории. В процессе развития в городской культуре наращиваются элементы, отклоняющиеся от ценностей крестьянской культуры. А это значит, что возникает противоречие в отношениях между пластами культуры. Город под­хватывает и развивает не только традиции народной культуры, развивающейся на селе, но элементы, развивающиеся в городах, противостоят ценностям крестьянской культуры. В иных случаях эти отношения доходят до антагонизма.

В городах народная культура трансформируется, но не разру­шается и не исчезает полностью, не обрывается, а продолжает развиваться. Следовательно, народное искусство продолжает функционировать не в границах одного слоя культуры, а охваты­вает многие, если не все, культуры. Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости на каждом этапе новой и новейшей истории выделять слой народной культуры, который будет то уве­личиваться, то сужаться, захватывая новые социальные группы.

Если мы обратимся к культуре XX в., то обнаружим здесь все типы известных культур: суперэлитарную, элитарную, народную, массовую. Образцы всех культур тиражируются с помощью средств массовой коммуникации исполнительскими коллективами и солистами. Несмотря на интенсивное взаимодействие между этими слоями, необходимо иметь в виду их самостоятельность и самоценность.

Из сказанного очевидно, что типологию слоев культуры можно представить в виде схемы (см. схему 2).

Весьма неоднородным предстает профессиональное искусство. Нуждается в дифференциации и массовая культура. Скажем, ее образцы, тиражируемые рок-группами, образуют одну группу, а народными мастерами – другую. Что касается народной культуры, то здесь тоже можно выделить как наиболее консервативные ее образования – слой традиционной культуры, так и те, которые подверглись воздействию профессионального искусства, например любительское самодеятельное искусство.

При этом, как нам представляется, дифференциация каждого из слоев культуры является неизбежным следствием их функцио­нирования в разных социальных образованиях. Фольклор кресть­янской субкультуры будет отличаться от фольклора, функциони­рующего в городах. Одни формы фольклора могут быть больше ориентированы на сохранение традиций, свойственных отечест­венной культуре в прошлом, другие – на ассимиляцию ценностей, существующих в других культурах. Разнообразие форм народной художественной культуры дает основание говорить о ее открыто­сти и возможности дифференцированно реагировать на запросы времени.

Не только каждый из пластов культуры сохраняет свою авто­номность, представлен своими наиболее яркими носителями, творцами этого типа культуры. Наряду с этим, с одной стороны, между ними образуются сложные переходные нестабильные фор­мы, функционирующие в совместно образуемых зонах, а с другой – народная культура сохраняет значение первоосновы, первоистока для всех этих образований. Все слои культуры – элитарной, массовой и даже суперэлитарной, функционирующей в основном в инонациональной космополитической среде, прошли эмбрио­нальную стадию развития в народной культуре, сохраняют в той или иной мере с ней связь, пользуются ее ценностями и художе­ственными возможностями, опираются на них в поисках новых выразительных средств. Не случайно, у таких, на первый взгляд весьма "не народных" явлений, как рок-музыка (в ее течениях – хард-рок, хеви-металл и др.), специалисты обнаруживают связь с фольклором, более того приходят к парадоксальному выводу о том, что рок – фольклор XX в. (Советская музыка. 1986. № 9. С. 53; Советская культура. 1988. 16 августа.).


Можно предположить, что и в будущем появление все новых форм культуры будет так или иначе обязано народной культуре, народному творчеству, ибо не только их прошлое, но и настоящее связано с ними.

Таким образом, народная художественная культура занимает в культуре современного общества исторически принадлежащее ей место, обусловленное присущим ей способом производства, сохранения и распространения духовных ценностей, а также способностью оплодотворять другие слои культуры в их становлении и развитии. Богатство, множественность содержательных и жан­ровых пограничных образований между культурами – живитель­ный исток их взаимообогащения, появления принципиально но­вых явлений в культуре в целом и в каждом ее слое в отдельности. Народная художественная культура – полноправный участник со­временного культурно-исторического процесса, одно из главных действующих лиц российской культуры.

 

ЛЕКЦИЯ 2







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1601. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия